Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опекуна (попечителя) ребенка 3 page
Среди этих прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов. Это право носит комплексный характер, и его суть раскрывается и конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где установлено, что воспитанники учреждения имеют гарантированное право на: а) бесплатное содержание; б) получение общего образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; в) защиту своих прав и. интересов; г) уважение человеческого достоинства; д) свободу совести и информации; е) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; ж) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; з) развитие своих творческих способностей и интересов; и) получение квалификационной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; к) отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. Права воспитанников закрепляются также и уставом конкретного воспитательного учреждения. Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательном учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Этот важный принцип законодательно закреплен в ст. 147 СК, п. 9 ст. 50 Закона об образовании и в Законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания. Непосредственно нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и другим необходимым оборудованием, а также расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника воспитательного учреждения (независимо от его типа и ведомственной принадлежности) установлены приложениями №№ 1—3 к постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями). Организация обучения и воспитания в воспитательном учреждении строится в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. При этом режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Количество общеобразовательных классов в воспитательном учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). При этом в воспитательном учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать двадцати человек. В воспитательном учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации. Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях[660]. В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и воспитательным учреждением. Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (ст. 1, 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Медицинское обслуживание воспитанников включает наблюдение медицинскими работниками за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи; организацию и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и вне учебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работу с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганду санитарно-просветительных знаний[661]. Реализация детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, своего права на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, во многом зависит от персонала учреждения, от создания им благоприятных условий, приближенных к домашним. Поэтому особое внимание уделяется подбору в воспитательное учреждение работников, способных выполнять обязанности по воспитанию и образованию детей-сирот по уровню своей профессионально-педагогической квалификации. К педагогической деятельности в -учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления[662]. Право детей, находящихся в воспитательных учреждениях, на сохранение за ними права собственности на принадлежащее им жилое помещение или права пользования жилым помещением, полностью соответствует по своему содержанию аналогичному праву детей, находящихся под опекой или попечительством. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в воспитательном учреждении, но и в последующем — на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По окончании срока пребывания в воспитательном учреждении дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленных помещений, вправе получить вне очереди жилье по договору социального найма, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению и жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 2 ст. 37 ЖК)[663]. При этом жилое помещение должно предоставляться детям, утратившим родительское попечение, вне очереди органами исполнительной власти (но только однократно) по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фонда выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может предоставляться безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ (п. 1, 3 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Перечисленные положения законодательства о жилищных правах детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных и иных учреждениях, не всегда исполняются на практике жилищными органами, органами управления образованием и администрацией этих учреждений[664]. Далеко не единичным явлением являются и факты противоправного завладения принадлежащего детям-сиротам жилья, в связи с чем защита законных прав детей должна осуществляться прокуратурой, другими государственными органами, а также органами местного самоуправления. Например, в Москве осуществление контроля за выделением жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на главу Управы района (лично или через подразделения администрации района)[665]. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"[666] особо оговорено право детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных попечения родителей и проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на обеспечение жилыми помещениями вне очереди по достижении совершеннолетия (если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни). Обязанность по обеспечению жильем возложена (по выбору детей-инвалидов) на органы местного, самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства[667]. За детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися в воспитательных учреждениях, как и за детьми, которым назначен опекун (попечитель), сохраняется право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, зачисляются на счета воспитательных учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК). Учреждения вправе помещать эти суммы в банки. Пятьдесят процентов доходов от обращения поступивших сумм алиментов используются на содержание всех детей, находящихся в этих учреждениях. При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации. Причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия, установленная для детей, потерявших родителей (в случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей), перечисляется на личный счет ребенка (в размере пятидесяти процентов пенсии — детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери и в размере двадцати пяти процентов пенсии — другим детям)[668]. На период нахождения детей в детских учреждениях на полном государственном обеспечении разница между назначенной и полагающейся к выплате пенсией детям перечисляется на счета этих учреждений[669]. Если право на пенсию, пособие у несовершеннолетнего "подопечного возникло в период пребывания в воспитательном учреждении (или до устройства ребенка в учреждение пенсия и пособие не были еще назначены), администрация этого учреждения обязана оформить необходимые документы для их назначения. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных и иных учреждениях, обладают в соответствии с п. 2 ст. 149 СК также правом: на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту своих прав и интересов, в частности, путем самостоятельного обращения в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд (ст. 56 СК); на выражение собственного мнения (ст. 57 СК). Со своей стороны воспитанники соответствующих воспитательных и иных учреждений обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников. В п. 1 ст. 149 СК закреплено право выпускников воспитательных учреждений на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде. Под выпускниками учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Статьей 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 182-ФЗ)[670] предусмотрено, что работодатель обязан принимать на работу лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в том числе выпускников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Важно, что отказ в приеме на работу, выпускников детских домов в счет установленной квоты запрещается и может быть обжалован ими в суд. Органы местного самоуправления устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) квоты (минимальное количество рабочих мест) для приема на работу молодежи из числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей[671]. Вопрос об этом решается по согласованию с работодателями на основе договора, заключаемого ежегодно между органами местного самоуправления и работодателями с привлечением территориального органа государственной службы занятости населения. Рабочие места для трудоустройства выпускников воспитательных учреждений создаются за счет средств работодателей, средств Государственного фонда занятости населения РФ, территориального фонда социальной поддержки населения и других источников. Непосредственно трудоустройство лиц данной категории в счет установленной квоты осуществляется по направлению территориального органа государственной службы занятости населения с учетом предложений комиссий по делам несовершеннолетних и органов управления образованием... Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 3 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Право на льготы по трудоустройству выпускников воспитательных учреждений закреплены также в законодательстве некоторых субъектов РФ[672]. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места (п. 1 и 4 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). С 1 января 1998 г. вступила в силу норма, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости населения в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере среднего уровня заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Причем в течение указанного срока органы государственной службы занятости населения осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории (п. 5 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации (п. 6 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). При желании продолжить образование после окончания воспитательных учреждений их выпускникам как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются льготы в виде внеконкурсного приема (при условии успешной сдачи экзаменов) в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования (п. 3 ст. 6 Закона об образовании). Кроме того, дети-сироты мужского пола могут быть также зачислены без экзаменов (по результатам собеседования и медицинского обследования) в суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище или военно-музыкальное училище[673]. Дети-сироты и: дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в возрасте от восемнадцати лет до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). В целях подтверждения и обеспечения возможности реализации рассмотренных прав воспитаннику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске или переводе в другое воспитательное учреждение выдаются необходимые документы: свидетельство о рождении (паспорт); справка о пребывании в учреждении; документы о состоянии здоровья; документ об образовании; документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями; пенсионная и сберегательная книжки; исполнительный лист на взыскание алиментов; ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле[674]. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права, соответственно предметом их основной заботы должны являться наилучшие интересы ребенка (ст. 18 Конвенции о правах ребенка). Данное положение закреплено и в ст. 150 СК, устанавливающей право и обязанность опекунов и попечителей воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содержании, защищать его права и интересы, что соответствует и нормам гражданского законодательства (п. 3 ст. 36 ГК). Перечисленные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми, определенных в ст. 31 ГК и ст. 145 СК и во многом сходных с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК), в то же время основания возникновения указанных полномочий у родителей и опекунов (попечителей) различны (родительские права возникают в силу факта отцовства и материнства, удостоверенных в установленном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попечителей основаны на административном акте, то есть решении органа опеки и попечительства). Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК). Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекунами (попечителями) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК). Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются по достижении подопечным ребенком возраста восемнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипации несовершеннолетнего подопечного (ст. 40 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК). Как и родителям, СК предоставляет опекунам и Попечителям право самостоятельно определять способы воспитания подопечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 150 СК). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательного учреждения и форм обучения подопечного ребенка с учетом мнения ребенка. При этом опекун (попечитель) должен исходить из необходимости получения подопечным основного общего образования. Аналогичное требование Кодексом предъявляется и к родителям, что основано на положениях федерального законодательства (ст. 63. СК; п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 и п. 3 ст. 52 Закона об образовании). Опекуны и попечители несовершеннолетних детей обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК). В свою очередь, подопечные дети согласно п. 1 ст. 148 СК имеют право проживать вместе со своим опекуном (попечителем). В этой связи они беспрепятственно регистрируются органами внутренних дел на жилую площадь опекунов и попечителей (и наоборот) по решению органа местного самоуправления об установлении опеки и попечительства с указанием в нем места конкретного жительства[675]. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Обязанностью опекунов и попечителей является извещение органов опеки и попечительства о перемене места жительства (п. 2 ст. 36 ГК). Важно, что на опекунов (попечителей) возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под их опекой (попечительством), не только на территории РФ, но и за ее пределами[676]. Права и обязанности опекунов (попечителей) в гражданско-правовой сфере регулируются ГК (ст. 37—38 ГК). Как законные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК). Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет) совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и необходимые гражданско-правовые сделки, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, поскольку не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК). Малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК). Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего (даже тем, которые он вправе совершать) несут опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Они также отвечают за вред, причиненный малолетними подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением подопечным совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 3 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 1073 ГК). Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение ими тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26 ГК; п. 2 ст. 33 ГК). Перечень сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно, то есть лично, шире круга сделок, совершаемых малолетними. В дополнение к сделкам, которые малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе совершать самостоятельно, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предоставлено право без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (производственных или потребительских) в соответствии с законами о кооперативах (п. 2 ст. 26 ГК). На совершение любых иных сделок (то есть не перечисленных в п. 2 ст. 26 ГК) несовершеннолетним подопечным требуется письменное согласие (или последующее письменное одобрение) попечителей (п. 1 ст. 26 ГК). Кроме того, попечители должны оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК). В отличие от опекунов попечители не несут ответственности по сделкам, совершенным их подопечными, в том числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, могут совершать самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3 ст. 26 ГК). Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет отвечают за причиненный вред на общих основаниях, самостоятельно. Однако, если у подопечного нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части попечителем, если он не докажет, что вред возник не по его вине (п. 1—2 ст. 1074 ГК). Обязанность попечителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается с достижением причинившим вред совершеннолетия или получением им доходов, имущества, достаточных для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность в полном объеме (п. 3 ст. 1074 ГК). Под виной опекунов (попечителей), влекущей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными, следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т. п.)[677]. Закон возлагает на опекунов и попечителей обязанность заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК) и в этих целях предоставляет им право расходовать полученные подопечными доходы (пенсия, пособия, алименты и т. п.), кроме случаев, когда подопечные вправе распоряжаться ими самостоятельно. При этом ст. 37 ГК устанавливает условия распоряжения опекунами (попечителями) доходами несовершеннолетних подопечных: исключительно в интересах подопечного (на удовлетворение его потребностей и с наибольшей выгодой для него) и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить лишь необходимые для содержания подопечного расходы на повседневные нужды (продукты питания, одежда, книги и т. п.) за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). В остальных случаях опекуну (попечителю) нужно получать согласие органа опеки и попечительства, который определяет — каким, образом следует расходовать доходы, причитающиеся подопечному. Поэтому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие подопечному на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК). Опекунами (попечителями) не может быть самостоятельно осуществлен отказ от участия несовершеннолетних подопечных в приватизации жилья[678]. Разрешение органа опеки и попечительства на совершение перечисленных сделок на практике выдается в письменной форме для исключения возможных споров, хотя закон прямо не устанавливает конкретную форму такого разрешения. При совершении сделки без получения необходимого согласия органа опеки и попечительства он вправе требовать в судебном порядке признания ее недействительной как несоответствующей требованиям закона (ст. 166, 168 ГК). Date: 2015-12-12; view: 327; Нарушение авторских прав |