Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заметка восьмая. Осмысленная трансцендентность целей
Каждый из нас хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, а в чем, собственно говоря, состоит смысл нашей жизни? Какова ее цель? Генеральная ее цель, имеется в виду, глобальная и конечная.
Да. И действительно, какова?…
* * *
Как‑то один знакомый психолог выдал такое суждение: «Люди, которые четко могут назвать цель своей жизни, – нуждаются в психотерапевте, а то и в психиатре».
Я поначалу удивился и даже смутился такому безапелляционному высказыванию. Но потом как‑то само собой начал потихоньку вспоминать всех тех людей, от которых мне довелось слышать их откровения о цели их жизни. И таковых людей при пересчете оказалось немало. А их заявленные цели (которые я в тот момент воспринимал как просто некое чудачество) – поражают своей иллюзорностью, с одной стороны, и одержимостью, с другой.
Вот некоторые (далеко не все) из этих целей: – посвятить свою жизнь анархическому движению; – посвятить свою жизнь прославлению своего этноса; – аккумулировать в себе как можно больше наслаждений; – испытать на себе все, что доступно из порочных занятий; – войти в военную историю человечества; – войти в музыкальную историю человечества; – стать Фордом номер два; – стать Теслой номер два; – войти в Мировое Правительство; – бороться с Мировым Правительством; – обеспечить свое потомство как можно большим капиталом; – оплодотворить как можно больше особей противоположного пола…
Всех этих людей я знаю не один десяток лет. Многие из них до сих пор находятся на пути к цели. Другие – уже давно охладели и разочаровались в своих фантазиях. Третьи – просто не дожили, умерли во время выполнения своей жизненной миссии.
Например, погибли, не дожив до сорока, тот, который был анархистом, и тот, который мечтал быть Фордом. Первый – в автокатастрофе. Второй – от удара электрического тока.
Человек, который коллекционировал наслаждения, уже пенсионер. Жены нет и не было, детей тоже. Зато обзавелся сахарным диабетом.
Человек, который решил «испытать все», серьезно повредил себе здоровье. И теперь ему невозможно иметь потомство.
Тот, который пытался «обеспечить свое потомство капиталом», – сошел с ума и застрелился. А тот, который много «оплодотворял», – жив. Но мечется между пятью детьми, четырьмя женами и четырьмя тещами…
Все эти люди когда‑то в былое время очень четко и внятно заявляли о цели своей жизни. И при каждом удобном случае не гнушались доказывать окружающим «истинность» своих убеждений и стремлений.
Да уж! Психиатр им в то время не повредил бы!
* * *
Но у меня есть масса и положительных примеров, когда мои знакомые (которых я, опять же, знаю не один десяток лет) добились высоких жизненных результатов. В искусствах, в бизнесе, в личной жизни… Причем, в отличие от первых, они никогда не заявляли о целях своей жизни. Они были сосредоточены не на «глобальных» целях, а на промежуточных. Но более этого, они были сосредоточены на усовершенствовании процессов и технологий (как личностных, так и корпоративных), и это усовершенствование вынесло их на неожиданные вершины. Их ожидания были предвосхищены!
Да я и сам столкнулся с данным феноменом. Когда мне было двадцать лет, я однажды взял и распланировал свою жизнь на следующие десять лет. Но когда эти десять лет прошли, то оказалось, что я намного перевыполнил составленный мною же когда‑то план.
Оглядываясь назад, могу констатировать тот факт, что я понятия не имел о стратегической цели своей жизни. Но это не помешало мне применять ряд стратагем, которые позволяют добиваться форсированного управляемого развития. По сути дела, это было стратегическое управление без стратегической цели. Вот такой каламбур!
И так происходит с большинством людей. Почему? Да потому, что нам не дано видеть стратегическую цель своей жизни, своего существования!.. И опять же – а почему?
На этот вопрос емко и лаконично ответил Иммануил Кант. Он сказал: «Цель существования любой системы – трансцендентна». Вот и все!
Теперь перевожу с философского языка на литературно‑бытовой: Цель и смысл существования любой самодостаточной системы лежит не внутри этой системы, а за ее пределами. И, как следствие, истинный смысл существования не может быть постигнут этой системой самостоятельно. Разве что кто‑то извне сообщит ей этот смысл!
Теперь два примера для иллюстрации сказанного (может быть, не совсем корректные, но тем не менее).
Пример первый (неодухотворенный) – паровоз. Все мы знаем, что собой представляет такая система, как железнодорожный паровоз. Это определенным образом соединенный между собой ряд деталей: валы, колеса, шестеренки, печка, водяной бак, поршня и прочее. И вот давайте на мгновение представим такую сказочную ситуацию: что если бы паровоз вдруг ожил и проявил свой интеллект?… Вот как бы он тогда охарактеризовал цель своего существования? Скорей всего, что он начал бы искать цели и причины внутри себя. Например, он бы решил, что цель его жизни – как можно больше потреблять угля. Или как можно больше выдавать пара. Или, может, как можно громче и протяжней гудеть? Или быть любимцем публики?… Да, все это может быть воспринято нашим сказочным паровозом как самоцель его существования. Так как все это делать очень приятно и благородно. А вот тягать тяжелые вагоны – это неприятно, тяжело и опасно! Ведь когда тащишь по рельсам эти проклятые вагоны, то возникает напряжение всех внутренних узлов и механизмов. Они начинают стираться и ломаться. Это, в свою очередь, наносит вред здоровью паровозика и сокращает срок его жизни! Поэтому, с точки зрения паровоза, – вагоны никак не могут быть целью его жизни. Но не такого мнения создатели паровоза! Они как раз‑то и создали его лишь для того, чтобы он как можно больше, чаще и дальше мог тягать груженые вагоны. Этим он, собственно говоря, и ценен. А все остальные его блага только лишь прилагаются к основному. И не сообщи создатели паровозику об истинных целях его создания – так и будет он до конца дней своих пребывать в иллюзорном самообмане насчет себя самого. Многие люди мне напоминают таких паровозиков!..
Пример второй (одухотворенный) – младенец в утробе матери. Все мы, рожденные матерями, имели жизнь в утробе матери. Неизвестно, как мы себя там осознавали, потому что мы об этом периоде ровным счетом ничего не помним. Но то, что мы были живы и имели какое‑то сознание, – медицинский факт! Фактом является и то, что мы там чувствовали комфорт/дискомфорт, который зависел от питания, поведения и мыслей матери. И вот если бы, находясь там, в утробе, нам представилась бы возможность «здраво» порассуждать, поразмыслить и делать выбор, то к чему бы мы пришли в результате этих рассуждений? Скорей всего, что нам очень и очень захотелось бы навсегда остаться внутри своей матери, ведь там так тепло и уютно. А все эти родовые сжатия, выталкивания через родильное отверстие и истошный крик тех младенцев, которые оказались уже за пределами утробы, – воспринимался бы нами как сущий ад, как мучительная смерть! Вот что значит оценивать цели и смыслы системы под названием младенец в утробе, находясь внутри самой системы.
Но другие цели видят мать младенца, доктора и окружающие люди. Целью и генеральной задачей младенца в утробе являются: а) правильно развиваться, и б) правильно пройти родовое отверстие. Все! Но от этого очень зависит его последующий период жизни – жизнь вне материнского тела.
* * *
Вот примерно так же обстоят дела и с нашей последующей жизнью на земле. Каждый человек, являясь самодостаточной системой, просто не в состоянии оценить смысл своего существования.
Не исключено, что смысл нашей жизни лежит за пределами этой жизни. Не исключено, что, как и в утробном состоянии, смыслов всего два: правильно развиваться и правильно пройти родильное отверстие. С той лишь разницей, что сейчас нам надо развиваться уже не телом, а душой, и родильное отверстие предстоит проходить уже только душой, оставив бренное тело. Не исключено, что то, что мы воспринимаем как смерть – является родильным отверстием для души. Отверстием в другой, гораздо больший, нежели этот, мир. Не исключено, что для нашей души роль утробы играет тело. Не исключено!..
И во всех этих «не исключено» возникает ряд закономерных с нашей стороны вопросов. Во‑первых, что значит «правильно развиваться» (читай, совершенствоваться)? Во‑вторых, зачем нужны все эти болезненные «переходы» из одного состояния жизни в другое? В‑третьих, сколько таких «переходов» нам еще предстоит? И, в‑четвертых, кто все это придумал и с какой целью?
Вопросы – очень фундаментальные. Ответы на них человечество ищет всю свою историю. Когда находит, то пытается проверить их на соответствие истине. Но на это порой уже не хватает времени. Приходит новое поколение, и все начинается сначала…
Лично у меня есть ответы. Но они не мои – они позаимствованы мной из авторитетного источника – из Библии! Это как раз тот источник, который дан нам извне, в котором описан многоуровневый замысел относительно нас. Именно из него можно почерпнуть модели поведения, которые ведут нас к тому совершенству, которое окажется беспроигрышно полезным для нас.
Но на изучение этого источника люди тратят года, а некоторые и всю жизнь!
«И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Екклесиаст 1:13
Поэтому я рискну. Рискну изложить в нескольких абзацах то, что изложить без искажения в таком объеме вряд ли удастся. Рискну передать свое понимание. Рискну надеждой быть понятым и не отвергнутым!..
Итак. Задумка Логоса о нас…
* * *
Греческий оригинал Евангелия от Иоанна начинается так: «В начале был Логос, и Логос был к Богу, и Логос был Бог».
Кто такой Логос?
В русском языке нет эквивалентного понятия данному греческому слову. Это слово содержит в себе около тридцати разрядов понятий. И каждый из них включает в себя еще до пяти подразрядов, которые, в свою очередь, отображают различные оттенки и вариации этих понятий.
Логос, это: и Слово, и Вседержитель, и Вездесущий, и Всеведующий, и Премудрый, и творящий Словом, и Всемогущий, и Всезнающий, и Всепостигший, и Всемилостивый, и Вечный, и Предвечный, и так далее…
И вот однажды этот Логос решил создать себе друзей. Причем не абы каких, а таких, с которыми было бы интересно. А это значит, что эти друзья должны обладать, прежде всего, свободой (ведь они друзья, а не рабы). А во вторую очередь, они должны иметь разум и собственный (личный) опыт. Ну и, естественно, они должны быть бессмертны, т. е. вечны (в противном случае нет смысла накапливать опыт).
Да, можно было бы пойти по более простому пути. Например, взять да и вдохнуть одним махом в создание все свои знания и опыт. Но тогда это будет друг, подобный зеркальному отражению. С теми же знаниями, но не подкрепленными опытом, т. к. опыт‑то мнимый (не свой, виртуальный). Поэтому было решено создать бессмертные личности и пропустить их через ряд испытаний, в которых эти личность будут приобретать знания и опыт.
Но прежде, для этих личностей была создана система жизнеобеспечения: звезды, планеты, атмосфера, тепловой режим, влага, давление, растения, животные… Все это было создано, во‑первых, с запасом, ибо Логос предусмотрел количество своих бессмертных друзей. Во‑вторых, вся эта система жизнеобеспечения была уравновешена множеством различных сил, чтобы предотвратить ее преждевременное распадение. И только после этого был создан первый друг Логоса – человек, который был помещен на самый верх пирамиды жизнеобеспечения (которую мы сейчас очень условно именуем экосистемой).
И с тех пор заработал конвейер испытаний! И заработала «фабрика» по производству новых бессмертных личностей!
* * *
Несколько строк о типичности и индивидуальности испытаний.
Индивидуальность наших испытаний обуславливается нашим местом рождения, историческим временем, полученными от родителей генами, социальным слоем, здоровьем, талантами и многим другим. Это напоминает выварку мирового масштаба, где в социальном бульоне варятся разные ингридиенты‑личности. Причем одни – вот только‑только засыпаются в этот бульон, а другие из него уже достаются. И процесс варки не прекращается ни на секунду.
Типичность испытаний обусловлена четырьмя контрольными точками процесса: зачатие, рождение, смерть, суд.
Рассмотрим их немного подробней.
Date: 2016-02-19; view: 365; Нарушение авторских прав |