Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нетарифные ограничения во внешней торговле





В послевоенные годы степень тарифной защиты экономик многих государств в результате многосторонних переговоров в рамках ГАТТ (Генеральное агентство по торговле и тарифам, переименованное в ВТО - Всемирная торговая организация - в 90-х годах) существенно ослабла. Например, средневзвешенный тариф для самых развитых стран составляет около 3%. Россия, добивающаяся вступления в ВТО, также приняла на себя обязательства сократить этот показатель с 10 % в середине 90-х годов. Однако, степень воздействия государства на процессы внешней торговли за этот же период существенно возросла. Пробиться на экспортные рынки развитых стран для компаний других стран мира стало намного сложнее. Происходит это в результате бурного развития нетарифных ограничений НТО во внешней торговле.

Многообразные виды НТО можно классифицировать следующим образом:

1. Паратарифные методы. Это близкие к таможенным пошлинам меры дополнительного обложения импорта. К ним относятся:

· таможенные доплаты - дополнительные пошлины, взимаемые в торгово-политических целях;

· дополнительные сборы сверх таможенной пошлины. В таможенной практике России применяются следующие доплаты: а) сбор за таможенное оформление (0,15 % от стоимости товара), за таможенное сопровождение и хранение товара. Кроме того, обычно импортеры оплачивают гербовые сборы, статистические налоги, сбор за выдачу импортной лицензии и пр.;

· внутренние налоги на импорт. Как уже отмечалось, обычно импорт облагается такими видами косвенных налогов как налог с оборота и налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы.

· декретированная таможенная оценка - административное установление таможенной стоимости импортируемого товара налоговыми органами. Экспортеры могут сознательно занижать цены на свои товары, чтобы проникнуть на рынок, но таможенная служба назначает такую цену на данный товар, которая примерно соответствует среднему уровню цен на аналогичный товар на внутреннем рынке.

2. Административные методы контроля над ценами. Применяются для предотвращения ущерба от нечестной конкуренции импортных товаров. К ним относятся:

· административное фиксирование цен - власти страны-импортера принимают в расчет внутренние цены производителя или потребителя, устанавливают верхние и нижние пределы цен, либо увязывают их с ценами мирового рынка;

· добровольные ограничения экспортных цен - ограничительное соглашение, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня;

· антидемпинговые меры - применяются по итогам расследования соответствующей инстанцией страны-импортера торговой практики, если установлены факты демпинга и материальный ущерб от него. Под демпингом понимается экспорт товара по цене ниже нормальной, т.е., как правило, цены внутреннего рынка страны-экспортера. Антидемпинговые меры могут носить вид, как пошлин, так и количественного либо ценового регулирования;

· компенсационные меры - вводятся, если расследование показало, что импортируемые товары субсидируются, и это субсидирование наносит ущерб национальному производству. Компенсационные меры могут принимать форму компенсационных пошлин, а также обязательств фирм-экспортеров или властей страны-экспортера.

3. Финансовые меры означают ограничение доступа импортеров на рынок иностранной валюты, предпринимаемое с целью затруднить импорт иностранных товаров:

· установление множественных валютных курсов. По сути, данная мера означает ограничение конвертируемости национальной валюты и относится к мощному средству воздействия на валютный рынок. При такой практике товары нежелательного импорта оплачиваются по завышенному курсу иностранной валюты, потому что государство, централизуя валютные операции, продает импортерам валюту по различным (дифференцированным) курсам;

· требование предварительной оплаты стоимости импорта, в том числе предварительные импортные депозиты (депонирование стоимости импортной сделки за определенный срок до её осуществления);

· официальные ограничения на накопление иностранной валюты.

4. Меры количественного регулирования -самая важная разновидность НТО, на которых следует остановиться особо.

Квотирование является наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли, представляющее собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Наиболее распространенными являются импортные квоты. Механизм их воздействия на импорт отражает следующий рисунок (см. рис.2).

Предположим, что страна является импортером зерна - Dd - спрос на зерно в данной стране, Sd - внутреннее производство зерна. В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой и равна Pw. При такой цене отечественные производители не могут удовлетворить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет Do-So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd+Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.

Оценим последствия квотирования. Потребители, разумеется, проиграли больше всех, т.к. их потери потребительской ренты составили a+b+c+d+e. Отечественным производителям квотирование выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область a. Область c+d представляет собой либо доход государства (если оно продавало лицензии, квотирующие импорт продукции), либо доход импортеров, если они получили лицензии бесплатно.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b+e, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же государство часто предпочитает квотирование таможенным пошлинам? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности продавать по пониженным ценам в ответ на введение пошлин. Во-вторых, введение таможенных пошлин обычно регламентируется внутренним законодательством и международными соглашениями страны, а квотирование является более гибким инструментом торговой политики. В третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

 
 

 


По охвату квоты делятся на:

· глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну экспортируется.

· индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают преимущества в экспорте или импорте тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические и экономические контакты.

Тесно связан с квотированием другой метод НТО под названием лицензирование. Лицензирование- регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный срок. Лицензирование может являться, как уже отмечалось выше, составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным элементом процесса квотирования. Различают следующие виды лицензий:

· разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· генеральная лицензия -разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

· глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия -разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.

Лицензирование используется, прежде всего, развитыми странами мира для целей государственного регулирования импорта при сохранении низкого уровня таможенного обложения импорта.

5. Скрытые формы НТО. Под ними понимают многообразные методы административного ограничения импорта, непосредственно не относящиеся к внешнеторговой политике. Тем не менее, эти методы, являющиеся нарушением принципов свободной торговли, интенсивно используются развитыми странами для ограничения импорта. В их числе:

· Технические барьеры -требования о соблюдении национальных стандартов в области качества, оформления, упаковки и условий хранения и пр. для импортируемых товаров. Обычно они вводятся с целью защиты потребителей страны-импортера, но одновременно существенно затрудняют ведение дел экспортеров соответствующих товаров. Особенно высокие технические барьеры существуют для экспорта в страны- члены ЕЭС.

· Политика в области государственных закупок -скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики является требование государственной безопасности. В этом русле, например, Б. Немцов, первый вице-премьер правительства России, в начале 1997 года объявил о том, что центральные органы государственной власти Российской Федерации отныне будут закупать служебные автомобили только у Горьковского автозавода, вместо импортируемых Мерседесов и БМВ. Приходится только удивляться, почему эта разумная и эффективная с точки зрения торгового баланса инициатива была провалена.

· Требование о содержании местных компонентов -скрытый метод торговой политики, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание собственной промышленной базы по выпуску импортируемых товаров.

· Соглашение о компенсациях. Оно предусматривает обязательство экспортера инвестировать часть выручки от реализации экспортной продукции в экономику страны-импортера, обычно в промышленную базу развития импортозамещающего производства. Подобные соглашения особенно распространены в сфере торговли вооружениями, где уже ни одна крупная сделка по импорту оружия развивающимися странами не обходится без обязательства экспортера вооружений вложить часть экспортных доходов в развитие производства военных технологий страны-импортера.

6. Субсидирование и кредитование экспорта. Применяется в качестве косвенной меры поддержки экспортеров. Субсидия- денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые -непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры в виде компенсационных пошлин;

· косвенные -скрытое дотирование экспортеров через предоставление им льгот по уплате налогов, льготные условия страхования и кредитования, продажи части ресурсов по пониженным ценам и пр.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Может принимать форму:

· субсидирования кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит. Подобные кредиты называются связанными и широко используются развитыми странами при экспорте сложной машинотехнической продукции в развивающиеся страны;

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером). Без подобного страхования не обходится ни одна серьезная сделка, предусматривающая длительные сроки поставок, например, по экспорту вооружений в развивающиеся страны, сроки которой могут составить несколько лет.

Как уже отмечалось, применение экспортно-импортных субсидий и кредитов может вызвать обвинения в демпинге со стороны пострадавшей стороны. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике различаются следующие виды демпинга:

· спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров по заниженным ценам. Происходит тогда, когда емкость внутреннего рынка по каким-либо причинам оказалась меньшей, чем предполагала фирма и последней приходится сбрасывать на внешние рынки по демпинговым ценам излишки товара, чтобы сохранить использование производственных мощностей;

· преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства;

· постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

· обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи данных товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют;

· взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

В заключение темы приведем сводную таблицу, характеризующую виды и роль различных методов тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны (см. таблицу 3).

Таблица 3

Классификация инструментов торговой политики

Методы Инструмент торговой политики Регулирует преимущественно
Тарифные Таможенные пошлины Тарифная квота   Импорт импорт
Нетарифные количественные Квотирование Лицензирование “Добровольные ограничения”   Экспорт экспорт Импорт импорт
скрытые Государственные закупки Требование о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы   Импорт Импорт   Импорт импорт
финансовые Субсидии Кредитование Демпинг Экспорт Экспорт экспорт  

Date: 2015-12-12; view: 1242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию