Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 Менеджмент организации





 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 "Менеджмент организации" менеджер – это специалист, в область профессиональной деятельности которого входит обеспечение эффективного управления предприятием, организация систем управления, а также совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития общества.

Работа менеджера в современных условиях требует от него умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных ситуациях, оперативно и рационально решать экономические, организационно-технические, информационно-аналитические и управленческие вопросы.

Специалист-менеджер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- организовывать собственную деятельность, обобщать и анализировать информацию, определять цели и выбирать пути их достижения;

- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Специалист-менеджер должен уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Навыки профессиональной работы приобретаются студентом в течение всего периода обучения в университете. Завершается этот процесс выпускной квалификационной работой, позволяющей выявить уровень знаний, полученных студентом в ходе обучения, а также его способность самостоятельно принимать управленческие решения.

Дипломная работа менеджера должна представлять собой законченную разработку, в которой решаются задачи по конкретным направлениям менеджмента.

Важным условием качественного выполнения дипломной работы является прохождение преддипломной практики в организациях работодателей, где студент получает навыки работы и может собрать необходимые материалы для дипломного проектирования.

Успешная защита дипломной работы служит основанием для присвоения студенту квалификации «менеджер».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Цели и задачи дипломного проектирования

 

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов по специальности 080507 "Менеджмент организации", основными целями которого являются:

1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и их применение при решении конкретных научных, управленческих, экономических и производственных задач.

2. Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

3. Выяснение подготовленности студента к профессиональной работе в условиях современной российской экономики, производства, прогресса науки, техники и культуры.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломной работы должен решить следующие задачи:

1) обосновать актуальность выбранной темы, её значимость и важность для конкретного предприятия (организации, фирмы);

2) изучить теоретико-методические положения и концепции, статистические материалы, правовую и нормативную документацию, справочно-библиографическую и научную литературу по выбранной теме;

3) изложить свою точку зрения по теоретическим вопросам, относящимся к теме;

4) ознакомиться с материально-техническими и экономико-организационными аспектами хозяйственной деятельности объекта исследования и изучить характер их влияния на изменение технико-экономических и управленческих показателей его работы;

5) собрать необходимый статистический материал для проведения анализа исследуемой проблемы;

6) провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы и подходы к обработке информации;

7) по результатам анализа разработать рекомендации (предложения, мероприятия, программы), способствующие решению исследуемой проблемы с использованием современных информационных технологий;

8) выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;

9) оформить дипломную работу в соответствии с правилами (работа должна учитывать все требования, предъявляемые к текстовым материалам).

Дипломная работа должна носить научно-исследовательский характер и выполняться на материалах конкретного хозяйственного объекта.

В качестве объекта могут выступать:

- коммерческие и некоммерческие предприятия (организации, фирмы) всех форм собственности;

- индивидуальные предприниматели;

- отрасль экономики;

- экономическая система региона.

Предметом дипломной работы являются реальные и потенциальные проблемы, возникающие на стратегическом и оперативном уровнях управления объектом исследования.

Сбор необходимых материалов осуществляется в процессе преддипломной практики.

 

1.2 Организация и контроль дипломного проектирования

 

Организацию дипломного проектирования осуществляет выпускающая кафедра, в обязанности которой входит:

- разработка типовой тематики дипломных работ;

- рассмотрение и представление к утверждению кандидатур руководителей дипломных работ;

- осуществление систематического контроля за работой дипломника;

- нормоконтроль дипломных работ;

- проведение предварительной защиты;

- организация защиты дипломных работ на заседании ГАК.

Нормоконтроль проводит либо руководитель дипломной работы, либо специально выделенный преподаватель кафедры. График организации дипломного проектирования представлен в приложении А.

Непосредственный контроль за работой каждого студента-дипломника осуществляет руководитель дипломной работе. Для этого в задании на дипломную работу (на оборотной стороне) предусмотрен календарный план (приложение Б), где руководитель делает отметки о фактическом выполнении дипломной работы студентом. Успешное выполнение дипломной работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного осуществления отдельных этапов работы.

Одновременно с этим дипломный руководитель к установленной дате отражает степень готовности работы дипломника (в процентах к итогу) в специальном графике, составленном выпускающей кафедрой. За период дипломного проектирования проводятся три обязательные кафедральные проверки, соответствующие выполнению каждой главы дипломной работы.

Состояние дипломного проектирования один раз в месяц обсуждается на заседании выпускающей кафедры. Выписки из протоколов заседаний выпускающей кафедры по отстающим студентам-дипломникам направляются в деканат для принятия соответствующих дисциплинарных мер.

В конце мая результаты дипломного проектирования, выявленные в ходе контрольных проверок, рассматриваются на заседании кафедры, и принимается решение о допуске студентов к защите.

1.3 Выбор темы дипломной работы и ее утверждение

 

Выбор темы дипломной работы является важным моментом в дипломном проектировании, в основе которого должна лежать заинтересованность студента в изучении той или иной экономической проблемы.

Выбирая тему, дипломнику необходимо учитывать следующие аспекты:

- научную специализацию кафедры;

- актуальность проблемы в текущий момент времени, ее практическую значимость;

- возможность выполнения работы за время, отведенное на дипломное проектирование;

- соответствие темы сложившейся на предприятии (в регионе, отрасли, стране) экономической ситуации;

- возможность получения фактических данных по выбранной проблематике;

- наличие соответствующей научной литературы.

Тема дипломной работы может иметь научно-исследовательскую направленность.

Дипломная работа может являться продолжением исследований, начатых в курсовых работах, научно-исследовательских работах (НИР), а также в ходе производственных практик.

При выборе темы дипломной работы студенту следует руководствоваться типовым перечнем тем дипломных работ, подготовленным выпускающей кафедрой (приложение В). Темы разбиты по основным разделам менеджмента.

Дипломник также может предложить свою тему, не предусмотренную типовым перечнем, обосновав целесообразность ее разработки. В любом случае студенту следует обязательно проконсультироваться с дипломным руководителем, а при необходимости и с заведующим кафедрой.

Выбор темы дипломной работы, согласование с руководителем и утверждение на кафедре должны завершиться до 1 декабря (приложение Б). Название темы должно быть кратким и отражать предмет дипломного проектирования.

Выбранные темы дипломных работ закрепляются за всеми студентами на основе письменного заявления (приложение Г), обсуждаются на заседании выпускающей кафедры и оформляются приказом ректора по университету. После издания приказа изменение темы, как правило, не допускается.

Студент-дипломник совместно с руководителем дипломной работы оформляет индивидуальное задание на дипломную работу (приложение Д), которое содержит:

- название темы дипломной работы (в соответствии с приказом ректора ОрелГТУ);

- срок сдачи студентом законченной работы;

- исходные данные к дипломной работе: материалы справочной и методической литературы, бухгалтерской и статистической отчетности объекта дипломного проектирования, периодической печати и т.п.;

- содержание дипломной работы в соответствии со структурой;

- перечень графического материала (с соблюдением точных названий и установленной очередности демонстрационных листов);

- дату выдачи задания на дипломную работу (дату начала дипломного проектирования в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса специальности);

- календарный план выполнения разделов дипломной работы.

Задание составляется в двух экземплярах: один сдается на кафедру, а второй остается у дипломника и по окончании дипломного проектирования подшивается в работу.

 


1.4 Руководство дипломным проектированием

 

Для непосредственного руководства работой дипломника приказом ректора университета, наряду с темой дипломной работы, утверждается руководитель дипломной работы. Как правило, это один из преподавателей университета.

Руководитель дипломной работы обязан:

- обсудить с дипломником тему и структуру дипломной работы;

- оказать помощь в составлении задания по дипломному проектированию;

- установить определенное время для периодических консультаций;

- дать рекомендации по решению главных вопросов, стоящих перед дипломником, сохраняя за ним самостоятельность в принятии решений (во всех случаях ответственность за правильность выбранных решений, проведенных обоснований и расчетов несет в первую очередь дипломник);

- контролировать ход дипломного проектирования и периодически информировать выпускающую кафедру о степени готовности дипломной работы;

- проверять обоснованность выводов, проектных предложений, правильность выполнения студентом необходимых расчетов;

- проверять качество оформления работы и графического материала, обращая особое внимание на соблюдение государственных стандартов;

- дать письменный отзыв о работе дипломника и качестве выполнения дипломной работы (приложение Е).

Дипломнику следует периодически информировать руководителя о ходе дипломного проектирования, консультироваться с ним по вызывающим трудности или сомнения вопросам, а также ставить его в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.

В отзыве (объем 1,5 – 2 печатных листа) руководитель дипломной работы характеризует актуальность темы, выполненный дипломником объем работ, качество разработки основных разделов дипломной работы, степень самостоятельности в решении поставленных в работе задач, умение анализировать и делать обоснованные выводы и предложения. В конце отзыва руководитель дипломной работы дает оценку работы дипломника, делает заключение о его готовности как специалиста в области менеджмента и возможности присвоения дипломнику соответствующей квалификации.

Отзыв составляется и обязательно подписывается руководителем дипломной работы с указанием даты написания, а также заведующим кафедрой, который указывает, что работа просмотрена, и студент может быть допущен к защите этой работы в Государственной аттестационной комиссии.

В ходе выполнения дипломной работы при необходимости студент может пользоваться также консультациями других преподавателей университета (назначает заведующий кафедрой) и специалистов объекта дипломного проектирования.


2. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

2.1 Цель и задачи преддипломной практики

 

Преддипломная практика является неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов с высшим экономическим образованием по специальности 080507 "Менеджмент организации".

Она проводится в десятом семестре продолжительностью четыре недели.

Преддипломная практика – это завершающий этап формирования квалифицированного специалиста, способного самостоятельно решать конкретные задачи в деятельности государственных и коммерческих организаций (предприятий).

Ее целью является овладение и получение выпускником первоначального профессионального опыта, проверка готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности, а также сбор, обобщение и систематизация материалов для выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Задачи практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний на основе изучения опыта работы конкретного хозяйствующего объекта;

- приобретение опыта организационной и управленческой работы на экономических должностях в рамках данного объекта;

- изучение организационно-правовых, маркетинговых, финансовых, информационных аспектов деятельности объекта в тесной связи с темой дипломной работы;

- характеристика объекта и технико-экономический анализ его работы за последние три года с целью выявления резервов производства и путей улучшения деятельности;

- сбор необходимых материалов для подготовки и написания дипломной работы в соответствии с индивидуальным заданием.

Результатом прохождения практики должно стать выполнение второй главы дипломной работы.

 

2.2 Организация и руководство преддипломной практикой

 

Организация и руководство преддипломной практикой возлагается на выпускающую кафедру и организацию (предприятие), являющуюся местом прохождения практики.

Работа студента-практиканта должна быть организована так, чтобы за время прохождения практики была выполнена в черновом варианте аналитическая часть дипломной работы, а также определены вопросы, составляющие содержание проектной части.

Базами преддипломной практики могут быть производственные предприятия, организации, фирмы, кооперативы и прочие хозяйственные объекты любой формы собственности.

Хозяйственный объект закрепляется за студентом в качестве базы прохождения практики после представления им на кафедру официального письма-уведомления о согласии предприятия принять студента на практику (приложение Ж).

Кафедра, ответственная за проведение практики:

- оформляет приказ по университету о направлении студентов на практику, руководствуясь заключенными с организациями (предприятиями) договорами;

- обеспечивает объекты прохождения практики программами практики.

Руководство преддипломной практикой от университета осуществляет один из преподавателей выпускающей кафедры.

Руководитель практики от университета:

- проводит все организационные мероприятия перед направлением студентов на практику;

- обеспечивает соблюдение ее соответствия учебному плану и программе практики;

- осуществляет текущий контроль за прохождением практики;

- проводит консультации по вопросам практики в соответствии с заранее составленным графиком;

- осуществляет итоговый контроль результатов преддипломной практики посредством приема отчета.

Руководитель дипломного проектирования в соответствии с темой дипломной работы и объектом исследования перед началом практики выдает дипломнику индивидуальное задание и, наряду с основным руководителем практики, контролирует его выполнение.

Организации (предприятия), являющиеся базами практики:

- в соответствии с программой практики организуют студенту доступ в необходимые подразделения;

- выделяют руководителя преддипломной практики от предприятия, в качестве которого может выступать высококвалифицированный специалист – работник одной из экономических служб предприятия;

- создают необходимые условия для получения студентами-практикантами знаний по специальности и с учетом специализации;

- соблюдают согласованные с вузом календарные графики прохождения практики;

- представляют студентам всю необходимую информацию (за исключением данных, составляющих в соответствии с действующим законодательством РФ коммерческую тайну организации);

- обеспечивают и контролируют соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных для данного предприятия (организации).

Руководитель практики от организации (предприятия) – базы практики:

- совместно с руководителем от университета организует и контролирует прохождение практики студентами в соответствии с программой и утвержденным графиком;

- обеспечивает проведение инструктажа по технике безопасности, охране труда и промышленной санитарии;

- знакомит студентов с особенностями управленческой деятельности организации, основными технико-экономическими показателями, а также направлениями повышения эффективности работы ее структурных подразделений;

- организует студенту консультации с ведущими специалистами предприятия по проблематике дипломного проектирования;

- помогает в обработке собранной информации и оформлении отчета по практике;

- составляет отзыв о прохождении студентом преддипломной практики.

 

2.3 Обязанности студентов-практикантов

 

К прохождению преддипломной практики допускаются студенты, имеющие утвержденную тему дипломной работы и дипломного руководителя. Студенты имеют право пройти практику по месту заключения договора, найти место прохождения практики самостоятельно или воспользоваться предложениями учебной части. Студент-практикант обязан:

- своевременно, в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- проявлять высокую организованность, подчиняться действующим в организации (предприятии) правилам внутреннего распорядка, а также соблюдать трудовую и служебную дисциплину;

- изучить и строго соблюдать правила пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии;

- нести личную ответственность за причиненный организации (предприятию) материальный ущерб;

- не реже одного раза в неделю сообщать руководителю практики от университета о результатах своей работы;

- выполнять поручения и указания руководителей практики от университета и организации (предприятия);

- вести дневник о ежедневно выполняемой работе, месте работы (отдел, подразделение);

- представить руководителю практики от университета письменный отчет о выполнении заданий со всеми подписями и печатями, оформленный дневник практики, а также отзыв-характеристику, составленную руководителем практики от организации (предприятия);

- сдать зачет по практике.

С учетом поставленных задач распределение времени практики должно соответствовать типовому графику ее прохождения:

- оформление пропуска, инструктаж по технике безопасности, охране труда и промышленной санитарии, ознакомление с предприятием – один день;

- сбор материалов об объекте исследования – четыре дня;

- сбор и обработка материалов для дипломной работы – 11 дней;

- оформление отчета о практике – два дня;

- защита отчета – два дня.

Календарный график прохождения практики составляется каждым студентом индивидуально в соответствии с темой дипломной работы и особенностями объекта исследования.


2.4 Требования к отчету о преддипломной практике и подведение итогов

 

По итогам преддипломной практики студентами-практикантами оформляется отчет. Структура отчета и порядок его составления следующие:

1. Титульный лист со всеми подписями (приложение И).

2. Отзыв руководителя практики от организации (предприятия) (приложение К).

В отзыве указывается:

- характеристика студента как специалиста;

- умение студента применять на практике полученные в период обучения теоретические знания;

- объем выполнения программы практики;

- имеющиеся недостатки в работе студента-практиканта;

- степень готовности студента к самостоятельной работе по специальности;

- оценка выполнения студентом программы преддипломной практики по четырехбалльной системе ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").

3. Дневник преддипломной практики (приложение Л).

4. Календарный график прохождения преддипломной практики (приложение М).

5. Содержание – перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц.

6. Введение с обоснованием актуальности выбранной темы дипломной работы, целью и задачами практики, указанием объекта прохождения и его краткой характеристикой.

7. Основная часть, включающая отчет о конкретно выполненной студентом работе в период преддипломной практики. Содержание этого раздела должно отвечать требованиям, предъявляемым программой преддипломной практики, и в зависимости от темы дипломной работы включать информацию по следующим вопросам:

- общая характеристика объекта исследования и перспективы его развития;

- анализ внешней среды организации;

- анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия);

- оценка существующей системы управления организацией (предприятием);

- комплексная оценка изучаемой проблемы в соответствии с темой дипломной работы;

- предлагаемая модель эффективного управления организацией (предприятием).

8. Заключение должно содержать выводы и предложения студента-практиканта по повышению эффективности управленческой деятельности в рамках хозяйствующего субъекта, а также рекомендации по проблеме исследования.

9. Список использованных источников, включающий нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти РФ, научную литературу, журнальные и газетные статьи, справочные материалы, методические указания, информацию из международной сети Интернет (не менее 40 источников).

10. Приложения, содержащие бухгалтерскую документацию, громоздкие таблицы, графики, схемы, положения, бланки, собранные студентом-практикантом в процессе прохождения практики.

При оформлении отчета особое внимание следует обращать на соблюдение государственных стандартов. Отчет должен быть напечатан на бумаге формата А4 (297х210). Требования к оформлению: полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пт. Слева от текста оставляется поле в 30 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – по 20 мм. Общий объем отчета должен составлять 35 – 40 страниц.

Титульный лист отчета, отзыв руководителя от организации (предприятия) и дневник прохождения практики должны быть заверены печатью организации (предприятия) – базы практики.

Преддипломная практика заканчивается защитой отчета и оценивается руководителем практики от университета. Защита отчета является дифференцированным зачетом. При оценке итогов работы студента на практике принимается во внимание отзыв руководителя практики от организации (предприятия).

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускается к дипломному проектированию. Вопрос о целесообразности пребывания его в университете рассматривается выпускающей кафедрой. При отрицательном решении протокол заседания кафедры передается в деканат для оформления соответствующих документов на отчисление студента из университета.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

При всем многообразии предлагаемых тем (прил. В) существует некоторое единство в требованиях к составу и структуре дипломных работ, позволяющее дипломнику проявить необходимый уровень знаний и навыков, полученных за время обучения в вузе.

Исходя из цели и задач дипломного проектирования, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080507 «Менеджмент организации» дипломная работа выпускника должна иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- лист задания на дипломную работу;

- аннотация;

- содержание;

- введение;

- первая глава;

- вторая глава;

- третья глава;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист оформляется по приведенному образцу (прил. Н). Следует обратить внимание на четкое, разборчивое заполнение титульного листа, особенно написание темы дипломной работы и наименования объекта дипломного проектирования.

Лист задания на дипломную работу имеет стандартную форму (приложение Д). Он оформляется студентом совместно с дипломным руководителем после утверждения темы дипломной работы.

Аннотация отражает в краткой форме основное содержание разделов дипломной работы (приложение П). В ней также даются сведения о структуре работы, количестве рисунков, таблиц, формул, информация о графическом материале (демонстрационные листы).

Содержание включает последовательный перечень разделов (введение, названия глав и подпунктов, заключение, список использованных источников, названия приложений) с указанием номеров страниц, на которых они расположены (приложение Р). Сокращать заголовки в содержании или давать их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Введение – это вступительная часть дипломной работы, в которой обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи дипломной работы, указывается объект и предмет исследования, а также исходные данные. Объем введения должен составлять две страницы печатного текста.

Первая глава посвящена описанию основных аспектов изучения предмета исследования на уровне страны, региона, отрасли. Ее целесообразно начать с оценки состояния и особенностей использования предметной области в социально-экономическом развитии России и за рубежом. Затем следует перейти к изучению динамики и тенденций развития отрасли субъекта хозяйствования, а также ее роли и места в экономике страны и региона.

Важным этапом является оценка степени изученности данной проблемы в системе менеджмента, рассмотрение концептуальных основ и составляющих ее элементов. В данном параграфе проводится обзор литературных источников по изучаемым вопросам, где очень важно найти сходство и различие точек зрения разных авторов, проанализировать их, обосновать свою позицию по данной проблеме.

Теоретико-методическую основу изучения проблемы должны составлять инструменты менеджмента: системный, ситуационный, процессный подходы, сравнительный анализ, экономико-математические и другие общенаучные методы.

Первая глава дипломной работы обычно занимает от 25 до 30 страниц печатного текста и включает три параграфа:

1 Роль и место предметной области в развитии России и мировом масштабе (7-10 страниц).

2 Тенденции и проблемы развития отрасли хозяйствующего субъекта на федеральном и региональном уровнях с учетом предметной области (7-10 страниц).

3 Оценка степени изученности исследуемой проблемы в системе менеджмента (10-15 страниц).

Первая часть дипломной работы должна содержать таблицы, рисунки, формулы, модели, подтверждающие результаты исследования.

Вторая глава посвящена анализу деятельности и изучаемой проблемы в организации (предприятии). Материалами для анализа могут быть планы работы организации, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения экономической и менеджерской практик (для очной формы обучения) и преддипломной практики (для всех форм обучения).

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить выявленные недостатки в работе. Следует избегать лишних сведений и отбирать только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.

Анализ состояния дел в организации (предприятии) предполагает обработку собранных материалов по управленческой, финансовой, экономической, маркетинговой и прочей деятельности за последние три года. Анализ цифровой информации необходимо проводить с помощью современных экономико-математических методов и информационных технологий.

Конкретные задачи и содержание комплексной оценки хозяйственной деятельности организации (предприятия), глубина её проработки, объем, методы анализа и исходные данные для её проведения определяются темой дипломной работы, особенностями объекта исследования.

Аналитическая часть работы обычно занимает 30 страниц печатного текста и включает следующие подразделы:

1. Общая характеристика объекта исследования. Как правило, в ней находят отражение:

- место и значение объекта в системе народного хозяйства;

- дата создания и расширения объекта, его организационно-правовая форма;

- тип и специализация производства;

- состав и качество оборудования;

- состав и квалификация персонала;

- выпускаемая продукция (оказываемые услуги).

2. Анализ внешней среды организации. Среда объекта: непосредственное окружение (поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории), дальнее окружение (политические, экономические, социо-культурные, демографические, природные, технологические и другие факторы). В данном параграфе оценивается степень влияния внешней среды (положительное, отрицательное) на результаты деятельности организации.

3. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности исследуемого объекта (таблица С.1). Он проводится за последние три года. Если организация молодая, то допускается проведение квартального анализа. Исходными данными для выполнения анализа является бухгалтерская отчетность c приложениями.

4. Оценка существующей системы управления предприятием. Оценку рекомендуется проводить по следующим группам показателей:

- показатели, характеризующие рациональность структуры управления и ее технико-организационный уровень (таблицы Т.1 и Т.2);

- показатели, характеризующие эффективность системы целей организации (таблица Т.3);

- показатели, характеризующие эффективность стратегии организации (таблица Т.4);

- показатели, характеризующие эффективность работы аппарата управления организации (таблица Т.5);

- показатели, характеризующие эффективность системы информации организации (таблица Т.6);

- показатели, характеризующие эффективность (уровень) организационной культуры (таблица Т.7)

- показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления (таблицы Т.8 и Т.9).

В таблицах с помощью экспертного метода предлагается дать балльную оценку в диапазоне от 0 до 5 по перечисленным критериям, характеризующим тот или иной элемент системы. В роли экспертов должны выступать ведущие специалисты организации в составе не менее 5 человек. Средневзвешенная оценка критерия определяется по формуле:

 

, (3.1)

 

где n – количество экспертов, чел.;

n i – оценка эксперта (от 0 до 5);

v – вес (значимость) критерия.

Интегральная оценка эффективности каждого элемента системы управления представляет собой сумму средневзвешенных оценок критериев. Результаты интегральных оценок рекомендуется отразить на рисунке T.1, где приведена идеальная модель состояния системы менеджмента хозяйствующего субъекта.

Основой системы управления является организационная структура, которая выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования хозяйствующего субъекта. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия.

В работе следует сделать акцент на определение типа организационной структуры, соответствие требованиям факторов внешней и внутренней среды, анализ структурных звеньев. Рекомендуется исследовать также рациональность существующей схемы управления и возможности совершенствования, а также изучить организационно-функциональную модель, результатом чего должны быть выводы о правильности распределения функций по подразделениям и сотрудникам. При этом, как правило, анализируются положения о подразделениях, должностные инструкции и другая регламентная документация.

Итоговые показатели, характеризующие эффективность системы управления организацией в динамике, определяются согласно таблицы Т.10. Параграф рекомендуется закончить таблицей с указанием преимуществ и недостатков по каждому элементу системы управления организацией.

5. Анализ проблемы исследования. В зависимости от темы дипломной работы предметом анализа могут быть:

- организационная структура управления предприятием;

- применяемые информационные технологии и их влияние на работу организации (предприятия);

- процессы планирования и бюджетирования в деятельности организации (предприятия);

- процесс управления трудовыми ресурсами;

- стратегическое развитие организации;

- процесс управления маркетинговой деятельностью;

- мониторинг финансовой деятельности;

- инвестиционное проектирование и бизнес-планирование и т.п.

Целью такого анализа является выявление как положительных, так и отрицательных сторон состояния исследуемой проблемы и поиск возможных направлений его изменения (улучшения, совершенствования), а также нахождение принципиально новых подходов к решению поставленных задач. Дипломнику необходимо, кроме констатации фактов, дать им квалифицированную оценку и сделать обоснованные выводы о необходимости принятия по анализируемой проблеме соответствующих управленческих решений, четко сформулировать варианты этих решений.

Следует обратить внимание и дать оценку использования современных технологий (процессно-ориентированное управление; «шесть сигм»; тотальное управление качеством (TQM); сбалансированные системы показателей (BSC); информационные технологии и т.д.) в решении исследуемой проблемы на предприятии (в организации).

Аналитическая часть дипломной работы должна содержать таблицы, рисунки (графики, схемы, диаграммы), формулы, отражающие результаты анализа.

Третья глава посвящена разработке аргументированных предложений и рекомендаций по решению изучаемой проблемы в рамках исследуемого объекта.

В данной главе, опираясь на выводы, сделанные в результате анализа, необходимо наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в управленческой работе, предложить и обосновать решения, обеспечивающие реализацию конкретных программ и проектов по проблеме исследования.

Проработка конкретных мероприятий должна обеспечивать необходимые данные для расчета социально-экономической, организационной, технической эффективности предлагаемых решений. Эти расчеты выполняются в соответствии с действующими методиками.

Варианты решений согласовываются с руководителем дипломной работы. Решение проблемы может быть представлено в виде проекта, бизнес-плана, методики, модели, компьютерной программы и т.д.

В ходе выполнения проектной части работы студенты-дипломники должны учитывать следующие принципы:

- ситуационный подход, который основан на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), при учете непредвиденных обстоятельств;

- системный подход, позволяющий комплексно оценить любую хозяйственную деятельность и функционирование системы управления на уровне конкретных характеристик, что способствует наилучшей организации процесса принятия решений на всех уровнях управления;

- динамический подход, применение которого позволяет рассматривать объект управления в диалектическом развитии и соподчиненности, раскрывать причинно-следственные связи.

Объём проектной части должен составлять 25 – 30 страниц печатного текста и включать не менее трех параграфов:

1 Модель эффективного управления предприятием (7 - 9 страниц).

2 Проект решения исследуемой проблемы в рамках системы менеджмента предприятия (13 – 15 страниц).

3 Оценка эффективности предложенных мероприятий (5-7 страниц).

Заключение является логическим завершением дипломной работы. В нем характеризуется степень достижения поставленной цели, описываются важнейшие результаты дипломной работы, делаются выводы и рекомендации о возможности их практического использования. Объем раздела составляет три – четыре страницы печатного текста.

Список использованных источников должен содержать перечень и библиографическое описание литературы, которая использовалась в ходе дипломного проектирования (не менее 40 источников). Список должен формироваться следующим образом: вначале списка располагается нормативно-правовая документация, а затем в алфавитном порядке остальные источники. В работе на приведенную литературу обязательно должны быть ссылки – номер из списка, заключенный в квадратные скобки.

В приложения помещают вспомогательные материалы по исследуемой теме: инструкции, методики, модели, положения, таблицы промежуточных расчетов, графики, – которые при включении их в основную часть загромождают текст.


4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

4.1 Требования к оформлению дипломной работы

 

Дипломная работа оформляется в соответствии с Гост 2.105 – 95, а также Гост 7.32-2001.

Согласно данному документу, дипломная работа должна быть отпечатана на принтере на бумаге формата А4 через полтора интервала. Слева от текста оставляются поля в 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм.

Разделы дипломной работы должны быть расположены в следующем порядке:

1. Титульный лист.

2. Лист задания на дипломную работу.

3. Аннотация.

4. Содержание.

5. Введение.

6. Первая глава.

7. Вторая глава.

8. Третья глава.

9. Заключение.

10.Список использованных источников.

11.Приложения.

Каждый из перечисленных разделов начинают с новой страницы. Нумерация страниц должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист, второй – задание на дипломную работу и т.д. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. На титульном листе, листе задания и содержании на дипломную работу номер страницы не ставится.

Название всех разделов записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы без точки. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, а параграфы соответственно – в пределах глав. Данные разделы обозначаются арабскими цифрами без точки и записываются с абзацного отступа. Номер параграфа состоит из номера главы и подглавы, разделенных точкой, например "1.1" (первый параграф первой главы). Номер соответствующей главы или подглавы ставится в начале заголовка.

Параграфы начинаются на текущей странице с соблюдением установленного отступа от заголовка главы либо от конца текста предыдущей подглавы.

Расстояние между любым заголовком и текстом должно соответствует двойному интервалу, между двумя заголовками – полуторному интервалу.

Внутри текста могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте дипломной работы на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример:

Выделяют четыре типа конкурентных стратегий:

- стратегия лидера:

а) расширение первичного спроса;

б) оборонительная стратегия;

в) наступательная стратегия;

г) стратегия демаркетинга;

- стратегия "бросающего вызов":

1) фронтальная атака;

2) фланговая атака;

- стратегия "следующего за лидером";

- стратегия специалиста.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если указанные символы (коэффициенты) не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример:

Величина NPV для постоянной нормы дисконта (d) вычисляется по формуле:

 

, (1)

 

где Pt – денежные поступления от реализации проекта за t-й период, ед. изм.;

d – ставка дисконтирования, ед. изм.;

KV t – капитальные вложения в проект за t-й период, ед. изм.;

Т – длительность реализации стратегии, ед. изм.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела (главы).

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно сквозной (единой) нумерацией в пределах всей дипломной работы арабскими цифрами, например, "Рисунок 1". Допускается нумерация рисунков в пределах раздела (главы), например: "Рисунок 1.1", "Рисунок 1.2", "Рисунок 2.1"…

Рисунок должен размещаться после ссылки на него в тексте дипломной работы. Каждый рисунок сопровождается содержательной подписью. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером.

Пример:

 

Рисунок 1 – Динамика дохода ООО «Русь» за 2008 – 2009 годы

 

Цифровой материал дипломной работы рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицы должны нумероваться сквозной (единой) нумерацией в пределах всей дипломной работы арабскими цифрами. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела (главы).

Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. С абзацного отступа над таблицей помещают надпись "Таблица", с указанием порядкового номера таблицы и через тире заголовок.

Пример:


Таблица 1 – Оценочный дизайн стратегического потенциала ЗАО «Жизнь»

Критерий оценки стратегического потенциала Вес ∑=1 Экспертная оценка   Взвешенная оценка
         
1. Производственный потенциал 0,2 +4 +4 +5 +3 +5 +0,84
2. Структура и система управления 0,15 -2 -3 -3 -4 -3 -0,45
3. НИОКР 0,15 +3 +2 +1 +3 +3 +0,36
4. Кадровый потенциал 0,1 -2 -3 -2 -3 -3 -0,26
5. Маркетинговый потенциал 0,15 +5 +5 +4 +5 +4 +0,69
6. Организационная культура 0,15 -5 -5 -4 -5 -5 -0,72
7. Финансы 0,1 +3 +4 +2 +2 +3 +0,28
Интегральная оценка +0,74

 

Графы «№ п.п.», «Единицы измерения» в таблицу включать не следует. Таблица должна размещаться после ссылки на нее в тексте дипломной работы. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение таблицы _» с указанием номера таблицы с красной строки.

В первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

При наличии в дипломной работе небольшого по объему цифрового материала нецелесообразно оформлять таблицу. Его следует дать текстом, располагая цифровые данные в виде колонки.

Пример:

Доля продукции А в товарообороте ЗАО «Жизнь»:

до презентации………………………….34,6 %

после презентации………………………48,8 %

Примечания приводят в дипломной работе, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым они относятся, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется.

Пример:

Примечание – Сбалансированной открытой экономикой мы называем активную, экономически независимую, интегрированную в международное разделение труда, управляемую экономическую систему.

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами с точкой.

Пример:

Примечания:

1. Сбалансированной открытой экономикой мы называем активную, экономически независимую, интегрированную в международное разделение труда, управляемую экономическую систему.

2. К сбалансированным открытым экономикам относятся все развитые страны.

Примечание к таблице помещается в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Целесообразно примечание печатать более мелким шрифтом (например, 12 пт).

