Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемных родителей; права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью





Понятие и порядок образования приемной семьи. В Рос­сии издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было заре­гистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в кото­рых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны[683]. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж:, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной се­мье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в се­мью детей, оставшихся без попечения родителей[684].

В течение последнего десятилетия практика передачи де­тей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде созда­ния детских домов семейного типа, в том числе на основе крес­тьянских (фермерских) хозяйств[685]. В конце 80-х — начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по соб­ственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[686]. Однако, окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей" — это форма устройства де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желаю­щими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспита­ние, которому законом отдается безусловное предпочтение.

В соответствии с п. 2 ст. 151 СК постановлением Прави­тельства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено Положение о приемной семье[687].

Приемная семья образуется на основании договора о пере­даче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК)! Основанием для заклю­чения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспита­ние конкретного ребенка, которое подается в- орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К заявлению должно быть приложено действующее в течение одного года заключение органа опеки и попечительства о воз­можности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п. 7 и 14 Положения о приемной семье). В Москве договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключа­ется с приемными родителями главой Управы района[688].

Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в бра­ке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст. 153 СК). Прием­ные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в прин­ципе должны возникнуть более тесные связи, чем между по­допечными детьми и опекунами (попечителями), на что указы­вает само наименование субъектов приемной семьи: "прием­ные родители" и "приемный ребенок".

В приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п. 2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п. 15 Положения о при­емной семье).

Содержание договора о передаче ребенка (детей) на вос­питание в приемную семью. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в семью определяется ст. 152 СК. Из нее следует, что данный договор должен обязательно предус­матривать: а) условия содержания, воспитания и образования ребенка; б) срок, на который ребенок помещается в приемную семью; в) права и обязанности приемных родителей; г) обязан­ности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечи­тельства; д) основания и последствия прекращения договора.


Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и при­емными родителями по месту жительства (нахождения) ре­бенка. Граждане (супруги или отдельные граждане), желаю­щие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без по­печения родителей, именуются в договоре приемными родите­лями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в прием­ную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей. В договоре указывается срок его действия и оговаривается порядок его продления. Примерная форма дого­вора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью представлена в Приложении № 1 к Положению о приемной семье. Необходимые изменения и дополнения в текст пример­ного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в при­емную семью могут быть внесены по соглашению сторон с уче­том конкретной жизненной ситуации.

В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обя­занности приемных родителей: а) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь; б) создавать необходимые условия для получе­ния ребенком образования, заботиться о его здоровье, физи­ческом, психическом, духовном и нравственном развитии; в) осуществлять защиту прав и интересов ребенка; г) обеспечи­вать уход за ребенком и лечение, систематический показ вра­чам-специалистам в соответствии с медицинскими рекоменда­циями и состоянием здоровья ребенка; д) обеспечивать посеще­ние приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посе­щения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установлен­ных законом доступных для ребенка формах); е) извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье небла­гоприятных условий для содержания, воспитания и образова­ния ребенка (Приложение № 1 к Положению о приемной семье).

В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяются также обязанности органа опе­ки и попечительства по отношению к приемной семье. Так, со своей стороны орган опеки и попечительства обязуется: а) еже­месячно перечислять на банковские счета приемных родителей денежные средства на содержание ребенка (детей) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактичес­ки сложившимся ценам в данном регионе; б) ежеквартально пе­ресчитывать размер денежных средств, необходимых на содер­жание ребенка с учетом изменения цен на товары и услуги; в) ежемесячно производить в установленном размере оплату тру­да приемным родителям и дополнительную оплату труда (на каж­дого взятого на воспитание в семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с откло­нениями в развитии, ребенка-инвалида и др.); г) выделить при­емным родителям в согласованный срок квартиру (дом) для осу­ществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию при­емного ребенка (детей), если они взяли на воспитание не менее трех детей и не имеют необходимого жилого помещения (При­ложение № 1 к Положению о приемной семье).


В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть также предусмотрено прикрепление при­емной семьи для приобретения продуктов питания к конкрет­ной базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету. По соглашению сторон в него могут быть включены иные взаимные обязательства приемных родителей и органа опеки и попечительства, включая выделение во вре­менное пользование земельных участков, автотранспорта и др. Размер оплаты труда приемных родителей устанавливает­ся законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых в семью на воспитание детей (п. 1 ст. 152 СК), В таком же поряд­ке приемным семьям могут предоставляться льготы различного характера. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" (п. 3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: а) выделять в собственность при­емной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатно­го предоставления) вблизи места, проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; б) пре­доставить преимущественное право приемной семье, создаю­щей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяй­ство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; в) принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов; г) выделять в первоочередном порядке приемной семье, создаю­щей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кре­диты для развития производственной базы этих хозяйств, при­обретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производ­ства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресур­сов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводи­телей; д) оказывать помощь приемной семье, создающей крес­тьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связан­ных с финансированием за счет средств местных бюджетов стро­ительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов, ин­женерного обустройства, а также затрат, направляемых на по­вышение плодородия почв.


Указанные положения закреплены в законодательстве некоторых субъектов РФ[689].

В целом законодательство субъектов Российской Федера­ции содержит нормы о льготах приемным семьям безотноси­тельно от того, создали они крестьянское (фермерское) хозяй­ство или нет, значительно более широкого объема. В настоя­щее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям при­няты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пер­мской, Свердловской, Тюменской, Ярославской и других облас­тях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот соци­ального и жилищного характера, предоставляемых в регионах приемным семьям, к которым относятся: предоставление скид­ки в размере до 50 процентов за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон[690]; предоставление земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога[691]; пре­имущественное право на получение санаторно-курортных пу­тевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения[692]; предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью — от 42 до 56 дней[693]. В некоторых регионах приемные семьи по льготам приравнива­ются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся у них дополнительных прав и преимуществ[694].

Что касается размера оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается на местах по-разному. Однако при этом, как правило, за основу берутся различные ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, ст. 9 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве"[695] закреплено, что заработная плата приемных роди­телей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Еди­ной тарифной сетки для педагогических работников учрежде­ний образования. В ст. 9 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. № 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семей­ных отношений в Новгородской области"[696] установлено, что труд приемных родителей оплачивается в размере максимальной ставки оплаты труда воспитателя (без категории) по единой тарифной сетке без учета стажа работы пропорционально ко­личеству находящихся на воспитании детей. При этом предус­мотрено, что за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 50% минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предус­мотрен ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 "О приемной семье"[697], ст. 1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. № 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (ро­дителя) и льготах, предоставляемых приемной семье"[698].

В отдельных регионах оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты тру­да. Так, в ст. 4 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. № 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области"[699] определено, что оплата труда приемных ро­дителей составляет от трех до девяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспита­ние детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, со­ставляет пять минимальных размеров оплаты труда с повыше­нием на тридцать процентов за каждого последующего за тре­тьим приемным ребенком[700].

Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье следует от­разить в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Споры, возникающие между сторонами (то есть между приемными родителями и органом опеки и попечительства) в процессе исполнения договора, рассматриваются сторонами в срок, предусмотренный договором, в целях выработки согла­сованного решения, а при недостижении соглашения переда­ются на разрешение в суд.

Досрочное расторжение договора о передаче ребенка (де­тей) на воспитание в приемную семью. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается на определенный срок, как правило, до достижения ребенком возраста совершеннолетия. Тем не менее, Семейным кодексом допускается досрочное расторжение договора. Основания дос­рочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью как по инициативе приемных родителей, так и по инициативе органа опеки и попечитель­ства, предусмотрены п. 2 ст. 152 СК. Так, по просьбе прием­ных родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин (болезнь приемных родителей; отсут­ствие взаимопонимания с ребенком; изменение семейного или имущественного положения приемных родителей; конфликт­ные отношения между детьми и др.). Основаниями досрочного расторжения договора по инициативе органа опеки и попечи­тельства могут являться такие обстоятельства, как возникно­вение в приемной семье неблагоприятных условий для содер­жания, воспитания и образования ребенка, а также возвраще­ние ребенка родителям или усыновление ребенка. Кроме того, стороны вправе расторгнуть договор при невыполнении его условий (в договоре должны быть определены условия, невы­полнение которых дает право сторонам на досрочное растор­жение договора). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора — в судебном порядке.

Права и обязанности приемных родителей. Приемными родителями могут стать только совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всесто­роннего развития. Закон (п. 1 ст. 153 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителя­ми. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить над­лежащее семейное воспитание детей имеются по объектив­ным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:

а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого не могут по­нимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК), или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК);

б) лица, лишенные по суду родительских прав или огра­ниченные судом в родительских правах (ст. 69—71, 73 СК);

в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечи­теля) за ненадлежащее выполнение возложенных на них зако­ном обязанностей (при использовании ими опеки (попечитель­ства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без над­зора и необходимой помощи) (п. 3 ст. 39 ГК);

г) бывшие усыновители, если усыновление отменено су­дом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполне­ния возложенных на них обязанностей родителей, злоупотреб­ления родительскими правами, жестокого обращения с усы­новленными, заболевания хроническим алкоголизмом или нар­команией (ст. 141 СК);

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуще­ствлять обязанности по воспитанию детей.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не мо­жет усыновить ребенка, принять его под опеку (попечитель­ство), взять ребенка на воспитание в приемную семью, утверж­ден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542[701] (о содержании Перечня см. § 2 настоящей главы). Медицинское освидетельствование граждан, желающих стать приемными родителями, производится в порядке, определенном Министер­ством здравоохранения РФ[702].

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 153 СК; п. 7—11 Положения о прием­ной семье). Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключе­ние о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в уста­новленном порядке; документ, подтверждающий наличие жи­лья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в прием­ную семью (копия финансового лицевого счета с места жи­тельства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении бра­ка (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-про­филактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.

Для подготовки заключения о возможности быть прием­ными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

На основании заявления и акта обследования условий жиз­ни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приёмную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными роди­телями, При этом в соответствии с п. 2 ст. 146 СК обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные лич­ные качества лиц, желающих стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами се­мьи, проживающими совместно с ними, а также, если это воз­можно, желание самого ребенка. Критерии, по которым долж­на оцениваться способность лица к выполнению обязанностей при­емных родителей, Семейным кодексом и Положением о прием­ной семье не установлены, что предполагает необходимость ин­дивидуального подхода органа опеки и попечительства к реше­нию данного вопроса в каждом конкретном случае.

В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на вос­питание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ре­бенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключе­нии должно быть указано о наличии у приемных родителей необ­ходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

Заключение органа опеки и попечительства о возможнос­ти лица быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. От­рицательное заключение и основанный на нем отказ в заклю­чении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения зая­вителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновре­менно заявителю возвращаются все документы, и разъясняет­ся порядок обжалования решения.

Для подбора, обучения лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, а также осуществления конт­роля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъек­тов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспи­тание в приемную семью (п. 11 Положения о приемной семье).

Заключение органа опеки и попечительства о возможнос­ти конкретных лиц быть приемными родителями дает им пра­во на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной за­щиты населения и других аналогичных учреждений вне зави­симости от их ведомственной принадлежности и организацион­но-правовой формы по направлению органа опеки и попечи­тельства для посещения ребенка по месту его жительства (на­хождения). Администрация этих учреждений обязана ознако­мить лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Согласно п. 3 ст. 153 СК приемные родители по отноше­нию к принятому па воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), предусмотренными ст. 36—38 ГК и ст. 150 СК. Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны вос­питывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для по­лучения им образования, готовить его к самостоятельной жиз­ни. Принципиально важно, что права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (п. 16—17 Положения о приемной семье).

Приемные родители являются законными представителя­ми приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п. 2 ст. 31 ГК; п. 17 Положения о приемной семье); совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необхо­димые сделки (п. 2 ст. 32 ГК; ст. 150 СК); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрас­те от 14 до 18 лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (п. 2 ст. 33 ГК); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образова­тельные учреждения на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье); распоряжаются в установленном ст. 37 ГК порядке имуществом приемного ребенка.

Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удер­живающих у себя ребенка без законных оснований, в том чис­ле от близких родственников ребенка (п. 2 ст. 150 СК). При не­обходимости приемные родители, как законные представите­ли приемного ребенка, вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, нахо­дящихся у них на воспитании (ст. 10 Закона "О дополнитель­ных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений (п. 5 Положения о приемной семье).

Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственника­ми, за исключением случаев, когда такое общение не отвеча­ет интересам ребенка (ст. 55 и 150 СК).

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя, отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя, отчество, год рождения каждо­го ребенка (Приложение № 2 к Положению о приемной семье).

Права ребенка (детей), переданного на воспитание в при­емную семью. На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограни­чены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими; дети, ро­дители которых осуждены и отбывают наказание в учрежде­ниях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети, родители которых находятся в местах содержания под стра­жей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле­ний; дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов; дети, родители которых отка­зались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреж­дений; дети,, родители которых по состоянию здоровья не мо­гут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других анало­гичных учреждениях (ст. 121 и п. 1 ст. 154 СК; п. 20 Положения о приемной семье).

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную се­мью, администрация учреждения (либо лицо, у которого на­ходится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для пере­дачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лише­нии родителя (родителей) родительских прав, признании ро­дителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подки­нут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицин­ской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).

Законом (п. 2 ст. 154 СК) установлено, что предваритель­ный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществ­ляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по со­гласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ре­бенка (детей) орган опеки и попечительства: а) предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью; б) выдает на­правление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

Администрация воспитательных учреждений обязана оз­накомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с лич­ным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет от­ветственность в установленном законом порядке за достовер­ность представляемых сведений о ребенке.

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться инте­ресами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуще­ствляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок (п. 12, 22—23 Положения о приемной семье). Передача в при­емную семью ребенка, достигшего возраста десяти лет, осу­ществляется только с его согласия (п. 3 ст. 154 СК). По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п. 2 ст. 154 СК). Поэтому дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну при­емную семью. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе).

Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ос­лабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклоне­ниями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна толь­ко по желанию лиц, имеющих для этого необходимые усло­вия, главным образом финансового и материально-бытового характера (п. 9 Положения о приемной семье). В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитатель­ного или лечебно-профилактического учреждения передают приемным родителям необходимые документы: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилак­тического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свиде­тельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверж­дающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении бра­тьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовер­шеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о нали­чии счета, открытого на имя ребенка в банковском учрежде­нии. Указанные документы передаются непосредственно при­емным родителям не позднее двухнедельного срока после зак­лючения договора о передаче ребенка на воспитание в прием­ную семью (п. 25 Положения о приемной семье).

Приемным родителям представляется также медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здо­ровья ребенка[703]. При необходимости они имеют право на незави­симую экспертизу состояния его здоровья, но только в меди­цинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет пра­во на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие соци­альные выплаты и компенсации (п. 4 ст. 154 СК). Так, Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и переданных в приемную семью), могут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инва­лидности; социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет; социальная пенсия инвалидам с детства; со­циальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, поте­рявшим одного или обоих родителей. Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установ­ленных законодательством случаях. В частности, пособия вып­лачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: 'военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спа­сательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуро­ров и следователей; судей; военнослужащих и работников Го­сударственной противопожарной службы; судебных приставов; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающи­еся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федераль­ным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изме­нениями и дополнениями)[704].

Причитающиеся ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются в соответствии с законодательством РФ на сче­та, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреж­дении (п. 26 Положения о приемной семье).

Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, при­читающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступа­ют в распоряжение их приемных родителей как законных пред­ставителей. Полученные суммы расходуются приемными роди­телями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семей­ным законодательством для опекунов и попечителей.

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственни­ком жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, находящимися в приемной семье, права собственности на принадлежащее им жилое по­мещение вытекает из соответствующих положений гражданс­кого и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК; ст. 3 За­кона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача в при­емную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего вре­мени их пребывания в приемной семье, если в жилом помеще­нии, из которого они выбыли, остались проживать другие чле­ны его семьи (ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолет­ние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны офор­мить договор передачи жилого помещения в собственность де­тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 5 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ).

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находя­щиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого по­мещения, то по окончании пребывания в приемной семье в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей" они имеют право получить вне очереди жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребен­ка возложена на органы опеки и попечительства по месту на­хождения имущества.

Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является зак­репление за ним права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения (ст. 55—57 СК), то есть приемный ребенок имеет все те права, которыми Кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Что касается личных контактов ребенка с кровными ро­дителями и родственниками, то их поддержание возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному раз­витию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей (п. 28 Положения о приемной семье). При возникновении споров порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемны­ми родителями определяется органами опеки и попечительства.

Материальное обеспечение приемной семьи. Порядок ма­териального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК и разделом IV Положения о приемной семье (п. 29—36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с уче­том расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года, то до­полнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами мест­ного самоуправления приемным родителям в течение всего срока действия договора, а при передаче ребенка на воспита­ние в приемную семью на срок до достижения им совершенно­летия — до достижения возраста восемнадцати лет.

Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приемного ребенка устанавливается органами мест­ного самоуправления исходя из установленных норм матери­ального обеспечения по фактически сложившимся ценам в дан­ном регионе. Причем размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка, пересчитывается еже­квартально с учетом изменения цен на товары и услуги. Де­нежные средства должны перечисляться в банковские учреж­дения на банковские счета приемных родителей ежемесячно в строго установленный срок (не позднее двадцатого числа пре­дыдущего месяца). Органы местного самоуправления в соот­ветствии с принимаемыми ими решениями могут также выде­лять денежные средства приемным семьям на отопление, ос­вещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оп­лату услуг бытового обслуживания.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной фор­ме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), сведения об израсходованных сред­ствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь и содействие в создании нормаль­ных условий жизни и воспитания ребенка, включая решение вопросов материального, жилищного и иного обеспечения (п. 2 ст. 155 СК). В частности, для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образо­вательные учреждения. Приемным семьям в преимущественном порядке выделяются путевки для детей (в том числе бесплат­ные) в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отды­ха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных ро­дителей с детьми.

Как уже отмечалось, при рассмотрении вопроса о содер­жании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью размер оплаты труда приемных родителей (это одно из условий договора о передаче ребенка на воспитание в прием­ную семью) и льготы, предоставляемые приемной семье в за­висимости от количества взятых на воспитание детей, уста­навливаются законами субъектов РФ.

Орган опеки и попечительства вправе осуществлять конт­роль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (формы контроля в законе не определены и выбираются органом опеки и попечительства с учетом конк­ретной ситуации).

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы

1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей.

2. Раскройте общие принципы, содержание и меры госу­дарственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законодательством.

3. Раскройте основные функции органов опеки и попечи­тельства в РФ по защите личных и имущественных прав и интересов детей, утративших попечение родителей.

4. Каков порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей? В какие сроки орган опеки и попечи­тельства обязан обеспечить устройство ребенка, оставшего­ся без попечения родителей, на воспитание в семью? Каким органом и в соответствии с каким нормативным правовым актом осуществляется централизованный учет, детей, остав­шихся без попечения родителей?

5. На какие виды подразделяется учет детей, оставшихся без попечения родителей? Какой орган и каким образом фор­мирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

6. Назовите основные формы устройства детей, остав­шихся без попечения родителей. Какие обстоятельства дол­жны учитываться при устройстве ребенка?

7. Дайте понятие усыновления (удочерения). В чем со­стоит значение института усыновления?

8. В отношении каких детей допускается усыновление? Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами?

9. Какие условия усыновления предусмотрены законом? Что,. следует понимать под интересами детей при усыновлении?

10. Допускается ли законом усыновление детей, являю­щихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лица­ми без гражданства?

11. В каком порядке, по каким правилам и с чьим участи­ем производится рассмотрение судом дела об установлении усыновления ребенка?

12. Перечислите документы, которые должны быть до­полнительно представлены в суд при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, иностранными лицами или ли­цами без гражданства. Каков порядок оформления {легализа­ции) этих документов?

13. Какое заключение должен представить в суд орган опеки и попечительства по делу об установлении усыновления (удо­черения) ребенка? Какие документы должны быть приложе­ны к этому заключению?

14. Какое решение может быть вынесено судом по заявле­нию об установлении усыновления ребенка?

15. Какие сведения должны быть указаны в решении суда об установлении усыновления ребенка? В какой орган и в ка­кой срок суд должен направить копию решения суда об уста­новлении усыновления ребенка?

16. С какого момента усыновление считается осуществ­ленным, то есть возникают права и обязанности усыновите­ля и усыновленного ребенка?

17. Какие требования предъявляются законом к личнос­ти усыновителя? Кто не может быть усыновителем?

18. Перечислите заболевания, при наличии которых лицо не может быть усыновителем. Каким нормативным актом утвержден перечень этих заболеваний?

19. Назовите лиц, согласие которых требуется для усы­новления ребенка.

20. В какой форме должно быть выражено согласие роди­телей на усыновление ребенка?

21. Могут ли родители отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка?

22. Допускает ли СК усыновление ребенка без согласия его родителей?

23. Требуется ли для усыновления ребенка его согласие?

24. Требуется ли согласие на усыновление детей их опеку­нов (попечителей), приемных родителей, руководителей воспитательных учреждений, в которых находятся дети, остав­шиеся без попечения родителей?

25. Назовите основания и порядок изменения имени, от­чества и фамилии усыновленного ребенка, а также даты и места его рождения.

26. Назовите правовые последствия усыновления ребенка.

27. Могут ли быть сохранены при усыновлении личные неимущественные и имущественные права и обязанности меж­ду ребенком и его родителями, другими родственниками? Если да, то при каких условиях?

28. Какие меры по охране тайны усыновления предусмот­рены нормами семейного права? Предусмотрена ли в РФ ответственность за разглашение тайны усыновления ребенка против воли его усыновителей?

29. Возможна, ли отмена усыновления? Если да, то в каком порядке и при наличии каких оснований?

30. Определите круг лиц, имеющих право требовать от­мены, усыновления ребенка.

31. С какого момента усыновление считается прекращен­ным? Раскройте правовые последствия отмены судом усы­новления ребенка. Вправе ли суд взыскать с бывших усынови­телей алименты на ребенка?

32. Возможна ли отмена усыновления после достижения усыновленным ребенком совершеннолетия?

33. Дайте понятие опеки и попечительства. Сформули­руйте цели опеки и попечительства над несовершеннолетни­ми детьми.

34. Над какими детьми устанавливаются опека или по­печительство? Нормами какой отрасли права регулируется установление и прекращение опеки и попечительства над детьми?

35. Какие органы осуществляют функции по опеке и по­печительству над детьми? Чьим решением устанавливается опека и попечительство?

36. Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов (попечителей) детей? Пере­числите лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями) детей.

37. На кого возлагается исполнение обязанностей опеку­на (попечителя) детей, находящихся на полном государствен­ном обеспечении в вocnumameльных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения?

38. Охарактеризуйте права и обязанности опекунов (по­печителей) по воспитанию, образованию несовершеннолетних подопечных, защите их прав и интересов.

39. Расскажите о гражданских правах и обязанностях опе­куна (попечителя). Какими полномочиями опекун (попечитель) наделяется в отношении имущества подопечного ребенка? Вправе ли опекун (попечитель) распоряжаться имуществом подопечного ребенка? Какие сделки закон запрещает совершать опекуну (попечителю) ребенка?

