Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники информации для схем





Несмотря на то что каналы приема информации у всех одни и те же, нет двух людей с одинаковыми схемами. Содержание схем определяется, в первую очередь, личным опытом, а он уникален. Имеется ряд источников информации для схем:

 

Культура
Культура влияет на структуру и установки родительской семьи, она обусловливает религию, которую исповедует большинство, формирует систему образования и содержание теле- и радиопередач. Схемы, уместные в одной культуре, неуместны в другой. Американцы приветствуют открытость, общительность и активность у детей, а в Китае те же качества ассоциируются с непочтительностью и не поощряются. Таким образом, на Западе общительность ребенка вносит свой вклад в схему Привлекательный*, а на Востоке - в схему Непривлекательный.
Религиозная принадлежность. Вероисповедание человека также вносит свой вклад в формирование его схем. Религии, которые устанавливают строгие правила поведения, обещая наказание за грехи, работают на схему Виноватый'. Религии, которые подчеркивают роль Божьего всепрощения и любви, подкрепляют схему Достойный*. В случае когда религия разрешает занимать высокие посты только мужчинам, ее влияние на схемы континуума ценности и компетентности будет дифференцированно в зависимости от пола человека.
Образование. Успеваемость в школе и в высшем учебном заведении - главный источник информации для схем континуума соответствия. У "хорошистов" формируется схема Соответствующий*. Дети, которые, вследствие недостатка способностей, неумения сосредоточиться или трудностей в семье, хронически не успевают, скорее всего, привыкнут к чувству Несоответствия: вряд ли тринадцать лет негативной обратной связи могут подействовать на самоощущение человека иначе. Схема Совершенство* развивается у детей, которые учатся только на "отлично": со временем они начинают верить, что малейшее отклонение от идеала - и другие люди станут думать о них плохо.
Эти схемы могут быть как усилены, так и ослаблены "внеклассным" опытом школьных лет. Например, родители ученика, который не очень хорошо успевает в школе, поддерживают и поощряют его усилия вне зависимости от результата, так как понимают, чего ему это стоит. Успешный опыт самовыражения в других областях (спорт, музыка, рисование, актерская игра) помогает формированию схемы Соответствующий*. К сожалению, этот позитивный опыт часто оказывается недостаточным для того, чтобы перевесить значимость низких оценок и сделать так, чтобы у школьника не сформировалась хотя бы умеренная схема Несоответствующий'.

Люди

Очевидно, что в формировании наших схем участвуют другие люди. Мы рассмотрим две категории людей: во-первых, семью, а во-вторых - сверстников и друзей.
Семья. Как правило, семья - первый источник информации для схем. Каждая семья уникальна. Число братьев и сестер, материальное положение семьи, состояние здоровья ее членов, их индивидуальные особенности, образование и профессиональный опыт, ценности и стиль преодоления трудностей - вот лишь некоторые параметры, по которым семьи отличаются друг от друга. Негативные неадекватные схемы Виноватый' и Недостойный' формируются у людей, которым в детстве довелось быть в своей семье "козлами отпущения". Серьезное хроническое заболевание одного из членов семьи способствует развитию у ребенка схемы Уязвимый'. Особенно поощряя одного из детей и отодвигая других на второй план, родители создают у "любимчика" схемы Особенный* и Эгоцентричный*, а у отвергаемых детей - Недостойный и Альтруист'.
Сверстники и друзья. Хотя отношение учителя оказывает большое влияние на формирование схем у ребенка, влияние сверстников на этот процесс является еще более сильным. Ребенку, который одет лучше своих сверстников, трудно избежать возникновения схемы Неотразимый*. Аналогично, когда доход родителей меньше, чем у соседей, невозможность одеваться по крайней мере также хорошо, как сверстники, усиливает у ребенка схему Непривлекательный".
Друзья играют большую роль в образовании и изменении наших схем. У друзей мы заимствуем новые идеи и интересы, а иногда они подкрепляют интересы, которые у нас уже имеются.
Друзья также служат нам моделью для сравнения, которое может как подкрепить старую схему, так и подтолкнуть к созданию новой. У высокой девочки-подростка, которая до сих пор чувствовала себя Привлекательной *, может развиться схема Непривлекательная' только потому, что ее подружка из гадкого утенка неожиданно превратилась в лебедя, в результате чего ей стало доставаться больше внимания со стороны противоположного пола. То, насколько сильно это событие повлияет на девушку, о которой шла речь, зависит от того, насколько сильна была ее адекватная схема. Если ее чувство своей привлекательности уже хорошо сформировалось, она сможет принять тот факт, что ее подружка действительно стала очень хорошенькой, но он не повлияет на ее отношение к себе.

Биология

Люди отличаются друг от друга уже при рождении. Например, одни новорожденные любят, чтобы их обнимали, а другие - нет, предпочитая поцелуи и шутливую потасовку физическому контакту, который ограничивает их свободу действия. Это врожденное различие, бесспорно, вносит свой вклад в формирование схем сферы компетентности. Родители, которые следуют предрасположенности своего ребенка к тому или другому виду контакта, поддерживают его убежденность в том, что он может влиять на события своей жизни. Если родители игнорируют предпочтения ребенка, у того развивается схема Бессильный'. Дети, которые не любят обниматься, раньше начинают сидеть без поддержки, ползать и стоять; их двигательная активность, бесспорно, вносит свой вклад в формирование адекватных схем континуумов силы и способности.
Возрастные изменения физических характеристик ребенка играют значительную роль в формировании схем. Лучшая двигательная координация в детстве значит и большую популярность, потому что двигательные навыки имеют большое значение в детских играх. Поэтому она влечет за собой соответствующие изменения в схемах континуума привлекательности. Люди готовы на все, чтобы стать привлекательными. В ход идут тренировки, диета, покупка одежды, косметические операции.
Если вы наблюдали за маленькими детьми, котятами, щенятами или обезьянками, вы наверняка заметили, что каждое млекопитающее приходит в мир со своим темпераментом. Темперамент - это базовая, устойчивая врожденная предрасположенность индивидуума к определенному способу реагирования на внешнюю среду.
У малышей темперамент проявляется в первые недели после рождения и не связан с родительским стилем воспитания. Примерно 40 % детей активны и веселы и быстро привыкают к новым людям, обстановке и распорядку. Около 50 % детей менее активны, демонстрируют пониженный фон настроения и дольше привыкают к новому. Десять процентов детей большую часть времени плачут, у них плохой сон и аппетит, бывают сильнейшие вспышки раздражения, которые непросто прекратить. Примерно треть детей представляют собой смесь этих типов.
Есть и другие врожденные различия. Например, робость - свойство, которое проявляется сразу после рождения и остается с человеком на всю жизнь. Склонность к лидерству или подчинению также имеет биологические корни. Все перечисленные особенности повышают или понижают вероятность формирования различных схем.
Однако формирование схем нельзя объяснить исключительно воздействием темперамента и других биологических предпосылок или, наоборот, только воздействием среды. Схемы определяются взаимодействием врожденных предпосылок и окружающей среды, или взаимовлиянием.


 







Date: 2016-02-19; view: 384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию