Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кровавый пепел Хайбаха





Свидетельства выживших

 

Гаев: "Чтобы обучиться этикету - иди в Нашха", - говорили наши отцы.

В общество Нашха входили аулы Хийла, Чармаха, Моцкара, Тийста,Хайбах... Вайнахов выселили с родины в ночь с 23 на 24 февраля 1944 года, а из этих аулов через 2-3 дня собрали больных, стариков, детей, одиноких путников на дорогах, отставших от своих семей, тех, кто выпасал домашний скот в кошарах, и пригнали всех в аул Хайбах. Обложив сеном конюшню, туда загнали всех. Там всех и сожгли. Многие были из этого аула.

Там погибли:

Гаев Тута- 110 лет

Гаева Сарий, его жена - 100 лет

Гаев Хату, его брат -108 лет

Гаева Марем, его жена - 90 лет

Гаев Алаудди Хатуевич - 45 лет

Гаев Хасабек Хатуевич - 50 лет

Гаева Хеса, жена Алаудди - 30 лет

Гаевы Хасан и Хусейн, родившиеся накануне близнецы Хесы...

Семья жителя этого аула Газоева Гезамахмы: Зано, жена - 55 лет

Мохдан, сын - 17 лет

Бердан, сын - 15 лет

Махмад, сын - 13 лет

Бердаш, сын - 12 лет

Жарадат, дочь - 14 лет

Тайхан, дочь - 3 года.

Гезамахма умер в выселении.

Гелагаева Дули, мать - 48 лет

Сосмад, сын - 19 лет

Абуезид, сын - 15 лет

Гирмаха, сын - 13 лет

Мовлади, сын - 9 лет

Зайнад, дочь - 14 лет

Сахара, дочь -10 лет

 

Ибрагимова Пакант, мать - 50 лет

Аднан, сын - 20 лет

Петимат, дочь - 20 лет

Хайпати - 23 года

Чибиргова Минегаз - 81 год

Залимат, невестка - 35 лет

Абдулмажед, ее сын - 8 лет

Лайла, ее дочь - 7 лет

Марем, ее дочь - 5 лет

Газалбеков Саламбек, 16 лет. Был убит, когда переплывал реку. Его тело вытащили из реки.

Газалбеков Кавалбек - 14 лет

Дагаева Зано - 90 лет

Жамаллайла - 11 лет

Амагов Керим - 70 лет

Муса, его сын - 8 лет. Отца и сына пригнали из Чармаха.

Бакиева Дата - 24 года

Хабилаева Маций - 80 лет

Рассказавший о них сын Маций - Аллауди Хабилаев, 70 лет,

про­живает в Рошни-Чу.

Его брат, Муса Хабилаев, хоронивший убитых и сожженных людей, проживает в Рошни-Чу, ему 75 лет.

Гаирбеков Гириха (врач) - 50 лет

Петимат, его жена - 45 лет

Аднан, их сын - 10 лет

Медина, их дочь - 5 лет.

Семью Ибрахима Берсанукаева уничтожили в Хайбахе, а он сам в 1958 году умер в с.Гехи-Чу, сразу по возвращении из высылки.

Зурипат, жена Ибрахима - 55 лет

Ханпат, дочь - 19 лет

Бакуо, дочь - 17 лет

Балуза, дочь - 14 лет

Мохмад-Ханип, сын - 11 лет

Байсари, дочь - 9 лет

Базука, дочь - 7 лет.

Семью Абухажи Батукаева (он был в Нашха предсельсовета, ныне проживает в с.Гехи-Чу) в Хайбахе расстреляли и сожгли вместе с другими:

Хаби, его мать - 60 лет

Пайлах, его жена - 30 лет

Абуезид, его сын - 12 лет

Асма, его дочь - 7 лет

Гашта, его дочь - 5 лет

Сацита, его дочь - 3 года

Тоита, его новорожденная дочь.

Семья Косума Алтимирова:

Залуба, дочь - 16 лет

Ахмад, сын - 14 лет

Мохмад, сын - 12 лет.

Семья Кайхара Алтимирова:

Товсари, дочь - 16 лет

Абдурахман, сын - 14 лет

Муций, сын - 12 лет

И с ними - Эльтаевы Хож-Ахмад, 15 лет и Сайдат-Ахмад, 13 лет.

Саламбек Закриев свидетельствует:

"В тот день я и Гамаргаев Пийсар из пещеры на горе Ярдинкорт смотрели в сторону Хайбаха. Над Хайбахом поднялся дым. Это мы видели. Около моста Бяти, недалеко от Хайбаха, за одним человеком гнались четыре солдата. Потом они застрелили его и сбросили с обрыва в реку Гехи.

После выселения, через 2-3 дня мы нашли труп: убитой солдатами оказалась женщина-роженица. Мы ее похоронили. Когда точно узнали, что весь народ выслали, то из разных концов ущелья мы собрались вместе со своим домашним скотом. Это были: Гаев Жандар, Гаев Ясу, Закриев Саламбек –

это я, Хамзатов Элберд из Рошни-Чу, Гамаргаев Ахмад, его отец Пийсар, Ампукаев Сайд-Ахмад, Гадаев Солта-Ахмад, Эльгакаев Рукман, Туштин Абдурахман, Жамулаев Жимай, Товсолт и другие".

Свидетельские показания Алимходжаева Селима, 106 лет, прожи­ваю-щего в Гехи-Чу: "Иби - сына Довта, 20 лет, застрелили, когда он совершал намаз. Мой брат Алимходжаев Саламбек, 35 лет, работал учителем. Его застрелили, когда он шел по дороге. Его жена еще жива, зовут ее Бесийла. Живет она в Рошни-Чу по сегодняшний день. До сих пор она хранит косу своей сестры Пайлахи. Пайлаху вместе с ее детьми рас­стреляли и сожгли в Хайбахе. Ее труп опознали по одной несгоревшей косе. Газоева Иби застрелили, кон-воируя по дороге. Солдат ударил его прикладом и прикрик-нул "Быстрее шагай!". Иби остановился, повер­нулся к нему и плюнул ему в лицо. Конвой вытолкнул его из колонны и расстрелял автоматными очередями. Было это в местечке Кханойн-Юххе. Там же он и похоронен. Через 3-4 дня после выселения людей из аула Муше-Чу солдаты обнаружили в опустевшем доме лежащую Зарипат. Ее расстреляли из автомата. Затем, завязав на шее стальную проволоку, выволокли на улицу, сломали изгородь и, обложив ее остатками тело, сожгли. Стальная петля сохранилась. Закриев Салам­бек и Сайд-Хасан Ампукаев ее похоронили вместе с этой петлей. Она была сестрой нашего отца. Жену Закриева Саламбека Сациту, 21 года, застрелили. Грудной сын Сайхан, привязанный к ее спине, перелез и стал сосать грудь мертвой матери. В этот день убили и жену Элькагаева Рукмана Маликат, 20 лет.Когда хоронили убитых и сожженных людей в Хайбахе, мы выста­вили около Галанчожского озера дозорных, чтобы предупредили, если будут подходить солдаты. Над всеми убитыми прочли посмертную молитву, эту молитву читал Гаев Жандар. Не отдыхая, несмотря на то, что тошнило от трупного запаха и кружилась голова, мы хоронили ровно два дня и две ночи..."

Свидетельские показания Гаевой Замы Ясуевны, 1940 года рожде­ния, живет в г. Грозном: "Когда нас выселяли из Зерха, наш отец Гаев Ясу пас отару овец в лесу, а мать ушла на мельницу. А мы, четыре девочки, были дома одни. Старшей - Арубике было 10 лет, мне, Заме, 4-5 лет, Совдат - 3 года, Саците - 1 год. Нас кто-то завернул в одеяла и положил на сани, запряженные быками. Я помню только, что на санях я была одна. Когда сани спустились с горы Кхордойн-лам и подъехали к кладбищу аула Безаюрт, я проснулась. Вокруг не было ни души. Было холодно. Стояла ночь, было видно чистое, светлое небо. Не было видно и быков, запряженных раньше в сани. Вокруг не было видно ни одной живой души. Сначала я приподнялась, затем, испугавшись, завернулась в одеяло и спряталась. Рассвело, я снова приподнялась. Тогда я услыша­ла русскую речь, голоса людей и цокот копыт лошадей. Когда они подошли, я услышала: "Это же ребенок!" - сказал один русский. И тут среди них произошла словесная перепалка. Однако один из них взял меня на руки, посадил на спину и сверху надел шинель. Эта ссора произошла из-за того, что одни хотели меня убить, а мой защитник этому воспрепятствовал. Все ругали его. Я сидела под шинелью на его спине, очень боялась и навзрыд плакала. Солдат вместе со мной сел на коня. Он старался меня успокоить и дал сухарь. Я все плакала. Тогда он снял меня со спины, надел на меня теплую телогрейку и посадил впереди себя в седло. Так мы доехали до Арш-алие. Там в грязи стояло много народу. В грязи лежали стебли куку-рузы, на них стояли плачу­щие женщины и дети. "Чей ребенок?" - спросил солдат. Ко мне по­дошел брат моей матери. Русский не отдал меня ему, спросив, где моя мать. "Мать ее на мельнице", - ответил мой дядя. Этот солдат продер­жал меня на руках, не выпуская из объятий, всю ночь. На следующее утро, на рассвете я узнала платье моей матери. Я дико закричала: "Нана!" Мама, рыдая, ринулась ко мне. Я протянула руки в сторону матери. Русский солдат посмотрел на меня и горько заплакал..."

Свидетельства:

"Я, Батукаев Абухажи, свидетельствую. Я родился в 1912 году в сел.-Моцкара Галанчожского района. Сейчас живу в Гехи-Чу. Я подтвер­ждаю, что моя семья и мои родственники в количестве 19 человек - дети, женщи-ны,старики - были расстреляны и сожжены в Хайбахе солдатами. Это было в 1944 году. Это рассказали мне те, кто хоронил всех расстрелянных и сожженных".

"Все изложенное выше истинно. То, что это правда, я подтверждаю. В Хайбахе 147 детей, женщин, стариков расстреляли из автоматов и сожгли. Все это я, Гамаргаев Ахмад, подтверждаю. Я сам хоронил этих людей".

"Я, Ампукаев Сайд-Хасан, 1920 года рождения, подтверждаю: Алтаева Зарипат, о которой рассказывалось выше, была убита солдатами и сожжена в ауле Муше-Чу. Она была моей тетей по отцовской линии. Я вместе с Гамаргаевым Ахмадом и Эльгакаевым Рукманом и другими хоронил всех сожженных, убитых, расстрелянных. Живу в Гехи-Чу".

Поиск продолжается.

Свидетельства собраны

Саламатом Гаевым и Ахмадом Сулеймановым

Перевод с чеченского младшего научного сотрудника Далхана Хожаева

 

Date: 2016-02-19; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию