![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Критерии проверки и оценки написания сочинения-рассуждения
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов (считаются все слова, в том числе служебные; слово с дефисом – это одно слово). Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более 2-х ошибок; К8 – допущены 1–3 ошибки; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии. Итак, система оценивания сочинения включает 12 критериев, отражающих требования к различным составляющим речевой подготовки учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы – 23 балла. Рассмотрим каждый из критериев. I. Содержание сочинения Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста (К 1) Прежде всего, необходимо внимательно прочитать исходный текст и понять его основное содержание: определить тему (о чём говорится в тексте) и идею (основную мысль, ради которой написан текст, т. е. авторскую позицию). Выявить несколько проблем текста, но сформулировать только одну, ту, по которой вам ясна позиция автора текста, и вы знаете, как прокомментировать данную проблему. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решений, исследования. Проблематика – это совокупность проблем. Выявить проблемы – значит определить вопросы, поставленные автором в тексте. В некоторых исходных текстах эти вопросы могут быть прямо сформулированы автором. Определяя проблему, следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому сформулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации, например: проблемы гуманизма, нравственного выбора, поисков смысла жизни, сохранения исторической памяти и культурного наследия, экологии, семейных отношений (проблема «отцов» и «детей») и др. Неверными являются формулировки типа «проблема любви к родной природе», «проблема милосердия». В формулировке следует обозначить отрицательное явление (например: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании») или с помощью отглагольного существительного показать сложный процессуальный характер необходимых действий («проблема сохранения памятников культуры», «проблема возрождения милосердия»). Можно использовать также нейтральное, безоценочное слово «отношение» и подобные слова: «проблема отношения молодежи к классической музыке», «проблема взаимоотношений человека и животных», «проблема влияния природы на человека». Сформулировать проблему можно двумя основными способами: 1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием. Автор затрагивает проблему экологии. Автором текста поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста; 2) формулировка в виде вопроса даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Возможно ли органичное сочетание в жизни человека духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящён текст Ю. Нагибина. В тексте публицистического стиля проблема выражается · тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста; · в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац). В тексте художественного стиля проблема выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т. д. Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста) Данные ошибки можно разделить на две группы: 1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого. Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов. Вот примеры ошибок, обусловленных отсутствием фундаментальных навыков (здесь и далее сохранены ошибки, связанные с нарушением языковых норм). 1. Автор пишет о проблеме того, что не нужно жалеть о прошедшем (текст В. Солоухина). 2. Проблема автора заключается в том, что Федосеев приехал в Москву в то время, когда Москва в военное время была неузнаваемой из-за маскировки. То есть автор нам хочет показать, какое время было и что творилось в Москве, каким он(?) был и каким он(?) стал (текст К. Воробьева, демонстрационный вариант 2010 г.). 3. В данном тексте автор поднимает вопрос о серых трудовых буднях (текст Д. Гранина). 4. Автор текста показывает проблему противостояния знания и незнания, почему школьники не хотят учиться (текст И. Гонцова). Ошибки на определение проблемы обусловлены тем, что ученик не видит всего текста, он обращает внимание на отдельные фразы (смысловые сигналы), которые могут стимулировать развертывание его сочинения, т. е. он пишет не о том, о чем говорится в тексте, а о том, о чем может написать. Известное изречение Р. Барта «Текст - это пикник, куда автор приносит слова, а читатель - смысл» находит в данном случае свое гротесковое воплощение. Понятно, что ошибки этого типа - проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного. 2. Ошибки, связанные с неумением реализовать то или иное знание, т. е. с отсутствием инструментальных навыков. Ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. Выделим следующие группы ошибок этого типа: А) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своем тексте поднимает проблему Москвы»; «Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии». В сочинениях используются аналогичные по грамматической структуре формулировки (управление формой родительного падежа: проблема чего?), но такие формулировки-клише не являются универсальными и могут быть неуместными в работе с другим текстом. Б) Неоправданное расширение проблемы: «Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»; «Случай, который показывает нам Н. Воробьев, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и есть актуальна»; «О чем этот текст? Только ли о войне? Нет, этот текст о нас с вами, о нашем времени, о том, что мир прекрасен, а красота его нерушима». На внешнем уровне эти ошибки мало чем отличаются от первой группы ошибок. Однако причина их появления лежит в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы. Критерий К1 оформляется в первом абзаце сочинения-рассуждения. Прежде чем сформулировать проблему исходного текста, необходимо сделать вступление. Вступление и формулировка проблемы исходного текста составят первый абзац сочинения. Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления: 1. Во вступлении к сочинению уместно сформулировать тему исходного текста - написать, о чем говорится в тексте. 2. Не следует начинать сочинение со слов «В этом тексте», «В данном тексте» («В этом тексте говорится...», «В данном тексте автор пишет о...»). Тем более неудачным является следующее распространенное начало: «В своем тексте автор говорит...» (разве автор может что-то сказать в чужом тексте?) 3. При первом упоминании в сочинении об авторе текста его фамилию нужно дать вместе с инициалами, одним или двумя - так, как это указано в конце исходного текста. В дальнейшем фамилию можно употреблять либо с инициалами, либо без них (нужно выбрать тот или иной вариант, сохраняя единообразие). 4. В тех случаях, когда экзаменуемому неизвестен пол автора и это невозможно определить по фамилии, не следует употреблять грамматические формы, указывающие на мужской или женский род, например: «Соловейчик сказал», «Соловейчик сказала», «по мнению Соловейчика», «по словам Соловейчик». Избежать ошибок помогут формы глагола настоящего времени («Соловейчик считает») или замена фамилии нарицательным существительным («по мнению автора»). 5. В тестовом задании (С1) не назван жанр исходного текста, а также не сказано, является ли данный текст целостным произведением или только его фрагментом. С этим связано большое число фактических ошибок в сочинениях. Так, в отношении одного и того же исходного текста разные учащиеся используют различные термины: рассказ, статья, очерк, отрывок и др. Рекомендуется употреблять нейтральный термин «текст». 6. Не старайтесь включать во вступление цитаты из исходного текста. Цитаты необходимы в основной части сочинения, где будут отражены и прокомментированы мысли автора. Вводная часть - это только подступы к основному разговору по теме. И эта часть не должна быть непропорционально большой. 7. Не забудьте выделить вступление и формулировку проблемы исходного текста в отдельный абзац. Помните, что критерий К5 не допускает ни одного нарушения абзацного членения текста сочинения. В общем, для вступления можно посоветовать использовать следующие направления: 1. о назначении публицистики вообще; 2. о мастерстве публициста (писателя), его творчестве; 3. эмоциональная реакция на исходный текст, эмоциональное восприятие предложенного текста; 4. цитирование (цитата должна (не из исходного текста) содержать одну из основных мыслей исходного текста и давать возможность выхода на формулировку проблемы данного текста). Date: 2016-02-19; view: 601; Нарушение авторских прав |