Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструмент № 3: влияние власти





Обладание властью придает нам уверенности в отно­шениях с другими людьми. Оно несет с собой статус и дает нам нечто определенное для решения проблем по­вседневной жизни.

Драматурги и актеры понимают значение власти, но их знание скорее инстинктивно. Власть лежит в корне пове­ствования. Трагедия короля Лира — трагедия человека, от­дающего власть людям, которым ее все время недостаточ­но и которые в конечном итоге полностью забирают эту власть у короля. Центральные конфликты между героями в пьесах Гарольда Пинтера и Артура Миллера часто связа­ны с властью, ее использованием и злоупотреблением ею. Но что такое власть и какое определение ей можно дать?

Основываясь на работах таких исследователей, как Джон Р. П. Френч и Бертрам Рэвен, преподаватели в школах бизнеса часто раскрывают понятие о власти во всем ее великолепии. В одной из глав книги Д. Картрайта и А. Зандера «Групповая динамика: исследования и те­ория» (Тavistock Publications, 1968) описано несколько типов власти. В моем понимании они сводятся к следу­ющим основным типам:

1. Допустимая власть власть, которой человеку позволено пользоваться в силу его положения в данной культуре (например, менеджер может попросить сотрудника, занимающего более низкую должность, выполнить некое задание; полицейскому позволяется арестовать подозреваемого; родители могут наказать ребенка, лишив его карманных денег).

2. Злоупотребляемая власть — власть, которую человек использует для того, чтобы принудить другого сделать что-то (хулиганистый мальчишка в классе может вымогать у другого ребенка деньги). Такой тип власти применяется также тогда, когда человек, обладающий допустимой властью, злоупотребляет своими полномочиями (например, врач безо всяких оснований просит пациента раздеться).

3. Власть вознаграждения власть предоставить то, что имеет ценность для другого человека (менеджер, проводящий собеседование с кандидатом на должность, принимает того на работу; за хорошее поведение родители дают ребенку сладкое; ребенок награждает маму или папу улыбкой).

4. Власть знания (или опыта) — власть, проистекающая из обладания информацией или знаниями, которые могут быть необходимы другому человеку (например, бомж знает, где находится ближайшая стоянка такси; мастер может починить компьютер).

5. Власть связей власть, проистекающая из близости к лицу, обладающему влиянием (например, отец какого-нибудь ученика — директор школы; ваш друг — известный киноактер).

6. Личностная власть власть, которой человек обладает благодаря своей привлекательности для других (например, модель; человек, великолепно рассказывающий анекдоты).

Вот пример власти в действии. В этом сценарии я от­метил соответствующими номерами типы власти, кото­рые используются в отдельных местах приведенной ниже истории.

Сторож парка видит бездомного парня, спящего на скамейке в центре города. Сторож будит юношу и прика­зывает тому убраться (1): молодой человек поднимается а уходит. Парень встречает хорошенькую (6) туристку, которая служит в полиции, но в настоящий момент нахо­дится в отпуске. Она спрашивает парня, как пройти к со­бору, и он дает ей четкие указания (4). Прощаясь, женщи­на предлагает молодому человеку мелочь (3), и тот ее берет. За всем этим наблюдает сторож. Когда женщина уходит, он подходит к парню и требует у него деньги, уг­рожая донести на него за попрошайничество (2). Молодой человек зовет на помощь женщину-полицейского (5). Та возвращается и вмешивается, предъявляя свое удостовере­ние (1). Сторож быстро удаляется.

Итак, власть индивида проистекает из различных ис­точников. Работа, роль в семье, образование, приобре­тенные навыки (включая хобби), личные особенности, социальное положение — все это наделяет вашего персо­нажа аспектами власти, благодаря которым он оказыва­ет потенциальное влияние на других.

Фильмы, спектакли и телевизионные комедии до­вольно часто строятся вокруг недоразумений, касающих­ся власти: гоголевский «Ревизор» — блестящий тому при­мер. Простое недоразумение — убеждение в том, что появившийся в городе человек является важным государ­ственным чиновником, хотя он вовсе не тот, за кого себя выдает, — приводит к целому ряду событий и происше­ствий, отражающих темную сторону городской жизни. Сюжет классической телевизионной комедии «Фоулти-Тауэрс» («Fawlty Towers») целиком построен на ошибоч­ном представлении о том, что клиент — высокопостав­ленный инспектор ресторанов.

Но, пожалуй, лучше всего эта тема раскрывается в фильме «Я был там» («Deing There»). Стареющего и слабо­умного садовника (Питер Селлерс), буквально выброшен­ного в неведомый ему современный мир после смерти его хозяина, сбивает машиной, а затем окружает заботой бога­тый приятель американского президента. Скромное пове­дение садовника и его ненавязчивые советы по выращива­нию растений делают его в глазах новых влиятельных друзей великолепным гуру в сфере бизнеса, который изъясняется метафорами.


В мюзикле Вилли Рассела «Кровные братья» («Blood Brothers») также рассказывается о власти, в частности, о том, как доступ к власти дает людям преимущества в жизни. В сценарии Рассела близнецов из бедной семьи при рождении разлучают. Один из них, Микки, остается с матерью, уборщицей, а другой, Эдвард, становится при­емным сыном в зажиточной семье (где его мать работает уборщицей). Мы следим за тем, как с возрастом меняют­ся судьбы мальчиков. Они редко встречаются, так что мы (и они тоже) видят все более расширяющуюся между ними пропасть.

Проблемы, связанные с властью, встают особенно ос­тро, когда под властью находитесь вы, и Рассел приводит множество примеров того, как общество благоволит к людям, уже имеющим некие преимущества перед други­ми, будь то образование, работа, здоровье или социальная уверенность. Инцидент в первом акте служит примером того, как некто, обладающий допустимой властью, при­меняет ее избирательно — склоняясь к злоупотреблению властью в первом случае, и даже предлагая вознагражде­ние в форме совета от знающего человека во втором. Обо­их близнецов поймали с поличным на месте мелкого пре­ступления. Матери Микки этот некто рявкает:

«Так вот, с этого момента никаких чертовых предуп­реждений не будет. Или вы будете присматривать за ними, миссис, или вас вызовут в суд, а то и что-нибудь похуже, понятно?».

Приемной матери Эдварда он говорит:

«В общем, миссис Лайонз, это была не больше чем ша­лость, можете мне поверить. На вашем месте я бы да­вал ему поменьше карманных денег. (Смеется). Но, если не возражаете, я скажу вам одну вещь, ну, короче, я не по­зволял бы ему водиться с этими типами. Лучше ему об­щаться с ребятами его круга, миссис Лайонз».

В своей музыкальной пьесе Рассел хочет показать, что, употребляя радикально различные типы власти в отношениях с окружающими — одного человека мы хва­лим, другого наказываем, одному отдаем предпочтение, а другого унижаем, — мы оказываем влияние на то, кем эти люди становятся.







Date: 2015-12-13; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию