Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы инновационного процесса, реализуемые предприятием
видно из данной таблицы инновации в виде новых методов продаж или но-вых организационных методов не рассматриваются в силу следующих причин. Первые являются весьма непредставительными и потому незначи-мыми, поскольку имеют место только в торговле, как таковой, или в сбыто-вой деятельности предприятия. Вторые – прерогатива дисциплины «Органи-зация производства», т.к. их цель – сокращение только одной, наименее, опять же, значимой составляющей производственного цикла, а именно, вре-мени перерывов. Еще одним выводом из анализа данной таблицы может быть уточнение известного образного выражения о сути инновационного процесса – что «на-ука – это превращение денег в знание, а инновации – превращение знаний в деньги». Можно добавить, что первая часть этого процесса одинакова всегда и везде – получение нового знания об устройстве реального мира всегда фи-нансирует государство (если оно государство мудрое). Вторая часть иннова-ционного процесса финансируется как за счет бюджетных, так и частных (преимущественно ) инвестиций, результат которых – положительный соци-альный или коммерческий экономический результат соответственно. Какую политику изберет конкретное предприятие – создавать иннова-ции собственными силами или покупать их, как готовые к внедрению, на стороне – ответ на такой вопрос зависит от следующих исходных условий. С одной стороны, это определяется экономическими соображениями – если предприятию дешевле покупать опытно-промышленные образцы новой про-дукции или новое оборудование, чем содержать собственные научно-конст-рукторские или исследовательско-технологические структуры, то оно, есте-ственно, предпочтет второй вариант. С другой стороны, существуют факто-ры специфичности (узости) тех или иных научных направлений, а также вероятности успешной коммерциализации их результатов – если нужная предприятию конкретная научная проблематика никем с коммерческими це-лями не разрабатывается, оно волей-неволей будет вынуждено осуществлять это своими силами, и экономическая сторона дела в таком случае отступает уже на второй план. Точно так же оно не будет этого делать, если нет сколь-ко-нибудь надежных гарантий и реальных сроков создания готовой к внед-рению продуктовой или технологической инновации как результата успеш-ного осуществления интересного этому предприятию инновационного проек-та (см. раздел 1.1). В настоящее время оба этих противоположных по смыслу возможных направления инновационной политики предприятия логично и эффективно совмещаются в появившейся к концу ХХ века концепции открытых инно-ваций. Согласно традиционной «закрытой» модели НИОКР, или модели зак-рытых инноваций (рис. 2.1), на протяжении многих лет лежавшей в основе инновационной и инвестиционной корпоративной стратегии, все этапы инно-вационного процесса, начиная с прикладных научных исследований (см. вы-ше), реализовывались самим предприятием. Соответственно, все внутри-фирменные НИОКР держались в строжайшем секрете, а внешние источники новых конструкторских и технологических идей воспринимались, как прави-ло, подозрительно и настороженно, поскольку априорно считались потенци-альными конкурентами. Но в начале XXI века эта консервативная бизнес-модель в значительной степени девальвировалась. В частности, существенно выросли средние затра-ты на новые продуктовые и технологические разработки и одновременно происходило быстрое укорачивание времени жизненного цикла данных ин-новационных продуктов. Из-за этого окно рыночных возможностей компа-ний – разработчиков собственных инноваций – постоянно уменьшалось, что, в свою очередь, снижало вероятность получения ими хорошей отдачи от ин-вестиций в эти инновации. Кроме того, в настоящее время из-за растущей сложности и мультидисциплинарности современных инноваций постоянно повышается «цена доступа» ко всем необходимым внешним информацион-ным ресурсам о новых товарах и технологиях, в силу чего всё бóльшему числу компаний приходится отказываться от собственных масштабных (доро-гих) НИОКР. Наконец, подобного рода «закрытый» инновационный процесс, ориентированный только на внутреннюю среду компании, зачастую предпо-лагал дублирование идей осуществляемых разработок, неэффективное ис-пользование ресурсов и наращивание инновационного потенциала без после-дующей его трансформации в капитал.
Рис. 2.1. Модель закрытых инноваций
Рис. 2.2. Модель открытых инноваций
Чтобы противодействовать этим современным негативным рыночным тенденциям, компании вынуждены в массовом порядке сокращать времен-ные горизонты расходов на НИОКР и перемещать деньги с прикладных ис-следований на ОКР (см. рис. 1.1), чтобы ускорить окупаемость инвестиций в инновации. Разумеется, подобная защитная реакция не может считаться эф-фективной ни с точки зрения перспектив развития инновационного процесса в целом, ни с точки зрения корпоративных интересов главных участников этого процесса – предприятий. Поэтому в качестве современной стратегии (политики)их инновационного развития предлагается модель открытых инноваций (рис. 2.2), концепция которой сводится к следующему – для того, чтобы выжить и преуспеть в современной глобализованной экономи-ке, компаниям самых разных размеров и форм собственности необходимо активно использовать внешние, по отношению к ним, инновации, а не замы-каться на своих внутренних НИОКР, как на единственном их источнике. Данная модель предполагает, что для освоения новых рынков идеи – ре-зультаты собственных исследований и разработок фирмы – могут быть ком-мерциализованы за её пределами в форме, например, реализации стартапов, выдачи лицензий, продажи патентов и т.д. В то же время подобные идеи могут заимствоваться этой фирмой и из внешней среды. В результате, если на рис. 2.1 границы фирмы показаны сплошными линиями, то на рис. 2.2 они даны уже пунктиром, как пористые, проницаемые для диффундирующих через них идей, причем в обе стороны. Бизнес-модель на основе открытых инноваций может стать эффектив-ным противоядием от вышеупомянутых современных негативных тенден-ций в силу следующих своих преимуществ: · решает проблему растущих затрат за счет использования внешних ресурсов (интеллектуальных, людских и финансовых) для осуществле-ния НИОКР, благодаря чему в инновационном процессе экономятся и время, и деньги. Так, одной из наиболее распространенных в последнее время разновидностей модели открытых инноваций является формиро-вание межотраслевых стратегических партнерств (альянсов) для сов-местного вывода на рынок новых товаров и технологий; · инициирует для использующего открытые инновации предприятия возникновение дополнительных источников доходов за счет увеличения числа рынков, где могут использоваться эти конструкторские и техно-логические новшества. Предприятие не ограничивает себя теми рынка-ми, которые оно обслуживает непосредственно, а начинает присутство-вать в разных рыночных сегментах, получая доходы, например, от ли-цензирования, или создавая совместные предприятия на основе своих отпочковавшихся структур; · позволяет сократить длительность этапа НИОКР и, что особенно важно, время инновационного лага (см. рис. 1.1). Концепция открытых инноваций в корне меняет стратегию инно-вационного развития предприятия, поскольку собственно инновационная деятельность концентрируется теперь в сфере разработки новых бизнес-моделей, а не вокруг генерирования результатов своих, т.е. данного пред-приятия, исследований и разработок, которые сами по себе ещё не обла-дают «врожденной» ценностью и становятся полезным активом лишь пос-ле того, как появляются эффективные механизмы их последующего вывода на рынок. Таким образом, данная концепция позволяет успешно справиться с двумя ключевыми «инновационными аномалиями» современной экономики: во-первых, она постулирует, что утечка корпоративной интеллектуальной собственности (своих инноваций) вовне – это полезное, а не отрицательное явление, и, во-вторых, переводит права на эту собственность в новый вид рыночных активов, вместо того, чтобы рассматривать их исключительно в качестве инструментов защиты от посягательств на эту интеллектуальную собственность со стороны. Используя игровую метафору для пояснения сути подобной эволюции методов управления инновациями, можно сказать следующее. В эпоху за-крытых инноваций топ-менеджеров компаний можно было уподобить опыт-ным шахматистам (см. табл. 2.2), которые, выводя новые технологии на рынок, заранее просчитывали основные возможности и риски («ходы»), свя-занные с этим процессом. Теперь же, в соответствии с концепцией открытых инноваций, этим топ-менеджерам при выработке инновационной стратегии приходится оперировать большим числом весьма неопределенных факторов, и их действия уже больше напоминают игру в покер (там же), когда веро-ятность вынесения ложного суждения о предполагаемой ценности (эффек-тивности) новой продукции или технологии также велика, как вероятность проигрыша от неправильного учёта текущего расклада за карточным столом.
|