Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное состояние и перспективы развития внутренних водных путей
Водные ресурсы — это запасы поверхностных и подземных вод рассматриваемой территории. Водные ресурсы СССР составляют 57 770 км3 или 11,4% водных ресурсов всего земного шара. Они в 1,4 раза превышают водные ресурсы Бразилии, в 1,5 раза — США, в 1,7 раза — Китая, в 2,9 раза — Канады и т. д. Однако водные ресурсы, приходящиеся на одного человека в СССР, меньше, чем в ряде зарубежных стран. Водный баланс — это соотношение прихода и расхода воды с учетом изменения ее запасов за выбранный интервал времени для рассматриваемого объекта. Водный баланс может быть рассчитан для водосбора или участка территории, для водного объекта, страны, материка и т. д. На территории Советского Союза величины водного баланса, полученные по среднему году за многолетний период, составляют: осадки — 10 960 км8, сток рек—4350 км3, испарение—6610 км3. Общее количество рек в СССР достигает 2963,4 тыс. В том числе на малые реки длиной менее 26 км приходится 98,8% от общего количества. По территории нашей страны протекают многие из величайших рек земного шара: Амур, Лена, Обь с Иртышом, Енисей, Волга, Аму-дарья, Днепр и др. Сведения о крупнейших реках Советского Союза приведены в табл. 6. Из общей протяженности рек СССР более 500 тыс. км могли бы быть использованы для судоходства. В то же время протяженность эксплуатируемых водных путей в СССР в настоящее время только 142 тыс. км. Длина эксплуатируемых водных путей СССР превосходит длину таких же путей США в 3 раза, а Франции, ФРГ, Бельгии и Голландии вместе взятых — в 5- раз. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей нашей страны составляет треть протяженности внутренних водных путей всех стран. Сравнение данных по СССР с данными по нескольким передовым капиталистическим странам в относительных показателях приведено в табл. 7.
Таблица 6
Протяженность внутренних водных путей, эксплуатируемых в системе Минречфлота РСФСР, 115 тыс. км, из них более 16 тыс. км приходится на искусственно созданные пути, на которых имеются 100 шлюзов, 70 плотин, крупные насосные станции и другие сооружения. В СССР насчитывается около 40 тыс. озер, каждое из которых имеет площадь зеркала более 1 км2. Они занимают территорию около 300 тыс. км2 при общем объеме воды свыше 25 тыс. км3. Кроме того, существует еще примерно 2,8 млн. мелких естественных водоемов площадью менее 1 км2. Подсчитано, что во всех этих озерах содержится 104 тыс. км3 воды. Причем 99% всей воды сосредоточено в 17 наиболее крупных озерах (таких, как Каспийское, Байкал, Ладожское, Балхаш, Аральское и т. п.). Сведения о наиболее крупных озерах СССР приведены в табл. 8. В нашей стране водные богатства используются комплексно, т. е. одновременно для целей энергетики, судоходства, водоснабжения городов, сельского хозяйства и др. Таблица 7
При строительстве гидроэлектростанций в СССР были созданы водохранилища. Общая площадь всех водохранилищ в стране превышает 50 тыс. км2. Кроме того, как водохранилища используются озера Онежское, Байкал, Имандра, Выг, Ильмень и некоторые др. Сведения о наиболее крупных водохранилищах СССР приведены в табл. 9. Таблица 8
Таблица 9
Подавляющую долю (97—98%) от площади зеркала и объемов накопленных вод всех искусственных водоемов имеют около 200 водохранилищ общегосударственного значения, в том числе около 120 водохранилищ при энергетических гидроузлах. Полезный объем водохранилищ и прудов страны (с учетом готовящихся к затоплению) —примерно 450 км3, т. е. около 10% среднегодового стока всех рек СССР. Крупные каналы имеют большое народнохозяйственное значение, могут использоваться для орошения, обводнения, водоснабжения, энергетики, судоходства и др. Характеристики двух наиболее крупных каналов, используемых для судоходства, даны в табл. 10. Мировые потенциальные гидроэнергетические ресурсы оцениваются в 3700 млн. кВт, из них на долю рек СССР приходится 450 млн. кВт, в том числе на реки восточных районов—340 млн. кВт (80% всесоюзных запасов гидроэнергии или примерно 10% мировых). На нужды промышленности, орошения и потребности населения СССР сейчас ежегодно расходуется около 200 км3 воды. Причем из общего годового стока 83% воды составляет доля Севера и Сибири, где реки протекают по малолюдным и малоосвоенным областям. Из Таблица 10
общего годового стока рек только 17% приходится на районы с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Поэтому уже сейчас, несмотря на большой в СССР общий объем запасов воды, решается задача о рациональном использовании водных ресурсов. За годы Советской власти организовано судоходство на озерах Балхаш и Иссык-Куль, на реках Селенге, Амударье, Верхнем Иртыше, Или, Урале, Колыме, Индигирке и др. Увеличены глубины на Волге, Каме, Оке, Днепре, Северной Двине, Оби, Дону и других реках. Строительство Волховской ГЭС (1926 г.) дало возможность превратить р. Волхов в удобный водный путь. После создания Днепрогэса имени В. И. Ленина (1932 г.) Днепр на всем протяжении стал судоходным. Беломорско-Балтийский канал (1933 г.) длиной 227 км соединил Онежское озеро с Белым морем, значительно сократил путь между Ленинградом и Архангельском. Канал имени Москвы (1937 г.) протяженностью 128 км соединил Москву с р. Волгой и сократил путь до Горького на 110 км, а до Ленинграда на 1100 км. С 1952 г. действует Волго-Донской канал имени В. И. Ленина протяженностью 101 км. В 1964 г. введен в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина протяженностью 361 км. В настоящее время большинство речных бассейнов европейской части СССР соединены между собой судоходными каналами. Большое значение имеет Единая глубоководная система европейской части РСФСР (ЕГС), работы по созданию которой в основном завершены. Общее протяжение водных путей ЕГС свыше 6,3 тыс. км, из них на протяжении 5,5 тыс. км обеспечивается глубина 4 м. В состав ЕГС входят водные пути, соединяющие Москву с Балтийским, Белым, Каспийским и Азовским морями. Через Черное море ЕГС соединена с Днепром. В единую систему водные пути объединяются с помощью Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, каналов имени Москвы, Беломорско-Балтийского и Волго-Донского имени В. И. Ленина. Имеется также три соединительных канала, значительно меньших размеров: Северо-Двинская система, связывающая с единой глубоководной системой р. Сухону и, следовательно, водные пути Северо-Двинского бассейна; Пинего-Кулойский канал, соединяющий р. Пинегу (приток Большой Северной Двины) с р. Кулой, впадающей в Мезенский залив; Днепро-Бугский канал, соединяющий р. Припять (приток Верхнего Днепра) с р. Буг (приток р. Вислы). Программой Коммунистической партии Советского Союза, директивами съездов КПСС предусматривается продолжение комплексного освоения гидроэнергоресурсов наших рек. Введение в действие Николаевского (1978 г.) и строительство Константиновского гидроузла на р. Дону, введение в действие Чебоксарской (1980 г.) и Нижне-Камской ГЭС (1979 г.) практически решают проблему завершения создания Единой глубоководной системы европейской части СССР с обеспечением транзитной глубины 4 м на трассах Москва—Ленинград—Астрахань—Пермь (при наполнении водохранилищ до НПУ), В будущем повышение транспортного значения северных рек и эффективное использование Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина будет возможно при переброске стока вод Сухоны в Волгу, Печоры—в Каму и Волгу. Воды Оби и Иртыша намечается направить в Аральское море с использованием трасс переброски стока для судоходства. Реконструкция р. Припяти и Днепро-Бугского, а также Беломорско-Балтийского каналов улучшит судоходство по водным путям Европейской части СССР. Со временем в Сибири будет завершено создание каскада гидроэлектростанций на Ангаре и создан более глубоководный Ангаро-Енисейский водный путь. После сооружения Средне-Енисейской и Осиновской ГЭС уровень воды в Енисее поднимется и суда прибрежного морского плавания получат возможность заходить в речные порты. В отдаленной перспективе, когда будут сооружены Шульбинская и Омская ГЭС на Иртыше, Каменская, Средне- и Верхне-Обская ГЭС на Оби, судоходные условия на этих реках значительно улучшатся. Возможно соединение судоходными каналами рек Оби и Енисея, Ангары и Лены, а также Амура с Татарским проливом (с помощью канала Кизи-Табо). Создание гидроузла на Верхней Лене позволит перевозить грузы с Лены в различные пункты Северного морского пути. Для улучшения судоходных условий на основных речных магистралях будут проводиться в большом объеме дноуглубительные, выправительные и другие путевые работы. Date: 2016-02-19; view: 1197; Нарушение авторских прав |