Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодичность длинных волн макроэкономической конъюнктуры и соответствующих им технологических укладов





Номер волны (техноло-гического уклада) Принятое название периода (волны) Фазы подъема и спада волны Годы
  Промышленная революция Подъем – развитие текстильной промышленности и производства чугуна в Ев-ропе, в США и в России. 1770-е – 1790-е
Спад – экономический кризис перепроизводства как следствие промышленной революции в Англии. Истощение резервов Банка Англии как следствие массовых спекуляций с золотом и с серебром. Фондовый кризис и паника в банковской системе Великобритании. 1820-е – 1830-е
  Эпоха пара и железных дорог Подъем – строительство железных дорог, развитие морского транспорта в США и в Европе. Возникновение и развитие во всех отраслях промышленности меха-нического производства на основе парового двигателя. 1830-е – 1850-е
Спад – кризис в экономике стран Европы (Австро-Венгрии, Франции, Германии) и в США как следствие, с одной стороны, строительного бума, сопровождав-шегося развитием банков и появлением первых ипотечных бумаг, а с другой – кредитного бума на фоне американской экспансии дешевых товаров как резуль-тата использования технологических инноваций. 1870-е – 1880-е
  Эпоха стали, электричества и тяжелой промышленности Подъем – развитие электротехники, массовое внедрение электричества, радио-связи и телеграфа. Развитие тяжелого машиностроения на основе стального про-ката, автомобильной, авиационной и химической отраслей, в первую очередь, в Европе. 1880-е – 1900-е
Спад – экономический кризис в Европе после Первой мировой войны и «Великая депрессия» в США, приведшие к рецессии мировой экономики. 1920-е – 1930-е

 

 

  Эпоха нефти, автомобиля и массового производства Подъем – прорыв в атомной энергетике, ракетостроении, кибернетике, системо-технике в СССР и в США. Развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производство автомобилей, тракторов, самолетов, средств вооружения и военной техники. Массовое производство на основе конвейера товаров народного потреб-ления. Освоение космического пространства, появление спутниковой связи. 1930-е – 1950-е
Спад – мировой энергетический кризис на рынке нефтепродуктов. 1960-е – 1970-е
  Эпоха информации и телекоммуникаций Подъем – развитие электроники, микро- и нанотехнологий, искусственного ин-теллекта, биотехнологии, генной инженерии в Японии, в США и в Западной Ев-ропе. Развитие новых видов энергии и материалов, развитие сотовой связи, элек-тронной связи Интернет. 1970-е – 1990-е
Спад – мировой экономический кризис на рынке углеводородного сырья. 1990-е – 2010-е
  Эпоха био- и нанотеха, новой энергетики Подъем – развитие рынка интеллектуальной продукции, дальнейшее развитие робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной био-логии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транс-портных систем, космических технологий, атомной энергетики, возобновляемых источников энергии. 2010-е – 2020-е

Окончание табл. 1.1

 

Примечание.

Окончание шестой длинной волны – 2040-е годы.


Разработка правовых основ инновационной политики и принятие нормативно-правовых актов, направленных на создание благоприятной среды для инновационного развития экономики. Данная политика должна быть прозрачной и понятной для всех её участников. Достижение беспроиг-рышной, с точки зрения успешности инновационного развития, стратегичес-кой конфигурации, выгодной для всех субъектов государственной полити-ки в данной области – органов власти, академической, отраслевой и вузов-ской науки, предприятий, гражданского общества – не представляется воз-можным в условиях противоречивой, «рыхлой» и часто меняющейся законо-дательной базы. Последняя должна быть взаимообязывающей для всех сто-рон с точки зрения их «привязки» в течение оговоренного периода времени к «правилам игры». Это трудно обеспечить, поскольку интересы регуляторов инновационной активности и инноваторов не совпадают. Но четкое виде-ние и понимание национальной инновационной политики дает инноватору стимул для запуска новых проектов. Инновационные предприниматели хоть в России, хоть в США довольно толерантны к неопределенности иннова-ционной практики, но не приемлют неоднозначности инновационной поли-тики. Волатильная, «размытая» и непоследовательная государственная по-литика в данной сфере всегда блокирует инновационную активность.

Формирование государственных органов координации инноваци-онной деятельности. Основные направления государственной инновацион-ной политики на долгосрочный период должны определяться Президентом РФ, а её реализацию необходимо возложить на правительство и на упол-номоченный надведомственный федеральный орган исполнительной власти (аналог Госкомитета СССР по науке и технике), который регулировал бы, координировал и контролировал эту деятельность на уровне отраслей и ре-гионов. Он должен также готовить предложения по стратегии и тактике раз-вития инновационной деятельности, разрабатывать нормативно-правовую базу, регулирующую эту деятельность (см. выше), обобщать информацию и способствовать на её основе обмену передовым опытом. Необходимо повы-сить ответственность федеральных отраслевых органов исполнительной вла-сти и государственных корпораций за многомиллиардные суммы бюджетных средств на финансирование научных и инновационных проектов. В этой свя-зи надо разработать и утвердить указом президента перечень статистически наблюдаемых показателей, характеризующих подобные результаты деятель-ности министерств, ведомств, государственных корпораций – удельный вес организаций отрасли, осуществлявших технологические инновации; удель-ный вес инновационной продукции в общем объеме продукции отрасли; зат-раты на технологические инновации и их доля в структуре себестоимости продукции отрасли и т.д.

Для разработки и реализации различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обес-печивающих создание благоприятной среды для её ускоренного развития, необходимо следующее:

– в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на науку и капитальные вложения, целесообразно госу-дарственный или муниципальный заказ формировать не на отдельные раз-розненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реа-лизацию полного инновационного цикла «НИР – ОКР – освоение и тиражи-рование инновационной продукции». Такой подход позволит обеспечить ре-альную, а не формальную интеграцию академической, отраслевой и вузов-ской науки с промышленными предприятиями при осуществлении иннова-ционной деятельности;

введение на законодательном уровне льготных условий аренды, нало-гообложения, кредитования и страхования субъектов инновационной дея-тельности, что позволит последним повысить инвестиционную привлека-тельность инновационных проектов, страховать их риски и привлекать финансовые ресурсы на выгодных условиях;

переход к государственному регулированию финансовой деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности методами их экономического принуждения к образованию фондов собственного развития. В этой связи необходимо внедрить нормативные принципы распре-деления прибыли предприятий, обеспечивающих образование таких подобных фондов, как фонд модернизации и технологического перевооружения произ-водства, фонд инновационного развития, фонд подготовки перспективных кадров и др. Реализация подобной меры заставит предприятия перейти в режим устойчивого экономического роста именно на инновационной основе.

Наконец, наиболее сложная и наиболее значимая в приведенном пере-чне задача – это создание национальной инновационной системы – комп-лекса правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обе-спечивающих процесс разработки, освоения, производства и массового расп-ространения инноваций во всех секторах экономики России. Главными эле-ментами такой системы должны стать малые и средние предприятия, специ-ализирующиеся на научно-техническом и инновационном предприниматель-стве. В развитых странах подобные предприятия создают и осваивают до 70 % всех инноваций, чем определяют научно-техническую и инновационную политику уже крупных корпораций. Первоочередной мерой является также создание финансовой инфраструктуры инновационной деятельности и преж-де всего фондов, занимающихся финансированием инновационных проектов. Сейчас российские коммерческие банки практически не кредитуют такие проекты, опасаясь рисков, связанных с инновационной деятельностью. В раз-витых странах эту проблему эффективно решают венчурные фонды (см. раз-дел 9.5), которые за счет успешных инноваций в конечном итоге с выгодой для себя, как частного институционального инвестора, компенсируют потери от финансирования прочих убыточных инновационных проектов.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сущность инновации и этапы её создания.

2. Содержание этапа коммерциализации инновации.

3. Современное значение технологических инноваций и показатели инновационного раз-вития России.

4. Проблемы функционирования российской инновационной сферы.

5. Причины неблагоприятной инновационной ситуации в России.

6. Периодичность и причины смены технологических укладов.

7. Цели и задачи государственной инновационной политики России.

8. Меры по развитию российской науки и по разработке правовой базы инновационной деятельности в стране.

9. Формирование государственных органов координации инновационной деятельности и разработка форм её поддержки.

10. Состав национальной инновационной системы и её задачи.

 

Тесты

1. Какое понятие является наиболее ёмким?

· инновационная деятельность

· инновационная политика

· инновационный процесс.

 

2. Прикладные научные исследования осуществляются на базе

· собственных

· заимствованных

· собственных или заимствованных

научно-технических результатов.

3. Инновация – это значительно улучшенный

· процесс

· товар

· процесс или товар.

4. Цель инновационного проекта –

· создать инновацию

· окупить затраты на создание инновации

· создать инновацию и окупить затраты на её создание.

5. Период времени, в течение которого окупаются затраты на создание и внедрение ин-новации, называется инновационным

· процессом

· лагом

· проектом.

 

6. Усиливается глобальная конкуренция за

· сырьевые и финансовые ресурсы

· финансовые и интеллектуальные ресурсы

· интеллектуальные и сырьевые ресурсы.

 

7. Какая пара терминов не является синонимами?

· инновационная продукция и новая продукция

· технологическая инновация и новая технология

· инновационный процесс и инновационная деятельность.

 

8. К финансовым проблемам функционирования инвестиционной сферы России не отно-сится

· наличие «откатов» при размещении заказов на выполнение НИОКР

· отсутствие налоговых льгот для субъектов научной деятельности

· отсутствие условий для привлечения инвестиций в эту сферу.

 

9. К наукоемкой относят продукцию, у которой расходы на НИОКР составляют не менее

· 5 %

· 10 %

· 15 %

от объема продаж.

 

10. Показателем низкой эффективности государственной инновационной политики Рос-сии является

· нежелание российских предприятий финансировать НИР и ОКР

· малая величина финансовых поступлений от использования объектов интеллек-туальной собственности

· недостаточный объем бюджетного финансирования науки.

 

11. Заимствуемые инновации – итог коммерциализации

· своего

· чужого

· своего и чужого

научного знания.

 

12. Число завершивших цикл своих колебаний длинных волн макроэкономической конъюнктуры составляет

· 5

· 6

· 7.

 

13. Инновации инициируют фазу

· подъема

· зрелости

· спада

длинной волны макроэкономической конъюнктуры.

 

14. Электродвигатель – основа

· второго

· третьего

· четвертого

технологического уклада.

 

15. Подготовка квалифицированных кадров в рамках госзаказа – мера, способствующая развитию

· фундаментального

· прикладного

· фундаментального и прикладного

секторов российской науки.

16. Показателем эффективности инновационной деятельности корпорации не является

· удельный вес инновационной продукции в общем объеме её продукции

· сумма полученных ею на инновационные цели бюджетных ассигнований

· доля затрат на технологические инновации в себестоимости её продукции.

17. Мерой государственной поддержки инновационной деятельности финансового харак-тера является

· предоставление субъектам этой деятельности льгот по налогообложению и креди-тованию

· экономическое принуждение предприятий к образованию фондов собственного развития

· формирование госзаказа на реализацию полного инновационного цикла.

 

Литература

1. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной на-учно-технической политике» (с изменениями и дополнениями до 02.11.2013.).

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 го-да. Утв. распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-рации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008.

4. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Маслен-никова, В.М. Минин. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 711 с.

5. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2012. – 476 с.

6. Экономика инноваций: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 416 с.

7. Управление инновациями в организации: учебное пособие по специальности «Ме-неджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. – М: Издательство «Омега-Л», 2008. – 415 с.

8. Управление инновациями: В 3кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Учебное пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский; Под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003. – 252 с.

9. Глазьев С.Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Эконо-мическая наука современной России, 2012, № 2 (57). – с. 27–42.

10. Дубина И.Н., Караяннис Э.Г. Активизация инновационной деятельности в странах с развивающейся экономикой: теоретико-игровые и экспериментально-игровые подходы для разработки и совершенствования инновационной политики // Менеджмент в России и за рубежом, 2014, № 6. – с. 3–11.

11. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист, 2010, № 2. – с. 25–38.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию