Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходные тексты





Текст №1 (публицистический стиль)

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из луч­ших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобио-логический, что своим существованием он обязан еще и вот этой ши­рокой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знамени­тые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни мно­гого другого,

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержа­ли нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла вы­стоять Ленинграду!

Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошло­сти и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литера­туры превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных цен­ностей.

Полная жизнь русской классики в школе - это условие существо­вания нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы пре­вращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

Текст №2 (художественный стиль)

Николай Степанович был дома, возился в сарае с каким-то хламом. Они с Романом были хорошо знакомы. Учитель частенько просил механика насчёт машины, съездить куда-нибудь.

- Здравствуйте, Николай Степаныч.

- Здравствуйте, Роман Константинович! Учитель от­ряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету. - Поте­рял одну штуку... извозился весь.

- Николай Степаныч, - сразу приступил Роман к делу, - слушал я счас сынишку... «Русь-тройку» учит...

-Так.

- И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляют­ся, любуются, можно сказать, дорогу дают - Русь-тройка! Там прямо сравнивается. Другие державы дорогу дают...

- Так...

- А кто в тройке-то? - Роман пытливо уставился в глаза учителю. Кто едет-то? Кому дорогу-то?..

Николай Степаныч пожал плечами:

- Чичиков едет...

-Так это Русь-то — Чичикова мчит? Это перед ним шапки все снимают?

Николай Степаныч засмеялся. Но Роман всё смот­рел ему в глаза - пытливо и требовательно.

- Да нет, - сказал учитель, - при чём тут Чичиков?

- Ну, а как же? Тройке все дают дорогу, все рассту­паются...

- Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым. Здесь имеется... Здесь - движение, скорость, удалая езда - вот что Гоголь подчеркивает. При чём тут Чичиков?

- Так он же едет, Чичиков!

- Ну и что?

- Да как же? Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол... А в тройке - шулер. Какая же тут гордость?

Николай Степаныч в свою очередь посмотрел на Ро­мана... Усмехнулся.

- Как-то вы... не с того конца зашли.

- Да с какого ни заходи - в тройке-то Чичиков. Ехай там, например... Стенька Разин - всё понятно. А тут - ездил по краю...

- По губернии.

- Ну по губернии. А может, Гоголь так и имел в ви­ду: подсуроплю, мол: пока догадаются - меня уж живого не бу­дет. А?

Николай Степаныч опять засмеялся:

- Как-то неожиданно вы всё это поняли. Странный какой-то настрой... Чего вы?

- Да вот влетело в башку!..

- Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движени­ем, и пришла мысль о Руси, о её судьбе...

- Да это-то я понимаю.

- Ну, а что тогда? Лирическое отступление, конец первого тома... Он собирался второй том писать. Чичикова он уже оставил - для второго тома...

- В тройке оставил-то, вот что меня... это... и заскреб­ло-то. Как же так, едет мошенник, а... Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда... Чёрт его знает, вообще-то! Ведь и так тоже можно подумать, как я.

- Да подумали же... чего ещё? Можно, конечно. Но это уже будет - за Гоголя. Он-то так не думал.

- Ну, его теперь не спросишь: думал он так или не ду­мал? Да нет, даже не в этом дело, может не думал. Но вот влетело же мне в голову.


- Надо сказать, что за всю мою педагогическую дея­тельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так не подумал. И ни от кого не слышал. - Николай Сте­паныч улыбнулся. - Вот ведь!.. И так можно оказывается понять. Нет, в этом, пожалуй, ничего странного нет... Вы сынишке-то сказали об этом?

- Нет. Ну, зачем я буду?.. Не надо... А то... Не надо.

(В. М. Шукшин)

Приведём несколько примеров вступления и формулировки проблемы исходного текста из сочинений по двум указанным текстам:

1. Автор текста – Валентин Непомнящий, доктор филологических наук, затрагивает в тексте важную для любого обще­ства тему. Он пишет о культуре как системе ценностей и гуманитар­ном образовании, которое приобщает людей к культуре. Размышления автора текста касаются важной проблемы - роли классической литературы в обществе и в школе.

2. Век информационных технологий. Кто-то точно охарактеризо­вал время, в которое мы живем. Пушкин, Достоевский, Шостакович уступили место телевидению, компьютерам, бесконечному потоку информации. И потому сейчас очень важны размышления В. Непомнящего о культуре, образовании и традициях. Автор текста, доктор филологических наук, исследует проблему роли классической литературы в обществе и в школе.

3. В тексте Валентина Непомнящего говорится о том, что настоящая ли­тература воспитывает людей, формируя их нравственные качества и противодействуя пошлости, а также о том, что преподавание лите­ратуры в школе является необходимым, потому что именно в юности формируется система нравственных качеств человека. Поэтому проблема роли классической литературы в обществе и в школе, поднятая автором текста, в современном мире очень важна.

4. Василий Шукшин в своих рассказах создаёт образы-загадки. В исходном тексте раскрываются характеры героев: сельского учителя Николая Степановича и механика Романа. Автор обращает наше внимание на проблему восприятия литературы. Шукшина интересует, как герои пропускают через себя, через свою душу текст известного русского писателя Н. В. Гоголя.







Date: 2016-02-19; view: 1271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию