Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности





Организация бухгалтерского учета базируется на общепринятых в международной практике и закрепленных в ст. 4 П(с)БУ-1 основных принципах бухгалтерского учета и отчетности.

Рассмотрим их подробнее:

1. Принцип осмотрительности – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которое позволит избежать занижения оценки обязательств и расходов и завышения оценки активов и доходов предприятия.

Так, если есть вероятность того, что реальная стоимость имущества ниже стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, необходимо провести уценку имущества.

Одновременно необходимо учесть все реальные и потенциальные обязательства. Например, создать гарантийный резерв и отразить его в составе обязательств, а доход от реализации уменьшить на процент расходов на гарантийный ремонт.

На этом принципе основывается и оценка в балансе дебиторской задолженности покупателей за товары (работы, услуги) (т.е. сумма дебиторской задолженности включается в итог баланса не по первоначальной стоимости, а по чистой стоимости реализации, полученной с учетом резерва сомнительных долгов).

2. Принцип полного освещения – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о текущих и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решение пользователей. Например, в отчетах приводится вся информация об имуществе предприятия, его обязательствах и капитале: в балансе статья “НМА” приводится по первоначальной, остаточной стоимости и дается сумма износа; в примечаниях к финансовым отчетам дается дополнительная информация, которая не нашла отражения в финансовых отчетах, но важна для пользователя (имущество, находящееся в долгосрочной аренде, применяемые методы амортизации основных средств и НМА).

3. Принцип автономности – каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства собственника не должны отражаться в финансовых отчетах.

4. Принцип последовательности – постоянное из года в год применение предприятием выбранной учетной политики. Изменение в учетной политике может быть в случаях, предусмотренных НП(с)БУ и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности.

Изменить выбранную учетную политику можно, если меняются уставные требования, при изменениях в П(с)БУ и если новые положения в учетной политике обеспечат более достоверное отражение операций в финансовой отчетности. При внесении изменений в учетную политику следует указать в Примечаниях к финансовым отчетам (в разделе “Учетная политика”) причины и суть этих изменений и сумму корректировки нераспределенной прибыли за отчетный период или обоснование невозможности ее определения.

5. Принцип непрерывности – оценка активов и обязательств предприятия осуществляется, исходя из предположения, что его деятельность будет осуществляться и дальше.

На этой концепции основана практика оценки активов по первоначальной (исторической) стоимости, деления их на оборотные и необоротные, а обязательств – на текущие и долгосрочные. Если бы предприятие собиралось ликвидироваться, а не существовать в обозримом будущем, то активы подлежали бы переоценке и представлялись бы в отчетности по рыночной стоимости реализации, т.к. предприятию необходимо реализовать активы и расплатиться с долгами. В противном случае такая отчетность введет в заблуждение кредиторов предприятия.

6. Принцип начисления и соответствия доходов и затрат. Этот принцип состоит из двух составляющих: принципа начисления и принципа соответствия.

Согласно принципу начисления доходы и затраты отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в момент их возникновения (начисления), независимо от даты поступления или оплаты денежных средств. Согласно принципу соответствия для определения финансового результата отчетного периода, необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были понесены для получения этих доходов.

При составлении финансовой отчетности осуществляются регулирующие и заключительные записи, что дает возможность определить доходы и затраты за отчетный период.

Рассмотрим на примере реализацию этого принципа. Имеются данные о расходах и доходах по трем договорам на производство продукции по предприятию.

(грн.)

  Расходы Доходы
Договор 1    
Договор 2    
Договор 3   (то есть – расходы понесены, но реализация не состоялась, т.е. доход не признан)
Всего за отчетный период    

Для определения финансового результата следует учесть:


Доходы отчетного – Расходы отчетного = прибыль

периода периода по отчетного

по договорам 1 и 2 договорам 1 и 2 периода

(1200 + 580) – (960 + 400) = (1780–1360)=420 (грн.)

Если бы не был применен принцип соответствия, то финансовым результатом отчетного периода можно было бы считать убыток:

1780–1860= – 80 грн.

7. Принцип превалирования сущности над формой, согласно которому операции учитываются, соответственно их сути, а не только исходя из юридической формы.

Например, передача актива в финансовую аренду не означает перехода права собственности на него от арендодателя к арендатору. Но на практике такой актив зачисляется на баланс предприятия, поскольку к нему переходят практически все выгоды и риски от использования актива.

Или, форма ценной бумаги – вексель, а сущность операции может быть разной: отсрочка платежа, финансовые вложения, расчетная операция, что, соответственно, по-разному будет отражено на счетах бухгалтерского учета.

8. Принцип исторической себестоимости, согласно которому приоритетной является оценка активов предприятия исходя из затрат на их производство или приобретение. Так, к исторической себестоимости приобретения относят:

– цену приобретения за вычетом торговых скидок;

– таможенные пошлины и налоги (кроме возмещаемых);

– расходы на транспортировку, разгрузку, хранение.

К исторической себестоимости изготовления (производства) относят:

– прямые материальные затраты;

– прямые затраты на оплату труда;

– производственные накладные расходы (т.е. административные расходы и расходы на сбыт не входят в историческую себестоимость и покрываются за счет прибыли).

9. Принцип единого денежного измерителя, который предусматривает измерение и обобщение учетной информации в едином денежном измерителе.

10. Принцип периодичности предполагает распределение деятельности предприятия на конкретные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Согласно П(с)БУ-1, отчетным периодом для действующего предприятия является 1 год. Для новосозданного предприятия или предприятия, которое ликвидируется, длительность периода другая (менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев – для новосозданного предприятия; с начала отчетного года до момента принятия решения о ликвидации – для ликвидируемого).

1.5. Предмет и объекты бухгалтерского учета.

Предметом любой науки называют то, что изучает данная наука. Бухгалтерский учет изучает хозяйственную деятельность предприятия, которая складывается из отдельных хозяйственных операций, изменяющих имущество (хозяйственные средства) и его источники.

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие располагает необходимыми хозяйственными средствами, строениями, машинами, оборудованием, материалами, товарами и т.д.

Наряду с хозяйственными средствами необходимым условием хозяйственной деятельности является труд. Затраты труда включаются наряду с материальными затратами и другими средствами производства в стоимость изготовленных изделий, т.е. овеществляются в них.

Хозяйственная деятельность состоит и из хозяйственных процессов, в состав которых входят: процесс производства, процесс заготовки и снабжения и процесс реализации.


Каждому из этих процессов присущи свои хозяйственные операции. Например, процессу снабжения присущи следующие операции: приобретение материалов, доставка их на склад (транспортировка), расчеты с поставщиком за них; процессу производства характерны следующие хозяйственные операции: отпуск материала со складов в производство, изготовление из них готовых изделий и т.д. Процессу реализации характерны операции по отгрузке готовой продукции со склада покупателю, операции по поступлению денежных средств. Хозяйственные операции направлены на осуществление определенных хозяйственных процессов, поэтому они называются элементами того или иного хозяйственного процесса.

Хозяйственная деятельность каждого предприятия требует планирования, управления и контроля. Чтобы собрать сведения о хозяйственных процессах, прежде всего, необходимо наблюдение за всеми фактами и явлениями, из которых складывается хозяйственная деятельность предприятия.

Результаты наблюдения выражаются количественно, т.е. измеряются, регистрируются, группируются и обобщаются. Количественное отражение хозяйственных операций вместе с тем раскрывает и их качество. Отражая процессы производства и обращения, учет показывает не только количество произведенной и реализованной продукции, величину затрат на производство, но и позволяет определить фактическую себестоимость готовой продукции, расходы на производство, финансовые результаты.

Мы рассмотрели составляющие хозяйственной деятельности предприятия, что и составляет предмет бухгалтерского учета.

Итак, предметом бухгалтерского учета является имущество, находящееся на предприятии в виде хозяйственных средств, его источники, движение хозяйственных средств и источников в ходе хозяйственных операций, совершавшихся в процессе производства, и результаты работы, обобщенные в денежном измерителе.

Сущность предмета бухучета раскрывается через его объекты (что именно в хозяйственной деятельности предприятия изучает бухучет?)

Объектами бухучета являются:

– хозяйственные средства (активы);

– источники хозяйственных средств (пассивы);

– хозяйственные процессы.

Хозяйственные средства (активы) – это материальные ценности, нематериальные активы, денежные средства и средства в расчетах. В зависимости от их участия в процессе производства активы подразделяются на необоротные и оборотные.

К оборотным активам относятся запасы, денежные средства и средства в расчетах, а к необоротным активам – основные средства, долгосрочные финансовые вложения и нематериальные активы. Классификация активов предприятия представлена на схеме:

 

Нематериаль- Материальные Денежные Средства в рас-

ные активы ценности средства четах или дебитор-

и их эквиваленты ская задолженность

 

 

Основные ср-ва Долгосрочное финан- Запасы

совые вложения в ак-

ции, облигации

 

 

Необоротные активы Оборотные активы

 







Date: 2015-12-12; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию