Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном возрастеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном возрасте. В ходе его у ребенка совершенствуется ориентировка в свойствах и качествах окружающих предметов, пространственных отношениях между ними [4, 27, 28]. В литературе широко представлены теоретические основы процесса сенсорного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.П. Усова и другие авторы). Основная роль в сенсорном развитии принадлежит зрительному восприятию формы, величины, цвета предметов. При нарушениях зрения (в том числе при косоглазии и амблиопии) у детей особенно страдает восприятие величины, что в последующем влечет за собой трудности в овладении пространством [24]. Данный факт свидетельствует о необходимости специальной работы по развитию зрительного восприятия и формированию представлений о величине предметов у таких детей, начиная с дошкольного возраста. Между тем немногочисленные исследования, направленные на решение данной проблемы, проводились в основном с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева и др.). Актуальность проблемы формирования у дошкольников с косоглазием и амблиопией представлений о величине предметов обусловлена также противоречием между требованиями со стороны психологической науки о необходимости наличия у этих детей знаний о величине предметов и невозможностью предоставления необходимых методических разработок со стороны педагогической науки. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с ее развитием происходят качественные изменения в психике ребенка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. Большую роль дидактических игр в формировании представлений о величине предметов у детей отмечали Ф.Н. Блехер, Л.П. Григорьева, А.И. Л.И. Плаксина, Сорокина, Е.И. Тихеева и многие другие [10, 25, 31]. Однако до сих пор не разработано игр, ориентированных на дошкольников с нарушениями зрения. В связи с этим целью нашего исследования является разработать и апробировать серию дидактических игр, направленных на формирование представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Объект исследования – формирование представлений о велечине предметов у детей 4- 5 летс с косоглазием и амблиопией. Предмет исследования – использование дидактической игры как средства формирования представлений о величине предметов у детей 4- 5 лет с косоглазием и амблиопией. Гипотеза исследования: мы полагаем, что дидактические игры могут являться эффективным средством формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией при условии отбора их содержания и систематизации в последовательный цикл. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы проблемы формирования представлений о величине предметов у детей 4-5 лет с косоглазием и амблиопией. 2. Выявить особенности представлений о величине предметов у дошкольников среднего возраста с косоглазием и амблиопией. 3. Разработать и экспериментально апробировать серию дидактических игр по формированию представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. 4. Проверить эффективность разработанной серии дидактических игр. Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный; качественный и количественный анализ данных. Методологическую основу исследования составляют: учение Л.С. Выготского о структуре дефекта [6], учение И.М. Сеченова, Л.И. Солнцевой о компенсаторных возможностях организма [29, 30], учение Л.С. Выготского, Л.И. Плаксиной, Б.К. Тупоногова о ведущей роли обучения в развитии психических процессов [6, 26, 31], деятельностный подход о ведущей роли игры в дошкольном возрасте (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) [15]. Практическая значимость: разработана серия дидактических игр, посредством которых проводилось формирование представлений о величине предметов у дошкольников с косоглазием и амблиопией. Результаты исследования могут быть использованы в работе тифлопедагогов и воспитателей специальных детских дошкольных учреждений. Организация и база исследования: в исследовании приняли участие 14 детей 4-5 лет с косоглазием и амблиопией из ДОУ№5 " Хрусталик" и 14 детей этого же возраста с нормальным зрением из ДОУ «Росток». Date: 2016-02-19; view: 487; Нарушение авторских прав |