Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заметка седьмая. Тренинг глубины
Что такое глубина человеческой личности? Это очень комплексная и многогранная величина, которую трудно даже описать, не то что измерить. Еще не придумали такой линейки или глубиномера, которым можно измерить эту величину.
Но все познается в сравнении!
Смотря со стороны на двух разных людей, мы с большой долей уверенности можем сказать, кто из них глубже как личность. При условии, конечно, что мы в одинаковой степени знаем как первого, так и второго.
Так же само могут оценить и нас, сравнивая нас с кем‑то…
Но вот оценить самих себя – дело очень скользкое. Мы запутаемся в своей субъективности! Нам ведь надо будет сравнить себя с кем‑то? А там в дело вступят личные симпатии‑антипатии, и все сравнение пойдет наперекос.
Но есть один верный метод оценить самого себя. Некий само‑тест. Именно о нем эта заметка. Но для начала – три истории…
История первая. Американские психологи из штата Виржиния предложили подросткам провести 24 часа под домашним арестом. И никаких айфонов, смартфонов, телефонов, компьютеров, телевизоров и т. д. Практически никто из испытуемых с заданием не справился. Все выбыли из эксперимента досрочно. Был сделан вывод о том, что современная цивилизация не учит людей быть самодостаточными. Наедине с собой люди оставаться не могут, им просто заняться нечем…
История вторая. В нашей компании работала супружеская пара – Ирина Ивановна и Иван Викторович. Работали долго, более десяти лет, практически со дня основания компании. Энергичные такие люди, особенно Ирина Ивановна. Уволились они, когда им стукнуло по 75. С тех пор мы каждый год поздравляем их с днем рождения – привозим цветы и разные подарки. Интересуемся, как у них дела, разговариваем по душам за чаепитием. Иван Викторович довольно‑таки социально активный дядька: дача, правнуки, домашние животные, разные хобби. А вот Ирина Ивановна в жутком унынии: уже три года, как у нее болят ноги, из‑за этого она не выходит за пределы квартиры. Нет, она не лежачая, по квартире ходит, а вот за ее пределы – не рискует. И это ее очень сильно угнетает, ведь она была очень деятельным человеком. Ее энергии завидовали молодые сотрудники. Она могла одновременно решать несколько поставленных перед ней задач. Она постоянно что‑то преобразовывала во внешней среде… Но обстоятельства жизни изменили ситуацию. Ей уже некуда бежать, да и незачем. Ее внуки уже давно выпорхнули в самостоятельную жизнь, все бытовые вопросы решены, а производственных заданий уже никто не дает. Болезнь заточила ее в домашнюю клетку. И человек в таких условиях столкнулся с самим собой!..
И оказалось, что всю жизнь человек уходил от себя в выполнение каких‑то внешних преобразований окружающей среды. Он находил себе внешнюю проблему, нырял в нее, разгребал завалы, а потом отталкивался от нее в направлении другой внешней проблемы. И так всю жизнь. А когда эта возможность иссякла, то оказалось, что человеку не от чего отталкиваться. Ему бы найти опору для толчка внутри себя самого. Но там – угнетающая пустота!..
История третья. Мой тесть имел большой чин в пенитенциарной системе. Он проработал там всю жизнь: в одно время руководил следственным изолятором, а в другое – исправительной колонией. В его памяти была запечатлена масса социальных наблюдений, трендов и парадоксов. Иногда он ими делился. Одно из таких наблюдений перескажу и я, думаю, оно будет уместно в данной теме.
В Советском Союзе практиковалось такое наказание: человек приговаривался к одному году содержания в камере‑одиночке. Это наказание применяли только лишь к закоренелым рецидивистам. И то, не ко всем, а только к особо активным пассионариям, которые везде и во всем стремились во что бы то ни стало проявлять свою злую сущность. Целью наказания было погасить их пассионарность. Условия содержания таковы: камера длиной 3 метра (четыре человеческих шага) покрашена в грязно‑синий или грязно‑зеленый цвет, есть нары, туалет и радиоточка (порой не работающая); разговаривать с охраной запрещено (соблюдается режим безмолвия); раз или два в неделю заключенному положена какая‑нибудь пресса типа газеты «Правда» или «Известия»; никаких свиданий с родственниками; письма можно получать, сколько угодно; а вот отправлять – только два в месяц. Все! Будь добр просидеть в таких условиях 12 месяцев. Можешь ходить, спать, делать зарядку, слушать радио, читать газету, писать свои заметки… Но поговорить тебе не с кем!
И вот мой тесть заметил, что по истечении года из таких камер выходили люди или с помраченным сознанием, или… Люди‑философы с просветленным (почти ангельским) взглядом! Вот такие метаморфозы. Вот такая разница в результатах.
От чего зависела эта разница? От глубины души каждого, кто попадал в такую одиночную камеру! Если у человека в глубине души оказывалась бездонная пустота и черный вакуум – то человек трогался умом. Если же у человека на момент попадания в камеру в душе укоренилось и закрепилось хоть что‑то светлое – человек получал опору внутри себя. И эта опора не давала разрушиться личности. Мало того, на эту опору он начинал наслаивать свои переосмысления. Материал для переосмысления брался из своего прошлого опыта, прочитанных книг, полученных писем и, как ни странно, из получаемых советских газет. Для глубокой личности этих источников оказывалось достаточно для того, чтобы начать выстраивать внутри себя целую систему опор. А если оказывалось, что человек еще и верит в Бога, то в лице Бога он находил еще и мощную опору вне себя! Вот, собственно говоря, и весь секрет прохождения жизненного испытания под названием «одиночная камера».
* * *
О чем говорят все эти три истории? О том, что само‑тестом для определения своей собственной глубины личности является встреча с самим собой с минимумом отвлекающих факторов извне!
Когда человеку некуда приложить свои внешние усилия – он неминуемо начинает заглядывать внутрь своей души. И что он там видит? Скорее всего, что каждый из нас начинает шарить там во тьме, и искать хоть какую‑нибудь опору. И чем больше этих опор найдется – тем лучше. А если эти опоры окажутся еще и не точечными, а подобными большим глыбам, в породе которых можно отыскать жемчуга с алмазами – то ищущему несказанно повезло.
Но чтобы убедиться, что в глубине нашей личности есть хоть какие‑то опоры, – мы должны испытать себя одиночным заточением – добровольным затворничеством, хотя бы на один‑три дня. Другого способа устроить свидание с самим собой человечество еще не придумало.
Мало того, фишка еще и в том, что тест с добровольным затворничеством является не только тестом, но и, собственно говоря, тренингом глубины.
Вот об этом сейчас и поговорим. И начнем с того, как это работает.
* * *
Ранее я писал уже о том, что наш личный опыт, конечно, важен. Но дело не столько в количестве произошедших событий, сколько в количестве переосмысленных событий. У животных, например, жизненный событийный ряд может быть намного большим, чем у человека. Но только человеку свойственно переосмысливать события. И именно это переосмысление постоянно углубляет нашу личность.
А когда нам переосмысливать свой опыт? Мы постоянно в беготне и суете. Информационное поле вокруг нас перенасыщено. И как реакция на это, наше эмоциональное поле перегружено. Нам бы найти в нем хоть какой‑нибудь свободный коридор, но эмоциональные пазлы сложились вокруг нас плотным кольцом… Нам срочно нужна жизненная пауза! Но где ее взять?
Многие бизнес‑гуру предлагают, как выход, медитацию. Другие, более продвинутые, – погружение в разные трансовые состояния. Поэтому стоит сказать несколько слов об этих методах, т. к. их наличие нельзя игнорировать.
Медитация. Их сотни видов. Они различны как по своей длительности, так и по внутреннему содержанию. Чем более длительная медитация – тем больше специфических внешних условий она требует. И эти условия надо либо искать, либо создавать. Самая длинная медитация будет длиться два часа. Этого достаточно, чтобы на данное время отстраниться от атакующих эмоций. Но этого никогда не хватит для переосмысления опыта. Разве что на какие‑то вырванные, очень узкие фрагментики. А о переосмыслении в пятиминутных медитациях – вообще речи идти не может.
Теперь об их внутреннем содержании. Оно бывает полезным, нейтральным и вредным. Из всех медитаций, которыми я когда‑то увлекался, полезной оказалась только одна. Это т. н. вхождение в состояние «безмыслия». Но удерживать безмыслие в голове при бурлящей внешней среде получается не более трех минут. Но и на том спасибо. Ибо это приводит к понижению градуса накала внутренних эмоций. Правда, эффект кратковременный, но порой лучше такой, чем никакого. О нейтральных медитациях лучше сказать, что они бесполезны. Это лишняя трата времени и самообман. К таким медитациям в своем большинстве относятся те, которые «гоняют» энергию по телу (при помощи мысли, образов или ощущений). Это все от лукавого и «пыль в глаза» от восточных гуру. Кто хочет тратить на это время – тратьте. Но помните, что никакой глубины души вам это не прибавит!.. К вредным медитациям относятся все те, которые в своем условии вынуждают человека к производству звуков, к т. н. резонированию голосовых связок. Причем действительный смысл этих звуков сокрыт от нас и историческим временем, и чужим языком, и чужой культурой, и чужой (порою, очень мутной) духовностью. О «благородном» действии этих звуков мы порой знаем только лишь со слов современных «толкователей», которые, в свою очередь, подстроили эти «толкования» под востребованность рынка. Но как показывает практика и историческая пытливость, происхождение этих звуков берет свое начало в духовно‑мутных источниках шаманизма и язычества. И нет никакой гарантии, что ваше тело не начнет резонировать в такт духу деструктива. По крайней мере, случаев вовлечения человека в инфернал было зафиксировано достаточно.
Погружения в трансовые и околотрансовые состояния. Ходят легенды, что данные техники что‑то там лечат (внутри человеческой личности), но это только легенды. Причем распускаемые теми, кто торгует этими «погружениями». Да, эти состояния шокируют, ошарашивают, приводят в ступор, очаровывают, обольщают и пр. Но не более! Я знаю множество людей, которые были подвергнуты таким исступлениям. И что? Да ничего. Все как было в их жизни, так и осталось. Не изменились ни они, ни отношение окружающей среды к ним. Мало того, в американской Ассоциации психологов данные техники занесены в список вредоносных. На их применение нужны весомые основания и причины, которые надо оформить письменно. Нарушение данных норм ведет к утрате лицензии. Вот так‑то! И это неспроста. Американцы в своем опыте опережают нас лет на тридцать. И зря прикрывать «лавочку», которая приносит деньги, они не будут. Да и вообще, углубление личности происходит только при осознанной работе над собой! Подчеркну, при осознанной – потому что требуется переосознание опыта, а не выемка подсознания на поверхность.
Так что же делать и как быть бедному обывателю, который стонет под тяжестью информационного и эмоционального полей, которые ежесекундно его атакуют и не дают продыху? Ведь в быту любая конкретная ситуация стремится затмить собою горизонт.
Многие из этой ситуации выходят просто. Одни идут смотреть телевизор или залазят с головой в Интернет, другие начинают играть в электронные игры или слушать музыку. Это ошибка! Они просто одно информационное поле меняют на другое. Вот и все. С впитывания одних (надоевших) чужих мыслей и эмоций они переключились на впитывание других (новых) чужих мыслей и эмоций. А когда же настанет время для воспроизводства собственного контента для себя самого?
Мой бизнес‑друг Сергей Альбертович любит произносить фразу: «Иногда жить надо скучно. Не торопясь». Ничего себе, скучно! Кто бы говорил? У него разветвленный бизнес в трех странах, а путешествия составляют 70 % его жизненного времени. И вдруг – «Жить надо скучно»?…
Но Сергей Альбертович знает, что говорит. Два раза в год он тайно от всех снимает квартиру. Ненадолго, на три дня. И проводит эти три дня там при выключенном телефоне и без компьютера. Он как бы на три дня исчезает из социума.
Чем он там занимается? Да ничем. Спит, ест, нудится и ДУМАЕТ! Три дня в полной изоляции позволяют ему восстановить эмоциональные силы, подняться над текущими ситуациями, переосмыслить стратегии, составить новые планы, внести корректировки в старые…
Однажды и я последовал необычному примеру Сергея Альбертовича!..
Ну что можно сказать по этому поводу? Как описать ощущения, которые не поддаются описанию? Если в двух словах, то чрезвычайно нудно и чрезвычайно полезно!
Первые часа два‑три ты по инерции еще продолжаешь находиться в оставленной тобой текущей ситуации. Потом это постепенно тает, и текучка тебя отпускает… Затем ты хочешь отдохнуть – ложишься спать и спишь до одурения… После сна, когда ты встал и понимаешь, что бежать тебе никуда не надо, – начинаешь маяться… Но реально, по времени (хотя ощущения другие), маешься ты не долго. Начинают приходить мысли о ближайшем будущем, и на каком‑то этапе ты берешь в руки ручку и бумагу и начинаешь корректировать, менять и детализировать свои планы и цели… Когда доходишь до какого‑то логического тупика, то меняешь занятие. Например, начинаешь делать зарядку или устраиваешь кофе‑брейк. Затем снова возвращаешься к планам. Но, чтобы строить (намечать) будущее, тебе волей‑неволей приходится апеллировать к прошлому. И ты, незаметно для себя, начинаешь ревизию прошлого, а заодно и настоящего…
Короче, результаты этого эксперимента были такими: – я не помню, сколько часов суммарно я проспал, но очень много; – я не помню, сколько чашек кофе я выпил, но их было тоже очень много; – я огромное количество раз отжался от пола, но считать перестал после двухсот; – в голове я прогнал свою жизнь от детсада и до текущего момента; – из заточения я вышел с готовым планом на ближайшие десять лет; – и самое главное – мне понравился этот эксперимент!
Еще несколько раз я устраивал себе такой добровольный затвор. Но с рождением второго ребенка – перестал. Нет времени на долгое отсутствие. Но я с нетерпением жду, когда обстоятельства жизни снова позволят мне вернуться к таким экспериментам.
* * *
Пожалуй, в тему будет рассказать и еще об одном, более крутом эксперименте.
Я «подцепил» его из одной телевизионной передачи. Там показывали одного прикарпатского фермера. Этот фермер имеет странный обычай: он три‑четыре раза в год залазит в выкопанный им подземный схрон и проводит там три дня… Берет с собой пачку свечей, Библию, буханку хлеба, несколько кувшинов воды и залазит в этот земляной подвал. Жена его сверху закрывает и уходит. Через три дня открывает. Мужик оттуда вылезает похудевший, но счастливый!..
Вот и я, и еще несколько верных соратников решили повторить этот подвиг. Хата на далеком хуторе у нас есть. Место под землянку нашли легко.
Землянку вырыли длинной в шесть шагов. Оборудовали место для сна, вентиляцию и туалет. С собой для подстраховки взяли еще и фонарик, плюс керосиновую лампу, плюс теплую одежду (потому как температура внутри землянки нам была неизвестна)…
В «погружении» под землю участвовали двое. Поочередно, каждый по три дня. А третий всегда находился сверху…
Ну что могу сказать о себе? Поначалу жуть! Никаких звуков, кроме своего дыхания. Постоянно хочется выглянуть в окно, но окон нет. Свет тусклый, повсюду запах свежей земли. Вроде бы и не холодно, но легкий озноб присутствует. Это нервное. Хочется одеться потеплей…
При выключенном освещении темнота и отсутствие звуков делают свое дело – в голову косяками лезут образы из прошлого. Я вспомнил всех, кого когда‑то любил… Затем всех, кто любил меня… Потом припомнил всех своих обидчиков… За ними – всех, кого обидел я… Копался в причинах и мотивах… Затем виртуально исправлял ситуации задним числом… Настала очередь планов. Перепланировать что‑либо только в голове затруднительно. Надо писать. Для этого зажег свет. Но писать при таком тусклом свете затруднительно. Перешел на чтение… Читать оказалось сподручней…
О чтении в таких условиях можно написать отдельную статью. Ты так погружаешься в тексты, что становишься с ними одним целым! В связи с тем, что я для чтения выбрал Новый Завет, уже буквально на третьем предложении мой разум и душа начинали жить на небесах. Это непередаваемые чувства. У нас просто нет понятийного аппарата, которым возможно достоверно описать получаемый опыт…
Когда я наконец‑то выбрался на свет Божий, то меня распирало умиление и любовь к окружающему миру. Я так давно не видел траву и солнце! Я так давно не видел людей!..
Вот, как‑то так вкратце выглядит мой отчет о трехдневном «погружении» под землю.
Жаль, что весной талые воды частично затопили нашу землянку и сделали ее непригодной для жительства. Но ничего. Настанет еще время, когда мы выкопаем новую! Еще и вас пригласим поучаствовать в нашем «погружении»!..
* * *
Сегодня я довольствуюсь только суточным самозаточением после какого‑нибудь насыщенного семинара. Просто после такого семинара нет смысла сразу же окунаться в бурлящую суету. Полученные знания и навыки выветриваются на третий день, и чтобы их не обесценить, а наоборот, переосмыслить – приходится идти в кратковременный затвор.
* * *
Закончить заметку хочу словами советского артиста Иннокентия Смоктуновского: «Люди мелкие ищут комфорта, популярности, денег; люди крупные – самих себя».
Точка.
Date: 2016-02-19; view: 325; Нарушение авторских прав |