Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При наличии иностранного элемента





 

Основанием возникновения прав и обязанностей родите­лей и детей является происхождение детей от конкретных ро­дителей, то есть отцовство и материнство. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (ма­теринства), определяется в соответствии с коллизионными нор­мами ст. 162 СК. В отличие от требований ч. 1 ст. 164 КоБС об установлении отцовства в РСФСР только по советскому зако­нодательству независимо от гражданства родителей и ребенка и места их жительства, СК в п. 1 ст. 162 предусматривает пра­вило, в соответствии с которым установление и оспаривание отцовства (материнства) в правоотношениях с участием ино­странных граждан и лиц без гражданства регулируется зако­нодательством государства, гражданином которого являете я ребенок по рождению. Данное правило применяется независи­мо от последующего приобретения ребенком гражданства дру­гого государства. Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское зако­нодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отноше­нии детей, являющихся иностранными гражданами по рожде­нию (то есть законодательство государства их гражданства).

В связи с тем, что материальным правом, регулирующим установление и оспаривание отцовства (материнства), являет­ся законодательство государства, гражданином которого яв­ляется ребенок по рождению, следует иметь в виду, что ребе­нок является гражданином Российской Федерации по рожде­нию в случаях, если: а) оба родителя являются гражданами Российской Федерации независимо от места рождения ребенка (см. ст. 14 Закона о гражданстве РФ)., то есть гражданство родителей автоматически распространяется на родившегося ребенка; б) один из родителей является гражданином Российс­кой Федерации, а второй родитель — лицом без гражданства (п. 1 ст. 15 Закона о гражданстве РФ); в) один из родителей является гражданином Российской Федерации и отсутствует соглашение со вторым родителем — иностранным граждани­ном о гражданстве ребенка (п. 2 ст. 15 Закона о гражданстве РФ); г) неизвестны родители ребенка, находящегося на терри­тории РФ (ст. 16 Закона о гражданстве РФ); д) оба родителя являются гражданами иностранного государства, не предоста­вившего ребенку, родившемуся на территории Российской Фе­дерации, своего гражданства (ч. 1 ст. 17 Закона о гражданстве РФ); е) оба родителя ребенка, родившегося на территории РФ, являются лицами без гражданства (ч. 2 ст. 17 Закона о граж­данстве РФ).

Статья 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по граж­данским, семейным и уголовным делам, как и п. 1 ст. 162 СК, устанавливает, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законо­дательство государства — члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.

Порядок установления и оспаривания отцовства (мате­ринства) на территории России согласно п. 2 ст. 162 СК оп­ределяется только российским законодательством. Отсюда следует, что установление отцовства (материнства) ребенка на территории Российской Федерации, независимо от граждан­ства ребенка по рождению и соответственно законодательства, которое применяется при этом (в том числе и иностранное за­конодательство), осуществляется в органе загса или в суде (ст. 48—51 СК), а оспаривание отцовства (материнства) — в судебном порядке (ст. 52 СК).

В тех случаях, когда законодательством Российской Фе­дерации допускается установление отцовства (материнства) в органах загса (например, при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи совмест­ного заявления отцом и матерью ребенка — п. 3 ст. 48 СК), то проживающие за пределами территории Российской Федера­ции родители ребенка, из которых хотя бы один является граж­данином Российской Федерации, вправе обращаться с заявле­нием об установлении отцовства (материнства) в дипломати­ческое представительство или консульское учреждение Рос­сийской Федерации.

По общему правилу в правоотношениях с участием ино­странных граждан и лиц без гражданства права и обязанно­сти родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством го­сударства, на территории которого они имеют совместное место жительства (ст. 163 СК). Отсюда следует, что при со­вместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имуществен­ные права и обязанности будут определяться законодательством Российской Федерации, а именно ст. 54—88, 99—105 СК. Данное правило дает возможность применить к правоотноше­ниям родителей и детей законодательство той страны, с кото­рой они наиболее связаны в силу совместного места житель­ства.


Если родители и дети проживают в разных государствах (не имеют совместного места жительства), то права и обязан­ности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Напри­мер, при взыскании алиментов с отца ребенка (иностранного гражданина) по иску матери — гражданки Российской Феде­рации, проживающей с ребенком в Российской Федерации, рос­сийский суд должен применять законодательство Российской Федерации (ст. 80—83, 86, 107—108 СК), если ребенок явля­ется гражданином Российской Федерации, или законодатель­ство страны гражданства ребенка, если ребенок иностран­ный гражданин. Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выбо­ре законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве.

В порядке исключения в целях выбора наиболее благо­приятного (предпочтительного) для ребенка законодательства к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми (несовершеннолетними или Совершенно­летними нетрудоспособными) может быть применено законо­дательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (вне зависимости от его гражданства). Как правило, данное положение относится к случаям, когда ребе­нок проживает на территории одного государства, а является гражданином другого государства. Применение законодатель­ства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является более благоприятным для него, позволяет истцу наи­лучшим образом защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со сторо­ны родителя (родителей). Однако применение законодатель­ства страны места постоянного жительства ребенка на практи­ке возможно только по требованию истца (родителя или опе­куна (попечителя) ребенка). При отсутствии такого требования со стороны истца суд будет руководствоваться рассмотренны­ми общими коллизионными правилами ст. 163 СК.

Правовое регулирование отношений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в государствах — членах СНГ имеет ряд особенностей. Установление и оспарива­ние отцовства или материнства согласно ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, се­мейным и уголовным делам производится по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению. Правоотношения родителей и детей определяются по законода­тельству государства, на территории которого постоянно прожи­вают дети (п. 1 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, выте­кающим из правоотношений между родителями и детьми, явля­ется суд того государства — члена СНГ, законодательство кото­рого подлежит применению (п. 3 ст. 32 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам).


В государствах — членах СНГ установление и взыскание (выплата) алиментов гражданам государств — членов СНГ осу­ществляется в порядке, предусмотренном национальным зако­нодательством страны, на территории которой они проживают.

При этом государства — члены СНГ признают и обеспечивают исполнение судебных решений по алиментным делам[722].

В соответствии с Соглашением о порядке перевода денеж­ных средств гражданам по социально значимым неторговым пла­тежам от 9 сентября 1994 г.[723] переводы алиментов относятся имен­но к данной категории платежей. Поэтому в государствах — чле­нах СНГ обеспечен свободный перевод и выплата через банки и (или) учреждения почтовой связи денежных средств гражда­нам по алиментным платежам. Непосредственно прием денеж­ных средств по алиментным платежам от отправителей и вып­лата их получателям производится в национальных валютах соответствующих государств.

Признание и исполнение решений иностранных судов дру­гих государств (то есть не членов СНГ) по правоотношениям родителей и детей осуществляется в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Фе­дерации. В целях повышения гарантий материального обеспе­чения детей путем усиления государственного контроля за сво­евременной и полной выплатой алиментов родителями плани­руется -заключение с государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выпол­нение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей.

Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определе­но коллизионными нормами ст. 164 СК. В соответствии с ука­занной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место житель­ства, то есть в интересах членов семьи и упрощения процеду­ры взыскания алиментов закреплен "территориальный" под­ход к решению данного вопроса. Таким образом, при прожива­нии получателя алиментов и плательщика алиментов в Россий­ской Федерации независимо от их гражданства следует приме­нять российское законодательство (ст. 87—88, 93—98 СК). При отсутствии совместного места жительства алиментные обяза­тельства совершеннолетних детей и других членов семьи опре­деляются законодательством государства, гражданином кото­рого является лицо, претендующее на получение алиментов. В этой связи не исключается обращение к законодательству Российской Федерации об алиментных обязательствах совер­шеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требую­щее уплаты алиментов, является гражданином Российской Фе­дерации. Однако правило о выборе законодательства по граж­данству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на террито­рии какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в раз­ных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сес­тры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются пра­вом требовать уплаты алиментов. То есть при применении за­конодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен от­каз компетентного органа в удовлетворении требования об уп­лате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена. В государствах — членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей при наличии ино­странного элемента определяются законодательством государ­ства, на территории которого проживают родители, претенду­ющие на получение алиментов. Поэтому суд государства по месту проживания родителей компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей (п. 2 и 3 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помо­щи и правовых отношениях по гражданском, семейным и уго­ловным делам). Примечательно, что данное правило в целом соответствует требованиям Конвенции "О праве, применимом к алиментным обязательствам" (подписана в Гааге 2 октября 1973 г.), участником которой Российская Федерация не является. Об алиментных обязательствах других членов семьи Кон­венция о правовой помощи по гражданским, семейным и уго­ловным делам положений не содержит, следовательно, по дан­ному вопросу следует руководствоваться правилами, содержа­щимися в ст. 164 СК. Непосредственно механизм взаимного исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а так­же перевода алиментов гражданам государств — членов СНГ определяется Соглашениями от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компен­сационных выплат семьям с детьми и алиментов" и "О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значи­мым неторговым платежам".


§ 5. Правовое регулирование усыновления (удочерения)







Date: 2015-12-12; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию