Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие представлений о сенсорных свойствах предметов в дошкольном возрасте
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [4, 27, 28, 32]. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду составляет ознакомление детей с формой, цветом и величиной предметов, так как именно эти свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Научные данные (Л.А. Венгер и др.) свидетельствуют о том, что дети уже первых недель и месяцев жизни способны довольно тонко различать предметы разного цвета, величины и формы. Так, дети двадцатидневного возраста различают даже цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем различение предметов по цвету. Что касается величины предметов, то дети в возрасте 7-16 дней лучше следят за передвигающимися кольцами диаметром 5-7 см. и чаще теряют из поля зрения кольца диаметром до 3 см. и больше, показываемые на расстоянии 70-80 см. Также есть данные, что дети трехмесячного возраста отличают такие объемные формы, как треугольную и прямоугольную призмы, куб, шар, цилиндр, конус; такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник [20]. Иногда в педагогической практике встречается мнение о более поздних сроках практического различения детьми свойств предметов, так как его путают с употреблением словесных обозначений этих свойств. Рассмотрим особенности сенсорного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного детства. На первом году жизниосновная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это предоставление достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитие внимания к свойствам предметов. Когда у малышей начинают формироваться хватательные движения, присоединяется еще одна задача – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине, положению в пространстве. Приток все новых впечатлений обеспечивает развитие деятельности органов чувств, а также положительно влияет на общее физическое и психическое развитие ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. На втором году жизниу ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Знакомя детей этого возраста с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов, так как величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов (А.В. Запорожец) [4; с.5]. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это значит иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета – белый, серый, черный. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Дети учатся узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ. Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования – особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. В дальнейшем у детей развивается аналитическое восприятие (дошкольники получают возможность разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины: длину, ширину, высоту) [2, 4, 5, 21]. Таким образом, с самого раннего детства у малышей начинают накапливаться представления о сенсорных свойствах предметов (прежде всего об их форме, цвете и величине). Процесс сенсорного развития продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, в результате чего осуществляется подготовка детей к дальнейшему успешному обучению в школе. Взрослые должны знать особенности сенсорного развития детей в различные периоды дошкольного возраста, чтобы целенаправленно осуществлять процесс сенсорного воспитания и тем самым обеспечить полноценность развития личности ребенка. Известно, что большинство информации (80-90%) человек получает через зрительный анализатор. Зрительное восприятие играет основную роль в формировании представлений о сенсорных свойствах предметов и пространственных отношениях [16; с.6]. При различных глазных заболеваниях нарушается целостность в строении зрительного анализатора, в результате чего восприятие и формирующиеся на его основе представления приобретают специфические особенности. Рассмотрим эти особенности у детей с косоглазием и амблиопией.
1.2. Особенности представлений о сенсорных свойствах предметов у детей с косоглазием и амблиопией
Косоглазие и амблиопия среди других глазных патологий являются самыми распространенными. У детей с такими нарушениями зрения при раннем выявлении и лечении удается восстановить зрительные функции, иногда даже до нормы. Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно-двигательных связей [26]. Л.И. Сергиевский определяет косоглазие как утрату бинокулярного зрения и торможение (нейтрализацию) восприятия образа, рецептируемого одним из двух глаз [26; с.25]. Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока [26; с.26]. Термином «амблиопия» обозначают такие формы понижения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие. Амблиопия характеризуется резким снижением остроты зрения при зрительной депривации косящего глаза [26; с.27]. Существуют следующие виды косоглазия и амблиопии: а) виды косоглазия: - мнимое (кажущееся) косоглазие – оптическая ось глаза, проходящая через центр роговицы, не совпадает со зрительной осью, которая соединяет центральную ямку сетчатки с рассматриваемым объектом. Кажется, что косят оба глаза одновременно к носу или к виску. Ложное представление о наличии косоглазия может быть обусловлено особенностями строения лицевого черепа. Бинокулярное зрение не нарушено. - гетерофория (скрытое косоглазие). При этой разновидности косоглазия имеет место неодинаковая сила глазодвигательных мышц, что обусловлено анатомическими и нервными факторами. Если выключить один глаз из акта зрения, то он отклонится в сторону мышц с более высоким тонусом, а при включении вновь возвратится в прежнее положение. Бинокулярное зрение сохраняется. - истинное косоглазие. Подразделяется на содружественное и паралитическое. Чаще встречается содружественное косоглазие, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Выделяют также сходящееся и расходящееся косоглазие. Сходящееся (глаз косит в сторону носа) чаще сочетается с дальнозоркой рефракцией, а расходящееся сопровождается близорукостью. б) виды амблиопии: - дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия; - обскурационная (развивается в результате помутнений оптических сред глаза: катаракты, помутнений роговицы); - рефракционная – понижение зрения вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции; - истерическая (возникает внезапно, чаще после какого-либо аффекта). Встречается редко [1, 16, 26]. Амблиопия и косоглазие меняют бинокулярный характер зрения на монокулярный или альтернирующий, неизбежно влекут за собой снижение зрения, что обуславливает снижение скорости, точности, дифференцированности восприятия, а также трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов. Неполноценность зрительной информации при нарушениях зрения, недостаточное использование сохранных анализаторов для замещения недостающей зрительной информации приводит не только к обедненности зрительных образов восприятий, но и образов представлений [9, 11, 16]. Представления– наглядные образы предметов или явлений, возникающие на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти, или новые образы, созданные в результате преобразования, перекомбинирования представлений памяти и их элементов [7; с.105]. Ограниченность возможностей зрительного восприятия при нарушенном зрении неизбежно отражаются и на зрительных представлениях: они фрагментарны, схематичны, уровень обобщенности ниже. Представления о форме, размерах, цвете предметов у детей с нарушением зрения зачастую неточны, неправильны, недостаточно полны. Эти особенности зависят от состояния зрительного анализатора и таких факторов, как знания, опыт, характер деятельности, условия воспитания и обучения и др. [8, 16]. Экспериментальные данные свидетельствуют о наличии ряда особенностей в овладении сенсорными эталонами детьми с нарушениями зрения. В сравнении с обычными возрастными особенностями у таких детей в условиях спонтанного познания предметного мира формируется значительно меньший объем представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о форме, цвете, величине предметов, пространственных отношениях. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду. Как правило, уже в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов. К особенностям детей с косоглазием и амблиопией следует отнести и низкое качество овладения сенсорными эталонами. Многие дети оперируют имеющимися представлениями на уровне обнаружения лишь заданных цветов, форм, пространственных отношений, в то время как качественное познание предметного мира обеспечивается оперированием эталонами в самостоятельной деятельности на уровне обнаружения, различения, опознания, словесного обозначения. Необходимо иметь в виду, что объем и качество овладения детьми с нарушенным зрением сенсорными эталонами во многом определяется видом эталона. Такие дети (в случае отсутствия нарушений цветового зрения) меньше трудностей испытывают при овладении эталонами формы, пространства. Трудности зрительного восприятия цвета связаны с отставанием в освоении операций локализации из множества, соотнесения и сравнения однородных цветовых эталонов. При восприятии формы дети затрудняются в выполнении всех сенсорных операций: локализации из множества, сравнении и соотнесении однородных форм, соотнесении эталона с признаком предмета. Особые сложности возникают, если объект восприятия предлагается в новом пространственном расположении. Трудности овладения пространством детьми с косоглазием и амблиопией связаны с неспособностью верно оценивать взаимное расположение объектов, локализовывать заданную величину, соотносить предметы по величине при восприятии пространства и оценивать расстояние между объектами [16]. Таким образом, нарушение зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией обуславливает трудности формирования представлений о наиболее значимых сенсорных свойствах предметов: цвете, форме и величине. Данные представления неточны, неправильны, недостаточно полны. Одной из причин их неполноценности является низкий уровень сформированности сенсорных эталонов, необходимых для зрительного анализа свойств и качеств предметов окружающего мира. Перечисленные особенности представлений о сенсорных свойствах предметов у детей с косоглазием и амблиопией обуславливают необходимость специального их формирования в целях предупреждения отклонений в познавательном развитии данного контингента детей. Date: 2016-02-19; view: 941; Нарушение авторских прав |