Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим понятия: «производственные затраты отчетного периода» и «себестоимость продукции». 2 page





 

, (4)

 

где ВР – выручка от реализации;

Зпе р – переменные затраты.

 

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия:

 

, (5)

 

где Зпост – постоянные затраты;

П – прибыль предприятия.

 

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

- наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

- выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т. е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

- вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 9).

Рисунок 9 – Определение точки безубыточности
(порога рентабельности)

Изображенная на рисунке 9 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле

 

. (6)

 

Пороговая выручка, или точка безубыточности в денежном выражении, определяется по формуле

 

, (7)

 

где – коэффициент маржинального дохода,

 

. (8)

 

Запас прочности (ЗП) – величина, на которую достигнутый объем реализации превышает уровень безубыточности (критический объем).

Этот показатель можно определить как в денежном (ЗПден), так и натуральных измерителях (ЗПн):

 

, (9)

 

, (10)

 

где ВР – объем реализации в денежном выражении;

N – объем реализации в натуральном выражении.

 

Он показывает, на сколько единиц продукции или гривен можно сократить объем реализации без угрозы попасть в зону убытка. Запас прочности более объективная характеристика, чем точка безубыточности. Например, точки безубыточности маленького магазина и большого супермаркета могут отличаться в тысячи раз, и только запас прочности покажет какое из предприятий более устойчиво.

Коэффициент маржинального запаса прочности – это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой

 

. (11)

 

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Анализ величин в критической точке. Критическая точка – это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Таким образом, критической является точка, в которой предприятие начинает зарабатывать прибыль.

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена в натуральных измерителях, либо в стоимостных.

Анализ чувствительности основан на использовании приема «что будет, если» изменится один или несколько факторов, влияющих на величину объёма продаж, затрат или прибыли. На основе анализа можно получить данные о финансовом результате при заданном изменении определенных
параметров. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности (запас финансовой прочности), то есть та величина выручки, которая находится за критической точкой. Её сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.


Для менеджера в процессе анализа важно определить объемы и цену реализации, которые обеспечат получение желаемой прибыли.

Объем реализации (ОР) для получения желаемой прибыли определяют таким отношением:

а) в натуральных измерителях ():

 

, (12)

 

, (13)

 

где Пж – объем желаемой прибыли;

 

б) в денежном измерителе ():

 

, (14)

. (15)

 

Для определения суммы ожидаемой прибыли ()при заданном объеме реализации используют такие уравнения:


а) объем реализации задан в натуральных измерителях ():

, (16)

, (17)

; (18)

 

б) объем реализации задан в денежном измерителе ():

 

, (19)

, (20)

. (21)

 

Цена безубыточности ()определяется по уравнению

 

. (22)

Для определения цены, необходимой для получения желаемой прибыли при заданном объеме реализации ( ), используют уравнение

 

. (23)

 

Пример 1. Производственное предприятие выпускает и продает безалкогольный напиток «Байкал», средние переменные затраты на производство и сбыт которого составляют 5 грн за 1 бут. объемом 2 л. Напиток продается по цене 6,5 грн за 1 бут. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 25 тыс. грн. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает напитков в объеме 40 000 бут., 50 000 бут., 60 000 бут.

Решение

Для определения суммы ожидаемой прибыли ()при заданном объеме реализации в натуральном выражении используем формулу (16):

.


Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода, как разность между ценой и переменными затратами, получим:

 

,

 

,

 

,

 

.

 

Пример 2. Производственное предприятие производит и реализует одновременно два вида безалкогольных напитков. Данные об объемах продаж и затратах приведены в таблице 8.

Таблица 8 – Основные показатели деятельности предприятия, грн

Показатели Безалкогольные напитки
Фанта Тархун
Объем продаж в месяц, бут. 25 000 40 000
Цена реализации, грн 9,5 6,5
Переменные затраты на единицу изделия, грн    
Постоянные затраты за месяц, грн 15 000

 

Требуется определить:

- точку безубыточности в натуральном и денежном выражении;

- размер прибыли, получаемой предприятием за месяц;

- размер прибыли, которую получит предприятие, если расширит продажу напитка «Фанта» до 60 000 бут., а напитка «Тархун» – до 50 000 бут.

Решение

Для определения точки безубыточности в натуральном выражении используем формулу (6).

Доля напитков «Фанта» и «Тархун» в общем объеме составляет:

,

 

.

 

Тогда точка безубыточности продажи безалкогольных напитков в натуральном выражении составит:


.

 

Тогда точка безубыточности продажи напитков «Фанта» и «Тархун» соответственно:


 

,

 

 

Для определения точки безубыточности в денежном выражении используем формулу (7) и (8).

Тогда необходимо ввести средневзвешенный коэффициент для коэффициента маржинального дохода:

,

 

.

 

Точка безубыточности продажи безалкогольных напитков в денежном выражении составит:

 

.

 

Точка безубыточности продажи напитков «Фанта» и «Тархун» соответственно:

 

,

 

 

Чтобы рассчитать размер прибыли, получаемой предприятием за месяц, используем формулу (19):

 

.

 

Размер прибыли, которую получит предприятие, если расширит продажу напитка «Фанта» до 60 000 бут., а напитка «Тархун» – до 50 000 бут составит:

 

.

Пример 3. Предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал», переменные затраты на единицу которого составляют 5 грн за 1 бутылку. Напиток продается по цене 6,5 грн за 1 бутылку, постоянные затраты составляют 25 000 грн. Какое количество напитка предприятие должно продать, чтобы обеспечить получение 20 тыс. грн прибыли?

Решение

Объем реализации в натуральном выражении для получения желаемой прибыли определяют по формуле (12):

 

 

Пример 4. Производственное предприятие планирует продать 10 000 бутылок напитка «Байкал». Средние переменные затраты на
производство и сбыт составляют 5 грн, постоянные затраты – 20 000 грн. Предприятие планирует получить прибыль в размере 15 000 грн. По какой цене следует продать напиток?

Решение

Для определения цены, необходимой для получения желаемой прибыли при заданном объеме реализации, используют формулу (23):

 

.

 

Пример 5. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность (в гривнах):

 

Выручка от реализации 75 000

Переменные затраты 50 000

Постоянные затраты 15 000

Прибыль 10 000

Цена единицы напитка 15

Объем произведенной продукции, бут. 5 000

Определите точку безубыточности в денежном выражении, коэффициент маржинального запаса прочности и точку безубыточности.

Решение

Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Для этого воспользуемся формулой (14).

В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей.

Находим величину маржинального дохода:

75 000 грн – 50 000 грн = 25 000 грн.

Вычисляем коэффициент маржинального дохода по формуле (8):

 

.

 

Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении:

 

.

 

Коэффициент маржинального запаса прочности определим по формуле (11):

 

.

 

Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4 %, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее чем на 39,4 %, то предприятие будет получать прибыль, если более чем на 39,4 % – окажется в убытке.


Цену безубыточности определим как отношение пороговой выручки к порогу рентабельности:

 

.

 

 

6.8 Допущения анализа «Затраты – объем – прибыль»

 

1 Все затраты могут быть рассмотрены либо как постоянные, либо как переменные.

2 Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности.

3 Постоянные затраты не изменяются вместе с изменениями объема производства в пределах области релевантности.

4 Переменные затраты прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности.

5 Переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты) являются постоянными.

6 Цена реализации единицы продукции не меняется.

7 Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются.

8 Производительность труда не меняется.

9 Отсутствуют структурные сдвиги.

10 Объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов предприятия.

11 Объем продаж равен объему производства (т.е. в течение рассматриваемого периода изменений в уровнях запасов не происходит).

12 Ассортимент продукции на предприятии, где производится ряд различных товаров или оказывается несколько видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары и услуги.

Если одно или более из приведенных допущений отсутствует, применение анализа CVP может привести к ошибкам.

 

 

7 АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Классификация затрат на переменные и постоянные привела к возникновению метода прямого отнесения затрат на себестоимость выпускаемого товара. Этот метод – очень важное и эффективное орудие в руках руководства организации, особенно при планировании и контролировании прибыльности ее работы и установлении цен на выпускаемую продукцию. Он основан на принципе добавленной стоимости, которая определяется как разница между выручкой от продажи товара и прямыми (переменными) затратами на его изготовление. Добавленная стоимость идет на покрытие постоянных накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль организации.

Принятие специфических решений. Метод прямого отнесения затрат часто полезен при определении тех составляющих затрат, на которые следует обращать внимание при принятии специфических решений:

- продолжить или прекратить выпуск какой-либо группы товаров;

- производить какие-либо комплектующие изделия или приобретать их;

- принять или отклонить специальный заказ;

- как реагировать по поводу влияния на размер добавленной стоимости ограничивающих условий или других важнейших факторов.

 

 

7.1 Планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации

 

Необходимо принять решение о целесообразности полной или частичной ликвидации производства убыточной продукции, вида деятельности, подраздела и т.п. на основании анализа их прибыльности.

Подобное решение – одно из самых принципиальных в управлении деятельностью предприятия: первостепенным моментом является не абсолютная выручка от продажи того или иного изделия, а доля его участия в общей прибыли, получаемой предприятием от реализации всех выпускаемых изделий.

Анализ информации для такого решения базируется на калькуляции переменных расходов и определении маржинального дохода, сравнении потерь маржинального дохода с возможным сокращением постоянных расходов, учета изменения маржинального дохода от альтернативного использования освобожденных мощностей.

Пример. Фирма занимается выращиванием и продажей кокосов, бананов, ананасов и дынь. На основании представленных данных проведите оптимизацию структуры продаж. Сравните предложенные вами варианты. Рекомендуется исключение из продаж убыточный товар и увеличение объема продаж наиболее выгодного товара на 20 % (табл. 9).

Таблица 9 – Исходные данные, тыс. грн

Показатель Кокосы Ананасы Бананы Дыни
Выручка от продаж        
Переменные затраты        
Планируемые постоянные затраты        

 

Решение

Составим отчет о прибыли с текущими показателями (табл. 10).

Таблица 10 - Отчет о прибыли с текущими показателями, тыс. грн

Показатель Кокосы Ананасы Бананы Дыни Всего
Выручка от продаж          
Переменные затраты          
Маржинальный доход 40–15=25 40–25=15 100–65=35 20–15=5 200–120=80
Планируемые постоянные затраты          
Чистая прибыль 25–15=10 15–5=10 35–20=15 5–10=-5 80–50=30

Как показал анализ, в целом фирма работает прибыльно, но более подробный анализ ассортимента указал на то, что продажа дынь убыточна.

Рассмотрим два варианта оптимизации структуры продаж: исключение из продаж дынь и увеличение объема продаж бананов на 20 %.

Составим отчет о прибыли без учета дынь (табл. 11).

Таблица 11 - Отчет о прибыли без учета дынь, грн

Показатель Кокосы Ананасы Бананы Дыни Всего
Выручка          
Переменные затраты          
Маржинальный доход          
Постоянные затраты  
Прибыль  

Прекращение продаж дынь привело к сокращению общей прибыли до 25 тыс. грн.

Составим отчет о прибыли с увеличением объема продаж бананов на 20 % (табл. 12, грн).

Таблица 12 – Отчет о прибыли с увеличением объема продаж бананов, грн

Показатель Кокосы Ананасы Бананы Дыни Всего:
Выручка     100×1,2=120    
Переменные затраты     65×1,2=78    
Маржинальный доход     120–78=42    
Постоянные затраты  
Прибыль  

Очевидно, что это мероприятие выгодно магазину, т.к. это увеличит общую прибыль до 37 тыс. грн.

 

 

7.2 Анализ затрат на производство

 

Применение метода прямого отнесения затрат на себестоимость целесообразно только тогда, когда реальные условия производства таковы, что постоянные накладные расходы могут возмещаться (и фактически возмещаются) в ценах, установленных для конкретного базового количества производимых и продаваемых изделий, а установление цен на базе прямых затрат происходит только для дополнительного количества изделий.

Таким образом, метод прямого отнесения затрат можно с уверенностью применять при установлении цен только тогда, когда есть неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные накладные расходы возмещаются в ценах, установленных в зависимости от текущего объема производства.

Пример. Затраты на изготовление программы выпуска в размере 5000 штук и на одно изделие представлены в таблице 13.

Таблица 13 – Исходные данные

Показатель В расчете на 5000 штук, тыс. д. е. В расчете на единицу продукции, д. е.
Прямые затраты на материалы   2,0
Прямые затраты на рабочую силу   0,4
Прямые накладные расходы   0,6
Итого основных затрат   3,0
Переменные накладные расходы   0,8
Итого прямых затрат   3,8
Постоянные накладные расходы   1,2
Полные затраты (себестоимость)   5,0
Прибыль   1,0
Продажная цена   6,0

 


В этом примере изделие продается по цене 6,0 д. е., т. е. с прибылью 20 % по отношению к его себестоимости. Прямые затраты на изготовление изделия (затраты, изменяющиеся пропорционально количеству выпущенных единиц изделия) составляют 3,8 д. ед. Если объем продаж на внутреннем рынке в текущий момент составляет 5 тыс. ед., то можно предположить, что какое-то дополнительное количество может быть продано на внешних рынках. Тогда мы можем использовать прямые затраты в размере 3,8 д. е. в качестве базы определения экспортной цены, поскольку:

- постоянные накладные расходы в размере 6 тыс. д.е. не изменятся, и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 1,20 д. е. не нужно будет возвращать в ценах изделий, реализуемых на экспортных рынках;

- при продаже на экспорт ограничиться прибылью меньшей чем 1,0 д.е. Другими словами, экспорт этого изделия будет осуществляться с прибылью, если его экспортная цена будет выше величины прямых затрат в размере 3,8 д. е.

Для возможности получения прибыли, например в размере 20 % прямых затрат, мы должны продавать изделие по цене 4,56 д. ед.
(3,8 д. ед.+0,76 д. ед.).

Использование метода прямого отнесения затрат на себестоимость не может быть применим для установления цен на все товары.

 

 

7.3 Принятие решения о комплектующих изделиях

 

При принятии решения о комплектующих изделиях следует исходить из следующего:

1) величина постоянных накладных расходов остается неизменной независимо от принятого решения, поэтому эти затраты не являются релевантными и их не следует учитывать;

2) сравнение необходимо проводить между величиной прямых переменных затрат и предлагаемой ценой поставщика, и только на базе этого сравнения следует принимать решение о собственном производстве комплектующих или закупке.

Пример. Компания «Кардинал» нуждается в 20 000 комплектующих изделий. Есть следующая информация по затратам компании на производство комплектующих (табл. 14).

Таблица 14 – Исходные данные

Статья Величина, грн/шт
Основные материалы  
Заработная плата  
Производственные расходы (переменная часть)  
Производственные расходы (постоянная часть)  

 


Затраты на приобретение комплектующих изделий у фирмы «Орион» составляет 36 д.е. Если компания «Кардинал» будет покупать комплектующие, она не сможет использовать освободившиеся мощности для других производственных целей, и 60 % накладных расходов будут понесены несмотря ни на что.







Date: 2016-02-19; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию