Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимовлияние: формирование схем - это улица с двусторонним движением





Взаимовлияние - основной принцип развития человека. С самого рождения мы активно воздействуем на социальную и физическую среду. От наших действий зависит то, как на нас peaгируют другие. Ребенок, который не любит, когда его обнимают, своей реакцией на ласку вызывает разочарование у мамы, которая воспринимает его неудовольствие как личную неприязнь, что может сделать ее менее отзывчивой к запросам ребенка в дальнейшем. В такой ситуации у ребенка возможно формирование схемы Бессильный', а у матери - схемы Несо-ответствующая.
Дети, которые все время плачут и с трудом привыкают к переменам, часто становятся источником страдания для своих родителей, особенно если это - их первый ребенок. Родители объясняют его поведение отсутствием у себя родительских навыков, и у них развивается чувство вины и неадекватности. Простое знание о различиях темперамента у детей могло бы предотвратить формирование порочного круга взаимного негативного влияния.
Принцип взаимовлияния объясняет, почему психологам так сложно найти полный и окончательный ответ на вопрос: "Почему я такой, какой я есть?". Каждая схема обязана своим существованием не одному фактору. Множество разных обстоятельств вносят свой вклад в ее формирование, а она, в свою очередь, вносит вклад в то, как человек воспринимает и объясняет события окружающего мира.
Источники информации для схем и принцип взаимного влияния

 

Разный опыт, одинаковые схемы
К возникновению одинаковых схем у разных людей приводят совершенно разные обстоятельства. Ребенок с хорошей координацией движений в семье, где поощряются занятия спортом, будет чувствовать себя Сильным * и Соответствующим *. Другой ребенок, у которого есть способности к игре на фортепиано, будет чувствовать себя Сильным * и Соответствующим * в семье, где любят слушать музыку и положительно оценивают наличие музыкальных способностей. Каждый из них может осознавать, что в других областях он далеко не так одарен, и включить эту информацию в свою схему Сильный* или Соответствующий*. Если родители не принижают его за отсутствие других способностей и достаточно высоки ценят ту область, где он силен, знание о своих слабых местах не подорвет у ребенка ощущения компетентности. Не забывайте, что адекватные схемы включают как позитивную информацию, так и негативную, только позитивной информации в ней больше, а негативная рассматривается с позиции принятия.
Один и тот же опыт, разные схемы
Одни и те же обстоятельства могут привести к формированию совершенно разных схем у двух разных людей, поскольку одну и ту же ситуацию каждый человек переживает по-своему. Например, дети, воспитанные в одной и той же семье, часто имеют разные схемы. Причина этого во взаимодействии их врожденных особенностей с физическим и социальным окружением.
Устойчивость к стрессу ярко иллюстрирует это положение. Многие дети переживают тяжелые ситуации: болезнь, несчастный случай, смерть или уход одного из членов семьи, трудные материальные обстоятельства. У некоторых детей след от подобных событий остается на всю жизнь, тогда как другие довольно быстро справляются со стрессом. Психологи называют этих последних стрессоустойчивыми. Чем же они отличаются от своих "стрессонеустойчивых" сверстников? Психологами было выделено три фактора, благоприятствующих развитию стрессоустойчивости. Во-первых, самостоятельность и отзывчивость ребенка. Во-вторых, теплый и поддерживающий климат в семье. В-третьих, поддержка от сверстников и взрослых вне семьи и наличие позитивных примеров поведения. Как вы видите, факторы, способствующие стрессоустойчивости, включают как врожденные особенности ребенка, так и конструктивное влияние со стороны среды. Следовательно, схемы стрессоустойчивого ребенка отличаются от схем других детей, выросших, например, в той же семье.
К сожалению, некоторые схемы, помогавшие человеку адаптироваться к его окружению в детстве, могут помешать ему в дальнейшем, в более "здоровой" обстановке. Одна из таких характеристик, увеличивающих сопротивляемость к стрессу, - готовность прийти на помощь, или схема Альтруист'. Ребенок, находящийся в трудной ситуации, своей отзывчивостью привлекает симпатию людей, от доброй воли которых он зависит, но в дальнейшем ему, возможно, придется выработать более сбалансированное отношение к своим и чужим потребностям, то есть научиться заботиться и о себе тоже.
Формирование схем
Итак, нам известно, из каких источников и по каким каналам поступает информация для схем. Теперь важно понять, каким образом она превращается в схемы. Существуют два пути: повторяющийся опыт и травматический опыт.

Повторяющийся опыт

Большинство схем формируются в результате переживания повторяющихся ситуаций, соответствующих данному континууму. Например, информацию о своей привлекательности мы получаем из того, как с нами обращаются другие, что мы видим, что мы слышим и т. д. Схема возникает в раннем детстве: в этот период она легко может быть модифицирована, если будет получена информация, противоречащая ей. Например, девочку, у которой в семье начала формироваться схема Привлекательная*, в детском саду дразнят за ее рыжие волосы и веснушки. Естественно, она решает, что она непривлекательна, и ее первоначально адекватная схема превращается в негативную неадекватную.
Процесс восприятия у человека построен так, чтобы подкреплять имеющиеся гипотезы. Поэтому маленькая рыжая девочка станет особенно чувствительна ко всем случаям, когда ее дразнят "рыжей", и даже к ситуациям, которые могут быть истолкованы неоднозначно; все они будут подкреплять ее новую негативную схему. Заметив, что мальчики смеются в то время, когда она проходит мимо, она отнесет это на свой счет, даже если повод для смеха не относился к ее внешности и вообще не относился к ней лично.
Более того, схема автоматически обесценивает ту информацию, которая противоречит ее содержанию. Маленькая рыжая девочка думает, что родители называют ее рыжие волосы красивыми не потому, что цвет ее волос действительно красив, а потому, что они ее родители. Никто не сомневается в истинности своих схем - потому, что если бы мы ставили под сомнение каждое свое убеждение, то не смогли бы нормально функционировать...
Травматический опыт
Большинство людей воспринимают мир как относительно безопасный и считают, что могут в той или иной степени контролировать происходящее. Мы думаем, что с хорошими людьми происходит только хорошее, а с плохими - плохое; мы считаем, что каждый человек получает по заслугам. Такое отношение к миру как благожелательному, предсказуемому и контролируемому предполагает, что мы сами чувствуем себя Сильными*, Достойными*, Доверяющими* и Способными сопротивляться*.
Травматические события не подходят под эти схемы. Торнадо, которое стирает в порошок целое селение, калечит и оставляет без крова его обитателей, ни благожелательно, ни предсказуемо. Насилие или грабеж несовместимы со схемами Сильный* или Доверяющий *. Раковая опухоль не соответствует схеме Способный сопротивляться*. Одна из причин разрушительности травматического опыта - в этом трагическом несоответствии.
До некоторой степени травматичность событий зависит от существующих у человека схем. Одно исследование показало, что женщины, которые были склонны считать, что не могут стать жертвой преступления, тяжелее переносили травматический опыт, чем женщины, допускавшие, что это может случиться с ними, как и с любой другой.
Так как травматический опыт не соответствует имеющимся схемам, наш мозг либо модифицирует схемы или опыт, либо создает новую схему. Так как создать новую схему труднее, чем немного подправить детали события, процесс модификации задействуется значительно чаще, чем процесс построения новой схемы.
Например, молодой человек был ограблен, выйдя из бара поздно вечером в состоянии алкогольного опьянения. Он может решить, что причиной несчастья стало позднее время и его неосторожное поведение под воздействием выпитого. Таким образом происходит включение дополнительной информации в имеющиеся адекватные схемы Сильный * и Способный сопротивляться* (например: "Обычно я могу контролировать то, что со мной происходит, если только я не пьян"). Процесс модификации может коснуться как новой информации, так и схемы, но чаще схема остается той же самой.
Но модификации бывает недостаточно. После изнасилования некоторые женщины решают, что это было не насилие, потому что мужчине, видимо, показалось, что она хочет сексуальной близости. Изменяя историю таким образом, женщина отбрасывает и тот факт, что она неоднократно говорила "нет", и то, что она активно сопротивлялась, пока мужчина не справился с ней, применив силу. Такая интерпретация подходит под ее схемы Способная сопротивляться* и Сильная*, но реальные факты по-прежнему не совмещаются с ними. Когда противоречащая схемам информация интегрирована не полностью, любое событие, как-то напоминающее о происшедшем, включает воспоминание о нем и заставляет человека заново переживать те же чувства. Поэтому в будущем женщина неоднократно столкнется с навязчивыми воспоминаниями о насилии и ночными кошмарами, которые будут сигналить ей о том, что травматическое событие не было полностью интегрировано в существующие схемы.
Когда человек абсолютно не способен изменить травмирующую информацию так, чтобы подогнать ее под старые схемы, ему приходится создавать новые. Например, когда ребенка бьет взрослый, которому ребенок раньше доверял, этот опыт не совмещается со схемами, которые были у ребенка до травматического события. Если другие люди считают этого взрослого хорошим человеком, ребенок решает, что он сам плохой и заслуживает плохого обращения, формируя таким образом схему Недостойный'. У детей, которые пережили насилие, также возникают следующие типичные негативные неадекватные схемы: Недоверчивый (людям нельзя доверять), Бессильный' (от насилия невозможно защититься), и Избегающий' (близость опасна).
Психологи обнаружили, что схемы континуумов сопротивляемости, доверия, силы, ценности и близости особенно чувствительны ко всем видам насилия. Когда жертвы не могут интегрировать травматический опыт в имеющиеся схемы, они создают новые. Эти новые схемы необязательно неадекватны. Допустим, мужчина пятидесяти лет со схемой Неуязвимый* заболел ангиной. В процессе выздоровления его неадекватная схема может измениться на адекватную (Способный сопротивляться*): он поймет, что может заболеть, если не примет мер предосторожности. К сожалению, чаще новые схемы бывают неадекватными. Обычно жертва насилия меняет свои адекватные схемы Способная сопротивляться* и Сильная* на негативные неадекватные Бессильная' и Уязвимая', резко ограничивает свою активность, меняет стиль жизни и в дальнейшем живет в постоянном страхе.
Новые схемы, порожденные травматическим опытом, мы поддерживаем точно так же, как схемы, сформированные повторяющимся опытом. Заново переживая пугающие чувства в своем воображении, мы еще глубже укореняем новую схему.

 

Заключение

Итак, информация для схем поступает из многочисленных источников потрем каналам. Механизм взаимного влияния обеспечивает взаимодействие источников со схемами и между собой. К возникновению новых схем приводит как повторяющийся, так и травматический опыт.
А теперь попробуйте понять, как возникли ваши схемы. Это важный шаг. Многие наши пациенты, поняв, что они не сами выбрали свои неадекватные схемы, избавлялись от чувства вины и презрения к самим себе. Прожив такую жизнь, которую прожили вы, невозможно иметь схемы, отличные от тех, которые у вас есть на данный момент. Зато в будущем вы сможете изменить их так, как захотите, если захотите.
Упражнения, приведенные ниже, помогут вам снять с себя чувство вины за неадекватность ваших схем. "Снять", а не "переложить". Некоторые из ваших схем вы позаимствовали у своих родителей, но и они не виноваты. Цель наших упражнений - углубить понимание себя, а не дать повод для возмездия.
Происхождение ваших схем Культура
Перечитайте определения схем в приложении А. Затем попытайтесь определить, какие из этих схем вам внушила ваша культура. Это могло быть сделано через средства массовой информации или организации, к которым вы принадлежали. Например, в некоторых вероисповеданиях поощряются схемы Альтруист' или Недостойный', а схема Эгоцентричный* осуждается. Какие схемы поддерживает или запрещает ваша религия? Некоторые школы требуют от учеников, чтобы они были Уступающими' и Способными справиться*, и стремятся искоренить в них Агрессивность*. Какие схемы сформировала в вас школа, в которой вы учились? Просто укажите названия схем.

Схемы, которые достались вам от других людей. Перечислите людей, которые сыграли самые важные роли в вашей жизни, неважно, позитивным или негативным было их влияние. Против каждого имени запишите адекватные и неадекватные схемы, которые, как вам кажется, были наиболее характерны для этого человека. Число схем не ограничено. Постарайтесь привести пример того, как проявлялась каждая из этих схем. В последней колонке опишите, как, по-вашему, схема повлияла на вас. Вот с чего начал выполнение этого задания Стивен:

 

Происхождение схем других людей. Когда вы поймете, откуда у другого человека взялись его схемы, вы перестанете на него злиться за то, что он наградил вас неадекватными схемами. Из предыдущего упражнения перепишите все имена людей, которых вы перечислили, и их неадекватные схемы. А теперь подумайте и напишите, чем они могли быть обусловлены. Мы снова приводим пример Стивена.

Повторяющийся и травматический опыт. Назовите пять или шесть самых сильных ваших схем, как адекватных, так и неадекватных. Во второй колонке пометьте, стал ли ее причиной повторяющийся опыт, душевная травма или, возможно, то и другое вместе. В третьей колонке опишите обстоятельства, которые привели к возникновению этой схемы. Ниже вы прочтете еще один пример Стивена.

Date: 2016-02-19; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию