Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к разработке бюджетов 1 page





Существуют различные подходы к разработке бюджетов, типовая классификация которых представлена на рисунке 10.

 
 


Рисунок 10 – Классификация подходов к разработке бюджетов

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты соответствующего центра ответственности для различного уровня объема производства предприятия (для различных уровней деловой активности).

Для различных уровней деловой активности сметы и планы можно разрабатывать, используя формулу, связывающую затраты и объем производства.

В зависимости от изменения объема выпуска продукции меняются переменные (и смешанные) затраты, при этом постоянные расходы остаются неизменными.

Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции (в виде нормы, умноженной на цену), а так же прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции, а постоянные затраты выделяются отдельно.

Принцип гибкого бюджета используют при планировании выручки, затрат на основные материалы, сдельной зарплаты и др., так как наиболее оптимально подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки.

В зависимости от изменений уровня деловой активностипредприятия фиксированный бюджет не меняется, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно (не явно зависят) от изменения объема выпуска продукции.

Фиксированные бюджеты используют, прежде всего, для центров частично регулируемых затрат, а также для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др.

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов.

1 Бюджеты «от достигнутого» (приростные) – составление бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде. При этом показатели предыдущего периода корректируются с учетом ценовой и налоговой политики государства и других факторов.

Преимущества:

- простота;

- не требуют значительных затрат на расчет.

Недостатки: не анализируется эффект затрат, а достигнутые результаты автоматически переносятся на следующий период.

Составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют «приростными»). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют «от достигнутого» (такие бюджеты встречаются наиболее часто).

2 Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20 %. Этот подход является промежуточным между бюджетом «от достигнутого» и бюджетом «с нуля».

3 Бюджеты «с нуля» разрабатывают, исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок (табл. 29).

Таблица 29 – Достоинства и недостатки бюджетирования «с нуля»

Достоинства Недостатки
Ориентация на достижение глобальной цели предприятия Цели четко определены, альтернативные способы их достижения описаны в явном виде Повышение мотивации вследствие участия менеджеров среднего и нижнего звена в подготовке бюджета Возможность выбора приоритетного направления деятельности Больше информации о входе и выходе (смета становится более рациональной и менее «политической») Повышение эффективности распределения ресурсов Сложность и трудоемкость разработки Дороговизна разработки Трудность измерения эффективности (особенно в случае нематериальных выгод)

9.2 Калькулирование себестоимости по системе «стандарт-кост»

 

Система «стандарт-кост» выступает на предприятии как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых затрат производства и их управление.

Заложенные в названии системы термины означают: «стандарт» – количество материальных и трудовых затрат необходимых для производства единицы продукции (услуг, работ) или заранее рассчитанные на производство единицы продукции материальные и трудовые затраты; а «кост» – это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

В основе системы «стандарт-кост» лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.); коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).


Таким образом, при применении предприятием системы «стандарт-кост» все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают не как фактические, а как нормативные (стандартные), или иными словами – предопределенные.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных
затрат:

- прямые материальные затраты;

- прямые затраты труда;

- общепроизводственные расходы.

Нормы расхода материалов и производственной заработной платы устанавливаются обычно в расчете на одно изделие.

Для контроля накладных расходов разрабатываются сметные ставки (нормы) за определенный период, исходя из намеченного объема продукции.

Сметы накладных расходов носят постоянный характер, однако при колебаниях объема производства для контроля за накладными расходами создаются переменные стандарты и скользящие сметы, в основе которых лежит классификация затрат, в зависимости от величины объема выпуска, на постоянные, переменные и полупеременные.

Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты – объем – прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной системе основу для осуществления последующего контроля бюджетов.

При применении на предприятии системы «стандарт-кост», учет отклонений фактических расходов от стандартных норм ведется, как правило, на следующих счетах:

1 Отклонения по расходу материалов.

2 Отклонения по заработной плате.

3 Отклонения по накладным расходам.

4 Отклонения от стандартной коммерческой себестоимости.

Для детализации учета этих отклонений по причинам их возникновения, каждый из этих счетов может быть разбит на более мелкие аналитические счета.

Таким образом, «стандарт-кост» – это система оперативного управления и контроля за ходом производственного процесса и затратами на производство, а также система анализа причин, в силу которых образовалась разница между стандартной и фактической себестоимостью продукции и выручкой от ее реализации.

Принципы этой системы являются универсальными, и поэтому их применение целесообразно при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

К достоинствам системы «стандарт-кост» относят:

- обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий;

- установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции;

- составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Система «стандарт-кост», в отличие от других, применяемых на практике систем учета затрат, имеет свои характерные особенности:

1 Во-первых, основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их.

2 Во-вторых, не все компании отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты.


3 Третьей особенностью в части отражения отклонений от стандартов является выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений – по статьям калькуляции, по факторам отклонений.

Данные особенности системы «стандарт-кост» означают, что в целях управления затратами всегда рассматривается: насколько существенны эти отклонения, чтобы их учитывать; что они показывают, при решении каких проблем они могут быть использованы; важность выявленных отклонений в анализе затрат на производство.


9.3 Калькулирование себестоимости продукции по системе «директ-кост»

 

При исчислении себестоимости по методу «директ-кост» элементами расчета являются прямые материальные и трудовые затраты, а так же переменная часть общепроизводственных расходов.

Постоянные общепроизводственные расходы рассматриваются как расходы текущего отчетного периода (при методе учета полных затрат все производственные затраты участвуют в расчете себестоимости продукции).

Дифференциация производственных расходов при использовании метода «директ-кост» позволила определять зависимость объема прибыли от объема реализации продукции и управлять себестоимостью.

Таким образом, суть этой системы сведена к следующему: прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.

Калькулирование себестоимости по системе «директ-кост» предусматривает неизменную величину постоянных расходов при любом объеме производства, поэтому основное внимание в управленческом учете уделяется постоянным расходам. Руководители предприятия и структурных подразделений усиливают контрольные функции управления этими затратами.

Система «директ-кост» имеет несколько отличительных особенностей:

- первая – разделение производственных затрат на переменные и постоянные;

- вторая – калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам;

- третья – многостадийность (многоступенчатость) составления отчета о доходах.

На первом этапе устанавливается связь объема производства готовой продукции с прямыми (переменными) затратами, отражается рентабельность производства отдельных видов продукции.

На втором этапе обобщенные на одном счете косвенные (постоянные) расходы сопоставляются с результатом или вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции.

Полученный результат отражает рентабельность всего производства и реализации продукции, а вся эта система, в конечном итоге, ориентирована на реализацию (т.е. на повышение объемов реализации, ведущего к увеличению полученной предприятием прибыли).

Так как оценивают объем готовой продукции и незавершенное производство только по переменным (прямым) затратам, то применение такой системы оценки побуждает предприятия изыскивать любые возможности для увеличения объемов реализации продукции.


В основе многостадийного (многоступенчатого) составления отчета о доходах лежит отчет о маржинальном доходе. Пример отчета о доходах и расходах при системе «директ-кост» представлен в таблице 30.

Таблица 30 – Отчет о доходах и расходах, составленный по методу

маржинального дохода

Показатель Сумма, грн
  Объем реализованной продукции 5 700
  Переменные затраты 3 300
  Маржинальный доход (стр. 1–2) 2 400
  Постоянные расходы 1 370
  Чистый доход (или убыток) (стр. 3–4) 1 030

 

В представленном отчете (см. табл. 30) имеются две ступени: верхняя – маржинальный доход; нижняя – чистый доход, которые заполняются при поэтапном процессе учета.

При разделении переменных затрат на: производственные и непроизводственные, данный отчет будет составлен в три этапа:

1) рассчитывается производственный маржинальный доход как разница между выручкой от реализации продукции и переменными производственными затратами.

