Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опекуна (попечителя) ребенка 1 page





Основания и порядок установления опеки и попечитель­ства над детьми. Институт опеки и попечительства[625] над деть­ми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюцион­ной России, так и затем в РСФСР[626]. В настоящее время в се­мейном праве под опекой и попечительством понимается фор­ма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в целях их содержания, воспитания и образова­ния, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лише­ны родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попе­чения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонени­ем родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих де­тей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК; п. 3 ст. 31 ГК).

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также админи­стративного права, то есть по своей сути является комплекс­ным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представитель­ство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причи­нения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечи­тельстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного вос­питания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семей­ном кодексе соответственно определяются права и обязаннос­ти опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, нахо­дящихся под опекой (попечительством).

Основанием установления опеки и попечительства над деть­ми является факт утраты ими по тем или иным причинам роди­тельского попечения. Опека и попечительство над детьми пресле­дуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, остав­шихся без попечения родителей (п. 1 ст. 45 СК; п. 1 ст. 31 ГК).

Законодательством установлено, что опека устанавлива­ется над малолетними детьми, то есть не достигшими че­тырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), а попечитель­ствонад несовершеннолетними детьми в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 33 ГК). Ранее, до введения в действие части первой ГК (то есть до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершенно­летними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечи­тельство — над несовершеннолетними в возрасте от пятнадца­ти до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 121 КоБС).

Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадца­ти лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весь­ма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требу­ющие нотариального удостоверения либо государственной ре­гистрации, а также сделки по распоряжению средствами, пре­доставленной законным представителем или с его согласия тре­тьим лицом для определенной цели или для свободного распоря­жения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не дос­тигших возраста четырнадцати лет, совершает его опекун как законный представитель (п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом дееспособ­ности в гражданско-правовой сфере, чем малолетние. Они впра­ве самостоятельно совершать те же сделки, что и несовер­шеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а, кро­ме того, они могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществ­лять права автора произведений науки, литературы или ис­кусства, изобретения или иного охраняемого законом резуль­тата своей интеллектуальной деятельности, а также в соответ­ствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреж­дения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок по­допечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя — по­печителя (п. 1—2 ст. 26 ГК). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.


В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 119 КоБС) порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Согласно п. 3 ст. 145 СК установление и прекращение опеки или попе­чительства над детьми определяются гражданским законода­тельством (ст. 35, 39, 40 ГК) и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по мес­ту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Органами опеки и попечительства являются органы мес­тного самоуправлениявыборные и другие органы, наделен­ные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК)[627]. Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую адми­нистрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесе­ния соответствующего решения. Например, в Москве решения по вопросам установления опеки (попечительства) в отноше­нии детей, находящихся в семьях российских граждан, а так­же по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных должны приниматься главой Управы района — лично или через подразделения администрации района[628].

Орган опеки и попечительства назначает опекуна или по­печителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечитель­ства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (на­пример, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен орга­нном опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или по­печитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попе­чительства. Немаловажно, что назначение опекуна или попечи­теля может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК). Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунс­ких или попечительских обязанностей интересам ребенка соот­ветствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты. Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым.требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответ­ствующем заявлении в орган опеки и попечительства.


В СК и ГК установлены определенные требования к ли­цам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершенно­летние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК; п. 2 ст. 35 ГК). Закон запрещает быть опекунами (попечителями): а) несовершенно­летним лицам независимо от приобретения ими полной дееспо­собности до достижения возраста совершеннолетия; б) недее­способным лицам; в) лицам, лишенным родительских прав. Зап­рет на исполнение обязанностей опекуна (попечителя) пере­численными лицами обусловлен сущностью и задачами опеки и попечительства. Принимая во внимание содержание функцио­нальных обязанностей опекуна или попечителя детей (воспита­ние, образование подопечных, защита их прав и интересов), закон устанавливает ряд дополнительных требований к лично­сти опекуна (попечителя). В частности, п. 3 ст. 146 СК уточня­ется, кто еще не может быть назначен опекуном (попечите­лем) по причине неспособности надлежащим образом обеспе­чить семейное воспитание ребенка: а) лица, страдающие хро­ническим алкоголизмом или наркоманией; б) лица, ранее от­страненные от выполнения обязанностей опекунов или попечи­телей; в) лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских пра­вах; г) бывшие усыновители, если усыновление было отмене­но по их вине; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Орган опеки и попечительства не вправе назначить опеку­ном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не мо­жет осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Требо­вания к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отлича­ются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями[629]. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечи­телями), определен Министерством здравоохранения РФ[630].

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ре­бенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попе­чителя); б) его личные и нравственные качества; в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в. опеке или попечи­тельстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попе­чителя); д) если это возможно — желание самого ребенка (п. 3 ст. 35 ГК; п. 2 ст. 146 СК): Критерии, по которым должна оце­ниваться способность лица к выполнению обязанностей опеку­на (попечителя), законодательно не определены, что предпо­лагает необходимость индивидуального похода к решению дан­ного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоя­тельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т. п.). Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо рас­полагающему необходимыми для этого качествами в силу сво­его жизненного опыта, образования либо специальной подго­товки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опе­куны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсут­ствие у опекуна (попечителя) специального образования. Но­веллой Семейного кодекса является введение необходимости учета отношения к ребенку членов семьи будущего опекуна (попечителя) и их желания участвовать в его воспитании (суп­руг опекуна, попечителя, родители, дети). Указанное требова­ние является совершенно обоснованным и вызвано стремлени­ем создать для опекаемого ребенка наиболее благожелатель­ную обстановку со стороны членов семьи опекуна (попечите­ля), без чего крайне сложно решать задачи воспитания и раз­вития ребенка в новых для него условиях. По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня раз­вития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное тре­бование и не является обязательным. В отличие от усыновле­ния (ст. 132 СК) при передаче ребенка под опеку (попечитель­ство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (по­печителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуа­ции, когда ребенок негативно относится к конкретному канди­дату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мне­ния ребенка.


Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к лич­ности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспе­чение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвра­щение возможных фактов насилия, оскорбления и иных про­тивоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи, что не исключено в жизни.

На практике опекунами (попечителями) чаще всего на­значаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее опти­мально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять реше­ние о назначении родственника ребенка его опекуном (попечи­телем) при наличии предусмотренных законодательством пре­пятствий.

Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечитель­ства кандидатуру опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В даль­нейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.

Прекращение опеки и попечительства. Основания прекра­щения опеки и попечительства предусмотрены ст. 39 и 40 ГК. Опека над малолетним подопечным автоматически прекраща­ется по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного реше­ния об этом (п. 2 ст. 40 ГК).

Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (п. 3 ст. 40 ГК). Другими основаниями для прекраще­ния попечительства над несовершеннолетними могут являться вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или его эмансипация (ст. 27 ГК), то есть объявление несовершен­нолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособ­ным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предприни­мательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия попечителя либо при отсут­ствии такого согласия — по решению суда.

Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от испол­нения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей произ­водится органом опеки и попечительства при возвращении не­совершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответ­ствующие воспитательные, лечебные учреждения, учрежде­ния социальной защиты населения или другое аналогичное уч­реждение (организацию) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК). При наличии ува­жительных причин (болезнь, изменение имущественного по­ложения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (п. 2 ст. 39 ГК).

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попе­чителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или (попечительства) в корыстных це­лях или при оставлении подопечного без надзора и необходи­мой, помощи, орган опеки и попечительства может отстра­нить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанно­стей и принять необходимые меры для привлечения виновно­го гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершен­нолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким об­ращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответ­ственности влечет для него неблагоприятные последствия. Та­кие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опеку­нами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).

Опека и попечительство над детьми, находящимися в вос­питательных, лечебных учреждениях и учреждениях соци­альной защиты населения. В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в се­мью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (вос­питательные учреждения, лечебные учреждения, учрежде­ния социальной защиты населения и другие аналогичные уч­реждения).

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей,это образовательные учреждения, в ко­торых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреж­дения социальной помощи населению (детские дома-интерна­ты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физичес­кими недостатками, социально-реабилитационные центры по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребен­ка) и другие учреждения, создаваемые в установленном зако­ном порядке (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей").

К образовательным (воспитательным) учреждениям, в ко­торых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-си­роты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, то есть с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом — школа, шко­ла-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии[631]; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении[632].

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитатель­ное учреждение для детей и подростков с девиантным поведе­нием) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, пре­дусмотренные федеральным законодательством для детей, ос­тавшихся без попечения родителей[633]. Следует отметить, что около трети от общего количества находящихся в воспитатель­ных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей (32137), из-за отклонений в умственном или физическом развитии содержатся именно в специальных (кор-рекционных) воспитательных учреждениях различного типа[634].

В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные уч­реждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, могут быть приняты в школу-интернат[635].

Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилита­ции, — социально-реабилитационный центр для несовершен­нолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей[636].

Детям, находящимся на полном государственном попече­нии в соответствующих воспитательных учреждениях, ле­чебных учреждениях, учреждениях социальной защиты насе­ления и других аналогичных учреждениях [637], опекуны и попечи­тели не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК; п. 1 ст. 147 СК), Полное государственное попечение означает, что защиту прав и за­конных интересов несовершеннолетних детей, их обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице со­ответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опе­кунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК, конкретизируя это положение, называ­ет администрацию учреждения ответственной за выполнение этих обязанностей. Разграничить функции воспитательного уч­реждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществле­нию над ним опеки (попечительства) весьма сложно. Так, ос­новными задачами воспитательного учреждения являются: а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическо­му развитию личности; б) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, обще­ства и государства; г) обеспечение охраны и укрепления здо­ровья воспитанников; д) охрана прав и интересов воспитанни­ков[638]. Понятно, что выполнение перечисленных задач относит­ся и к функциональной деятельности опекунов (попечителей). В случае временного помещения ребенка, уже находяще­гося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отноше­нии ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК). Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не свя­занные с виновным поведением опекуна или попечителя (бо­лезнь, служебная командировка и т. п.).

Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюде­нием норм семейного и гражданского законодательства о пра­вах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка (ст. 26, 28, 37—38 ГК; ст. 150 СК). Воспитательное учреждение выступа­ет в защиту личных и имущественных прав несовершеннолет­них подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя).

Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопеч­ного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке, установленном ГК (ст. 1073, 1074 ГК). Так, учреждение обязано возместить вред, причи­ненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовер­шеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не до­кажет, что вред вознрш не по вине учреждения. Причем обя­занность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).

Если вред причинен находящимся в воспитательном уч­реждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от че­тырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, дос­таточных для возмещения вреда); если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения, совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК).

В некоторых случаях воспитательным учреждениям при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) следует руковод­ствоваться не только нормами СК и ГК, но и иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями)[639] предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершен­нолетний ребенок, утративший попечение родителей, в тече­ние трех месяцев оформить договор передачи жилого помеще­ния в собственность несовершеннолетнего. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых про­живают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное раз­решение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства), зачисляются ад­министрацией воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего подопечного в местном отделении Сберегательного банка[640].

Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое ре­гулирует деятельность как государственных, так и муниципаль­ных воспитательных учреждений. В своей деятельности админи­страция воспитательного учреждения руководствуется федераль­ным законодательством и решениями соответствующего органа управления образованием, а также международными актами в области защиты прав ребенка. Каждое из воспитательных уч­реждений имеет свой устав, который утверждается учредителем. Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспи­танников, автономности и светского характера образования.

Управление воспитательным учреждением осуществляет­ся в соответствии с его уставом и Законом об образовании на. принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуп­равления учреждением являются совет учреждения, общее собрание, педагогический совет, попечительский совет и другие формы. Непосредственное руководство воспитательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию[641].

Контроль за условиями содержания, воспитания и образо­вания детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осу­ществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 147 СК). Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознако­мительных целях, обследовании условий жизни и быта воспи­танников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в не­обходимых случаях актов, направлении запросов о представ­лении сведений о деятельности учреждения и т. п.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК). Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, нахо­дившиеся на полном государственном обеспечении и закончив­шие свое пребывание в данном учреждении в связи с завер­шением обучения (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

В целях последующего жизнеустройства при выпуске вос­питаннику обязательно должны быть выданы следующие до­кументы: свидетельство о рождении (паспорт); справка о пре­бывании в учреждении; документы о состоянии здоровья; до­кумент об образовании (для детей школьного возраста); сведе­ния о родителях или близких родственниках; документы, под­тверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле[642].

Законодательством РФ предусмотрены меры по социаль­ной адаптации и материальному обеспечению выпускников вос­питательных учреждений. В частности, при поступлении в уч­реждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей").

В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждае­мым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров опла­ты труда. По желанию выпускников образовательных учреж­дений им может быть выдана денежная компенсация в разме­рах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот.и детей, оставшихся без попечения родителей")[643].







Date: 2015-12-12; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию