Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное производство и показатели международной специализации





Углубление специализации составляет материальную основу раз­вития международного производства и транснационализации от­раслей в современной мировой экономике. Для характеристики различных аспектов этого процесса используются такие понятия, как фрагментация, делокализация, многоступенчатое производ­ство и др. Предприятия расширяют свое производство за пределы национальной экономики в целях получения положительной от­дачи от масштаба деятельности, снижения издержек за счет использования более дешевых ресурсов, размещенных в других стра­нах, и т. д. Этому способствует значительное сокращение транс­портных и информационных издержек, характерное для глобали­зации.

Транснационализация производства, т. е. размещение произ­водственных операций предприятий за рубежом и расширение их производственных линий в масштабе мировой экономики, меняет границы предприятий. Для измерения транснациональной дея­тельности компаний широко используется индекс транснацио­нальности (ИТ) (Тгаnsnationality Index), который был разработан ЮНКТАД для крупнейших транснациональных корпораций (ТНК). Он рассчитывается как среднее арифметическое значение трех по­казателей: доли зарубежных активов компании в ее совокупных активах, доли работников, занятых в зарубежных филиалах в об­щей численности, доли продаж за рубежом в совокупных прода­жах. Кроме индекса транснациональности для характеристики степени транснационализации деятельности ТНК используются еще два показателя: индекс размаха сети (ИРС) и индекс интернационализации. ИРС определенной компании определяется как отноше­ние числа стран, в которых фактически размещены ее зарубежные Подразделения, к потенциально возможному числу принимающих стран, т. е. к совокупной численности всех рынков, на которых данная компания может вести свои операции. Индекс интернационализации компа­нии рассчитывается как отношение числа ее зарубежных подраз­делений к общему количеству подразделений.

Стремление компаний создавать производственные подразде­ления за рубежом объясняется рядом общеэкономических и спе­цифических преимуществ и выгод, которые они в результате этого получают. Можно выделить три группы таких преимуществ:

• преимущества, связанные с собственностью;

• выгоды интернализации;

• выгоды от размещения.

Преимущества, основанные на отношениях собственности, проявляются в двух направлениях. Во-первых, это общеэкономи­ческие преимущества, связанные с собственностью на нематери­альные («неосязаемые») активы, такие как инновации продукта, производственный менеджмент, организационная и маркетинго­вая системы, инновационный потенциал, «банк» опыта человече­ских ресурсов, финансы, ноу-хау и т. д. Во-вторых, это преимуще­ства единого управления, которые можно разделить на два вида. Прежде всего это выгоды, которые фирма получает в связи со сво­им размером или рыночным положением, например экономия на масштабе производства, монопольная власть, ресурсный потенци­ал и его использование. Они проявляются в следующих формах:

• эксклюзивный или привилегированный доступ к трудовым, природным, финансовым и информационным ресурсам;

• возможность получить эти ресурсы привилегированным обра­зом, например за счет своего размера или монопольной власти;

• эксклюзивный или привилегированный доступ к товарным рынкам;

• доступ к ресурсам родительской компании с минимальными издержками;

• экономия не только за счет организации совместного произ­водства, но и совместных закупок, маркетинга, финансов и т. д.

Эти выгоды носят общеэкономический характер; так как они типичны для любой компании, расширяющей свою производ­ственную деятельность, будь то в пределах национальной эконо­мики или за ее пределами. Компании, расширяющие свои произ­водственные операции за пределы национальной экономики, наряду с общеэкономическими имеют еще и специфические выго­ды, обусловленные деятельностью за рубежом. Выход производ­ственной деятельности за пределы национальной экономики дает компании больше возможностей:

• более благоприятный доступ к международным рынкам и более совершенное знание о них, например об информаци­онном и финансовом рынках, рынке труда и т. д.;

• возможность извлекать выгоду из различий в рынках и наде­ленное™ факторами производства;

• возможность диверсифицировать или сокращать риски, на­пример действуя в различных валютных зонах или различ­ных политических сценариях, и т. д.

Интернализация - э то сочетание двух или более родственных видов производства в рамках одной фирмы в противоположность распределению этих видов деятельности отдельно по разным фирмам с последующей их координации посредством рынка. Интернализация позволяет компании защититься от провалов рынка либо использовать их в своих интересах в следующих направлениях:

• устранить издержки поиска партнеров и ведения переговоров;

• устранить издержки по защите прав собственности;

• преодолевать неопределенность, снизанную с покупкой фак­торов производства в отношении их происхождения и цены;

• защищать качество промежуточных или конечных продуктов;

• получать возможность использовать методы конкурентной или антиконкурентной стратегии (перекрестное субсидиро­вание, хищническое ценообразование, опережения и запаз­дывания, внутрифирменное ценообразование и др.);

• контролировать производство и условия продажи факторов производства (включая технологии);

• контролировать рыночные каналы (в том числе те, которые могут быть использованы конкурентами) и т. д.

Специфический аспект интернализации, типичный для междуна­родного производства, заключается в том, что создание производ­ственных подразделений за рубежом вместо поставок продукции посредством экспорта позволяет фирме избегать государственного регулирования, например квот, пошлин, ценового контроля, нало­гов, либо, наоборот, использовать его в своих интересах.

Третья группа преимуществ международного производства связана с особенностями политических, эко­номических, рыночных и других условий в стране базирования многонациональной компании или в принимающей стране. К ним относятся:

• особенности международного распределения естественных и приобретенных ресурсов и их рынков;

• цены на факторы производства (труд, сырье и материалы, энергия, компоненты и полуфабрикаты), их качество и про­изводительность;

• издержки международной транспортировки и коммуникаций;

• стимулы и препятствия в инвестировании;

• искусственные барьеры в торговле товарами (например, ог­раничения импорта);

• обеспеченность инфраструктурами (коммерческой, право­вой, транспортной и коммуникационной, образовательной);

• психологическая дистанция, создаваемая языковыми, куль­турными, деловыми различиями, особенностями традиций и обычаев;

• экономия на централизации производства, маркетинга, ис­следований и разработок;

• экономическая система и политика правительства, институ­циональная структура для размещения ресурсов.

Определенное пред­ставление о специализации страны дает товарная структура ее экс­порта. Экспорт — это те товары и услуги, которые произведены в данной стране, но вывезены для потребления в другие страны. То­варная структура экспорта страны характеризует долю определенных товаров в совокупном объеме ее экспорта.

Для более точного учета международной специализации страны используется индекс выявленного сравнительного преимущества, разработанный в 1965 г. известным венгерским экономистом Белой Балашем. Он срав­нивает долю определенного продукта в экспорте страны с его до­лей в мировом экспорте. Его можно определить двумя способами:

 

 

Date: 2015-12-12; view: 824; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию