Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы жизненных стилей личности





А. Адлер предложил следующую классификацию жизненных стилей:

Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка - превосходства (пример - юные правонарушители, наркоманы).

Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше.

Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху.

Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь.

 

Понятие жизненного сценария было введено в психологию Э. Берном — основателем трансактного анализа — одного из направлений в теории личности и психотерапии. Жизненный сценарий понимается как определенный жизненный план, похожий на спектакль, который личность вынуждена иг­рать.

Жизненный сценарий имеет следующие особенности:

• формируется на основе позиций, принятых ребенком в детстве через родительское программирование. Родительское програм­мирование понимается как посыл сообщений с определенными знаками плюса или минуса как вербального, так и невербально­го характера, охватывающих большинство сфер жизни человека.

Формированию определенного жизненного сиенария в личностной, коммуникативной, профессиональной и других сферах могут способствовать послания родителей, например:

- "Ты прямо артист";

- "Тебе ни за что не добиться высоких результатов в этом спорте";

- "С твоими данными не рассчитывай выйти замуж";

- "У тебя прямо талант к рисованию";

- "Ты очень красива и без труда выйдешь замуж" и др.;

• современная концепция жизненных сценариев утверждает, что вы­бор и решение следовать тому или иному сценарию возникает у человека как реакция, ответ на реальные или воображаемые ро­дительские послания, и, таким образом, человек сам создает свой сценарий, а следовательно, может изменить его.

2. Сценарии жизни, так же как и жизненные стили, могут иметь раз­личные проявления и по-разному осуществляться в поведении че­ловека. Характер жизненного сценария зависит от характера сце­нарных сообщений, которые использовались в родительском про­граммировании.

Родительские сценарные сообщения могут быть:

конструктивными, которые способствуют формированию позитивного жизненного сценария личности, включающего адекватную самооценку и уровень притязаний, адекватные установки и паттерны поведения, а также схемы взаимодействия с окружающими людьми.

Примером таких родительских сообщений могут быть невербалъные "поглаживания", не носящие оценочного характера:

- "Я уверена, что тебе удастся это сделать";

- "Как хорошо, что ты именно такой";

- "Какой ты у нас молодец" и т. п.;

• деструктивными, которые формируют негативный жизненный сценарий, включающий в себя негативные поведенческие и эмо­циональные установки в отношении себя и других, мешающие индивиду адаптироваться в окружающей среде. В самых край­них формах деструктивные высказывания ведут к трагическим сценариям самоубийства, асоциального поведения и т. п.
При­мером таких родительских сообщений могут быть высказывания:

- "Уж лучше бы тебя не было, от тебя одни проблемы";

- "Ты ведешь себя, как типичный преступник";

- "Тебя ожидает будущее уголовника, если ты не изменишь свое поведение" и т. п.;

• непродуктивными, которые не способствуют формированию у индивида позитивного жизненного сценария, а ориентируют его на непродуктивные способы взаимодействия с реальностью и с самим собой, формируют неадекватную самооценку, установки и паттерны поведения, заставляя индивида использовать нена­дежные пути адаптации к среде и способы удовлетворения воз­никающих потребностей.

Примером такого родительского про­граммирования могут служить высказывания:

- "С таким характером не жди ничего хорошего в своей жизни";

- "Ты совершенно никчемный человек";

- "С такими внешними данными не рассчитывай на удачное за­мужество";

- "С твоими мозгами ты не достигнешь ничего в этой жизни" и т. п.

Формирование того или иного сценария зависит также и от среды, в которой существует и развивается индивид. На осно­вании типа среды можно выделить следующие виды сценариев:

• культурные сценарии, предполагающие наличие в жизненном сценарии индивида общих установок и паттернов поведения, предписанных той или иной культурой, например существующее в какой-либо культуре определенное отношение к браку и раз­водам может способствовать такому жизненному сценарию ин­дивида, при котором он будет строить свою семейную жизнь в соответствии с принятыми общекультурными стереотипами;

• субкультурные сценарии, которые предполагают влияние на формирование того или иного жизненного сценария норм и традиций определенного субкультурного сообщества, например ценности так называемого "среднего класса", к которому при­надлежит семья ребенка, могут способствовать у него формиро­ванию определенного отношения к карьере, к браку и т. п.;

• семейные сценарии, то есть повторение определенного сценария в семье из поколения в поколение, могут оказывать существенное влияние на индивидуальный жизненный сценарий личности, например "тяжелая женская доля" всех женщин семейного кла­на, или определенные традиции в выборе профессионального жизненного пути, когда все мужчины семьи выбирают одну и ту же профессию;

• индивидуальные сценарии, то есть те сценарии, которые являют­ся уникальными для каждого конкретного человека и формиру­ются как под воздействием культурных, субкультурных и семейных стереотипов, так и под влиянием родительского программирова­ния или вопреки таковому, например жизненный сценарий "не­удачник" или сценарий "единственного ребенка в семье" и т. п.

Индивидуальные жизненные сценарии могут быть двух основных видов:

• жизнь по сценарию, когда индивид строит свою жизнь в полном соответствии с родительским программированием и на основе того индивидуального сценария, который был у него сформи­рован под воздействием культуры, субкультуры, семейных ми­фов и сценариев;

• жизнь по антисценарию, предполагающему отрицание индиви­дом родительских сценарных сообщений и построение такого ин­дивидуального жизненного сценария, который полностью от­личается от культурных, субкультурных, семейных установок и т. п., например стремление дочери к карьере, притом что мать является домохозяйкой и именно эти ценности и установки прививались дочери с раннего детства.

 

В работе с жизненными стилями и сценариями клиента кон­сультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:

поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;

коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий.

2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги:

осознание клиентом своего жизненного стиля и сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту;

проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;

выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;

обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий.

3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности.

Можно выделить следующие методы исследования:

• метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:

- локус жалобы клиента;

- состояние клиента в прошлом и настоящем;

- сфера профессиональной деятельности;

- информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;

- наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;

- характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи;

- болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болез­ням, какие болезни были в роду клиента;

- отношения клиента с противоположным полом в детстве;

- страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;

• анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонст­рируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;

• анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;

• метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошло­го опыта и влияния на него окружения;

• изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;

• изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к кото­рым принадлежит клиент;

• проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;

• анализ переноса клиента;

• психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и про­анализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуаль­ном (методика горячего стула, использование психодраматиче­ских техник в пространстве индивидуального консультирова­ния) взаимодействии с другими людьми;

• анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;

• метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий ис­следовать и проанализировать основу, на которой был сформиро­ван жизненный стиль и сценарий клиента.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 949; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию