Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы психологической интервенции
Психологию и медицину можно различать по их важнейшим прикладным сферам — сферам интервенции; главным критерием при этом является тип используемых средств. Если в медицине воздействие осуществляется прежде всего медикаментозными, хирургическими, физическими и т. д. методами, то психологическая интервенция характеризуется применением психологических средств. Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных изменений путем воздействия на эмоции и поведение. На сегодняшний день внутри психологии мы выделяем обычно три группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным сферам: психологии труда и организационной психологии, педагогической психологии и клинической психологии (ср. рис. 18.1); иногда они пересекаются друг с другом. В зависимости от разрешающей степени можно определить и другие сферы интервенции с принадлежащими к ним методами, например нейропсихологическая интервенция, психологическая интервенция в судебной сфере и т. д.
Консультирование- процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому. Методы, приемы консультирования: Беседа; Включенное наблюдение; Убеждение; Одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать. Метод легенд- способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации. Телефонное консультировании – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента. Метод «письмо-обращение»,доверие- цели письма –обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство. Групповой уровень реабилитационной работы. Группа- это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Методы групповой реабилитации: Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами. Лекция – передача информации лектором. Диспут- подготовленное обсуждение одного важного вопроса. Дискуссия- -столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту. Собрание- -плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини –лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы. приемы игротерапии, мозгового штурма. Одна из технологий социальной педагогики –это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью –средства массовой информации(листовки, объявления, приглашение, анкетирование). Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. При лишении родительских прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, получают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. Задача социального педагога- создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенным отношением не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой стороны –учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.
Под рефремингом в психологическом консультировании понимается такое переформулирование консультантом проблемы клиента, при которой происходит расширение понимания проблемы и изменение отношения к ней. Понятие рефреминга как метода работы с проблематикой клиента было разработано в нейро-лингвистическом программировании (НЛП). Метод рефреминга имеет следующие характеристики: • всегда тесно связан с оцениванием человеком себя или другого, ситуации, проблемы, конфликта и т. п., и под оцениванием понимается способность человека помещать некие факты, события или объекты в определенный контекст, или рамку, • человек субъективно относится к явлениям и событиям окружающего мира, а любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения; • терапевтический эффект этого метода работы построен на положении о том, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено; • изменение рамки события автоматически приводит к изменению его смысла для человека и, как следствие, к изменению в поведении или установках; • любое явление, ситуация, проблема клиента могут иметь как отрицательный аспект, с которым клиент обратился к психологу, так и положительный, который клиент просто не видит, и задачей консультанта становится повернуть видение проблемы от отрицательного к положительному аспекту, когда ранее неблагоприятная ситуация приобретает положительное значение и у клиента формируется ресурсное состояние личности, • рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий, • целью рефреминга является поиск такой рамки, в которой поведение, ситуация, установка и т. п. будут для клиента более адаптивными; • многие конфликты во взаимодействии с окружающими людьми могут быть обусловлены различными точками зрения на одну и ту же проблему, и использование рефреминга может существенно помочь в разрешении такой проблемы, подобрав нужную "рамку" и изменив отношение к ситуации. 