Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опекуна (попечителя) ребенка 3 page





Среди этих прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обес­печение их интересов. Это право носит комплексный характер, и его суть раскрывается и конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где установлено, что воспитанники учреждения имеют гарантированное право на: а) бесплатное содержание; б) получение общего образова­ния (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; в) защиту своих прав и. интересов; г) уважение человеческого достоинства; д) свободу совести и информации; е) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном об­щении; ж) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; з) развитие своих творческих способностей и интересов; и) получение квалификационной по­мощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; к) отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. Права воспитанников закрепляются также и уставом конкретного воспитательного учреждения.

Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательном уч­реждении осуществляется на основе полного государственно­го обеспечения. Этот важный принцип законодательно закреп­лен в ст. 147 СК, п. 9 ст. 50 Закона об образовании и в Законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 Закона "О дополнительных гаран­тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обес­печением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном уч­реждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одеж­ды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинс­кого обслуживания.

Непосредственно нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и другим необходимым оборудова­нием, а также расходов на культурно-массовую работу, при­обретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гиги­ены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника воспита­тельного учреждения (независимо от его типа и ведомствен­ной принадлежности) установлены приложениями №№ 1—3 к постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Организация обучения и воспитания в воспитательном уч­реждении строится в соответствии с учебным планом, разраба­тываемым учреждением самостоятельно с учетом индивидуаль­ных особенностей воспитанников. При этом режим дня, обеспе­чивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания вос­питанников в учреждении. Количество общеобразовательных классов в воспитательном учреждении зависит от условий, со­зданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). При этом в воспитательном учреждении, где дети не только прожи­вают, но и обучаются, наполняемость классов не должна пре­вышать двадцати человек. В воспитательном учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (раз­решения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприяти­ях, в учреждениях и организациях с использованием различ­ных форм самодеятельных объединений воспитанников.

Не допускаются принуждение воспитанников к вступле­нию в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях[660].


В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действу­ющие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошколь­ным образовательным учреждением и воспитательным учреж­дением.

Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (ст. 1, 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Медицинское обслуживание воспитан­ников включает наблюдение медицинскими работниками за со­стоянием здоровья, физическим и нервно-психическим разви­тием воспитанников, оказание им медицинской помощи; орга­низацию и проведение два раза в год углубленных медицинс­ких осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противо­эпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и вне учебной деятельности воспитанников, обеспечением санитар­но-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом со­стояния их здоровья; работу с воспитанниками по гигиеничес­кому воспитанию, пропаганду санитарно-просветительных зна­ний[661].

Реализация детьми, находящимися в воспитательных уч­реждениях, своего права на содержание, воспитание, образо­вание, всестороннее развитие, во многом зависит от персона­ла учреждения, от создания им благоприятных условий, при­ближенных к домашним. Поэтому особое внимание уделяется подбору в воспитательное учреждение работников, способных выполнять обязанности по воспитанию и образованию детей-сирот по уровню своей профессионально-педагогической ква­лификации. К педагогической деятельности в -учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления[662].

Право детей, находящихся в воспитательных учреждени­ях, на сохранение за ними права собственности на принадлежа­щее им жилое помещение или права пользования жилым поме­щением, полностью соответствует по своему содержанию ана­логичному праву детей, находящихся под опекой или попечи­тельством. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей" данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в воспитательном уч­реждении, но и в последующем — на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на пе­риод нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По окончании срока пребывания в воспитательном учреж­дении дети, оставшиеся без попечения родителей и не имею­щие закрепленных помещений, вправе получить вне очереди жилье по договору социального найма, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению и жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 2 ст. 37 ЖК)[663]. При этом жилое помещение должно предос­тавляться детям, утратившим родительское попечение, вне очереди органами исполнительной власти (но только однократно) по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по ме­сту регистрации их рождения, или по месту последнего про­живания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за предела­ми территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фон­да выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, может предоставляться без­возвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ (п. 1, 3 ст. 8 Закона "О допол­нительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей").


Перечисленные положения законодательства о жилищных правах детей, оставшихся без попечения родителей и находя­щихся в воспитательных и иных учреждениях, не всегда испол­няются на практике жилищными органами, органами управле­ния образованием и администрацией этих учреждений[664]. Далеко не единичным явлением являются и факты противоправного завладения принадлежащего детям-сиротам жилья, в связи с чем защита законных прав детей должна осуществляться про­куратурой, другими государственными органами, а также орга­нами местного самоуправления. Например, в Москве осуществ­ление контроля за выделением жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на главу Управы района (лич­но или через подразделения администрации района)[665].

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"[666] особо оговорено пра­во детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных по­печения родителей и проживающих в стационарных учрежде­ниях социального обслуживания, на обеспечение жилыми по­мещениями вне очереди по достижении совершеннолетия (если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусмат­ривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни). Обязанность по обеспече­нию жильем возложена (по выбору детей-инвалидов) на орга­ны местного, самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства[667].

За детьми, оставшимися без попечения родителей и на­ходящимися в воспитательных учреждениях, как и за детьми, которым назначен опекун (попечитель), сохраняется право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие соци­альные выплаты. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, зачисляются на счета воспитательных учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК). Учреждения вправе помещать эти суммы в банки. Пятьдесят процентов доходов от обращения поступивших сумм алиментов используются на содержание всех детей, находящихся в этих учреждениях. При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ре­бенка в отделении Сберегательного банка Российской Федера­ции. Причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия, установленная для детей, потерявших родителей (в случае отсутствия документов, под­тверждающих трудовой стаж родителей), перечисляется на лич­ный счет ребенка (в размере пятидесяти процентов пенсии — детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одино­кой матери и в размере двадцати пяти процентов пенсии — другим детям)[668]. На период нахождения детей в детских учреж­дениях на полном государственном обеспечении разница между назначенной и полагающейся к выплате пенсией детям пе­речисляется на счета этих учреждений[669].


Если право на пенсию, пособие у несовершеннолетнего "подопечного возникло в период пребывания в воспитательном учреждении (или до устройства ребенка в учреждение пенсия и пособие не были еще назначены), администрация этого уч­реждения обязана оформить необходимые документы для их назначения.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящие­ся в воспитательных и иных учреждениях, обладают в соот­ветствии с п. 2 ст. 149 СК также правом: на общение с родите­лями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту сво­их прав и интересов, в частности, путем самостоятельного об­ращения в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд (ст. 56 СК); на выражение собственного мнения (ст. 57 СК).

Со своей стороны воспитанники соответствующих воспи­тательных и иных учреждений обязаны выполнять устав, пра­вила внутреннего распорядка учреждения, бережно относить­ся к имуществу, уважать честь и достоинство других воспи­танников и работников.

В п. 1 ст. 149 СК закреплено право выпускников воспита­тельных учреждений на льготы при трудоустройстве, пре­дусмотренные законодательством о труде. Под выпускниками учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном госу­дарственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 За­кона о дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Ста­тьей 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 182-ФЗ)[670] предусмотрено, что работодатель обязан принимать на работу лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в со­циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в том числе выпускников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), направляемых органа­ми государственной службы занятости в порядке трудоустрой­ства, в счет квоты, устанавливаемой органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправле­ния. Важно, что отказ в приеме на работу, выпускников детс­ких домов в счет установленной квоты запрещается и может быть обжалован ими в суд.

Органы местного самоуправления устанавливают предпри­ятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм соб­ственности) квоты (минимальное количество рабочих мест) для приема на работу молодежи из числа детей-сирот и детей, ли­шенных попечения родителей[671]. Вопрос об этом решается по со­гласованию с работодателями на основе договора, заключаемо­го ежегодно между органами местного самоуправления и ра­ботодателями с привлечением территориального органа госу­дарственной службы занятости населения. Рабочие места для трудоустройства выпускников воспитательных учреждений со­здаются за счет средств работодателей, средств Государствен­ного фонда занятости населения РФ, территориального фонда социальной поддержки населения и других источников. Непос­редственно трудоустройство лиц данной категории в счет ус­тановленной квоты осуществляется по направлению террито­риального органа государственной службы занятости населе­ния с учетом предложений комиссий по делам несовершенно­летних и органов управления образованием... Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабо­чие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 9 Зако­на "О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Дол­жностные лица, виновные в нарушении условий трудовых до­говоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражда­нами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 3 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей").

Право на льготы по трудоустройству выпускников воспи­тательных учреждений закреплены также в законодательстве некоторых субъектов РФ[672].

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной при­годности с учетом состояния здоровья за счет средств Государ­ственного фонда занятости РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений со­циального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслужи­вания могут быть созданы специализированные рабочие места (п. 1 и 4 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей").

С 1 января 1998 г. вступила в силу норма, согласно кото­рой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди­телей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы заня­тости населения в статусе безработного, выплачивается посо­бие по безработице в течение шести месяцев в размере сред­него уровня заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автоном­ной области, автономном округе. Причем в течение указанного срока органы государственной службы занятости населения осу­ществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории (п. 5 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обяза­ны обеспечить за счет собственных средств необходимое про­фессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации (п. 6 ст. 9 Закона "О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей").

При желании продолжить образование после окончания воспитательных учреждений их выпускникам как детям-сиро­там и детям, оставшимся без попечения родителей, предостав­ляются льготы в виде внеконкурсного приема (при условии успешной сдачи экзаменов) в государственные и муниципаль­ные образовательные учреждения среднего профессионально­го и высшего профессионального образования (п. 3 ст. 6 Зако­на об образовании).

Кроме того, дети-сироты мужского пола могут быть так­же зачислены без экзаменов (по результатам собеседования и медицинского обследования) в суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище или военно-музыкаль­ное училище[673].

Дети-сироты и: дети, оставшиеся без попечения родите­лей, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего про­фессионального образования, в возрасте от восемнадцати лет до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окон­чания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей").

В целях подтверждения и обеспечения возможности реа­лизации рассмотренных прав воспитаннику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске или переводе в другое воспитательное учреждение выдаются необходимые документы: свидетельство о рожде­нии (паспорт); справка о пребывании в учреждении; докумен­ты о состоянии здоровья; документ об образовании; докумен­ты, подтверждающие его право на имущество, денежные сред­ства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями; пенсионная и сберегательная книжки; исполнительный лист на взыскание алиментов; ценные бумаги и другие доку­менты, если таковые имелись в личном деле[674].

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка. Прин­цип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права, соответственно предметом их основной заботы должны являть­ся наилучшие интересы ребенка (ст. 18 Конвенции о правах ребенка). Данное положение закреплено и в ст. 150 СК, уста­навливающей право и обязанность опекунов и попечителей вос­питывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содер­жании, защищать его права и интересы, что соответствует и нормам гражданского законодательства (п. 3 ст. 36 ГК). Пере­численные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечи­тельства над детьми, определенных в ст. 31 ГК и ст. 145 СК и во многом сходных с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК), в то же время основания возникновения указанных полномочий у родителей и опекунов (попечителей) различны (родительские права возникают в силу факта отцовства и материнства, удостоверенных в установлен­ном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попе­чителей основаны на административном акте, то есть решении органа опеки и попечительства).

Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опеку­ны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести ре­шение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опе­кунами (попечителями) безвозмездно, кроме случаев, предус­мотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК).

Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются по достижении подопечным ребенком возраста восемнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипа­ции несовершеннолетнего подопечного (ст. 40 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК).

Как и родителям, СК предоставляет опекунам и Попечите­лям право самостоятельно определять способы воспитания по­допечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 150 СК). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уни­жающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательно­го учреждения и форм обучения подопечного ребенка с учетом мнения ребенка. При этом опекун (попечитель) должен исхо­дить из необходимости получения подопечным основного об­щего образования. Аналогичное требование Кодексом предъяв­ляется и к родителям, что основано на положениях федераль­ного законодательства (ст. 63. СК; п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 и п. 3 ст. 52 Закона об образовании).

Опекуны и попечители несовершеннолетних детей обя­заны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК). В свою очередь, подопечные дети согласно п. 1 ст. 148 СК имеют право проживать вместе со своим опекуном (попечите­лем). В этой связи они беспрепятственно регистрируются орга­нами внутренних дел на жилую площадь опекунов и попечите­лей (и наоборот) по решению органа местного самоуправления об установлении опеки и попечительства с указанием в нем места конкретного жительства[675].

Раздельное проживание попечителя с подопечным, дос­тигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов по­допечного. Обязанностью опекунов и попечителей является из­вещение органов опеки и попечительства о перемене места жительства (п. 2 ст. 36 ГК).

Важно, что на опекунов (попечителей) возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под их опекой (попечительством), не только на территории РФ, но и за ее пределами[676].

Права и обязанности опекунов (попечителей) в гражданс­ко-правовой сфере регулируются ГК (ст. 37—38 ГК). Как за­конные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полно­мочия (п. 2 ст. 31 ГК).

Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет) совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и необходимые гражданско-правовые сделки, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, поскольку не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК).

Малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнад­цати лет вправе самостоятельно совершать весьма ограничен­ный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направлен­ные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нота­риального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными закон­ным представителем или с его согласия третьим лицом для оп­ределенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК). Имущественную ответственность по всем сделкам малолет­него (даже тем, которые он вправе совершать) несут опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Они также отвечают за вред, причиненный малолетними подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного ма­лолетним, не прекращается с достижением подопечным совер­шеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 3 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 1073 ГК).

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на соверше­ние ими тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26 ГК; п. 2 ст. 33 ГК). Перечень сде­лок, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно, то есть лично, шире круга сделок, совершаемых малолетними. В до­полнение к сделкам, которые малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе совершать само­стоятельно, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предоставлено право без согласия попе­чителей распоряжаться своим заработком, стипендией и ины­ми доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемо­го законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законодательством вносить вклады в кредит­ные учреждения и распоряжаться ими; по достижении шест­надцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (производственных или потребительских) в соот­ветствии с законами о кооперативах (п. 2 ст. 26 ГК). На совер­шение любых иных сделок (то есть не перечисленных в п. 2 ст. 26 ГК) несовершеннолетним подопечным требуется письменное согласие (или последующее письменное одобрение) по­печителей (п. 1 ст. 26 ГК). Кроме того, попечители должны ока­зывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупот­реблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК).

В отличие от опекунов попечители не несут ответственно­сти по сделкам, совершенным их подопечными, в том числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сдел­кам, которые несовершеннолетние, достигшие возраста четыр­надцати лет, могут совершать самостоятельно, а также по сдел­кам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3 ст. 26 ГК).

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнад­цати до восемнадцати лет отвечают за причиненный вред на общих основаниях, самостоятельно. Однако, если у подопечного нет доходов или иного имущества, достаточных для возмеще­ния вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недо­стающей части попечителем, если он не докажет, что вред воз­ник не по его вине (п. 1—2 ст. 1074 ГК). Обязанность попечите­лей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается с достижением причинившим вред совершенно­летия или получением им доходов, имущества, достаточных для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершенноле­тия приобрел дееспособность в полном объеме (п. 3 ст. 1074 ГК).

Под виной опекунов (попечителей), влекущей ответствен­ность за вред, причиненный несовершеннолетними подопечны­ми, следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось непра­вильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т. п.)[677].

Закон возлагает на опекунов и попечителей обязанность заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК) и в этих целях предоставляет им право расходовать полученные подопечными доходы (пенсия, пособия, алименты и т. п.), кроме случаев, когда подопечные вправе распоряжаться ими самосто­ятельно. При этом ст. 37 ГК устанавливает условия распоряже­ния опекунами (попечителями) доходами несовершеннолетних подопечных: исключительно в интересах подопечного (на удов­летворение его потребностей и с наибольшей выгодой для него) и с предварительного разрешения органа опеки и попечитель­ства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить лишь необходимые для содер­жания подопечного расходы на повседневные нужды (продукты питания, одежда, книги и т. п.) за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). В остальных случаях опекуну (попечителю) нужно получать согласие органа опеки и попечительства, который определяет — каким, образом следует расходовать доходы, причитающиеся подопечному. По­этому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать со­гласие подопечному на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сда­че его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подо­печного (п. 2 ст. 37 ГК). Опекунами (попечителями) не может быть самостоятельно осуществлен отказ от участия несовершен­нолетних подопечных в приватизации жилья[678]. Разрешение органа опеки и попечительства на совершение перечисленных сде­лок на практике выдается в письменной форме для исключения возможных споров, хотя закон прямо не устанавливает конк­ретную форму такого разрешения. При совершении сделки без получения необходимого согласия органа опеки и попечитель­ства он вправе требовать в судебном порядке признания ее не­действительной как несоответствующей требованиям закона (ст. 166, 168 ГК).







Date: 2015-12-12; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию