Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы жизненных стилей личности⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
А. Адлер предложил следующую классификацию жизненных стилей: Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка - превосходства (пример - юные правонарушители, наркоманы). Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше. Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху. Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь.
Понятие жизненного сценария было введено в психологию Э. Берном — основателем трансактного анализа — одного из направлений в теории личности и психотерапии. Жизненный сценарий понимается как определенный жизненный план, похожий на спектакль, который личность вынуждена играть. Жизненный сценарий имеет следующие особенности: • формируется на основе позиций, принятых ребенком в детстве через родительское программирование. Родительское программирование понимается как посыл сообщений с определенными знаками плюса или минуса как вербального, так и невербального характера, охватывающих большинство сфер жизни человека. Формированию определенного жизненного сиенария в личностной, коммуникативной, профессиональной и других сферах могут способствовать послания родителей, например: - "Ты прямо артист"; - "Тебе ни за что не добиться высоких результатов в этом спорте"; - "С твоими данными не рассчитывай выйти замуж"; - "У тебя прямо талант к рисованию"; - "Ты очень красива и без труда выйдешь замуж" и др.; • современная концепция жизненных сценариев утверждает, что выбор и решение следовать тому или иному сценарию возникает у человека как реакция, ответ на реальные или воображаемые родительские послания, и, таким образом, человек сам создает свой сценарий, а следовательно, может изменить его. 2. Сценарии жизни, так же как и жизненные стили, могут иметь различные проявления и по-разному осуществляться в поведении человека. Характер жизненного сценария зависит от характера сценарных сообщений, которые использовались в родительском программировании. Родительские сценарные сообщения могут быть: • конструктивными, которые способствуют формированию позитивного жизненного сценария личности, включающего адекватную самооценку и уровень притязаний, адекватные установки и паттерны поведения, а также схемы взаимодействия с окружающими людьми. Примером таких родительских сообщений могут быть невербалъные "поглаживания", не носящие оценочного характера: - "Я уверена, что тебе удастся это сделать"; - "Как хорошо, что ты именно такой"; - "Какой ты у нас молодец" и т. п.; • деструктивными, которые формируют негативный жизненный сценарий, включающий в себя негативные поведенческие и эмоциональные установки в отношении себя и других, мешающие индивиду адаптироваться в окружающей среде. В самых крайних формах деструктивные высказывания ведут к трагическим сценариям самоубийства, асоциального поведения и т. п. - "Уж лучше бы тебя не было, от тебя одни проблемы"; - "Ты ведешь себя, как типичный преступник"; - "Тебя ожидает будущее уголовника, если ты не изменишь свое поведение" и т. п.; • непродуктивными, которые не способствуют формированию у индивида позитивного жизненного сценария, а ориентируют его на непродуктивные способы взаимодействия с реальностью и с самим собой, формируют неадекватную самооценку, установки и паттерны поведения, заставляя индивида использовать ненадежные пути адаптации к среде и способы удовлетворения возникающих потребностей. Примером такого родительского программирования могут служить высказывания: - "С таким характером не жди ничего хорошего в своей жизни"; - "Ты совершенно никчемный человек"; - "С такими внешними данными не рассчитывай на удачное замужество"; - "С твоими мозгами ты не достигнешь ничего в этой жизни" и т. п. Формирование того или иного сценария зависит также и от среды, в которой существует и развивается индивид. На основании типа среды можно выделить следующие виды сценариев: • культурные сценарии, предполагающие наличие в жизненном сценарии индивида общих установок и паттернов поведения, предписанных той или иной культурой, например существующее в какой-либо культуре определенное отношение к браку и разводам может способствовать такому жизненному сценарию индивида, при котором он будет строить свою семейную жизнь в соответствии с принятыми общекультурными стереотипами; • субкультурные сценарии, которые предполагают влияние на формирование того или иного жизненного сценария норм и традиций определенного субкультурного сообщества, например ценности так называемого "среднего класса", к которому принадлежит семья ребенка, могут способствовать у него формированию определенного отношения к карьере, к браку и т. п.; • семейные сценарии, то есть повторение определенного сценария в семье из поколения в поколение, могут оказывать существенное влияние на индивидуальный жизненный сценарий личности, например "тяжелая женская доля" всех женщин семейного клана, или определенные традиции в выборе профессионального жизненного пути, когда все мужчины семьи выбирают одну и ту же профессию; • индивидуальные сценарии, то есть те сценарии, которые являются уникальными для каждого конкретного человека и формируются как под воздействием культурных, субкультурных и семейных стереотипов, так и под влиянием родительского программирования или вопреки таковому, например жизненный сценарий "неудачник" или сценарий "единственного ребенка в семье" и т. п. Индивидуальные жизненные сценарии могут быть двух основных видов: • жизнь по сценарию, когда индивид строит свою жизнь в полном соответствии с родительским программированием и на основе того индивидуального сценария, который был у него сформирован под воздействием культуры, субкультуры, семейных мифов и сценариев; • жизнь по антисценарию, предполагающему отрицание индивидом родительских сценарных сообщений и построение такого индивидуального жизненного сценария, который полностью отличается от культурных, субкультурных, семейных установок и т. п., например стремление дочери к карьере, притом что мать является домохозяйкой и именно эти ценности и установки прививались дочери с раннего детства.
В работе с жизненными стилями и сценариями клиента консультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы: • поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент; • коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий. 2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги: • осознание клиентом своего жизненного стиля и сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту; • проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни; • выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведения и функционирования клиента; • обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий. 3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности. Можно выделить следующие методы исследования: • метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента: - локус жалобы клиента; - состояние клиента в прошлом и настоящем; - сфера профессиональной деятельности; - информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями; - наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними; - характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи; - болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента; - отношения клиента с противоположным полом в детстве; - страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве; • анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом; • анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни; • метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения; • изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов; • изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент; • проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.; • анализ переноса клиента; • психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми; • анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.; • метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный стиль и сценарий клиента.
Date: 2016-02-19; view: 981; Нарушение авторских прав |