2. Выделяют два вида рефремингов: • рефреминг контекста, который ориентирован на изменение смысла того или иного явления в зависимости от контекста, в котором это явление рассматривается. Например, изменение полярности в ситуации самообвинений клиента и недовольства им каким-нибудь своим качеством, с отрицательной полярности на положительную в зависимости от той ситуации, в которой клиент будет проявлять это качество. В случае применения рефреминга контекста происходит увеличение гибкости поведения и установок клиента, когда он понимает, что такое, например, качество, как педантичность или пунктуальность, ценно на работе, но может при этом приводить к конфликтам в семейной жизни; • рефреминг содержания, который ориентирован на изменение поведения и реакций клиента в зависимости от контекста через формирование гибкости восприятия. Например, в случае, когда у клиента есть определенный паттерн поведения как реакция на чьи-либо действия и слова, рефреминг строится таким образом, чтобы помочь ему увидеть позитивную сторону действий другого человека и проанализировать, какой еще смысл, кроме привычного для клиента, могут эти действия означать. 3. Существуют следующие способы построения рефремингов: • для рефреминга контекста можно использовать вопросы типа "Когда такое ваше качество могло бы быть вам полезным (вредным)?", "Какие выгоды вы можете получить от наличия у вас • для рефреминга содержания можно использовать вопрос типа "А какую еще информацию может содержать это высказывание (поведение)?", "Какова позитивная направленность этого поведения?"; • классический вариант рефреминга, основанный на вопросе "А что ты хочешь вместо этого?", то есть вместо проблемы происходит постановка цели; • техника "чудодейственного вопроса", предполагающая: - первый этап — выяснение того, что хочет клиент вместо своей проблемы, чего ему не хватает сейчас, причем консультант должен добиться от клиента описания мельчайших деталей ситуации, когда проблема решена; - второй этап — выяснение того, можно ли все им описанное и представленное добавить в его нынешнюю жизнь; • вопросы для клиентов с прозаическим типом общения (не на уровне представления каких-то чудес) должны строиться на тех реальных событиях, которые происходили в прошлом или нынешнем опыте клиента и имели и имеют отношение к его проблеме с точки зрения ресурсности. Например, выяснение того, как клиент может делать и говорить что-то по-другому, не таким способом, который является для него неадаптивным. То есть, необходим поиск ресурсности в опыте клиента и опора на нее при переформулировании; • использование других характеристик для построения рефреминга: - юмора: "Если бы эта ситуация была смешной, над чем бы ты посмеялся?"; - временных аспектов: 'Как бы ты решил эту проблему, если бы был на 10 лет старше (моложе)?"; - принципа противоположности и ухудшения: "Что бы ты сделал, сказал, почувствовал, если бы столкнулся с противоположной проблемой?", "Если бы было хуже чем сейчас, что бы это было?".
Под метафорой в психологическом консультировании понимается способ метафорической репрезентации (выражения) проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки. Под терапией с помощью метафор понимается использование терапевтической истории, которая может быть составлена как консультантом, так и клиентом или стать результатом их совместного творчества и при этом обладающей важным качеством: в этой истории содержатся советы или по Метафора имеет следующие характеристики: • представляет собой иносказательный вариант презентации психологических затруднений и способов их разрешения; • рассматривается как способ решения психологической проблемы через термины, принадлежащие другой области; • используется и как разовый терапевтический прием, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс психотерапии; • ориентирована в первую очередь на бессознательное клиента; • связана с механизмами идентификации и ассоциации, когда клиент идентифицирует себя с героем метафоры, и ситуация, рассказанная в метафоре, имеет ассоциативную связь с реальной • может успешно использоваться как в работе со взрослыми клиентами, так и в коррекционной работе с детьми, причем в последнем случае применение специальных детских психотерапевтических сказок может существенно повысить эффективность коррекционного воздействия, так как у детей гораздо лучше развито воображение и они очень восприимчивы к такого рода воздействию; • отличается по следующим видовым признакам: - уже существующая история (сказка, новелла, притча, созданная в культуре), которая имеет ряд сходных признаков с проблемой клиента; - созданная конкретно для этого клиента исходя из специфики его проблематики и жизненной ситуации.
Выделяются следующие функции метафоры: - снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи; - снимает привычные внешние ограничения, которые каким-то образом могли влиять на восприятие и мышление клиента; расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как, имея ряд сходств с предъявляемой проблемой, демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования; - снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т. п., так как позволяет сделать это в метафорической форме; - имеет диагностическую функцию: часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, проблему и т. п., и консультанту в этом случае необходимо уточнить и понять значение этого образа; - метафора выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение. 3. В психологическом консультировании метафоры могут использоваться в различных целях. Существует следующая классификация видов метафор: • ресурсные; • встроенные; • поведения; • эмоциональные; • эриксоновский транс. Ресурсные метафоры представляют собой такие образы внутри или вне сознания клиента, которые помогают создать ресурсность его личности, способствующую как решению какой-то конкретной проблемы или конфликта, так и усилению личности в целом. Формирование ресурсной метафоры предполагает: • знание консультантом индивидуального позитивного (ресурсного) опыта клиента, так как метафора формируется именно на прошлом личном опыте клиента; • обращение к детству клиента и ресурсным воспоминаниям из детства (это может быть игра в песок на море и т. п.); • использование для построения метафоры ведущих модальностей клиента; • если ресурсная метафора ориентирована на расширение сознания клиента и увеличение способов его восприятия мира, то консультант может использовать все три модальности и строить визуальные, аудиальные и кинестетические образы; • создание атмосферы безопасности, которая позволила бы клиенту расслабиться и насладиться образами; • подведение клиента к легкому трансу, предполагающему релаксацию, расслабление и успокоение, используя следующие приемы: • владение своим голосом, его тембром, спокойствие, небыстрая речь, отсутствие резких интонаций и т. п.; • использование специальных речевых конструкций; • использование специальной релаксационной музыки; • удобное кресло или кушетка для клиента; • работа с дыханием клиента. Встроенные метафоры предполагают внесение ресурсности внутри консультационного диалога и помогают расширению взгляда клиента на его проблему. Суть встроенных метафор заключается в том, что консультант, с помощью внесения какого-либо образа, рассказа, притчи или истории помогает клиенту увидеть и другие — позитивные — стороны своей проблемы или понять истинную причину затруднения и найти решение. Формирование встроенной метафоры предполагает: • максимально точное соответствие метафоры (сказки, истории, притчи и т. п.) проблематике клиента, иначе цель — расширение взгляда на проблему — не будет достигнута; • более простые способы внедрения метафоры, не предполагающие введения клиента в состояние легкого транса; • построение метафоры в атмосфере безопасности и доверия со стороны клиента. Метафоры поведения представляют собой "рецепты" решения проблемы или конфликта на "примере других", когда консультант в форме сказки или притчи рассказывает о том, как похожая на проблему клиента ситуация была успешно разрешена. Построение метафоры поведения имеет следующие правила: • история, которую рассказывает консультант, должна полностью соответствовать индивидуальным особенностям клиента: черты личности героя, специфика проблемной ситуации и сопутствующие ей явления, поведение героя и т. п. должны совпадать с соответствующими особенностями клиента; • подчеркивать связь между событиями в истории и реальностью клиента необходимо очень тонко, не нарушая представлений клиента о себе как об уникальном феномене, имеющем уникальные особенности и проблемы. Можно использовать фразы типа: "Возможно, ваша ситуация несколько отличается от рассказанного мною, но..."; • запрещено давать открытые, прямые советы, облекая их в форму типа "Один мой друг (клиент) решил эту проблему вот так, и у него все получилось, поэтому вам следует попробовать", а необходимо в первую очередь создать у клиента положительную мотивацию для решения проблемы. Эмоциональны метафоры представляют собой описание физиологического и эмоционального состояния героя в момент переживаний и помогают клиенту понять свои чувства и эмоции. Существуют следующие правила при построении эмоциональной метафоры: • вначале описываются негативные состояния и ощущения героя, возникшие при каком-либо переживании или в результате какой-либо ситуации, то есть что он чувствовал, что видел, ощущал и слышал в этот момент; • далее происходит переход в описании от негативных состояний к позитивным, также через подробный рассказ обо всех трех модальностях, и закрепление позитивных ощущений в конце рассказа; • усиление метафоры может достигаться через описание природных явлений в соответствии с тем же принципом перехода от негативных к позитивным явлениям. 