Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научный стиль
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. В научном стиле можно выделить следующие разновидности: 1) собственно научный стиль (присущ научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам), 2) научно-популярный стиль (присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией), 3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся). Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне лексики: · насыщенность терминами данной науки; · использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование; · употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц); · частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому; на уровне морфологии: · редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа; · специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), · использование причастий и деепричастий и оборотов с ними; на синтаксическом уровне: · употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; · неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; · частые цитаты, ссылки; · использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем. Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия. Приведем в качестве примера отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике: Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения. В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля: – лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический; – символ Р (презумпция) в качестве компонента текста; – слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение; – отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой; – слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный; – отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности; – сложное предложение с условным подчинительным союзом если... то, указывающее на причинно-следственные отношения; – придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б); – ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979. Date: 2016-02-19; view: 577; Нарушение авторских прав |