Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каналы, по которым приходит информация для схем
Человек запрограммирован на создание схем. В первой главе мы писал, что с момента рождения мозг автоматически начинает обрабатывать информацию. Эта информация приходит к мозгу но четырем каналам, в зависимости от того: * как с нами обращаются; * как мы взаимодействуем с миром; * что мы слышим; что мы видим. Первый канал: как с нами обращаются Самое первое знание, которое мы кладем в основу своих схем, - то, как с нами обращаются в младенчестве. Считается, что схемы континуума компетентности развиваются первыми. Представьте себе троих детей. Когда плачет первый из них, его берут на руки, прижимают к себе, кормят или меняют ему пеленки. У него, скорее всего, разовьются начатки адекватной схемы Сильный *. Когда плачет другой ребенок, на это, как правило, не обращают внимания, равно как и на его нужды. У него с большей вероятностью в дальнейшем сформируется схема Бессильный'. Малейший звук, издаваемый третьим, вызывает мгновенный ответ со стороны взрослых, которые стремятся сделать все возможное для его удобства. Если это будет продолжаться, он привыкнет чувствовать себя Всесильным*. Ребенок кодирует ранние воспоминания в сенсомоторных схемах, которые связывают ощущения с двигательной активностью. Способность кодировать зрительную информацию развивается после двух лет, а словесную - еще позже. Следовательно, самая ранняя информация для схем - это кинестетическая, то есть прикосновения, которые ощущает ребенок. Это значит, что самые ранние схемы, как правило, не выражены в словах. Второй канал: как мы взаимодействуем с миром Мы многому учимся, взаимодействуя с окружением. Мы живем одновременно в физическом и социальном мире. Когда ребенок вырастает, научается говорить и ходить, ранние схемы усиливаются, в том случае если дальнейший опыт им соответствует. Заложенная -в более раннем возрасте схема Сильный* получает подкрепление, когда родители общаются с ребенком и отзываются на его нужды и запросы, спокойно относясь к одним его поступкам и корректируя другие. Но социальный мир ребенка - не единственный источник информации для схемы. Ребенок с хорошей двигательной координацией активнее взаимодействует с физическим миром, что также подпитывает его схему Сильный*. Третий канал: что мы слышим Когда ребенок слышит, что он красивый, ловкий или симпатичный, у него развиваются схемы Привлекательный* и Соответствующий*. Когда же его хвалят сверх меры, формируются схемы Неотразимый* и Совершенство'. Если родители не переставая критикуют его и высмеивают, когда он пробует сделать что-то новое и, естественно, ошибается, у него образуются схемы Несоответствующий' и Виноватый. Аналогичный опыт может научить и тому, что делать ошибки нельзя, а новое дело не стоит начинать, если нет гарантии, что у тебя получится с первой попытки. Со временем эта информация формирует в дополнение к негативным неадекватным схемам противоположные им позитивные {Совершенство' и Безупречный*). Четвертый канал: что мы видим Человек обладает поразительной способностью учиться, просто наблюдая, как другой человек выполняет новое для него действие. Большую часть нового опыта мы получаем именно таким путем. Если вам приходилось близко общаться с маленькими детьми, вы, возможно, заметили, что они охотнее следуют тому, что взрослые делают, чем тому, что они говорят. К тому же невозможно предсказать, чему именно станут подражать дети. Одна маленькая девочка упорно не желала ходить в туалет, зато, когда ее мама отправлялась туда, она аплодировала и говорила: "Умница! Хорошая девочка!" Видя, как отец оскорбляет мать словом и действием, а потом говорит, что она вывела его из себя, ребенок учится тому, что "мир опасен" (Уязвимый'); что "если ты вышел из себя, в этом виноват другой" (Безупречный*); что "женщины слабые, а мужчины сильные" (Бессильная - у девочек, Всесильный* -у мальчиков). Кроме родителей, у детей есть и другие модели: братья и сестры, учителя, спортсмены, тренеры, родители друзей. На их примере дети узнают, кто может играть определенную социальную роль, а кто - нет. Источники косвенного обучения многообразны: люди вокруг нас, кино, телевидение, печать и, наконец, быстро растущий компьютерный мир.
Date: 2016-02-19; view: 324; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|