4. Метафора при правильном ее построении и использовании может стать очень мощным средством психотерапевтического воздействия, так как она ориентирована на бессознательные слои личности клиента. В то же время неумелое и неправильное использование этого приема может привести к негативным результатам консультирования и утрате доверия клиента к консультанту. Существуют следующие правила построения метафор: • консультанту, чтобы найти или создать наиболее эффективную метафору, необходимо понять картину мира клиента, определить, как клиент видит, слышит и ощущает окружающий мир, то есть понять специфику работы его модальностей, какие спо собы реагирования он использует и т. п.; • консультант при подборе материала для построения метафоры должен быть уверен в ресурсности этого материала для данного конкретного клиента, так как для разных людей одно и то же явление может нести противоположные эмоции. Например, у одного клиента могут быть связаны с водой положительные, ресурсные воспоминания, а у другого — отрицательные и травми рующие, так как этот клиент мог оказаться в ситуации пережи вания смерти себя или близкого человека, которая была связана с водой (море, озеро, река); • для построения метафоры любого характера (ресурсная, поведенческая, эмоциональная и т. п.) консультант может использовать различные сказки, притчи, истории, новеллы, мифы и т. п., ориентируясь при этом на мировую культуру и литературу, а также используя опыт психотерапии в этой области, в русле которой создано множество психотерапевтических сказок и притч. При построении метафоры консультант должен следовать определенной схеме, включающей в себя следующие шаги: • этап анализа запроса клиента; • этап выбора персонажей, имеющих проблемную ситуацию, схожую с проблематикой клиента, и вступающих в аналогичные реальным взаимодействия; • этап кульминации действия, когда проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и подчеркивается безвыходность последней; • заключительный этап, в котором формируется выход из проблемной ситуации, что должно нацелить клиента на решение своей реальной проблемы. Заключительный этап должен соответствовать следующим требованиям: • выход из сложившейся проблемной ситуации в метафоре должен быть похожим на то поведение, которое демонстрирует клиент в других ситуациях, то есть должен соблюдаться принцип невнесения советов и веры в то, что клиент сам знает решение; • рекомендации, выраженные в метафорической форме, должны иметь очень обобщенный характер, чтобы клиент мог воспользоваться своим уникальным опытом и средствами в решении проблемной ситуации; • выход из проблемной ситуации, описанный в метафоре, в большей степени должен побуждать клиента к решению проблемы через формирование оптимистического взгляда на сложившуюся ситуацию и видение ее возможного позитивного исхода, чем предлагать какой-то конкретный способ решения.
. В психотерапии и консультировании используется множество методов, основанных на творческом самовыражении, под которым подразумевается создание клиентом определенных творческих продуктов (рисунков, скульптур, фотографий, художественных произведений, танца и т. п.), выражающих его индивидуальность, личностные и характерологические особенности, а также способствующих проработке проблем клиента на проективном уровне. Творческие методы имеют следующие функиии: • диагностическую, позволяющую консультанту собрать обширный диагностический материал не только относительно проблематики клиента, но и в отношении его личности в целом, мировоззрения и способов внешнего и внутреннего контактов. Существует большое количество проективных методик сбора диагностических данных, и наиболее популярными в использовании являются рисуночные проективные тесты; • терапевтическую, позволяющую выразить и проработать конкретную проблему или конфликт клиента через метафорическое выражение в рисунке, танце, скульптуре, фотографии и др. или через воздействие определенных механизмов, например, катарсическое влияние музыки, книги, фильма; • развивающую, способствующую личностному росту клиента и ориентированная на формирование у него новых, более адаптивных форм взаимодействия с самим собой и со средой, развитие способности к осознанию себя и своего тела, умения выражать себя и свои эмоции приемлемыми способами, повышение личностной зрелости клиента и т. п.; • ресурсную, позволяющую сформировать у клиента позитивный образ Я, повысить самооценку, научить использованию различных способов для самовыражения и самоактуализации, расширить сферу жизненных интересов. Методы творческого самовыражения имеют следующие особенности: • ориентированы, как правило, на бессознательные сферы личности клиента, так как творчество — идеи образы, движения и т. п. берут свое начало именно из бессознательного, и общение консультанта и клиента строится на символическом уровне; • отражают все виды