Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки, её место в системе других наукСтр 1 из 101Следующая ⇒
1.1. Термин «педагогика» в переводе с греческого можно понимать как «детовождение». Термин «педагогика» на протяжении веков до начала 18ого века понимался двояко: как ремесло или искусство или как наука о воспитании. На современном этапе педагогика определяется в узком смысле ее понимания, как наука о формировании личности человека от рождения и на протяжении всей жизни. С т. зр. современных ученых в области дошкольной педагогики (ДП), таких как С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Т.Н. Бабунова, Т.С. Комарова и др., ДП рассматривается как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка-дошкольника в период от рождения до 6-7 лет. 1.2.Условия выделения дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль научного знания (понятийно-категориальный аппарат, предмет и методы исследования науки). Всякая наука является наукой тогда, когда соблюдается 3 основных условия: 1) сформулирован понятийно-категориальный аппарат науки; 2) определены методы исследования науки; 3) известен предмет исследования науки. Ø Объект: ребенок, группа детей. Ø Предмет: воспитание и все, что с ним связано (обучение, развитие, формирование, становление, перевоспитание). Ø Основные категории: воспитание (организованный, систематический, целенаправленный процесс воздействия на личность и поведение ребенка, осуществляемый под руководством взрослого), развитие (количественный и качественный изменения, кот.происходят с возрастом у ребенка и осуществляются под руководством взрослого), формирование (двоякий процесс, включающий в себя воспитание и развитие), субкультура детства (рассматривается как саморазвитие и самопонимание ребенком окружающего мира). Ø Методы: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделировании, анкетирование, метод экспертных оценок и др.).Как наука, дошкольная педагогика имеет общую, специальную и частную методологию: — общая методология дошкольной педагогики — методологические и теоретические основы педагогической науки, представляющие, в целом, диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада и гуманистический подход как идейную философскую основудошкольной педагогики и характеристику социально-ценностного мировоззрения педагогов; — специальная методология педагогики характеризует устойчивые представления о сознании и психике ребенка дошкольного возраста и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него, в частности, в нее входят индивидуальный и деятельностный, системный и комплексный подходы; — частная методология дошкольной педагогики представляет при этом закономерности, принципы и методы изучения педагогических явлений и процессов. Например, сюда относится учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация (максимальное использование возможностей) его развития, свойств индивидуальности и развития творческих способностей детей и др. 1.3. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики предполагает осуществление системного анализа детской личности в ее становлении и развитии под влиянием педагогических воздействий. А.В. Запорожец и Т.А. Маркова считали, что системный подход к определению предмета дошкольной педагогики имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как "ориентирует на такое совершенствование дошкольного воспитания, при котором отдельные его стороны более тесно и органически взаимосвязаны друг с другом. Центральным ядром этой системы должно стать нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, от которого в конечном счете зависит формирование ценностных ориентаций детской личности и общее направление ее дальнейшего развития." 1.4. Задачи современной ДП: 1) способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования; 2) разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта; 3) создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста; 4) разработать систему педагогического просвещения родителей. Задачи видоизменяются по мере изменений, происходящих в обществе. 1.5. Дошкольная педагогика выполняет следующие функции: 1) гносеологическая (гносеология – познание) – изучение педагогической деятельности, педагогических закономерностей; 2) прогностическая – научный прогноз путей совершенствования дошкольного образования; 3) творческо-преобразовательная – разработка новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику. Принципы ДП: ü гуманизации (ребенок как субъект обучения и воспитания); ü культуросообразности(идея о базовой культуре личности, добровольности и реализме целей образования являются основанием для разработки содержания воспитания); ü саморазвития (способность превращать собственную педагогическую деятельность в объект практического преобразования); ü аксиологичности (ценности); ü вариативности (возможность выбора содержания обучения, методов, форм и приемов обучения и воспитания); ü непрерывности (связь всех ступеней образования); ü природосообразности (образование в соответствии с природой детей, их способностями, склонностями, интересами). 1.6. Понятийно-категориальный аппарат: воспитание, развитие, формирование, обучение, образовательный процесс дошкольной организации. Ø Воспитание - организованный, систематический, целенаправленный процесс воздействия на личность и поведение ребенка, осуществляемый под руководством взрослого. Ø Развитие –процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка. Ø Образовательный процесс ДО – профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми. Ø Обучение – специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу знаний, умений, навыков, переработку и создание новой информации, воспитание положительного отношения к познанию, формирование культуры познания. Ø Формирование – специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом разных факторов. Ø Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. 1.7. Психолого-педагогическая работа по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детейрешаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Образовательные области по ФГОС: ü социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; ü познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; ü речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; ü художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); ü физическое развитие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 1.8. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Источники ДП: 1. История зарубежной и отечественной педагогики. 2. Народная педагогика. 3. Современные научные педагогические исследования проблем дошкольного образования. 4. Передовой педагогический опыт. 5. Данные других наук (детская психология, возрастная психология, психология развития и др.). В системе педагогических наук ДП занимает важное место и не может существовать без связи с другими науками. Связь с общей педагогикой проявляется в том, что дошкольная педагогика использует аналогичные научные методы исследования, оперирует основными общепедагогическими категориями. Дошкольная педагогика тесно связана с историей педагогики: современное дошкольное образование базируется на наследии педагогической мысли прошлого. Например, использование системы М. Монтессори в настоящее время. Очень важна связь дошкольной педагогики с археологией и этнографией, которые дают представление о развитии педагогики в разных регионах в разное время. Игрушки и документы, найденные при раскопках, свидетельствуют об этом. Дошкольная педагогика использует данные психологии о возрастных особенностях психических процессов, деятельности, личности ребенка при разработке новых технологий дошкольного образования. Связь дошкольной педагогики с анатомией и физиологией позволяет учитывать особенности анатомического строения организма ребенка, физиологические механизмы, требования гигиены при организации дошкольного образования. При разработке содержания технологий социально-нравственного, художественно-эстетического развития детей используют основные категории этики и эстетики. Дошкольная педагогика руководствуется философскими положениями о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, основными философскими законами.
Date: 2015-12-13; view: 1354; Нарушение авторских прав |