40. В каких случаях орган опеки и попечительства пере­дает имущество ребенка, находящегося под опекой (попечи­тельством), в, доверительное управление по соответствующе­му договору?

41. Перечислите права детей, находящихся под опекой (по­печительством), и раскройте их содержание.

42. В каком размере и порядке выплачиваются денежные средства на содержание ребенка опекуну (попечителю)?

43. В силу каких оснований возможно прекращение опеки и попечительства?

44. Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основания и порядок образования приемной семьи.

45. Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью? На какой срок может быть заключен дого­вор о передаче ребенка (детей) в приемную семью?

46. Назовите субъектов договора о передаче ребенка (де­тей) на воспитание в семью и раскройте его содержание.

47. Какие требования предъявляются законом к прием­ным родителям? Кем осуществляется их подбор?

48. Расскажите о правах и обязанностях приемных роди­телей. Предусмотрена ли законом оплата труда приемных родителей?

49. Какие льготы предоставляются приемной семье? Кем они устанавливаются?

50. Каким органом осуществляется контроль за выпол­нением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей)?

Рекомендуемая литература по теме

 

Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М., 1995. С. 57—58, 64, 70.

Антокольская М. В. Семейное право. М., 1996. С. 306—339.

Беляева Л. И. Патронат в России (XIX в. — начало XX в.). М., 1996. С. 41—78.

Беспалов Ю. Судебная защита прав и интересов ребенка // Российская юстиция. 1996. № 12. С. 24—25.

Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Россий­ская юстиция. 1997. № 1. С. 32—34.

Гниденко Т. В., Кузнецова И. М.,. Максимович Л. Б., Вла­сов Ю. Н., Хазоеа О. А. Семейный кодекс и брачный договор // Библиотека журнала "Социальная защита". 1996. Вып. № 5. С. 97—99, 174—175.

Гражданский кодекс Российской Федерации в схемах. М., 1997. Схема 3. Лист 2.

Гражданское и торговое право капиталистических госу­дарств: Учебник / Под ред. Васильева Е. А. М., 1993. С. 529—530.

Денисов И. Комментарий к примерному положению о спе­циализированном учреждении для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации // Российская газета. 1996. 24 сент.

Добонос В. Н., Румянцев О. Г. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 201—202, 226.

Дюжева О. А. Проблемы законодательства о международ­ном усыновлении // Государство и право. 1995. № 6. С. 40—47.

Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 1998.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федера­ции / Отв. ред. Кузнецова И. М. М, 1996. С. 305—392.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федера­ции / Под общ. ред. Крашенинникова П. В. и Седугина П. И. М., 1997. С. 229—296.

Кузнецова И. М. Новое в порядке усыновления детей // Журнал российского права. 1997. № 1. С. 108—114.

Кузнецова И. М. Как усыновить ребенка. М., 1997.

Масевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. И. Новый Се­мейный кодекс Российской Федерации // Дело и право. 1996. № 3. С. 33—35.

Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С. 183—204.

Назаров А. Представление к назначению пенсии // Хо­зяйство и право. 1997. № 5. С. 165—167.

Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и со­временность. М., 1994.

Нечаева А. М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. № 6. С. 65—66..

Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998. С. 242— 248, 267—318.

Нечаева А. М. Исполнение решений суда по делам, свя­занным с воспитанием детей // Российская юстиция. 1998. № 5. С. 37—39.

Осокина Г. Понятие, виды и основания законного предста­вительства // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 43—44.

Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невес­та, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997. С. 36, 194.

Пчелинцева Л. М. Практикум по семейному праву. М., 1998. С. 124—152.

Пчелинцева Л. М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 32—37.

Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической эксперти­зы по гражданским делам. М., 1997. С. 111—112.

Советское семейное право / Под ред. Рясенцева В. А. М., 1982. С. 216—247.,

Шахматов В. П. Законодательство о браке и семье (Прак­тика применения, некоторые вопросы теории). Томск, 1981. С. 184—199..

Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М, 1995. С. 456—466.







Date: 2015-12-12; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.069 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию