Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международное производство и показатели международной специализацииУглубление специализации составляет материальную основу развития международного производства и транснационализации отраслей в современной мировой экономике. Для характеристики различных аспектов этого процесса используются такие понятия, как фрагментация, делокализация, многоступенчатое производство и др. Предприятия расширяют свое производство за пределы национальной экономики в целях получения положительной отдачи от масштаба деятельности, снижения издержек за счет использования более дешевых ресурсов, размещенных в других странах, и т. д. Этому способствует значительное сокращение транспортных и информационных издержек, характерное для глобализации. Транснационализация производства, т. е. размещение производственных операций предприятий за рубежом и расширение их производственных линий в масштабе мировой экономики, меняет границы предприятий. Для измерения транснациональной деятельности компаний широко используется индекс транснациональности (ИТ) (Тгаnsnationality Index), который был разработан ЮНКТАД для крупнейших транснациональных корпораций (ТНК). Он рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: доли зарубежных активов компании в ее совокупных активах, доли работников, занятых в зарубежных филиалах в общей численности, доли продаж за рубежом в совокупных продажах. Кроме индекса транснациональности для характеристики степени транснационализации деятельности ТНК используются еще два показателя: индекс размаха сети (ИРС) и индекс интернационализации. ИРС определенной компании определяется как отношение числа стран, в которых фактически размещены ее зарубежные Подразделения, к потенциально возможному числу принимающих стран, т. е. к совокупной численности всех рынков, на которых данная компания может вести свои операции. Индекс интернационализации компании рассчитывается как отношение числа ее зарубежных подразделений к общему количеству подразделений. Стремление компаний создавать производственные подразделения за рубежом объясняется рядом общеэкономических и специфических преимуществ и выгод, которые они в результате этого получают. Можно выделить три группы таких преимуществ: • преимущества, связанные с собственностью; • выгоды интернализации; • выгоды от размещения. Преимущества, основанные на отношениях собственности, проявляются в двух направлениях. Во-первых, это общеэкономические преимущества, связанные с собственностью на нематериальные («неосязаемые») активы, такие как инновации продукта, производственный менеджмент, организационная и маркетинговая системы, инновационный потенциал, «банк» опыта человеческих ресурсов, финансы, ноу-хау и т. д. Во-вторых, это преимущества единого управления, которые можно разделить на два вида. Прежде всего это выгоды, которые фирма получает в связи со своим размером или рыночным положением, например экономия на масштабе производства, монопольная власть, ресурсный потенциал и его использование. Они проявляются в следующих формах: • эксклюзивный или привилегированный доступ к трудовым, природным, финансовым и информационным ресурсам; • возможность получить эти ресурсы привилегированным образом, например за счет своего размера или монопольной власти; • эксклюзивный или привилегированный доступ к товарным рынкам; • доступ к ресурсам родительской компании с минимальными издержками; • экономия не только за счет организации совместного производства, но и совместных закупок, маркетинга, финансов и т. д. Эти выгоды носят общеэкономический характер; так как они типичны для любой компании, расширяющей свою производственную деятельность, будь то в пределах национальной экономики или за ее пределами. Компании, расширяющие свои производственные операции за пределы национальной экономики, наряду с общеэкономическими имеют еще и специфические выгоды, обусловленные деятельностью за рубежом. Выход производственной деятельности за пределы национальной экономики дает компании больше возможностей: • более благоприятный доступ к международным рынкам и более совершенное знание о них, например об информационном и финансовом рынках, рынке труда и т. д.; • возможность извлекать выгоду из различий в рынках и наделенное™ факторами производства; • возможность диверсифицировать или сокращать риски, например действуя в различных валютных зонах или различных политических сценариях, и т. д. Интернализация - э то сочетание двух или более родственных видов производства в рамках одной фирмы в противоположность распределению этих видов деятельности отдельно по разным фирмам с последующей их координации посредством рынка. Интернализация позволяет компании защититься от провалов рынка либо использовать их в своих интересах в следующих направлениях: • устранить издержки поиска партнеров и ведения переговоров; • устранить издержки по защите прав собственности; • преодолевать неопределенность, снизанную с покупкой факторов производства в отношении их происхождения и цены; • защищать качество промежуточных или конечных продуктов; • получать возможность использовать методы конкурентной или антиконкурентной стратегии (перекрестное субсидирование, хищническое ценообразование, опережения и запаздывания, внутрифирменное ценообразование и др.); • контролировать производство и условия продажи факторов производства (включая технологии); • контролировать рыночные каналы (в том числе те, которые могут быть использованы конкурентами) и т. д. Специфический аспект интернализации, типичный для международного производства, заключается в том, что создание производственных подразделений за рубежом вместо поставок продукции посредством экспорта позволяет фирме избегать государственного регулирования, например квот, пошлин, ценового контроля, налогов, либо, наоборот, использовать его в своих интересах. Третья группа преимуществ международного производства связана с особенностями политических, экономических, рыночных и других условий в стране базирования многонациональной компании или в принимающей стране. К ним относятся: • особенности международного распределения естественных и приобретенных ресурсов и их рынков; • цены на факторы производства (труд, сырье и материалы, энергия, компоненты и полуфабрикаты), их качество и производительность; • издержки международной транспортировки и коммуникаций; • стимулы и препятствия в инвестировании; • искусственные барьеры в торговле товарами (например, ограничения импорта); • обеспеченность инфраструктурами (коммерческой, правовой, транспортной и коммуникационной, образовательной); • психологическая дистанция, создаваемая языковыми, культурными, деловыми различиями, особенностями традиций и обычаев; • экономия на централизации производства, маркетинга, исследований и разработок; • экономическая система и политика правительства, институциональная структура для размещения ресурсов. Определенное представление о специализации страны дает товарная структура ее экспорта. Экспорт — это те товары и услуги, которые произведены в данной стране, но вывезены для потребления в другие страны. Товарная структура экспорта страны характеризует долю определенных товаров в совокупном объеме ее экспорта. Для более точного учета международной специализации страны используется индекс выявленного сравнительного преимущества, разработанный в 1965 г. известным венгерским экономистом Белой Балашем. Он сравнивает долю определенного продукта в экспорте страны с его долей в мировом экспорте. Его можно определить двумя способами:
|