2) определяется совокупный маржинальный доход в целом по предприятию как разность между производственным маржинальным доходом и внепроизводственными переменными затратами.

3) исчисляют чистую прибыль (или чистый убыток) путем сопоставления совокупного маржинального дохода и суммы постоянных затрат.

Далее ступенчатость отчета можно увеличить делением постоянных затрат (на условно-постоянные и условно-переменные), а так же по другим признакам группировки затрат или доходов (например, группировка постоянных затрат, имеющих прямое отношение к конкретным изделиям или группам изделий; подразделение постоянных затрат).

 

 

9.4 Краткая характеристика существующих систем управленческого учета, анализ их достоинств и недостатков

 

В настоящее время существует довольно много противоречивых мнений по поводу того, как правильно нужно калькулировать себестоимость продукции. От того, какой метод калькулирования будете применять, зависит очень многое.

Во-первых, от того, каким образом определяется состав и размер затрат зависит показатель прибыли, а отсюда – налог на прибыль,

Во-вторых, от метода калькулирования себестоимости в настоящее время, особенно при бартерных операциях, зависит стоимостной объем реализации, а отсюда – налог на добавленную стоимость,

В-третьих, от метода калькулирования во многом зависит оперативность составления и предоставления производственных отчетов, а отсюда - эффективность текущего контроля за затратами и доходами,

В-четвертых, от того как относятся к калькулированию затрат зависит достоверность всех внутрихозяйственных информационных потоков, необходимых для процесса управления предприятием и т.д. и т.п.

Последствий действительно очень много, но самое главное, всегда нужно помнить, что тот или иной метод калькулирования себестоимости продукции нужно применят в зависимости от той цели, которая стоит перед предприятием. У любой современной бухгалтерской системы существует четыре основных цели:

- удовлетворить требования внешних пользователей информации;

- оценить запасы, рассчитать себестоимость и определить прибыль;

- собрать информацию для принятия управленческих решений;

- подготовить информацию, необходимую для осуществления оперативного контроля и регулирования.

Учет по полной себестоимости

Основные черты системы учета по полной себестоимости:

Себестоимость продукции включает все затраты предприятия, причем постоянные затраты распределяются пропорционально выбранной
базе.

Достоинства:

- видна полная себестоимость продукции;

- соответствие сложившимся традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению;

Недостатки:

- невозможность проведения анализа, контроля и планирования
затрат вследствие невнимания к характеру поведения затрат в зависимости от объема (постоянные затраты в учете рассматриваются как переменные);

- утрата объектами калькуляции индивидуальности вследствие использования общих баз распределения;

- включение в себестоимость продукции затрат, не связанных непосредственно с ее производством, в итоге – искажение рентабельности отдельных видов продукции (зависит от выбора метода распределения постоянных затрат);

- в калькуляции цены с самого начала предусматривается плановая прибыль, тогда как на самом деле необходимо лишь устранить риск убытков (эти недостатки не позволяют выделить релевантные для принятия управленческих решений затраты).

Учет по нормативной себестоимости

Преимущества применения системы учета по нормативной себестоимости:

- возможность контроля (сопоставлением фактических значений с нормативными);

- возможность анализа причин отклонений; ускорение расчета затрат (затраты по каждому центру и по каждому носителю рассчитываются независимо друг от друга, а значит, возможно одновременное проведение расчетов);

- отсутствие необходимости калькулирования себестоимости по каждой партии отдельно;

- сглаживание колебаний себестоимости за счет возможностей резервирования

Недостатки:

- несоответствие нормирования «от достигнутого» или по экстраполяции требованиям сегодняшнего дня;

- при нормативном учете отсутствует обоснование корректировок средних значений, что снижает точность планирования и мешает эффективному контролю.