бессознательных процессов — различные подавленные страхи, внутренние конфликты, подавленные детские комплексы и воспоминания, сновидения и т. п.; • носят спонтанный характер действий, то есть клиент не продумывает заранее, что он нарисует, слепит или станцует, а использует качество спонтанности своей личности для самовыражения; • могут быть как основным, так и вспомогательным методом работы; • оптимально подходят для клиентов, имеющих проблемы с вербальным выражением себя, своих чувств, затруднений, конфликтов т. п., причем эти методы могут использоваться как в случае повышенной говорливости клиента, так и в случае, когда клиент относится к категории "молчунов"; • могут использоваться в работе как со взрослыми, так и с детьми; • могут использоваться как в групповом, так и в индивидуальном консультировании, • раскрывают творческий потенциал личности, развивают воображение, образное мышление и другие познавательные и мыслительные функции личности, что, в свою очередь, благотворно сказывается на общем психическом развитии; • благотворно влияют на общее физическое состояние организма, раскрывая и расширяя его способности; • расширяют кругозор и сферу жизненных интересов, делают жизнь человека более наполненной, осмысленной и интересной. 2. Терапия творческим самовыражением насчитывает множество методов и техник, в русле творческих подходов развивается множество самостоятельных направлений. В настоящее время популярность терапии творческим самовыражением неуклонно растет, что обусловлено повышением интереса к искусству из-за изменившихся условий и стиля жизни многих современных людей. Наибольшей популярностью на современном этапе пользуются следующие направления и методы терапии творческим самовыражением: • арт-терапия, использующая в качестве терапевтического инструмента занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепку, резьбу по дереву, выжигание, изготовление поделок из различных материалов — меха, бумаги, тканей и т. п.; • хореотерапия, или терапия танцем, использующая принципы телесно-ориентированной терапии и рассматривающая танец в качестве терапевтического фактора терапии (консультирования); • музыкотерапия, предполагающая использование музыки в качестве лечебного компонента психотерапевтического или консультативного процесса; • фототерапия, использующая процесс создания фотографии как терапевтический фактор; • библиотерапия, оказывающая терапевтическое воздействие на клиента через чтение специально подобранных книг.
Арт-терапия — один из популярнейших творческих методов работы как в психотерапии, где с успехом используется для лечения различных заболеваний, в том числе резистентных форм шизофрении, так и в психологическом консультировании, где чаще всего выступает в качестве диагностической или вспомогательной терапевтической процедуры, помогающей клиенту расширить взгляд на свою проблему, выразить ее и впоследствии проработать. Ведущей идеей арт-терапии является убеждение в том, что истинное внутреннее "Я" человека отражается в продуктах его творчества, так как они создаются спонтанно, при минимальном использовании рациональной составляющей личности. Внутри метода арт-терапии существует два направления: • первое направление рассматривает само искусство как терапевтический фактор и не видит необходимости в дополнительной стимуляции творческой активности самого клиента, ставя искусство выше собственно терапевтических процедур; • второе направление рассматривает искусство лишь как способ терапевтического воздействия на клиента, при котором необходимо использование дополнительных терапевтических методов, и ставит терапевтические цели выше творческих. Все методы арт-терапии имеют проективный характер и обычно в продуктах творчества клиента отражается:. • сам клиент в созданном им собственном потрете, бюсте и т. п., причем иногда с использованием определенных временных рамок (клиент в настоящем, будущем, прошлом); • его окружение (семья, друзья, ребенок, муж, жена, коллеги и т. п.); • специфика взаимоотношений клиента с окружающими его людьми; • картина проблемы, например негативное качество своей личности, от которого клиент стремится избавиться, страх, комплекс и т. п.; • ресурсные образы клиента. К методам арт-терапии относят: • занятия изобразительным искусством; • лепку; • резьбу по дереву, выжигание; • работу с различными тканями и поделки из них (кожа, мех, бумага и т. п.). Существуют следующие способы проведения атр-терапевтических занятий: • структурированное занятие, когда клиенту предлагается создать продукт на заданную тему с использованием определенного материала (нарисовать, слепить и т. п.), но при этом основываться на своих представлениях, и в этом случае созданный клиентом продукт будет непосредственно связан с его мироощущением, чувствами, переживанием заданной темы; • неструктурированное занятие, когда клиент сам выбирает тему и материал кия создания творческого продукта, а впоследствии происходит обсуждение и анализ образов.
2. Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца и ориентирована на выражение и проработку эмоций через спонтанные движения тела. Танцевальная терапия не имеет стилистических стандартов танцевания, и для самовыражения и проработки проблем могут быть использованы все формы танца — от примитивных первобытных до классического балета и современного танца. Под танцевальной терапией, или хореотерапией, понимается использование танца, ритмики и пластики в терапевтических и профилактических целях. Танцевальная терапия имеет следующие характеристики: • построена на принципе единства разума и тела (манера движения человека отражает его личностный стиль, особенности, жизненный опыт, то есть всю внутреннюю феноменологию); • главным средством психотерапевтического воздействия являются движения; • построена на тесном взаимодействии консультанта (терапевта) и клиента (членов группы), когда движение клиента находит: отклик в движениях терапевта; • предполагает музыкальное сопровождение, которое, в свою очередь, также является мощным катарсическим стимулятором и выступает как самостоятельный терапевтический фактор; • имеет продолжительность 40-50 минут и включает в себя следующие аспекты: - физический, ориентированный на разогрев мышц и общую работу по поддержанию физического состояния тела; - психический, включающий в себя идентификацию с чувствами; - социальный, подразумевающий установление контактов; • применяются как в качестве вспомогательного, так и в качестве метода работы с различными возрастными группами и различной проблематикой, например: - поддерживающая терапия в санаторно-курортных условиях; - коррекция дисгармонии в супружеских парах; - социально-психологический и двигательный тренинг для людей с нарушением слуха и зрения. Танцевальная терапия выполняет следующие функции: - терапия занятостью и повышение двигательной активности; - коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического пространства; - получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов и проблематики клиента; - раскрепощение и личностный рост клиента через поиск аутентичных путей развития. Танцевальная терапия, или хореотерапия. решает следующие терапевтические задачи: - помогает осознанию клиентом или членами группы собственного тела и возможностей его использования; - усиливает чувство собственного достоинства клиента, повышает самооценку, так как формирует более позитивный образ тела; - способствует развитию социальных навыков через приобретение нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволяет преодолевать словесные барьеры; - способствует формированию контакта клиента с собственными чувствами, так как налаживает связь между чувствами и движениями; - создает условия для проживания клиентом катарсиса, то есть выражения чувств, подавленных конфликтов, переживаний и т. п. через экспрессивность танцевальных движений; - снимает физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений; - создание "магического кольца", то есть приобретение новых, форм общения, основанных на опыте совместной групповой работы, которая связана с невербальным проявлениями каждого члена группы.
Музыкотерапия тесно связана с танцевальной терапией и арт-терапией, так как может использоваться в качестве вспомогательного метода работы через организацию музыкального сопровождения. В то же время музыкотерапия может использоваться и как самостоятельный метод работы с проблематикой клиента. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, использующий музыку как коррекционное и лечебное средство. Музыкотерапия выполняет следующие терапевтические функции: • повышает эмоциональную активность в процессе традиционного терапевтического (консультационного) взаимодействия; • развивает навыки межличностного общения и коммуникативные функции (при применении этого метода в группе); • оказывает регулирующее влияние на организм человека, в частности на психовегетативные процессы; • развивает личность, повышая ее эстетические потребности. Музыкотерапия имеет следующие терапевтические механизмы действия: • катарсис, то есть эмоциональная разрядка; • осознание собственных переживаний; • конфронтация с жизненными проблемами и выработка сильной жизненной позиции; • научение новым формам взаимодействия с окружающей действительностью. Занятие по музыкотерапии имеет следующие особенности и структуру: • вначале клиент или группа прослушивают выбранное музыкальное произведение, а затем обсуждают и анализируют собственные мысли, ассоциации, фантазии, чувства, которые были вызваны этим произведением; • одно занятие предполагает прослушивание и обсуждение в среднем трех музыкальных произведений; • программа прослушивания основана на постепенном изменении - первое произведение должно быть спокойным и создавать общую атмосферу безопасности и расслабления; - второе произведение является основным и несет мощный эмоциональный заряд, провоцируя определенные ассоциации и проживание клиентом своих чувств; - третье произведение направлено на завершение терапевтического сеанса и должно создавать атмосферу ресурсности после испытанного катарсиса, которая может быть основана на релаксации или, наоборот, позитивной энергии. 4. Библиотерапия означает направленное применение литературы и литературных произведений в терапевтических целях, ориентированных на помощь клиенту в решении его проблемы или затруднения. Библиотерапия как метод работы с проблематикой клиента может применяться в двух видах: • информационное чтение; • терапевтическое чтение (собственно библиотерапия). Информационное чтение имеет следующие особенности: • понимается как самостоятельное изучение клиентом литературы на тему его проблематики или запроса, например при профориентации, в целях самообразования в вопросах секса в семейном консультировании; • цель применения информационного чтения — экономия времени на консультации и формирование у клиента ответственности за результат консультирования; • метод эффективен при решении проблем поверхностного типа, когда в работе не затрагиваются глубинные слои бессознательного клиента; • применение этого метода целесообразно в том случае, когда у клиента появляется потребность в получении информации. Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики: • в психотерапии может быть как вспомогательным, так и самостоятельным методом коррекции и лечения, однако в консультировании чаще используется как вспомогательный метод; • подходит не для всех типов клиентов, в первую очередь будет полезен интеллектуально развитым клиентам, имеющим склонность к чтению и получающим удовольствие от этого; • может использоваться как в группе, так и индивидуально. Существует два вида библиотерапевтической литературы: • беллетристика, биографии, духовная литература и т. п., целью которых является расширение знаний клиента о тех или иных человеческих проблемах, конфликтах, мотивации через изучение опыта других людей, в котором клиент может найти ответы на волнующие его вопросы; • литература по психогигиене, предоставляющая полезную информацию о решении различных человеческих проблем и рассматривающая вопросы адаптации в среде в терминологии и на основе научных знаний. Существенные достоинства этого метода: • имеет семантическую ценность для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей; • позволяет сэкономить время на информационном аспекте консультирования; • служит пусковым механизмом и стимулирует размышления клиента над своими проблемами, чувствами и т. п.; • стимулирует мышление клиента, так как помогает проанализировать свою проблему с другой точки зрения (которая освещена в предлагаемой литературе); • способствует оказанию поддержки клиенту и снятию тревожности, возникающей из-за ощущения им невозможности разрешения своей проблемы или конфликта, или существования отвергаемых негативных чувств, в то время как предлагаемая литература может сообщить о наличии таких же проблем и чувств у других людей. Существуют следующие недостатки метода библиотерапии: • может сформировать у клиента склонность к интеллектуализации и рационализации причин своих проблем и уходу от работы со своими чувствами, эмоциями; • может сформировать у клиента неправильную уверенность в том что благодаря простому чтению он легко сможет решить все свои проблемы и избежать серьезной работы по осознаванию и проживанию этих проблем, требующей большой эмоциональной отдачи. В этом случае задачей консультанта становится разъяснение функции библиотерапии как вспомогательного метода работы и ориентация клиента на необходимость принятия на себя ответственности за результат консультирования. Существуют следующие принципы применения библиотерапии: • степень доступности изложения для клиента (или степень^ сложности книги), соответствие книги жизненному опыту/^ возрасту и другим индивидуальным особенностям клиента; • знание консультантом тех книг, которые он рекомендует клиенту, так как запрос клиента должен соответствовать содержанию предлагаемой консультантом книги; • соответствие особенностей героя, ситуации и т. п. книги проблематике и качествам самого клиента; • литература должна предлагаться, а не предписываться или навязываться, то есть консультант оставляет за клиентом право выбора и ответственность за прочтение книги и результат работы; • своевременность чтения предлагаемой литературы, иначе у клиента может сформироваться ощущение безвыходности в решении своих затруднений или непонимания консультантом его проблемы. Наиболее удобное время для чтения литературы связано со снижением у клиента сопротивления, • обязательно обсуждение результатов чтения с клиентом с целью большего понимания консультантом результатов предложенной работы, коррекции неправильно воспринятых клиентом идей, работы над возникшими у клиента в ходе чтения ассоциациями, образами, чувствами, мыслями и т. п.; • составление списка литературы для чтения; • дозированность чтения, то есть более полезным считается не постоянное чтение большого количества литературы, а минимум полезной информации.
Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии. Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики: формируется в раннем детстве, но не является врожденным личности; часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности; устойчив, то есть установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни; формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я; ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль; в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций. Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем: профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями; сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества; любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей. Итак, Адлер говорил, что жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные задачи: работа (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны. А Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля: 1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть. 2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть. 3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека. 4. Этические убеждения — личный этический кодекс. Мозак выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему: 1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно. 2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части. 3. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь. 4. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии. 5. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех. 6. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. 7. Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества. Date: 2016-02-19; view: 3820; Нарушение авторских прав |