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в дипломной работе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками – сносками. Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяются от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а сноски к данным, расположенным в таблице, – в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Знак сноски ставится непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняется арабскими цифрами со скобкой и помещается на уровне верхнего обреза шрифта, например: «…отраслевой анализ1) …». Нумерация сносок отдельная для каждой страницы. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками: *. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

Сведения о книгах в списке использованных источников должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, количество страниц. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии четырех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова "и др.".

Заглавие книги следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов: Москвы (М.) и Санкт-Петербурга (СПб.).

Сведения о статье из периодического издания (журнала и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, номер издания.

Ниже приводятся примеры библиографических описаний литературных источников.

Нормативно-правовые источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (посл. обновление от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ) / СПС «Гарант».

2. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (последнее обновление от 23.07.2008 N 160-ФЗ). - СПС «Консультант плюс».

Учебники, монографии

3. Аникин, Б. А. Высший менеджмент для руководителей: учеб. пособие для вузов / Б. А. Аникин. — 2-е изд. перераб.— М.: ИНФРА-М, 2006.— 144с.

4. Измалкова, С.А. Управление инвестиционной деятельностью: учебное пособие/ С.А. Измалкова, М.А.Власова, И.А. Тронина. - Орел: ОрелГТУ, 2008. – 232 с.

5. Методологические принципы и технологии компетентностного менеджмента. Монография. Под редакцией С.А. Измалковой. – Орел: ОрелГТУ, 2009. – 214 с.

Диссертации и авторефераты диссертаций

6. Ткачев, В.Н. Методологические основы формирования стратегии развития космической промышленности в России. Дис. д-ра эконом. наук: 08.00.10. – М.: ВФЭФ, 2005.

7. Вишняков, И.В. Управление инвестиционной деятельностью предприятий промышленности на основе синергетического эффекта. Дис. канд. эконом. наук: 08.00.05. – Орел: ОрелГТУ, 2008.

Периодические издания

8. Бабаев, Н.С. «Абсолютная» безопасность или приемлемый риск / Н.С. Бабаев, И.И. Кузьмин // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 7. – С. 5 – 10.

Электронные ресурсы

9. Требованию к оформлению дипломной работы. Режим доступа: [http://www.mfua.ru/studentu/ucheb_resurs/materials/orab.php].

10. Золотые страницы. Лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 416 с. [http://www.alleng.ru/d/manag/man143.htm].

Приложение оформляют как продолжение дипломной работы со сквозной нумерацией страниц. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь обозначение (заглавные буквы русского алфавита, начиная с А, кроме Ë, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы), тип приложения (обязательное, рекомендуемое, справочное) и содержательный заголовок. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Слово «Приложение» выравнивается по центру листа.

Если в качестве приложения используется конкретный документ или бланк формы документа, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают без изменений. На титульном листе документа вверху по центру печатают слово «Приложение» и проставляют его обозначение, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц дипломной работы.

В дипломной работе на все приложения должны быть даны ссылки. При ссылке на приложение в тексте работы пишут строчными буквами (приложение) и указывают порядковую букву, например: ".…….в приложении А". Если приложение содержит рисунок или таблицу, то ссылку рекомендуется делать на рисунок или таблицу, например: рисунок А.1 или таблица Б.1. Буква указывает алфавитный порядок приложения, цифра - порядковый номер рисунка или таблицы в приложении.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте дипломной работы. Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Если схема, модель, таблица и т.д. слишком громоздки, допускается оформлять приложение на листе формата A3 по Гост 2.301.

Все приложения должны быть перечислены в содержании дипломной работы с указанием их номеров и заголовков.

Более подробные рекомендации по оформлению дипломной работы можно найти в соответствующих стандартах [1,2].

 

4.2 Демонстрационные листы

 

Демонстрационные листы, содержащие схемы, диаграммы, таблицы и др., необходимы для обеспечения обоснованной защиты дипломной работы. Студенту-дипломнику следует обратить внимание на то, какой материал проиллюстрировать в ходе защиты работы.

Демонстрационные листы должны отражать основные результаты по каждой из глав дипломной работы. Графическая часть согласовывается с дипломным руководителем и выполняется на листах формата А4. Каждый лист должен иметь четкий и крупный номер (сквозная нумерация), расположенный в правом верхнем углу.

В состав обязательных демонстрационных листов должны входить:

- лист, отражающий алгоритм (структурную модель) дипломной работы (актуальность, цель и задачи, объект и предмет дипломной работы, исходные данные, рекомендуемые мероприятия);

- лист (или листы), демонстрирующий(ии) изученность проблемы исследования (существующие методики, модели, отраслевые показатели за ретроспективный период т.д.);

- лист со схемой организационной структуры управления;

- лист с динамикой основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия, фирмы) за последние три года (таблица С.1);

- лист, отражающий результаты оценки существующей системы управления в рамках хозяйствующего субъекта;

- лист, отражающий результаты оценки проблемы исследования;

- лист, демонстрирующий предлагаемую модель эффективного управления объектом исследования;

- лист (или листы), демонстрирующий(ии) авторские рекомендации и мероприятия по решению исследуемой проблемы;

- лист с оценкой экономической эффективности предложений и разработок, выполненных в дипломной работе.

Демонстрационный материал должен в точности соответствовать структуре доклада. Ввиду этого по согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие демонстрационные листы, отражающие сущность дипломной работы.

Для более наглядного изображения на демонстрационных листах (схемах, таблицах, диаграммах) допускается использовать два или три цвета (включая черный).

Рекомендуемый объем демонстрационного материала – не менее восьми листов. Для защиты готовится пять-шесть экземпляров раздаточного материала (каждому члену ГАК). Демонстрационный материал должен иметь титульный лист с указанием темы и объекта дипломного исследования, подписанный дипломным руководителем.

 

4.3 Внешнее рецензирование дипломной работы

 

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, для получения дополнительной оценки труда дипломника направляется заведующим кафедрой на внешнее рецензирование специалистами в соответствующей области.

Рецензенты оформляются на почасовую оплату в соответствии со специальным заявлением (приложение У).

Рецензентом может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее образование и опыт работы в данной области, занимающий должность не ниже начальника отдела, не являющийся работником университета.

В рецензии должно быть отмечено:

- значимость изучаемой проблемы, ее актуальность;

- соответствие содержания дипломной работы ее теме;

- развернутая характеристика каждого раздела работы с выделением положительных сторон и недостатков;

- насколько успешно дипломник справился с рассмотрением теоретических и практических вопросов;

- самостоятельность выполнения работы;

- практическая ценность разработок;

- логичность построения работы;

- степень достижения поставленной цели и задач с указанием замечаний.

В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и оценивает ее по четырехбалльной системе («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

Требования кафедры и ГАК к рецензиям на дипломные работы представлены в приложении Ф.

Оформленная рецензия (с подписью и печатью) сдается на кафедру вместе с дипломной работой в установленные сроки (не позднее, чем за три дня до защиты).

После рецензирования никакие исправления в дипломной работе не допускаются. Свое несогласие с рецензией студент может высказать при защите дипломной работы.

 

4.4 Подготовка дипломной работы к защите

 

Дипломная работа с демонстрационным материалом, подписанная студентом, сдается руководителю. Удостоверясь о готовности работы к защите, руководитель визирует титульный лист, лист задания на дипломную работу (в двух экземплярах) и проверяет демонстрационные листы. Подписанная дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается на утверждение заведующему выпускающей кафедрой.

Заведующий кафедрой на основании представленных материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая соответствующую запись в отзыве руководителя и визируя титульный лист дипломной работы.

В случае отрицательного решения вопрос о допуске к защите рассматривается на заседании кафедры при участии руководителя и автора дипломной работы. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору университета.

К защите дипломной работы следует готовиться основательно. Студент должен не только уметь написать работу, но и достойно защитить ее.

Студент, получивший разрешение на защиту, готовит доклад (8 – 10 минут), в котором четко и кратко излагает основные положения работы:

- наименование темы и ее актуальность;

- цель и задачи работы;

- объект и предмет дипломного исследования;

- основные положения по исследуемой проблеме (состояние и степень изученности в России, за рубежом, в регионе, на отраслевом уровне, а также место и роль в системе менеджмента организации);

- экономико-организационная характеристика объекта исследования и оценка существующей системы управления;

- результаты анализа основных показателей деятельности и изучаемой проблемы в рамках объекта исследования;

- предложенные рекомендации и мероприятия по решению проблемы и их экономическое обоснование;

- степень предполагаемого внедрения результатов дипломной работы;

- ответы на замечания рецензента.

Особое внимание рекомендуется уделить разработкам проектной части дипломной работы, отметив возможную эффективность и практическую значимость проектных решений.

Доклад должен быть увязан с графическим материалом. В ходе доклада необходимо делать ссылки на все представленные демонстрационные листы.

Текст доклада следует согласовать с дипломным руководителем.

Студент представляет в ГАК не позднее, чем за три дня до защиты следующие документы:

- лист задания со всеми подписями;

- отзыв руководителя;

- рецензию на дипломную работу;

- документы на оплату рецензии;

- акт или справку о внедрении результатов исследования дипломника и его практических рекомендаций в организации (на предприятии) – в случае, если указанные результаты были использованы каким-либо хозяйствующим субъектом при осуществлении своей деятельности (приложение Х).

Акт (справка) о внедрении составляется на фирменном бланке организации (предприятия) и подписывается руководителем или его заместителем. Подпись обязательно заверяется гербовой печатью.

Деканат представляет в ГАК:

- выписку из зачетной книжки, удостоверяющую выполнение студентом учебного плана специальности и полученные оценки;

- характеристику студента.

 

4.5 Защита дипломной работы

 

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК). В ее состав входят высококвалифицированные преподаватели и специалисты. Председатель ГАК должен быть специалистом по профилю данного факультета, имеющим ученое звание и степень. Он приглашается со стороны. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза.

На защите могут присутствовать руководители дипломных работ, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.

Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных работ. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.

График защиты помещается на стенде выпускающей кафедры и стенде деканата факультета. ГАК ежедневно принимает к защите не более 10-11 дипломных работ. Список защищающихся на каждый день оформляется распоряжением по факультету. Явка студента-дипломника на защиту в установленный срок строго обязательна.

Порядок защиты дипломной работы следующий:

1. Председатель ГАК объявляет фамилию студента-дипломника, зачитывает его автобиографию и краткие сведения об успеваемости, объявляет тему дипломной работы и предоставляет слово для доклада.

2. Заслушивается доклад дипломника (не более 8-10 минут).

3. Члены ГАК и присутствующие задают вопросы докладчику. Студент должен быть готов к ответу на любой вопрос в пределах дисциплин учебного плана специальности.

4. Зачитывается рецензия и отзыв на дипломную работу.

5. Заслушиваются ответы дипломника на замечания рецензента и дипломного руководителя.

Общая продолжительность защиты не должна превышать 30 минут.

С разрешения председателя на заседании ГАК могут выступить руководитель дипломной работы и все желающие, присутствующие на защите дипломной работы.

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК, где в ходе обсуждения результатов защиты определяется оценка выполнения и защиты дипломной работы и принимается решение о возможности присвоения дипломнику соответствующей квалификации.

Оценивается дипломная работа по четырехбалльной системе («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). Общая оценка работы дипломника определяется с учетом его теоретической подготовки, качества выполнения и оформления дипломной работы. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень научной проработки, применения современных технологий

Date: 2016-02-19; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию