Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Mv /R, (3)
где т — масса частицы воды; v — скорость речного потока; R — радиус кривизны русла. Силы / и G заменим равнодействующей силой г. Под действием центробежной силы часть воды будет смещаться к вогнутому берегу, вследствие чего образуется поперечный уклон и уровень займет положение cd, перпендикулярное направлению равнодействующей г (см. рис. 6). Значение поперечного уклона может быть выражено следующим уравнением: Заменим / и G их значениями из выражений (2) и (3), тогда Треугольники d0b и dee подобны. Сторона се почти равна ширин» В русла. На основании подобия треугольников можно написать На основании формул (5) и (6) повышение уровня A/l у вогнутого берега (по сравнению с уровнем воды у выпуклого берега) определяется по формуле Если для реки, имеющей ширину 100.м, скорость течения 2 м/с и радиус изгиба 200 м, провести расчет по формуле (7), то повышение уровня у вогнутого берега (по сравнению с уровнем у выпуклого) составит примерно 20 см. При резких подъемах и спадах воды также возникает уклон. Вода при резкой прибыли быстрее заполняет среднюю часть русла и поверхность ее становится выпуклой. Это объясняется тем, что вода встречает меньшее сопротивление на середине русла, чем у берегов. При резкой убыли вода быстрее уходит из средней части русла, где также встречает меньшее сопротивление, чем у берегов, поэтому поверхность ее становится вогнутой. Такие явления наблюдаются в начальный период резкого подъема или спада уровня. В дальнейшем подъем и спад происходит при относительно горизонтальной поверхности свободного потока. Уклон вследствие вращения Земли (закон Бэра) имеет следующие предпосылки. Каждая точка земной поверхности совершает за сутки один полный оборот, но круговой путь при этом проделывает разный. Следовательно, и скорость движения точек Земли неодинакова и зависит от того, ближе или дальше от экватора по направлению к полюсам расположена эта точка. Очевидно, что окружная скорость движения точек больше у экватора и меньше по направлению к полюсам. Таким образом, реки северного полушария, текущие с юга на север, будут переходить из области больших скоростей в область меньших, а реки, текущие с севера на юг — из области меньших скоростей в область больших. При появлении ускорения возникает сила инерции, которая всегда направлена в сторону, противоположную ускорению. Поэтому в момент увеличения скорости какой-либо точки сила инерции будет направлена в сторону, противоположную ее движению, а при замедлении — в сторону движения. Рассмотрим две реки северного полушария (рис. 7). Река 1 (например, Волга) течет с севера на юг. Частицы воды, перетекая из пункта / в пункт 2, будут переходить из области меньших скоростей V1 в область больших скоростей V2 кругового вращения точек земной поверхности. Скорости частицы водыо v1 и и v2 в соответствии с вращением Земли направлены в сторону левого берега. Следовательно, ускорение, равное величине V2—V1, направлено также в сторону левого берега, а сила инерции fi — в сторону правого берега. Тогда на частицу будут действовать две силы: сила тяжести G и сила инерции f1. Заменим эти две силы равнодействующей r1,. Уровень воды расположится по перпендикулярному направлению линии действия равнодействующей. В результате у правого берега уровень воды повышается, у левого — понижается. Река 2 (например, Обь) течет с юга на север. Частицы воды, перетекая из пункта 3 в пункт 4, будут переходить из области больших скоростей v з кругового вращения точек земной поверхности в область меньших скоростей v4. Следовательно, ускорение будет направлено в сторону левого берега, а сила инерции, так же как и реки /, опять в сторону правого. Поэтому у правого берега уровень воды повышается, а у левого — понижается (см. рис. 7). Это позволяет сделать вывод о том, что независимо от географического направления течения, в результате вращения Земли поперечный уклон поверхности воды у рек северного полушария всегда направлен от правого берега к левому. Если продолжить рассуждения, то легко показать, что у рек южного полушария, независимо от направления течения, поперечный уклон поверхности воды направлен от левого берега к правому. Обычно поперечный уклон, вызываемый вращением Земли, в средних широтах незначителен, в несколько раз меньше продольного. Например, по расчету у реки, имеющей ширину 1 км, скорость течения 1 м/с на широте 60° (Ленинград), разность уровней у противоположных берегов составит 1,3 см. Однако действуя многие тысячелетия, он оказывал большое влияние на формирование русла, постепенно перемещая его в северном полушарии в сторону правого берега и в южном — в сторону левого. Вследствие этого у большинства рек северного полушария правый берег высокий (горный), а левый отлогий (луговой). К числу таких рек относятся Днепр, Дон, Волга, Обь, Иртыш, Лена и др. Отсутствие у некоторых рек ярко выраженного правого горного и левого отлогого берегов объясняется тем, что роль сил инерции в формировании русла значительно слабее, чем роль таких факторов, как ветер, геологическое строение Земли, уклон местности и т. д. Поперечные уклоны могут возникать возле неровностей берега, на участках разделения русла, а также в периоды сильных ветров и при изменении ширины русла. Навигационная опасность — это препятствие, опасное для плавания судна. Навигационные опасности делятся на постоянные и временные. К первым относятся: габаритные размеры судового хода, недостаточные для свободного прохода судов; значительная извилистость русла; сложная конфигурация дна и берегов; перекаты; наносные каменистые образования; отдельные элементы гидротехнических сооружений и др. К временным навигационным опасностям относятся: значительные колебания уровней воды; сильные ветры, волнение, течения; туманы; льды; неправильные течения; колебания течений и т. д. Влияние опасности на плавание судов часто зависит от типа и размера последних. Судоводитель обязан знать виды, особенности и природу навигационных опасностей, чтобы правильно учитывать их при плавании.
Date: 2016-02-19; view: 845; Нарушение авторских прав |