Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV. Активизирующее общение воспитателя с детьми в игре
Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры. Рассмотрим, как воспитатель может активизировать играющих детей, решая задачи руководства. Чтобы дети могли претворить в играх разнообразные замыслы, воспитатели большое внимание уделяют формированию у них способов реализации задуманного. У большинства детей хорошо сформированы предметные способы отображения окружающего в игре, поэтому воспитатели лишь поощряют их за интересную выдумку в выборе предметного способа решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатели изменяют формы активизирующего общения, они больше разговаривают с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью они задают детям вопросы по содержанию. В сюжетно-ролевой игре большое внимание уделяется формированию положительных взаимоотношений между играющими. Воспитатель помогает детям договориться в игре, вступить в общение со сверстниками. Например, заметив, что кто-то из ребят едет на машине, воспитатель советует ему пригласить кого-нибудь прокатиться вместе. Дети любят играть с воспитателем, приглашают его в игру. В таких случаях педагог иногда советует пригласить поиграть и сверстников, но делает это ненавязчиво, а тактично. Рассмотрим, как ведет себя педагог в подобной ситуации. Андрей построил теплоход, надел фуражку, обращается к воспитателю: "Пойдемте, я вас покатаю на теплоходе". Воспитатель: "Мы вдвоем поедем, на теплоходе обычно катается много людей". Андрей, ни к кому не обращаясь, кричит: "Приглашаю на теплоход". Воспитатель: "Никто не понял, кого ты приглашаешь и зачем". Андрей: "Пассажиры, приходите. Теплоход скоро отправляется, я вас прокачу на нем. Я капитан". В результате длительной, кропотливой воспитательной работы, дети приучаются сами налаживать отношения в игре и постепенно включаются в активизирующее общение друг с другом, игра становится подлинно самостоятельной, творческой деятельностью, в ней играющие много и содержательно общаются, умело налаживают взаимоотношения.
5. КАК ПЛАНИРОВАТЬ РУКОВОДСТВО ИГРОЙ? Полнота развития игры, а, следовательно, ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога. Однако в практике часто встречаются ошибки, в планировании руководства играми. Еще в 50-е годы Р.И. Жуковская, Д.В, Менджерицкая, П.Г. Саморукова указывали на недоступность планирования: во-первых, тематики игр, во-вторых, игровых действий, которые выполняют дети. Анализ планов воспитательно-образовательной работы свидетельствует о том, что именно эти ошибки допускают воспитатели при планировании руководства играми. В качестве примера приведем типичную запись: "Организовать сюжетно-ролевую игру в больницу. Вспомнить, что делает врач: прослушивает больных, ставит градусник, дает лекарство" В этом примере указана тема игры, запланировано, что будут делать играющие. Таким образом, воспитатели заранее планируют навязывание детям темы игры, а это идет к подавлению самостоятельности, инициативы. Другой существенной ошибкой планирования руководства играми является отсутствие связи с работой по ознакомлению с окружающим. Воспитатели не всегда предусматривают возможность переноса полученных детьми впечатлений в игру. Это приводит к усвоению детьми формальных знаний (С.Л. Новоселова). Что нужно планировать, осуществляя руководство игрой? Рекомендуется планировать: во-первых, задачи руководства игрой; во-вторых, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. Чтобы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать, как развита игра у каждого ребенка. Это помогает выявить диагностика. Опыт показывает, что календарные планы руководства игрой надо составлять на короткий срок, на 1-2 дня, чтобы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приемов. В качестве примеров приведем несколько записей из плана воспитательной работы. - Учить детей ставить друг другу игровые задачи. Выяснить, куда поехали мальчики, предложить пригласить кого-нибудь прокатиться. - Поощрять выразительное исполнение взятой роли: "Ты такая заботливая мама". - Включать детей в ролевую беседу. Спросить у шофера, где едем, куда, что встречается на пути, что случилось с мотором и т.д. Во всех приведенных примерах указаны задачи руководства и методические приемы. Содержание приемов воспитатель может изменить, если у детей появился другой замысел игры. Кроме обязательного календарного плана, может быть перспективный план. Он нужен для того, чтобы, во-первых, видеть перспективу развития игры в течение определенного времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры. Перспективный план можно составить с учетом четырех компонентов комплексного руководства игрой. За основу берется ознакомление детей с окружающим, в зависимости от этого предусматривается обогащение игрового опыта детей, изменение предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в игре. Примерные перспективные планы предлагаются в приложении.
Методы, связанные с обогащением детей знаниями: · наблюдения; · экскурсии; · встречи с людьми разных профессий; · чтение худ. литературы; · беседу; · беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала; · индивидуальные беседы с детьми; · инсценировки литературных произведений; · этические беседы.
Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности: · непосредственное участие воспитателя в творческой игре; · поручения; · задания; · беседы; · поощрения; · разъяснения; · вопросы; · привлечение иллюстративного материала; · чтение отрывков из литературных произведений; · изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли. Методы, связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек: · совместное выполнение воспитателем и детьми построек; · рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; · использование фотографий детских построек, схем, таблиц; · использование тематических заданий; · подбор материала для обыгрывания построек.
Date: 2016-02-19; view: 679; Нарушение авторских прав |