Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исходные тексты
Текст №1 (публицистический стиль) Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобио-логический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого, Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя... (В. Непомнящий) Текст №2 (художественный стиль) Николай Степанович был дома, возился в сарае с каким-то хламом. Они с Романом были хорошо знакомы. Учитель частенько просил механика насчёт машины, съездить куда-нибудь. - Здравствуйте, Николай Степаныч. - Здравствуйте, Роман Константинович! Учитель отряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету. - Потерял одну штуку... извозился весь. - Николай Степаныч, - сразу приступил Роман к делу, - слушал я счас сынишку... «Русь-тройку» учит... -Так. - И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают - Русь-тройка! Там прямо сравнивается. Другие державы дорогу дают... - Так... - А кто в тройке-то? - Роман пытливо уставился в глаза учителю. Кто едет-то? Кому дорогу-то?.. Николай Степаныч пожал плечами: - Чичиков едет... -Так это Русь-то — Чичикова мчит? Это перед ним шапки все снимают? Николай Степаныч засмеялся. Но Роман всё смотрел ему в глаза - пытливо и требовательно. - Да нет, - сказал учитель, - при чём тут Чичиков? - Ну, а как же? Тройке все дают дорогу, все расступаются... - Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым. Здесь имеется... Здесь - движение, скорость, удалая езда - вот что Гоголь подчеркивает. При чём тут Чичиков? - Так он же едет, Чичиков! - Ну и что? - Да как же? Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол... А в тройке - шулер. Какая же тут гордость? Николай Степаныч в свою очередь посмотрел на Романа... Усмехнулся. - Как-то вы... не с того конца зашли. - Да с какого ни заходи - в тройке-то Чичиков. Ехай там, например... Стенька Разин - всё понятно. А тут - ездил по краю... - По губернии. - Ну по губернии. А может, Гоголь так и имел в виду: подсуроплю, мол: пока догадаются - меня уж живого не будет. А? Николай Степаныч опять засмеялся: - Как-то неожиданно вы всё это поняли. Странный какой-то настрой... Чего вы? - Да вот влетело в башку!.. - Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, о её судьбе... - Да это-то я понимаю. - Ну, а что тогда? Лирическое отступление, конец первого тома... Он собирался второй том писать. Чичикова он уже оставил - для второго тома... - В тройке оставил-то, вот что меня... это... и заскребло-то. Как же так, едет мошенник, а... Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда... Чёрт его знает, вообще-то! Ведь и так тоже можно подумать, как я. - Да подумали же... чего ещё? Можно, конечно. Но это уже будет - за Гоголя. Он-то так не думал. - Ну, его теперь не спросишь: думал он так или не думал? Да нет, даже не в этом дело, может не думал. Но вот влетело же мне в голову. - Надо сказать, что за всю мою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так не подумал. И ни от кого не слышал. - Николай Степаныч улыбнулся. - Вот ведь!.. И так можно оказывается понять. Нет, в этом, пожалуй, ничего странного нет... Вы сынишке-то сказали об этом? - Нет. Ну, зачем я буду?.. Не надо... А то... Не надо. (В. М. Шукшин) Приведём несколько примеров вступления и формулировки проблемы исходного текста из сочинений по двум указанным текстам: 1. Автор текста – Валентин Непомнящий, доктор филологических наук, затрагивает в тексте важную для любого общества тему. Он пишет о культуре как системе ценностей и гуманитарном образовании, которое приобщает людей к культуре. Размышления автора текста касаются важной проблемы - роли классической литературы в обществе и в школе. 2. Век информационных технологий. Кто-то точно охарактеризовал время, в которое мы живем. Пушкин, Достоевский, Шостакович уступили место телевидению, компьютерам, бесконечному потоку информации. И потому сейчас очень важны размышления В. Непомнящего о культуре, образовании и традициях. Автор текста, доктор филологических наук, исследует проблему роли классической литературы в обществе и в школе. 3. В тексте Валентина Непомнящего говорится о том, что настоящая литература воспитывает людей, формируя их нравственные качества и противодействуя пошлости, а также о том, что преподавание литературы в школе является необходимым, потому что именно в юности формируется система нравственных качеств человека. Поэтому проблема роли классической литературы в обществе и в школе, поднятая автором текста, в современном мире очень важна. 4. Василий Шукшин в своих рассказах создаёт образы-загадки. В исходном тексте раскрываются характеры героев: сельского учителя Николая Степановича и механика Романа. Автор обращает наше внимание на проблему восприятия литературы. Шукшина интересует, как герои пропускают через себя, через свою душу текст известного русского писателя Н. В. Гоголя. Date: 2016-02-19; view: 1271; Нарушение авторских прав |