Учет по плановой себестоимости (стандарт-кост)

Основные черты системы учета по плановой себестоимости (стандарт-кост):

- плановые величины основаны не на данных прошедших периодов, а обусловлены прогнозами на будущее.

- прямые переменные затраты планируются по видам продукции, остальные – по центрам затрат (планируются и цены, и количество).

Достоинства (см. п. 4.2); более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля;

Недостатки: относительная сложность ведения учета.

Учет по усеченной себестоимости

При данном виде учета на объект калькуляции (продукцию, центр затрат и др.) относят лишь те затраты, которые при выбранном подходе рассматриваются как непосредственно связанные с данным объектом.

Достоинства:

1) Финансовый результат по всему предприятию и по отдельным видам продукции не зависит от выбора метода распределения постоянных
затрат.

2) Возможность сравнения себестоимости различных периодов только в части релевантных затрат (нерелевантные, неподконтрольные затраты не влияют на результат сравнения).

3) Преимущества учета характера поведения затрат в зависимости от изменения объема выпуска продукции открывают на предприятии дополнительные возможности:

- анализировать причины различных отклонений затрат и
результатов;

- планировать затраты и результаты;

- проводить оценку минимального критического объема производства; осуществлять оптимизацию объема производства и структуры выпуска;

- осуществлять ценообразование в краткосрочном периоде;

- осуществлять постоянный контроль;

- оценивать уровень риска (опасности и угрозы);

- выявлять причинно–следственные связи, т.е. выявлять «рычаги управления» затратами.

Недостатки:

- отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству;

- заниженная себестоимость запасов;

- разделение постоянных и переменных затрат затруднено (в долгосрочном периоде все затраты превращаются в переменные).

 


ЧАСТЬ 2
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ

 

1) Такой вид информации, который является связующим звеном между остальными видами экономической информации, – это:

а) экономическая информация;

б) плановая информация;

в) нормативно-справочная информация;

г) учетная информация.

2) Вид информации, который имеет стадии: сбор, изменение первичных данных, регистрация, передача в вычислительные центры или аппарат управления для обработки, обработка данных для оперативного управления, накапливание и группировка данных по потокам и определенным принципам, формирование сводной информации и осуществление расчетов, используемых в аналитическом и синтетическом учете, составление внутренней и внешней отчетности, – это:

а) экономическая информация;

б) плановая информация;

в) нормативно–справочная информация;

г) учетная информация.

3) Вид информации, которая последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия, – это:

а) экономическая информация;

б) плановая информация;

в) нормативно–справочная информация;

г) учетная информация.

4) Информация, содержащая данные для выбора действий, которые могут быть предприняты в будущем, – это:

а) экономическая информация;

б) плановая информация;

в) нормативно-справочная информация;

г) учетная информация.

5) К методам управленческого учета относят:

а) элементы метода финансового учета;

б) индексный метод;

в) факторный анализ;

г) математические методы;

д) методы прогнозирования.


6) Сегмент деятельности предприятия (рабочее место, цех), в котором возникают затраты, – это:

а) место возникновения;

б) центр возникновения затрат.

7) Первичная аналитическая единица, в пределах которой возможно планирование, учет и контроль затрат, – это:

а) место возникновения;

б) центр возникновения затрат.

8) В этом виде учета и отчетности наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции с целью контроля за выполнением установленных бизнес-планов:

а) выборочные учетные данные;

б) бухгалтерский учет;

в) оперативный учет и отчетность;

г) статистический учет и отчетность.

9) Этот учет и отчетность отражают совокупность массовых явлений и процессов, характеризуют их с количественной стороны (в увязке с качественной стороной), позволяют выявить определенные экономические закономерности, служат важным источником информации:

а) выборочные учетные данные;

б) бухгалтерский учет;

в) оперативный учет и отчетность;

г) статистический учет и отчетность.

10) Этот вид учета и отчетности, применяется на отдельных участках хозяйственной деятельности организаций, обеспечивает более быстрое по сравнению со статистикой и бухгалтерией получение соответствующей информации:

а) выборочные учетные данные;

б) бухгалтерский учет;

в) оперативный учет и отчетность;

г) статистический учет и отчетность.

11) Какие учетные данные помогают углубить и детализировать показатели отчетности:

а) выборочные учетные данные;

б) бухгалтерский учет;

в) оперативный учет и отчетность;

г) статистический учет и отчетность?

12) Разновидность центра, в котором доход является денежным выражением произведенной продукции; затраты – денежным выражением использованных ресурсов, а прибыль – разницей между доходами и затратами, – это:

а) центр ответственности;

б) центр рентабельности.

13) Какая система учета используется на предприятии, если она обеспечивает калькулирование себестоимости отдельных видов продукции и контроль затрат на ее производство? Это достигается «включением» счетов производственного учета в общую систему счетов, в результате чего они корреспондируют со счетами финансового учета. В основу выделения счетов для учета затрат предприятия в этой системе учета положен функциональный признак:

а) общая система учета;

б) переплетенная система учета;

в) интегрированная система учета.

14) Среди перечисленных источников информации выберите те, которые относят к учетным:

а) материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита;

б) материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

в) материалы проверок налоговой службой;

г) материалы постоянно действующих производственных совещаний;

д) материалы собраний трудовых коллективов;

е) бухгалтерский учет и отчетность;

ж) статистический учет и отчетность;

и) оперативный учет и отчетность;

к) выборочные учетные данные.

15) Среди перечисленных источников информации выберите те, которые относят к вне учетным:

а) материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита;

б) материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

в) материалы проверок налоговой службой;

г) материалы постоянно действующих производственных совещаний;

д) материалы собраний трудовых коллективов;

е) бухгалтерский учет и отчетность;

ж) статистический учет и отчетность;

и) оперативный учет и отчетность;

к) выборочные учетные данные.

16) На этом этапе выбирается модель управленческого учета в зависимости от его цели, определяются объекты и методы учета затрат, элементы метода бухгалтерского учета, которые будут служить для формирования информации, необходимой для принятия правильного управленческого решения:

а) методологический;

б) технический;

в) организационный.

17) Этап, предусматривающий разделение обязанностей между работниками в системе управленческого учета, – это:

а) методологический;

б) технический;

в) организационный.

18) На этом этапе выбирается состав регистров аналитического учета, формы внутренней отчетности, определяются направления движения информации внутри предприятия:

а) методологический;

б) технический;

в) организационный.

 

19) Какую систему учета используют предприятия, которые выпускают однородную продукцию:

а) общую систему учета;

б) переплетенную систему учета;

в) интегрированную систему учета?

20) Финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки, представления в отчетности – это:

а) проблемный учет;

б) систематический учет затрат;

в) автономная система учета;

г) монистическая система учета.

21) Учет, с помощью которого формируют информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов, – это:

а) проблемный учет;

б) систематический учет затрат;

в) автономная система учета;

г) монистическая система учета.

22) Интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета, – это:

а) проблемный учет;

б) систематический учет затрат;

в) автономная система учета;

г) монистическая система учета.

23) Этот вид учета является обособленным созданием систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования:

а) проблемный учет;

б) систематический учет затрат;

в) автономная система учета;

г) монистическая система учета.

24) Какая система учета используется на предприятии, если эта система базируется на периодическом учете запасов? Учет затрат предприятия ведется по элементам, количество и состав которых определяется самим предприятием. Доходы учитываются по их видам: от реализации продукции, инвестиций в ценные бумаги и т. д.:

а) общая система учета;

б) переплетенная система учета;

в) интегрированная система учета.

 

25) Все источники управленческой информации можно разделить на:

а) учетные;

б) внеучетные;

в) достоверные;

г) расчетные.

26) Система учета, которая состоит в формировании информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования, – это:







Date: 2016-02-19; view: 656; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.068 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию