Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центральная» (таламическая) теория Кэннона-Барда
Так случилось в истории психологии, что два ученых независимо друг от друга и фактически одновременно опубликовали свои работы об эмоциях. Идеи, которые они высказывали, оказались принципиально похожими. Имя одного ученого, философа и психолога, было Уильям Джемс. Он опубликовал свою статью в 1884 году в США. Имя другого, невропатолога-физиолога, - Карл Ланге. Он опубликовал свою книгу в 1885 году в Копенгагене. Высказанные этими авторами идеи очень быстро приобрели всемирную известность и стали точкой отсчета в создании теории эмоций. Основные тезисы Джемса и Ланге были просты и феноменологически убедительны. Джемс пишет, чтопринято думать, что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоциями, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Джемс, напротив, полагает, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, u является эмоцией». И далее: «Когда мы в темном лесу внезапно видим движущийся силуэт, у нас замирает сердце и мгновенно задерживается дыхание еще до того, как появляется представление об опасности. Если друг подходит близко к краю пропасти, нам "делается нехорошо", и мы отступаем шаг назад, хотя хорошо понимаем, что он в безопасности и у нас нет отчетливой мысли о его падении... В такого рода случаях ясно видно, как эмоция и появляется, и исчезает одновременно с тем, что называют ее последствиями или проявлениями. Она не имеет другого психического статуса, как в форме переживания этих проявлений или в форме их представления. Поэтому телесные проявления составляют все ее основание, весь ее субстрат и инвентарь». Ланге пишет еще проще: «Устраните при страхе физические симптомы, возвратите бьющемуся пульсу его спокойствие, взгляду - его твердость, цвету лица - его нормальную окраску, движениям - их быстроту и верность, языку – его бойкость, мысли - ее ясность - что тогда останется от страха?!». Основной тезис: эмоции – это состояния тела (то есть только на основе телесных изменений возникают психические переживания). Это те два принципа, о которых мы уже говорили: изменения во внутренних органах под воздействием вегетативной нервной системы и двигательные изменения мышц лица и конечностей. Ланге был даже последовательнее Джемса в отрицании эмоций вне состояния тела, правда, под последним он, в отличие от Джемса, понимал не столько изменения во внутренних органах и скелетной мускулатуре, сколько вазомоторную или сосудодвигательную составляющую. Вот как Ланге определяет некоторые эмоции: «Разочарование = уменьшение произвольной иннерваuии; Печаль = уменьшение произвольной иннерваuии + сокращение сосудов; Страх = уменьшение произвольной иннерваuии + сокращение сосудов + спазм гладких мышц» (там же, с. 47). Парадоксальность и простота аргументов Джемса и Ланге произвели неизгладимое впечатление не только на их современников, но и на все последующие поколения исследователей эмоций. В современной психологии (как и в физиологии) можно найти целый ряд исследований, которые явно или не явно опираются на теорию Джемса-Ланге и пытаются ее дополнять и развивать. Бурное развитие физиологии в начале ХХ века и исследования Шеррингтона, Кэннона и Барда на собаках и кошках с отделением узлов и отделов центральной и вегетативной нервной системы (Sherriпgtoп, 1900; Саппоп, 1915, 1927, 1931; Bard, 1928, 1934) привели к пересмотру представлений Джемса и Ланге, наиболее последовательно выраженному в работах Кэннона (Саппоп, 1927/1969, 1931). Кэннон провел сравнение двух физиологических механизмов порождения эмоций. Схематизация теории Джемса-Ланге по Кэннону выглядит следующим образом (рис. 1.1). Внешний стимул раздражает один или несколько рецепторов (R); афферентные импульсы достигают коры (путь 1) и объект воспринимается; эфферентные импульсы сразу же активируют мышцы и внутренние органы (путь 2); активность этих органов раздражает рецепторы, вызывая афферентные импульсы, достигающие коры по путям 3 и 4. Восприятие этих изменений в мышцах и внутренних органах, следующее за восприятием внешнего стимула-объекта, превращает простое восприятие в эмоцию, связанную с объектом, ибо, по Джемсу, «ощущение телесных изменений, по мере того как они происходят, и есть эмоция» (цит. по: Лuндслей, 1960, с. 664). Как мы видим на том же рисунке, Кэннон, в свою очередь, вводит в эту схему структуры таламуса, которые опосредуют и тем самым берут на себя функцию порождения эмоциональных явлений и управления ими. Обосновывая роль коркового субстрата эмоций, Кэннон создает физиологическую основу и для когнитивных интерпретаций эмоций.
Кэннон приводит следующие возражения против теории Джемса-Ланге: 1) полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоционального поведения (здесь он ссылается как на эксперименты Шеррингтона по перерезанию блуждающего нерва собаки на уровне спинного мозга, так и на собственные эксперименты по удалению узлов симпатического отдела вегетативной нервной системы у кошки); 2) одни и те же висцеральные изменения происходят при очень разных эмоциональных и не эмоциональных состояниях (на основе своих исследований он показывает сходство этих изменений в сильном возбуждении при воздействии очень разных стимулов) (см. также главу 4, раздел Физиологические индикаторы эмоций); 3) структуры внутренних органов относительно малочувствительны (этот вывод он делает на основе анализа распределения в теле нервных клеток); 4) висцеральные изменения происходят слишком медленно, чтобы быть источником эмоциональных переживаний (основанием здесь является сравнение латентного периода эмоциональных реакций индивидов на зрительные стимулы и латентного периода реакции периферических органов - так Павлов обнаружил шестиминутный латентный период при стимуляции блуждающего нерва); 5) искусственное возбуждение висцеральных изменений, типичных для сильных эмоций, не вызывает их (инъекция адреналина не вызывала у студентов эмоций, хотя у тех из них, кто участвовал в соревнованиях, возникало специфическое ощущение «на взводе»). На основании всех этих положений Кэннон (а вслед за ним и Бард) делает вывод о том, что эмоции зависят от центрального процесса, в обеспечении которого определяющее положение занимает структура зрительного бугра (таламус). Так, Барду удалось локализовать механизм мнимой ярости у декортицированных кошек в нижней части гипоталамуса (Bard, 1928), а затем и реакцию страха и полового возбуждения. При этом Бард замечает, что возникновение поведенческой ярости при разрушенном неокортексе становится возможным в силу того, что гипоталамус освобождается от коркового контроля (Bard, 1934). В дальнейшем среди физиологов высказывались весьма критические соображения и относительно таламической теории Кэннона-Барда. Так, в работе Лэшли (Lashley, 1938) подвергается сомнению центральная роль таламуса, ибо Лэшли не находит достаточных доказательств того, что таламус способен обеспечивать весь спектр эмоциональных явлений в норме и патологии. Тем не менее, роль работы Кэннона заключается не столько в замене одного физиологического субстрата другим, как это и восприняли его современники, сколько в утверждении роли корковых и подкорковых структур мозга, а значит и процессов переработки информации в порождении эмоций. Если именно так «прочесть» тексты Кэннона, то становится понятным, что теория Кэннона-Барда способствовала развитию познавательного подхода к пониманию природы эмоций уже в рамках экспериментальной психологии. Впрочем, скептическое отношение к теории Джемса - Ланге в кругу традиционных психологов также встречалось. В частности, Николай Ланге считал, что в этой теории смешиваются сенсорные ощущения и собственно эмоции (Ланге, 1914). Date: 2015-12-12; view: 1877; Нарушение авторских прав |