Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Второй шаг: уравновесить принятие себя с желанием измениться
Как ни странно, чтобы измениться, нужно сначала принять себя таким, какой ты есть, иначе процесс изменения станет лишь безнадежным убеганием от самого себя, а безнадежность порождает стресс и импульсивное поведение. Изменение же схем требует более спокойного и обдуманного подхода. Представьте себе двух учителей. Учитель А строг, категоричен и скор на расправу. Он бьет учеников линейкой по пальцам и ставит их в угол за каждую ошибку или нарушение дисциплины. В целом он равнодушен к чувствам учеников и концентрируется на их провинностях, а не на успехах. В противоположность ему учитель В отзывчив к их чувствам, он спокойно относится к ошибкам учеников и поощряет их усилия. Учитель В устанавливает ясные границы допустимого поведения, он требователен, но предпочитает не наказывать неправильные действия, а поощрять правильные. Как вы думаете, у какого учителя ученики будут стремиться учиться, изменяться и расти? А у кого они будут бояться учиться и избегать этого любой ценой? Мы думаем, что лучшие педагогические результаты будут у учителя В; его ученики будут уметь учиться на своих ошибках и не будут бояться пробовать новое. А какой подход вы применяете к себе? Возможно, умом вы понимаете, что методы второго учителя эффективнее, но, когда речь идет о вас самих, вы ведете себя в точности как первый учитель, жестко и беспощадно. У нас есть альтернативное предложение. В следующий раз, когда вы начнете себя ругать за то, что у вас что-то не получилось, спросите себя: что бы вы сказали своему лучшему другу, если бы с ним случилось то же самое? Вы были бы так же резки? Большинство наших пациентов полагают, что нет. Большинство людей в таком случае посоветовали бы своим друзьям подняться, отряхнуться, извлечь из ошибки урок и идти дальше. Зная, что людям свойственно ошибаться, они распространили бы эту закономерность на своих друзей. Мы рекомендуем вам поступать аналогичным образом. В следующий раз, когда вас постигнет неудача, спросите себя, что бы вы сказал и своему лучшему другу, если бы он оказался в таком положении? А затем скажите это себе. Возможно, быть своим лучшим другом на деле окажется труднее, чем на словах. Для тренировки выберите один день и в течение целого дня ведите себя, как свой собственный лучший друг. А для напоминания напишите на карточке что-нибудь вроде этого: Образец "карточки лучшего друга" Я знаю, что буду ошибаться, учась вести себя более уверенно. Все люди ошибаются, когда пробуют сделать что-то новое. И если у меня не получится сразу вести себя так уверенно, как мне бы хотелось, я спрошу себя: "А что бы ты сказал своему лучшему другу в такой ситуации?" и отвечу: "Ну, я бы сказал своему другу примерно так: да, на этот раз у тебя не очень хорошо получилось. Было бы лучше, если бы ты повел себя увереннее. Но только не ругай себя. Извлеки опыт из неудачи и попробуй еще раз". Да это и для меня неплохой совет. Теперь я буду учиться на своих ошибках. А ругая себя, уверенности не обретешь. Напишите на карточке такой текст, который подойдет лично вам, и носите ее с собой. В день, когда вы решите обращаться с собой, как со своим лучшим другом, вам не раз понадобится перечитать этот текст. Потом продлите "перемирие с собой" до двух дней. Вы удивитесь, насколько лучше вы себя почувствуете. Но мы не говорим, что вам не нужно будет обращать внимание на свои ошибки, и не обещаем, что вы станете безупречны. Когда вы избавитесь от "внутреннего надсмотрщика", вам просто станет легче анализировать свои ошибки и учиться на них. В любом случае, оценивать себя - бесполезное занятие. Известный психолог Альберт Эллис, автор концепции рацио-нально-эмотивной терапии, составил список причин, по которым оценивание себя действует на личность разрушительно:
1. Оценивание себя ведет к концентрации на себе вместо концентрации на проблеме.
2. Оценивание ведет к убеждению, что один человек лучше или хуже другого. Сравнение может вызвать ревность, зависть или чувство превосходства.
3. Оценивание себя, которое учитывает только отдельные поступки, не имеет смысла. Каждый поступок нужно рассматривать в контексте поведения в целом.
4. Если вы все время заняты оцениванием себя, вам трудно внимательно слушать собеседника. Полностью понять другого можно, только слушая его внимательно, не перебивая и не отвлекаясь. Кроме того, чтобы понять человека, надо поверить в правильность его взглядов, по крайней мере для него самого.
5. Как вообще можно оценить чью бы то ни было ценность? Как можно взвесить все действия человека, совершенные им за всю его жизнь? Допустим, некто всю жизнь делал добрые дела, а потом залез к соседям и украл серебряный столовый прибор. Следует ли его считать хорошим или плохим? Порочным или достойным уважения? На наш взгляд, здесь нет однозначного ответа.
6. Время, потраченное на оценивание себя, могло бы быть потрачено с большей пользой. Принятие себя также подразумевает, что процесс самосовершенствования длится всю жизнь. Как гласят известные наклейки на бампере, "Бог еще не махнул на меня рукой!". Если бы изменение не было бесконечным, можно было бы предположить, логически рассуждая, что настанет день, когда вы скажете: "Ну, все. Я достиг идеала!" Вы хотите этого? Вы уверены? Представьте себе картину или лучше пейзаж, идеальный во всех отношениях. Все листья зеленые, на коре деревьев ни одного нароста, каждая травинка свежа и зелена. Небо - чистейшее, ни единого облачка. Какие чувства вызвала бы у вас такая картина? Вы бы сочли ее красивой? Вдохновляющей? Или, возможно, она бы показалась вам скучной? Давайте будем считать, что маленькие несовершенства составляют часть интереса, красоты и притягательности пейзажа. Можете ли вы предположить, что наши несовершенства тоже делают нас интереснее и человечнее? Подумайте о людях, которые нравятся вам больше всего. Разве у них нет маленьких причуд, слабостей и недостатков? И вы их за это меньше любите? Наверное, нет. А если вы не преувеличиваете чужие слабости, зачем преувеличивать свои? Когда вы научитесь принимать себя таким, какой вы есть, вы будете в большей степени готовы к изменениям. Заметьте, принятие себя - это не то же, что самолюбование. Речь идет об интеграции всех сведений о вашей личности - как о ее сильных сторонах, так и о слабых. Принятие себя связано с признанием того, что вы - тоже человек, а человеку свойственно ошибаться. Оно принесет в вашу жизнь равновесие.
Date: 2016-02-19; view: 394; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|