Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Регулирование правовых отношений по Законам Ману
1. Общие положения. 2. Право собственности. 3. Обязательства.
4. Брачно-семейные отношения. 5. Уголовное право. 6. Судебный процесс.
1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой-сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индий-цев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих обществен-ные отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержа-щиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содер-жание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности: • наследование; • получение в виде дара или находка; • покупка; • завоевание; • ростовщичество; • исполнение работы; • получение милостыни; • давность владения (10 лет).
При этом для некоторых варн были характерны «свои» спо-собы приобретения имущества. Например, завоевание – для кшат-риев, исполнение работ – для вайшиев, милостыня же была харак-терна, как ни странно, для брахманов.
Приобретать вещь можно было только у собственника. За-прещалось доказывать право собственности ссылкой на добросо-вестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнару-живалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собствен-нику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значитель-ное внимание охране частной собственности, в первую очередь, собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значи-тельное.
3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах издоговоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
• договор займа; • договор найма рабочей силы; • договор аренды земли; • договор купли-продажи;. • договор дарения. Наиболее подробно описывается договор займа. Закон уста-навливает нерушимость и преемственность долговых обяза-тельств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью си-лы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работни-ков (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание дого-вору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависелиот работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а винов-ному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял ра-боту, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие в Древней Индииввиду проникновения в общину процесса имущественной диффе-ренциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Манудолжен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог вы-ступать только собственник вещи. Закон устанавливал определен-ные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такогообязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она стано-вилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены по-читать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в дет-стве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она под-вергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случа-ях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.
Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хо-тя все имущество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завеща-нию, только наследование по закону: имущество после смерти ро-дителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у стар-шего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. 5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного
права: • формы вины; • рецидив; • соучастие; • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следую-щих понятий:
• принцип талиона; • ордалии (суд богов); • принцип ответственности общины за преступление, совер-шенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды пре-ступлений, называемых Законами Ману:
• государственные преступления;
• преступления против собственности; • преступления против личности; • преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные - служба врагам ца-ря, поломка городской стены, открытие врагам городских ворот.
Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы выделяют кра-
жу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от гра-бежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совер-шена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману от-
носили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных да-ров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения,
Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщи-ны. Существовало множество видов наказаний, в том числе: • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание соба-ками и др.); • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук,
ног); • штрафы; • изгнание; • тюремное заключение. 6. Различия в ведении процессов по уголовным и граждан-
ским делам не было,а сам процесс носил состязательный харак-тер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемна-дцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужо-го, нарушение соглашения.
Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источни-ком доказательств. Ценность показаний соответствовала принад-лежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств приме-нялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.
Date: 2016-02-19; view: 818; Нарушение авторских прав |