Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление и развитие дошкольной педагогики
3 этапа разв ДП. I.17-18 вв. ü Я.А. Коменского 17 в.(науч.идеивосп. и разв.) «Великая дидактика»-принц.обуч. «Материнская школа»-прогр. и метод.реком. «Мир чувственных вещей в картинках» как метод пособ к прогр.Понятие классно-урочной системы, учебн. года, каникул.учет возраст и индивид.особ. дет., периодиз.(детство, отрочество, юность, возмужалость). Т=6 лет. до б лет разв.орган.чув, речи и предст об окр; ü Ж.-Ж. Руссо.«Эмиль, или О воспитании» принц.восп.дет.на гуманизме:1)соотв. прир.реб; 2) ни подавл, ни ускорразв;3) много самодеятельности при соблюддисциплины естеств. последствий (испортил – у тебя больше нет этой вещи);4) д.б. медл. и постеп.;5) в деревне. 2-12 лет – стадия развития физических сил и начало духовной жизни;Восп. реб. д.б. естеств/природосообразным. ü И.Г. Песталоцци, Теория элементар.образ-гармон.разв.реб. (элем.нрав, физ, умств.), обуч.счету, измер,рр. Принц- наглядность, а ср-во – число, форма и слово. «Книга для матерей.» Осн.задач.восп.-форм.нравст. облика реб, отвергая нравоучения как ср-во,развлюбовь к матери-сверст-взр, упражн. и нрав.поступки. II.Второй этап (19 - нач. 20 вв). ü Ф. Фребель, развреб- процесс раскрытия божеств сущн через речь, игру, изо, труд. «Воспитание человека», «Детский сад»-цель восп-разв природ способ, разрабсист. подв.игр, а также даров, т.е. пособ. для разв. строит.навык и знаком с геометр форм (цветные мячи, шар-куб-цилиндр, куб, деленный на 8 кубиков, куб, деленный на 27 частей).развврождинстинк: деятельн, познан, художест, религиозн.1Т– разввнешнчув, 2Т–детство (игра), 3Т– отрочество. ü М. Монтессори, ребнеобх создав усл длясамовосп, саморазв. «Дом ребенка» раб с дет, имеющотклон в разв, с помощиспользразлдидакт матер. Ее прогрессивные идеи: - ежемес.антропометр.измер; замена оборуд на дет;-дидак.мат-упросяз-мышечнчув-ва.не использ игру в проц.обуч;вним только к сенсор.сфере. ü К.Д. Ушинский. «Человек, как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» идея народности восп: отраж потреб и особен общ-ва и народ должен принимать акт.уч. Приоритет-родн.яз.изнаком.сокр.(худ. лит.и труд, игры, рисов).больше свобод.врем. для самост.деят.; ü Е. Водовозова-развнаблюд., любозн.в проц.ознакомл. с окр.. Первый фундам.труд по ДП в– «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до дошкольного возраста». идея народности (физвоспи труд). А. Симонович – СПБ 1ый д/с (1863 г.), сист. зан. по ознаком.с трудом взр., бытом рус.нар. и окр.прир (родиноведение). 1ый ж-л «Детский сад» (1866 г.), стрем. к преемств. м/ду д/с и шк. «Детский сад» ü Л. Шлегерруковод. д/с-лабораторией-новая методика восп (уваж.личн). «Материал для бесед с маленькими детьми», «Практика работы в детском саду». Свободное воспит.(воспит.для орган.обст., предоставл. матер.) III.Третий этап в развитии дошкольной педагогики начался в ХХв., в советской России. ü Большую роль в создании дошкольной педагогики сыграла Н.К. Крупская, которая утверждала, что детское развитие осуществляется не само по себе, а решающим образом зависит от условий жизни и воспитания. ü Существенный вклад в разработку вопросов дошкольного воспитания внес А. С. Макаренко. Его учение о детском коллективе, о воспитании ребенка в семье, о воспитательном значении детской игры сыграло большую роль в разработке проблем дошкольной педагогики. Сначала этап был связан с развитием и становлением идей в отношении разных видов деятельности дошкольников (игровой, трудовой, художественно-эстетической, познавательной). Этот материал нашел отражение в первых руководствах и программах для детских садов. На съездах и конференциях по дошкольному воспитанию звучали первые научные исследования проблем дошкольной педагогики. Так, в разработку проблем игровой деятельности дошкольников внесли свой вклад Р.С. Жуковская, Д.В. Менджрицкая, А.П. Усова, З.В. Лиштван. Эти авторы разработали классификации игр и игрушек, а также методики руководства сюжетно-ролевыми, дидактическими, строительными играми. ü А.П. Усова обосновала особенности обучения дошкольников. По ее инициативе с 1853 г. в ДОУ были введены систематические занятия в детских садах по разным направлениям. ü Проблемы художественно-эстетического развития детей разрабатывали Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина. ü Основы трудового воспитания дошкольников были заложены В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Р.С. Буре. Проблемы общения дошкольников разрабатывали и разрабатывают такие авторы, как М. Лисина, Л. Н. Галигутузова, Е.О. Смирнова. Все эти направления отражаются в многочисленных научных исследованиях и методических пособиях. 2.4. Современные тенденции развития дошкольной педагогики можно обозначить следующим образом: 1. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Автор этого направления В. Кудрявцев провозгласил тезис «Переход от педагогики повседневности к педагогике развития». Под его руководством разработан проект развивающего дошкольного образования. В основе проекта лежит идея развивающего обучения, отличительными чертами которого является то, что ребенок усваивает культуру и одновременно порождает новые ее формы. Проект опирается на принцип междисциплинарного подхода, комплиментарности обеспечения развития ребенка. Проект учитывает, что дошкольная ступень – исходное звено в системе непрерывного образования. Суть проекта: инициировать психолого-педагогическое сопровождение, творческое освоение культуры детьми в разных видах деятельности. В основе проекта лежит развивающая программа, направленная на развитие культуры общения, культуры познания, эстетической культуры, культуры движений. 2. Педагогика личностно-ориентированного взаимодействия с детьми была разработана С. А. Козловой, Т.С. Комаровой, Р.Н. Чумичевой. Авторы предлагают через разные виды деятельности реализовывать личностно-ориентированную модель общения с детьми, опирающуюся на индивидуальные, возрастные особенности детей, уважение их личности, создание ситуации успеха, умение сделать ребенка субъектом своего развития, преобладание партнерских отношений. 3. Гуманитарный подход к изучению ребенка-дошкольника освещают специалисты из РГПУ им. А.И. Герцена (А.Г. Гогоберидзе), который основывается на признании самоценности дошкольного детства, как этапа вхождения ребенка в мир культуры. Проблема развития активности, самостоятельности, самодеятельности ребенка выходит на одно из первых мест и является выражением субъектно-субъектного подхода. Единство гуманитарного, культурологического и субъектно-субъектного подхода раскрывает механизмы освоения дошкольниками культурного опыта. Министерство образования и науки РФ утвердило с 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Таким образом, ДП, оставаясь сравнительно молодой наукой, имеет свою историю. ДП проходит в настоящее время третий этап развития, характеризующийся акцентами на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, способствующее полноценному развитию детей. При этом современная ДП базируется на педагогическом наследии прошлого как зарубежной, так и отечественной педагогики.
Date: 2015-12-13; view: 891; Нарушение авторских прав |