Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ум и глупость
Процесс познания – процесс расширения нашей картины мира. Звучит вроде бы просто. Картина мира – что-то вроде интерфейса, посредством которого мы воспринимаем и интерпретируем окружающую действительность. Наш мозг постоянно каталогизирует наши мысли и впечатления, присваивая ярлыки, выстраивая ассоциативные связи и распределяя информацию по степени значимости в рамках этой картины мира, которую иногда уподобляют многомерному шкафу с ящичками. Это естественный процесс, которым мы занимаемся постоянно, осознавая или нет. Но иногда, мы получаем информацию, которая не вписывается в картину мира. И здесь начинаются сложности. Представьте, что вы собираете паззл где-то так из тысячи кусочков. Задача непростая, но вы с ней справились и картинку как-то собрали. И вдруг откуда-то появляются еще несколько кусочков паззла, которые вы забыли. А картинка уже собрана. Чтобы интегрировать эти вновь найденные кусочки, придется всю сложенную картину разобрать и собрать по новой. Не хочется, не так ли? Велик соблазн эти вновь найденные кусочки куда-то отложить и не заниматься нудной работой по повторной сборке этой картинки, возможно в совершенно иной последовательности. Наша картина мира это точно такой же паззл, выполняющий жизненно важную роль. Через нее мы воспринимаем все происходящее вокруг нас, и она должна быть стабильной, чтобы мы понимали как действовать в случае какой-либо вводной извне. Наша психика изо всех сил старается сохранить нашу картину мира стабильной, потому что это определяет стабильность психики целиком. Если мы сталкиваемся с вызовом, который нам неизвестен и которого нет в нашей картине мира, это стресс. Мы живем так, как будто мы «знаем все» и стараемся избегать нового, если оно может привести к перестройке картины мира. Это нормальное состояние нашей психики. При этом, мир чудовищно огромен и сложен, и мы неизбежно сталкиваемся с новыми вызовами извне. И вот здесь проявляется тот же феномен, что и в случае с паззлом. Расширять картину мира не хочется, это болезненный процесс – признаться самому себе в том, что чего-то не знаешь. Здесь требуется разорвать связи элементов части картины мира (признать, что в отдельном аспекте мира все устроено не так как считал ранее) и собрать все снова. Это неприятно, и психика этому будет сопротивляться. И это не абстракции. Книга, которую вы читаете, ориентирована именно на то, чтобы частично разрушить вашу картину мира и затем собрать ее по новой, сделав более обширной и логически связанной. Иным способом, достигнуть качественного скачка в понимании процессов невозможно. Но это вряд ли будет приятным процессом. Закономерным образом, вы будете сопротивляться, чтобы ничего не менять. Сопротивляться будет сама ваша психика, которая заинтересована в том, чтобы «здесь и сейчас» длилось вечно и оставалось неизменным. Как психика будет сопротивляться попыткам изменить картину мира? Самая поверхностная реакция – несогласие с прочитанным. Дескать, все устроено не так. Если же вы проявите настойчивость, то и сопротивление станет сильнее. Возникнут негативные эмоции, от отвращения до ненависти к авторам и тексту. И чем больше прочитанное будет расходиться с тем, что вы знаете (сложившаяся картина мира), тем сильнее будут эти эмоции. Если же вы наступите на горло собственной песне и продолжите чтение, признав собственную неправоту, то следующей реакцией будет растерянность и разочарование. И это неизбежно, когда привычная твердая почва уходит из под ног. И только потом, приняв тезис Платона «я знаю, что ничего не знаю», у вас начнут вырисовываться контуры новой картины мира. Познание это боль, а никакое не счастье. Счастье, как известно – наоборот, в неведении. Но именно здесь проходит разница между умом и глупостью. Глупость готова жить с частичной и упрощенной картиной мира. Ум для такой жизни органически неприспособлен. Но альтернативы развитию, пусть и через боль – нет. Мир должен принадлежать умным и компетентным, а не жертвам эффекта Даннинга-Крюгера[1]. Уважаемый читатель, вас впереди ждет не легкое чтиво наподобие «деловых бестеселлеров», где с трудом можно найти более одной простенькой идеи. Вас ждет очень трудная внутренняя работа. Но альтернативы ей нет. Умные и компетентные все более нужны миру. Смиритесь. Терпите. Читайте. Date: 2015-12-13; view: 352; Нарушение авторских прав |