Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закон Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”, его суть, значение и основные положения
1.3.1. Сущность и значение Закона Значение первого Закона Украины “О бухгалтерском учете” и финансовой отчетности в Украине” от 16.07.99 г. №996 для осуществления учета и отчетности очень велико. Действие Закона распространяется на всех юридических лиц, созданных согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность в соответствии с законодательством. Сущность Закона в том, что им закреплен переход Украины на систему бухгалтерского учета и отчетности, основанную на международных стандартах финансовой отчетности, т.е. на новые национальные Положения (стандарты) бухгалтерского учета и отчетности. Закон вступил в силу с 1.01.2000 г. В нем четко определены положение главного бухгалтера и мера его ответственности. Огромное значение имеет то, что впервые законодательно защищен главный бухгалтер, поскольку в ст. 8 отмечено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленных сроков, но не менее 3-х лет, возложена на собственника (руководителя) или уполномоченный орган (должностное лицо), которое осуществляет руководство предприятием согласно законодательству и уставным документам. Главный бухгалтер должен обеспечить соблюдение на предприятии установленных методологических основ бухгалтерского учета, составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности, осуществлять контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, принимать участие в оформлении материалов по недостачам и кражам, осуществлять проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях. 1.3.2. Цель ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Целью ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности является предоставление пользователям для принятия решения полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении, результатах деятельности и движения денежных средств предприятия. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Согласно ст.1 Закона бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета (ст. 3 Закона).
1.3.3. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляется с целью: – создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы пользователей; – усовершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется МФУ, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, объем, формы и порядок составления годовой (квартальной) финансовой отчетности, порядок ведения учетных регистров различными предприятиями, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. При МФУ действует как совещательный орган Методологический совет по бухгалтерскому учету с целью: – организации разработки и рассмотрения проектов НП(С)БУ, других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности; – усовершенствованию организационных форм и методов бухгалтерского учета в Украине; – методологического обеспечения внедрения современной технологии сбора, обработки учетно-экономической информации. Однако п.5 ст.6 Закона представлено право министерствам и другим центральным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывать на базе НП(С)БУ методологические отраслевые рекомендации по их применению, т.е. по сути восстановлен отраслевой принцип ведения бух. учета, а следовательно, установлено отраслевое руководство по вопросу ведения бухгалтерского учета. Законом предусмотрена возможность отсутствия ведения бухгалтерского учета, представления отчетности для отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Пунктом 2 установлено, что субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством освобождены от обязательного учета доходов и расходов, не ведут бухгалтерского учета и не представляют финансовой отчетности.
1.3.4. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета. Организация учета включает такие понятия: – кто ведет учет (численность, структура учетного аппарата, его подчиненность, размещение); – как ведется учет (с помощью каких счетов, документов, форм учета, какова техника ведения учета); – в какие сроки осуществляется сбор, обработка, обобщение и представление информации. Численность учетного аппарата зависит от объема и специфики деятельности предприятия, количества материально-ответственных лиц, уровня автоматизации учета и прочих факторов.
Законом предусмотрен следующий порядок организации и ведения бухгалтерского учета (р. III, ст.8): 1) непрерывное ведение бух. учета со дня организации предприятия до дня его ликвидации; 2) самостоятельный выбор предприятием формы организации учета: – содержание бухгалтерской единицы (службы во главе с главным бухгалтером) на предприятии; – использование для ведения учета специалиста-предпринимателя, осуществляющего деятельность без создания юридического лица. (На сегодня предприниматели регистрируются, имея сертификат аудитора. Вероятно потребуется выдача физическим лицам по определенной процедуре сертификата на оказание бухгалтерских услуг); – ведение учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой; – самостоятельное ведение учета и составление отчетности непосредственно собственником;* 3) самостоятельный выбор предприятием учетной политики, т.е. совокупности методов, принципов и процедур, используемых для составления финансовой отчетности; 4) самостоятельный выбор предприятием формы бухгалтерского учета; 5) самостоятельная разработка предприятием системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля; 6) самостоятельное утверждение правил документооборота, технологии обработки информации, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета. Предприятие также может выделять на отдельный баланс обособленные представительства, филиалы и другие подразделения. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и предоставления для учета первичных документов. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством (п. 8 ст.8 Закона).
1.3.5. Технология ведения бухгалтерского учета Законом предусмотрена определенная технология ведения бухгалтерского учета, практически не отличающаяся от существующих норм (ст. 9): 1) основанием для осуществления учета являются первичные документы, составляемые на бумажных или машинных носителях с соблюдением обязательных реквизитов: – название документа (формы); – дата составления и место; – название предприятия, от имени которого составляется документ; – содержание и объем хозяйственной операции, единицы измерения хозяйственной операции; – должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; – личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции; (каждая хозяйственная операция, событие сопровождается составлением документа. Н.– Начисление заработной платы – нарядами, табелями, актами и др.; хищение или порча – актом соответствующей комиссии; начисление амортизации (износа), % за пользование кредитами банка – бухгалтерской справкой и т.д.) 2) Систематизация данных первичных документов на счетах и в регистрах бухгалтерского учета осуществляется методом двойной записи, причем операции в иностранной валюте отражаются как в валюте расчетов, так и в валюте платежей; 3) данные аналитического учета должны быть тождественны данным синтетического бухгалтерского учета по состоянию на 1-е число месяца; 4) регистры бухгалтерского учета должны отражать название, период составления, подписи и данные о лицах, составивших и подписавших их; 5) хозяйственные операции должны быть отражены в регистрах бухгалтерского учета в том отчетном периоде, когда они были осуществлены; 6) при составлении и хранении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации обязательным является изготовление копий на бумажных носителях информации по требованию других участников хозяйственных операций, правоохранительных и других органов; 7) ответственность за своевременность составления и достоверность данных в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета несут лица, составившие и подписавшие их. Законом определена необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, причем именно во время инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств предприятия.
1.3.6. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Законом установлен следующий порядок составления и представления финансовой отчетности: – обязательное составление финансовой отчетности на основе данных бухгалтерского учета; – подписание финансовой отчетности руководителем и главным бухгалтером; – составление финансовой отчетности. Закон определяет объем годовой финансовой отчетности для субъектов предпринимательской деятельности в составе: – “Баланса” (ф.1). – “Отчета о финансовых результатах” (ф. №2). – “Отчета о движении денежных средств” (ф. №3). – “Отчета о движении собственного капитала” (ф. №4). – Примечаний (приложений) к годовому отчету. Сокращенная по количеству показателей финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности состоит из Баланса и Отчета о финансовом состоянии. Материнские предприятия должны составлять по дочерним предприятиям консолидированную финансовую отчетность, составление которой урегулировано П(С)БУ 20 “Консолидированная финансовая отчетность”. Квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года). Отчетным периодом является календарный год. Первым отчетным периодом может быть период менее 12 месяцев и не более 15 месяцев (со дня регистрации до 31 декабря), а при ликвидации предприятия – с начала отчетного года до даты принятия решения о ликвидации. Предприятия обязаны предоставлять финансовую отчетность органам управления, трудовым коллективам по их требованию, учредителям (собственникам) и другим пользователям (органам исполнительной власти). Срок предоставления финансовой отчетности устанавливается КМУ Финансовая отчетность не является коммерческой тайной. Сроки предоставления финансовой отчетности: а) Баланс – до 25 числа следующего за отчетным периодом (кварталом); б) годовой Баланс – до 20 февраля следующего за отчетным годом; в) для оценки качества управления, принятия решений и для потребностей анализа – на последний день каждого месяца. Примечания к финансовым отчетам: Составляется к каждому отчету с целью его детализации. Ответственность за содержание финансовой отчетности несут лица, его подписавшие – руководитель и главный бухгалтер. Годовая финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке не позднее 1.06. следующего за отчетным года и не позднее, чем 1.07. должна быть опубликована в виде брошюр (касается субъектов, перечисленных ст.14 п.3 Закона).
Date: 2015-12-12; view: 881; Нарушение авторских прав |