Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инструмент № 3: влияние власти
Обладание властью придает нам уверенности в отношениях с другими людьми. Оно несет с собой статус и дает нам нечто определенное для решения проблем повседневной жизни. Драматурги и актеры понимают значение власти, но их знание скорее инстинктивно. Власть лежит в корне повествования. Трагедия короля Лира — трагедия человека, отдающего власть людям, которым ее все время недостаточно и которые в конечном итоге полностью забирают эту власть у короля. Центральные конфликты между героями в пьесах Гарольда Пинтера и Артура Миллера часто связаны с властью, ее использованием и злоупотреблением ею. Но что такое власть и какое определение ей можно дать? Основываясь на работах таких исследователей, как Джон Р. П. Френч и Бертрам Рэвен, преподаватели в школах бизнеса часто раскрывают понятие о власти во всем ее великолепии. В одной из глав книги Д. Картрайта и А. Зандера «Групповая динамика: исследования и теория» (Тavistock Publications, 1968) описано несколько типов власти. В моем понимании они сводятся к следующим основным типам: 1. Допустимая власть — власть, которой человеку позволено пользоваться в силу его положения в данной культуре (например, менеджер может попросить сотрудника, занимающего более низкую должность, выполнить некое задание; полицейскому позволяется арестовать подозреваемого; родители могут наказать ребенка, лишив его карманных денег). 2. Злоупотребляемая власть — власть, которую человек использует для того, чтобы принудить другого сделать что-то (хулиганистый мальчишка в классе может вымогать у другого ребенка деньги). Такой тип власти применяется также тогда, когда человек, обладающий допустимой властью, злоупотребляет своими полномочиями (например, врач безо всяких оснований просит пациента раздеться). 3. Власть вознаграждения — власть предоставить то, что имеет ценность для другого человека (менеджер, проводящий собеседование с кандидатом на должность, принимает того на работу; за хорошее поведение родители дают ребенку сладкое; ребенок награждает маму или папу улыбкой). 4. Власть знания (или опыта) — власть, проистекающая из обладания информацией или знаниями, которые могут быть необходимы другому человеку (например, бомж знает, где находится ближайшая стоянка такси; мастер может починить компьютер). 5. Власть связей — власть, проистекающая из близости к лицу, обладающему влиянием (например, отец какого-нибудь ученика — директор школы; ваш друг — известный киноактер). 6. Личностная власть — власть, которой человек обладает благодаря своей привлекательности для других (например, модель; человек, великолепно рассказывающий анекдоты). Вот пример власти в действии. В этом сценарии я отметил соответствующими номерами типы власти, которые используются в отдельных местах приведенной ниже истории. Сторож парка видит бездомного парня, спящего на скамейке в центре города. Сторож будит юношу и приказывает тому убраться (1): молодой человек поднимается а уходит. Парень встречает хорошенькую (6) туристку, которая служит в полиции, но в настоящий момент находится в отпуске. Она спрашивает парня, как пройти к собору, и он дает ей четкие указания (4). Прощаясь, женщина предлагает молодому человеку мелочь (3), и тот ее берет. За всем этим наблюдает сторож. Когда женщина уходит, он подходит к парню и требует у него деньги, угрожая донести на него за попрошайничество (2). Молодой человек зовет на помощь женщину-полицейского (5). Та возвращается и вмешивается, предъявляя свое удостоверение (1). Сторож быстро удаляется. Итак, власть индивида проистекает из различных источников. Работа, роль в семье, образование, приобретенные навыки (включая хобби), личные особенности, социальное положение — все это наделяет вашего персонажа аспектами власти, благодаря которым он оказывает потенциальное влияние на других. Фильмы, спектакли и телевизионные комедии довольно часто строятся вокруг недоразумений, касающихся власти: гоголевский «Ревизор» — блестящий тому пример. Простое недоразумение — убеждение в том, что появившийся в городе человек является важным государственным чиновником, хотя он вовсе не тот, за кого себя выдает, — приводит к целому ряду событий и происшествий, отражающих темную сторону городской жизни. Сюжет классической телевизионной комедии «Фоулти-Тауэрс» («Fawlty Towers») целиком построен на ошибочном представлении о том, что клиент — высокопоставленный инспектор ресторанов. Но, пожалуй, лучше всего эта тема раскрывается в фильме «Я был там» («Deing There»). Стареющего и слабоумного садовника (Питер Селлерс), буквально выброшенного в неведомый ему современный мир после смерти его хозяина, сбивает машиной, а затем окружает заботой богатый приятель американского президента. Скромное поведение садовника и его ненавязчивые советы по выращиванию растений делают его в глазах новых влиятельных друзей великолепным гуру в сфере бизнеса, который изъясняется метафорами. В мюзикле Вилли Рассела «Кровные братья» («Blood Brothers») также рассказывается о власти, в частности, о том, как доступ к власти дает людям преимущества в жизни. В сценарии Рассела близнецов из бедной семьи при рождении разлучают. Один из них, Микки, остается с матерью, уборщицей, а другой, Эдвард, становится приемным сыном в зажиточной семье (где его мать работает уборщицей). Мы следим за тем, как с возрастом меняются судьбы мальчиков. Они редко встречаются, так что мы (и они тоже) видят все более расширяющуюся между ними пропасть. Проблемы, связанные с властью, встают особенно остро, когда под властью находитесь вы, и Рассел приводит множество примеров того, как общество благоволит к людям, уже имеющим некие преимущества перед другими, будь то образование, работа, здоровье или социальная уверенность. Инцидент в первом акте служит примером того, как некто, обладающий допустимой властью, применяет ее избирательно — склоняясь к злоупотреблению властью в первом случае, и даже предлагая вознаграждение в форме совета от знающего человека во втором. Обоих близнецов поймали с поличным на месте мелкого преступления. Матери Микки этот некто рявкает: «Так вот, с этого момента никаких чертовых предупреждений не будет. Или вы будете присматривать за ними, миссис, или вас вызовут в суд, а то и что-нибудь похуже, понятно?». Приемной матери Эдварда он говорит: «В общем, миссис Лайонз, это была не больше чем шалость, можете мне поверить. На вашем месте я бы давал ему поменьше карманных денег. (Смеется). Но, если не возражаете, я скажу вам одну вещь, ну, короче, я не позволял бы ему водиться с этими типами. Лучше ему общаться с ребятами его круга, миссис Лайонз». В своей музыкальной пьесе Рассел хочет показать, что, употребляя радикально различные типы власти в отношениях с окружающими — одного человека мы хвалим, другого наказываем, одному отдаем предпочтение, а другого унижаем, — мы оказываем влияние на то, кем эти люди становятся. Date: 2015-12-13; view: 505; Нарушение авторских прав |