Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевые клише для комментирования сформулированной проблемы исходного текста
· В современном мире данная проблема приобретает всё большую значимость (занимает особое положение в жизни общества). · Истоки проблемы кроются в … · Такого рода проблемы касаются каждого из нас. · Данную проблему можно отнести к разряду так называемых вечных проблем. · Важность проблемы подчёркивается тем, что… · Данная проблема заставляет задуматься о … · Эта проблема не может оставить равнодушным. Приведём несколько примеров комментария к сформулированной проблеме исходного текста из сочинений по двум исходным текстам (см. К1): 1. Все чаще в наше время люди начинают задумываться о нравственном возрождении российского народа. Все актуальнее становятся для нас проблемы культуры, гуманизма, духовного развития личности. Почему? Может быть, потому что современное общество стоит на краю пропасти, захвачено процессами нравственной деградации. И текст В. Непомнящего является своеобразным напоминанием о вечных нравственных ценностях. Его размышления заставляют каждого из нас еще раз задуматься о роли культуры и литературы в жизни людей. 2. Когда повсеместно распространяются дурные нравы и демонстративное небрежение к традициям, встает вопрос о роли культуры в жизни человека и общества в целом, о значении литературы в воспитании людей, формировании их вкусов, нравственных предпочтений. Поэтому проблема, поднятая В. Непомнящим, становится особо актуальной. 3.Часто характер человека, его внутренний мир познаются через восприятие литературных произведений. Так, в тексте В. М. Шукшина сельский «чудак» Роман слушал, как сын учит уроки: он учил «Русь-тройку» из поэмы «Мёртвые души». Слушал и думал, наверное, о своей жизни. Автор изображает открытого, доверчивого героя. Он вдумался в слова лирического отступления и изумился: на тройке едет Чичиков?! Вспомнил сельского учителя и решил поделиться с ним своей догадкой. Из пытливого, требовательного разговора он так ничего и не узнал. Учитель твердил давно заученные догмы, а когда соприкоснулся с повышенной эмоциональностью Романа. Задумался, но так и не мог дать ответ. Критерий 3. Отражение позиции автора исходного текста (К 3) После того как проблема сформулирована и прокомментирована, в следующем (третьем) абзаце излагается позиция автора исходного текста по данной проблеме. Способ отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. При формулировании позиции автора исходного текста важно помнить, что если вы сформулировали проблему текста в виде вопроса, то в К3 нужно ответить на этот вопрос. Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. В исходном тексте (обычно публицистического стиля) может быть фраза, ясно передающая точку зрения автора. В этом случае в сочинении можно использовать цитирование, прямую речь, введя ее следующим образом: Автор чётко выражает свою позицию: «...», Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: «...» и т. п. Если позиция автора не выражена в тексте прямо, ее следует сформулировать исходя из общего содержания текста. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение и т. д.), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Затем при помощи оценочных глаголов сформулируйте позицию автора текста: автор осуждает, иронизирует, сочувствует, восхищается и т. п. Применительно к текстам описательного характера, посвященным, например, изображению природы, позиция автора может быть сформулирована примерно так: Позиция автора не выражена явно, однако по тому, с какой любовью описывает он природу родного края, мы можем понять, что автор относится к ней трепетно и призывает нас ее беречь. В художественном тексте позиция автора может быть передана через слова одного из персонажей произведения. В этом случае она может быть представлена в сочинении следующим образом: Автор прямо не выражает свою позицию, но она становится понятной из слов: «...». Далее указывается, из слов какого именно персонажа, и приводится его высказывание, которое при необходимости может быть отредактировано. Итак, авторская позиция может быть выражена 1. Чётко, прямо, непосредственно: а) в названии текста; б) в отдельных предложениях текста; в) через ряд аргументов. 2. Через смысловой план текста: а) риторические вопросы; б) порядок слов; в) лексические повторы; г) оценочную лексику; д) метафоры, эпитеты, сравнения и другие тропы; е) модальные слова и частицы; ж) ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т. д. 3. Через композицию (построение) текста: а) противопоставление, контраст; б) пространственно-временная организация текста; в) конфликт; г) символы; д) открытость финала и др. Ошибки по критерию К3 (отражение позиции автора исходного текста) Большинство ошибок по критерию КЗследует рассматривать в связи с умением определять проблему текста (К1).Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем. В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому ученик вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. Вот как ученик формулирует авторскую позицию в работе, посвященной тексту И. Новикова: «Я согласна с позицией автора, утверждающего, что люди, как бы раздражительны они ни были, не должны подчиняться непогоде и своему угнетенному состоянию. В любой отрицательный момент своей жизни можно найти лучик света, способный вывести из по-осеннему сумеречного настроения». Еще один аналогичный пример: «Автор считает, что радоваться, улыбаться, надеяться, не поддаваться унынию нужно, несмотря ни на что. Я полностью разделяю это мнение. Ведь с унынием, тоской мы встречаемся довольно часто. Эта проблема, на мой взгляд, особенно касается городских жителей...» Рассмотрим эти примеры. Схема выполнения соответствует предлагаемым критериям: ученик формулирует авторскую позицию, затем выражает свое отношение к ней. Следовательно, недочеты вызваны не тем, что ученик не знает содержания действия, а тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути. Конфликт в сознании героя, ставший результатом острых противоречий между чувством и долгом, низводится до дискомфортных ощущений, вызванных осенним ненастьем. В сочинениях встречаются ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция никак не соотносятся. Трудности выявления авторской позиции в таких текстах, где она представлена неявно, могут привести к очевидным искажениям: «Я считаю, что главная мысль этого текста такова: «воля коллектива выше личных интересов». С точкой зрения автора я не согласен». Почему ученик решил, что коллективную волю автор ставит выше личных интересов, непонятно, тем более, что этот вывод противоречит основным положениям сочинения. Date: 2016-02-19; view: 561; Нарушение авторских прав |