Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей с косоглазием и амблиопией





Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре у детей-дошкольников происходят качественные изменения в психике, формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования [12, 17, 19].

Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактическим играм, так как в них в интересной и доступной форме осуществляется обучение и развитие детей, облегчается процесс познания, обеспечивается активное поведение воспитанников, создается эмоциональный настрой, воспитываются положительные взаимоотношения между детьми. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал, что «необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [13; с.13].

В дошкольной педагогике дидактические игры определяются как разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [13; с.13].

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер; наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, дает возможность обучаться играя; правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. Именно правила игры имеют дидактическое значение [31, 34].

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Интересны для дошкольников настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах [3, 10].

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры являются по существу ведущими средствами обучения. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах Ф.Н. Блехер, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е.И. Удальцовой, Б.И. Хачапуридзе и др. [3, 10, 31, 34].

Можно выделить следующие функции дидактической игры в сенсорном развитии детей:

1) учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий;

2) функция, направленная на использование уже имеющихся у ребенка знаний (расширение практики использования эталонов, расширение практических ориентировок);

3) функция контроля за состоянием сенсорного развития детей (с помощью дидактических игр можно определить, на каком уровне сенсорного развития находится ребенок) [13; с.14-15].

Формирование представлений о сенсорных свойствах предметов приобретает особую актуальность в практике обучения детей с нарушениями зрения. Как известно, дети с косоглазием и амблиопией самостоятельно не овладевают программным материалом по развитию представлений о цвете, а особенно о форме и величине предметов. В связи с этим необходимо проводить специальную коррекционную работу на занятиях и в повседневной жизни. Важно использовать и игру как ведущий вид деятельности дошкольников. На необходимость использования игры в коррекции зрительного восприятия, в знакомстве с сенсорными свойствами предметов указывали Л.П. Григорьева, Д.М. Малаев, Г.В. Никулина, Л.П. Плаксина, Л.В. Фомичева и др.[8, 16, 25]. В этих целях в основном используется такая разновидность дидактических игр, как игры с предметами. Действуя с игрушками и реальными предметами, привлекающими своим цветом, формой, размером, ребенок с нарушением зрения постепенно учится различать эти признаки, овладевает умением выделять отдельные качества, видеть различия предметов. Это является необходимым условием для более детального восприятия увиденного.


Использование дидактических игр с предметами в формировании у детей с косоглазием и амблиопией представлений о величине и измерении объектов действительности является целесообразным по той причине, что только на основе собственного практического действия такие дети могут научиться измерять и сравнивать предметы на глаз, делать словесный вывод о величинных отношениях между ними. В играх важно организовать чувственный опыт ребенка, то есть дать ему возможность ощущать разность величин, действуя с предметом, рассматривая его. Закреплять представления о величине можно на различных предметах, предложив детям сравнить их по размеру, подобрать парные игрушки по величине. Пособием может служить строительный материал, разноцветные кольца, шары, кубики, а также сюжетные игрушки.

Анализ методической литературы показал, что существует множество дидактических игр, направленных на формирование представлений о величине предметов, однако все они ориентированы на дошкольников с нормальным зрением. Такие игры не могут быть адекватно использованы при обучении детей с косоглазием и амблиопией в силу особенностей их зрительного восприятия. Специально же разработанных игр для данной категории детей мы не обнаружили. Можно отметить лишь методическое пособие Л.И. Плаксиной по обучению математике детей с нарушениями зрения, где имеется раздел, посвященный формированию представлений о величине и измерении предметов [24].

Итак, дидактическая игра обладает большими возможностями в формировании у детей с косоглазием и амблиопией представлений о сенсорных свойствах предметов, в том числе об их величине.

Главная роль здесь принадлежит дидактическим играм с предметами, в процессе которых дети практически познают величинные отношения между различными объектами действительности. Дидактические игры ценны также тем, что при их проведении развиваются психические функции (мышление, память, внимание, речь), воспитывается характер, формируются положительные отношения между детьми.

Организация коррекционной работы с детьми с косоглазием и амблиопией требует адаптации имеющихся в методической литературе дидактических игр к особенностям этих детей, а также объединения их в упорядоченную систему.

 







Date: 2016-02-19; view: 766; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию