Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эстетические позиции и искусство постмодернизма⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Постмодернистская эстетика, дистанцируясь от эстетики классической, утверждает плюралистическую эстетическую парадигму, антидогматичность, антисистематичность, что приводит к модификации основных эстетических категорий. Например, к новому взгляду на прекрасное, его интеллектуализации, пониманию прекрасного как сплава чувственного, концептуального и нравственного, к ориентации на красоту ассонансов и асимметрии; к интересу к безобразному, его «приручению» посредством эстетизации и тем самым – размыванию его отличительных признаков; к замещению возвышенного – удивительным, трагического – парадоксальным; к выделению центрального места комическому в его иронической ипостаси и превращению иронизма в смыслообразующий принцип искусства. Постмодернистское искусство сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией. Произведение, которое пишет художник-постмодернист, в принципе не подчиняется заранее установленным правилам, ему невозможно вынести окончательный приговор и при этом применить общеизвестные критерии оценки. Плстмодернистская эстетика отличается направленностью на непознаваемое, на неопределённость. Искусство постмодерна, по Лиотару, выдвигает на передний план «непредставимое, неизобразимое», отказывается утешаться прекрасными формами, хочет передать ощущение того, что нельзя представить. Как считал Деррида, искусство – это своеобразный исход из мира, но не в инобытие утопии, а вовнутрь, в чистое отсутствие. Художники-постмодернисты пытаются передать своё ощущение хаотичности мира через сознательно организованный хаос художественного произведения, скептически относясь к любым авторитетам и иронически их трактуя, подчёркивая условность художественно-изобразительных средств, что превращается в основные принципы художественности. Единственной конкретной данностью, с которой можно иметь дело, оказывается текст любой исторической эпохи, «авторитет письма». Искусство понимается как единый безличный текст, созданный совокупным творцом (то есть экуменически-безлично) и как свод правил организации «текста» художественного произведения, своеобразный художественный код. И в качестве основополагающего принципа организации постмодернистского текста голландский исследователь Д. Фоккема выдвигает понятие нонселекции, принцип нониерархии, означающий отказ автора от преднамеренного отбора (селекции) любых элементов во время «производства текста», а для воспринимающего текст – отказ от всяких попыток выстроить в своём представлении «связную интерпретацию» текста. При этом постмодернистские эксперименты способствуют стиранию граней между традиционными видами и жанрами искусства и развитию тенденции подвергать сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания. Постмодерн отказывается и от дидактических оценок искусства. Господствующим признаком его культуры оказывается эклектизм, и антитеза «высокое – массовое искусство» не воспринимается как актуальная. По мысли Лиотара, становясь китчем, искусство способствует неразборчивости вкуса, при отсутствии же эстетических критериев оказывается возможным и полезным определять ценность произведений искусства по той прибыли, которую они дают. Бездумное потребительское отношение к искусству закрепляют средства массовой информации – массмедиа, пропагандирующие гедонистическое отношение к жизни, поддерживающие познавательный эклектизм. Особую роль массмедиа играют в формировании языка постмодерна, мистифицируя массовое сознание, манипулируя им, порождая в изобилии мифы и иллюзии, - всё, что определяется как «ложное сознание». По словам голландского критика Тео Д`ана, произведения постмодернизма разоблачают процесс мистификации, происходящий при воздействии медиа на общественное сознание, и тем самым заставляют подвергнуть сомнению ту картину действительности, которую внушает массовой публике массовая культура. Как считает Ю. Кристева, задача искусства – отвергать низменное, очищать от скверны. В этом смысле искусство приходит на смену религии. Искусством отторгается духовно мерзкое, функция постмодернизма – смягчать «сверх-Я» путём воображения отвратительного и его отстранения посредством языковой игры, сплавляющей воедино и вербальные знания, и сексуальные и агрессивные пульсации, галлюцинации. Осмеянный ужас порождает комическое, благодаря смеху ужасное сублимируется и обволакивается возвышенным. Кристева полагает художественный опыт основной составляющей религиозности, пережившей крушение существовавших ранее исторических форм религии; красоту – способом приручения демонического и – частью религии. Иначе – с позиций создателя метода эстетического шизоанализа – смотрит на постмодернистское искусство Ж. Делёз. Он видит в искусстве постмодерна поток, письмо на надувных, электронных, газообразных поддержках, которое кажется слишком трудным интеллектуалам, но доступно дебилам, неграмотным, шизофреникам, сливающимся со всем, что течёт без цели. Делёз возлагает на такое искусство все надежды, видя в его творческом потенциале возможности «тотальной шизофренизации» жизни. Именно искусство постмодернизма ведёт к пути глобального освобождения. В своей художественной практике искусство постмодернизма в принципе отказывается от понимания ценности и важности послания. Делом художника теперь считается изготовление «артефактов» или выполнение «художественных жестов». При этом самые бессмысленные или непристойные жесты и артефакты не вызывают сопротивления. Зрителю, читателю предлагаются самые невозможные, табуированные темы, послания, знаки, снимаются любые запреты, связанные в до сих пор существовавших культурах с телом, сексом, смертью. Обширное поле коммуникации в современном обществе, видеозаписи, Интернет выводят любые художественные высказывания в более или менее массовый оборот, делают их общедоступными, а потребление – анонимным. В этих условиях принцип духовной элитарности и создания шедевров, творений, несущих человечеству важные послания о существенных истинах, практически не действует. Искусство постмодерна отличается высокой степенью теоретичности, что обусловлено, в том числе, и спецификой этого искусства, которое просто не может существовать без авторского комментария. И творцы постмодернистского искусства одновременно выступают как теоретики собственного творчества. Постмодернистский роман Дж. Фаулза, Дж. Барта, А. Роб-Грийе, Р. Сьюкеника, Ф. Соллерса, Х. Кортасара и многих других представляет собой не только описание событий, персонажей, но и рассуждения о самом процессе написания данного произведения. Чистые теоретики постмодерна М. Бланшо и У. Эко являются создателями литературных художественных произведений. К основным общим признакам искусства постмодернизма относят использование в произведениях художественного наследия прошлых эпох, цитирование, манипулирование выдержками из чужих произведений, построение из них, из элементов прошлых стилей собственных произведений; переосмысление элементов культуры прошлого с использованием пародирования, иронизирования; зашифровывание, «упрятывание» целых смысловых пластов, многоуровневая организация текста; приём игры. Постмодернистической литературе присуще многоязычие, полиструктурность, плюрализм и языков, и моделей, и методов, в том числе и в одном произведении, смешение, чередование реальности и фикции, элитарного и популярного вкусов. К видным представителям литературы постмодернизма следует отнести, помимо вышеназванных, таких писателей, как Б. Вьян, Л. Коэн, Н. Мейлер, М. Кундера, П. Зюскинд, П. Хандке. В архитектуре постмодернизма используются формы прошлого, причём прямое воспроизведение заменяется намёками, элементами, несущими соответствующие ассоциации (аллюзионизм). В архитектуру теперь проникают символическое содержание, разнохарактерные образы, язык её становится разнообразным, применяется двойное кодирование, что подразумевает использование одновременно традиционного и модерного, элитарного и популярного, интернационального и регионального начал, форм, кодов. К представителям архитектуры постмодернизма относят американцев Р. Вентури, Ч. Мура, М. Грейвса, итальянца А. Росси, испанца Р. Бофилла. Изобразительное искусство постмодернизма, известное и под именем транс-авангарда, отличает интерес к неожиданному, эпатирующему, причудливым комбинациям, стремление к созданию гибридов и отказ от социальных заказов, когда художник не хочет быть пропагандистом той или иной общественной утопии. Представителями изобразительного искусства постмодерна являются, например, такие художники, как М. Паладино, М. Мерц, Г. Стефан, А. Йен.
Наше краткое знакомство с культурой XX в. позволяет обнаружить её удивительное своеобразие, черты, кардинальным образом отличающие культуру Новейшего времени от культур всех предыдущих эпох. Культура XX – начала XXI вв. представляет собой сложный сплав самых разных, порой противоположных и сосуществующих одновременно идейно-политических, научных, художественных направлений, идей, теорий и культурных практик. В искусстве XX в. причудливо сочетаются и чередуются многочисленные как достаточно крупные, развивающиеся на протяжении десятилетий, так и локальные, недолговечные течения и стили, реалистические и нереалистические, авангардные, поставангардные и неоавангардные. Такой культурный калейдоскоп отражает исключительную многогранность, полифункциональность, полиструктурность и полистильность всей культуры XX в. в целом и вызывает непростые вопросы: является ли культура XX в., и особенно второй половины века, с утверждением в ней постмодернистического мышления, переходным явлением и тем эмбрионом, из которого родится принципиально новая культурная эпоха? Или такая эпоха уже наступила, и это её новое лицо? Являет ли собой культура рубежа веков своеобразный поиск выхода из культурного кризиса человечества либо свидетельствует о его очередном витке? Ответы на эти и многие другие вопросы сможет дать лишь будущее. ЛИТЕРАТУРА I. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Большой энциклопедический словарь. Искусство. Серия БЭС. – М.: Внешсигма, 2001 2. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохин. Под ред. А.П. Садохина. – М.: «Академия», 2001 3. Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов/ И.П. Ильин – М.: «Интрада», 2001 4. Культурология. XX век: Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997 5. Культурология. XX век: В 2-х тт.: Энциклопедия. – СПб.: Алетейя. Т.1, Т.2: А – Л, М – Я, 1998 6. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты/ В.П. Руднев – М.: Аграф, 1999
II. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Всемирная история. В 24-х т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич и др. – М. – Минск: Харвест, 2000 – 2001 2. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура. Уч. пособие для студ. сред. пед. уч. завед./ Л.Г. Емохонова – М.: Академия, 1998 3. История мировой культуры / Науч. ред. Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 4. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2000 (2002, 2003) 5. Культурология. История мировой культуры. Учебн. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1998 (2000, 2003) 6. Мировая художественная культура: Уч. пособие / Авт.-сост. О.Б. Бушнякова, А.А. Сысоева, С.В. Кондакова. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001 7. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. Сб. ст. – 3-е изд., доп. – М.: Искусство, 1987 (1969) 8. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учеб. для студ. вузов: В 2 ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: ВЛАДОС, 2001
9. Садохин. А.П. Мировая художественная культура: Уч. пособие для студ. вузов/ А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая – М.: ЮНИТИ, 2001 10. Чернокозов, А.И. История мировой культуры. Уч. пособие/ А.И. Чернокозов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 11. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для студ. вузов/ А.И. Шендрик – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002
III. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа/ И. Ильин – М.: Интрада, 1998 2. Ильин, И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм/ И. Ильин – М., 1996 3. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда/ В.С. Турчин – М.: Изд-во МГУ, 1993
Date: 2015-12-12; view: 577; Нарушение авторских прав |