Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д е р ж а в а






1. Основы государственности

Прежде всего необходимо остановиться на терминах держава и государство. С первым всё ясно: суть его в '(у)держании' строя, утрачивающего исконное общинное саморегулирование и требующего уже некого усилия-насилия для своего '(под)держания'. Второй термин древнее. В его сугубо славянском, как будто, звучании таится индоевропейская, причём именно араттская глубина. Несомненно в нём наличие составных частей говядо и дар. Го-су-дар-ство - это 'дарение (обще)ством го(вяд) (А)су(ре)': "сообщество, способное дарить коров Богу". Вероятно, такой или близкий смысл вложили жрецы-правители в это сложное слово-понятие. Себя же они впервые могли назвать властелинами: воплощениями божественной власти "Власа(Вола Асуры)-Тельца" в земной и небесной ипостасях этого созвездия, возглавлявшего солнечный зодиак в 4440-1720 годах до н. э. Специфика Аратты проступает здесь в том, что именно в ней (в буго-днестровской, сурско-днепровской, кукутеньско-трипольской культурах Юго-Восточной Европы VII-V тыс. до н. э.) был приручен крупный рогатый скот и начато его использование в земледелии и в жертвоприношениях тоже.
Выше сказано, что название державы Аратты прочитано шумерологом-языковедом А. Г. Кифишиным среди надписей Каменной Могилы и Подунавья VI-IV тысячелетий до н. э. Несколько позже датируется глиняная табличка из Горбуновского поселения, расположенного аж в Южном Зауралье. Данная табличка - копия части текста из "Грота Быка" (центрального святилища Каменной Могилы), скопированного также для святилища 23/VII Чатал-Гуюка. Вот эти тексты в их возможной последовательности:

Уту предков первых (людей) судил - (это) перволюди Севера. […] (На холме) Дуку утуги Аратты (возле) Древа Правителей Сына МЕ людей Спареными МЕ судили.
(По приказу) утугов Аратты Ламар (в) 80 (году) правителей судит.
Овца схвачена жрецом Аратты.
Когда Уту Лирой в Аратте завладел - Думузи к Ниназу в пропасть семена направил.

Эти календарно-мифологические тексты можно понимать так:
"Во времена Ледника перволюди подлежали суду Солнца… Позднее же людей судили - на Серебряном (белом?) Холме подле Древа Правителей, от имени Сына Бытия да еще и Дважды-Бытием (то есть наивысшим судом) - демоны Аратты (а не Солнце).
По велению демонов Аратты в 80 году (какого-то летоисчесления) правителей судил Бог-Заступник.
Верховный жрец Аратты принёс в жертву овцу.
Когда Солнце вступило над Араттой в созвездие Лиры - тогда умирающий-и-воскресающий бог-пастух Думузи ('Сын покинутый'; 'Пращур') направил семена в борозду (то есть засеял поле) под покровительство 'Владыки семени познания' (Нин-а-зу)".
Из этих расшифровок следует по крайней мере три вывода:
Во-первых, Аратта продолжила давнюю культуротворящую традицию, которая занимала территорию от Пиренеев и Карпат - до Анатолии и Алтая (см. четвертую надпись). Но государственный строй, пришедший на смену первобытности времён Ледника, стал противоположностью её догосударственному укладу. Теперь наивысшие судьи-утуги, действующие от имени вселенских законов и считающиеся воплощением божественной истины, связываются уже не со светом (с солнцем), а с тьмою (с лунным календарём?) - с демонами. Однако же этим самым подчеркивается не зло Закона, а Его сверхчеловеческая сила. Вспомним, что данная сила обусловливалась переходом от присваивающего к производящему хозяйству (от охоты и собирательства - к скотоводству и земледелию, отраженному в четвертом тексте) и что именно эта "Великая неолитическая революция" породила Аратту.
Во-вторых, суд в Аратте был достаточно гуманен, ибо проходил под покровительством Бога-заступника Ламара. Его имя родственно Аратте: оба происходят от 'Пламени'. Которое хоть и опасно, однако же преимущественно полезно.
В-третьих, державный строй Аратты предусматривал Верховного Жреца (который, в-четвертых, считался воплощением Бога-пращура Думузи). В иных текстах Подунавья - тоже араттских, но без указаний названия страны - упоминаются жрицы. Их полномочия более глубоки, а суть достигает отождествления с богинями (которые традиционно, еще со времен мамонтов, почитались выше божеств мужского пола). Так, одна из надписей Подунавья гласит: 'Женщина Воинов' возвеличила (=сожгла) воинов Святилища Огня, не дав (им) выйти из (пылающего) Святилища.
Итак, воины в Аратте были подчинены жрицам; вообще - жреческой касте. Но и её представители подлежали законам, согласно которым (по надписям на трёх табличках из жертвенника Тертерии, в Румынии): По велению Бога Шауэ (Ша-у-э: 'Ум старейшин храма') старейшину ритуально сожжено. Это десятая (жертва). Сороковое княжение.
Человеческие жертвоприношения Аратты были необходимым элементом её государственного строя. Элементом страшным, как на нашу современную мораль, - но связанным не с кровожадностью, а со Спасительством. Его суть коренится в снятии противоречий до главнейшего для всех народов во все времена - до противоречия между жизнью-и-смертью, включительно.
Что делать: человек смертен, это естественно. Однако не менее естественно стремиться к бессмертию рода-народа; это трудно, но порой достижимо. Аратта стояла на таких и подобных законах. И её правители, действительные "слуги народа", умели даже собственной смертью послужить обществу. При этом справедливо считалось, что добровольная смерть одиночек предпочтительнее гибели тысяч людей в военных стычках и проч. Которые тоже тогда регламентировались и носили характер не изничтожения противника, а демонстрации силы и мужества вождей да героев. Принудительные жертвы распространились позже, в арийской и последующих за нею культурах.
Не вечны также поля, села и города. Строения Аратты были, в основе своей, деревянными - и где-то через три людских поколения требовали перестройки; за такой же промежуток времени истощались людьми и окрестные земли. Тогда, четвертое уже поколение, выбирало себе вблизи подходящее место - и поднимало там целину, строило новый уру иль полис (город и села), перегоняло туда скот, перевозило инвентарь да необходимые вещи. А старое местожительство приводилось в ритуальный порядок - и поджигалось! То была жертва богам и, вместе с тем, наивысшее проявление Спасительства. Кроме хозяйственно-бытовых целей достигалась, наверное, и главнейшая из них - общественная. Такими периодическими самосожжениями - не только себя и других добровольцев, но также "градов и весей" Аратты - её жрецы-правители держали в энергетическом напряжении народ, не давая ему расслабляться и деградировать в тогдашнем "Золотом Веке".
Описанный выше обычай лёг в основу индоарийского учения о Дне Брахмы. Согласно ему, Вселенная возникает из 'Огненного Зародыша', проходит четыре 'великих поколения' магаюги (от счастливого "золотого" до страшного "железного"), а потом сгорает-обновлюется во всемирном пожаре - после которого начинается новый День… Такое учение доныне живет в Бгарате (Индии) как наследие уклада Аратты. На Руси же, где Арта-Арсания просуществовала до ІХ-ХІ столетий, данная традиция трансформировалась в обычай самосожжения старообрядцев, осталась в освящении "поднятой целины" да "прощания с Матерой" (по названиям известных произведений Шолохова и Распутина). Так, в киноромане Довженко "Поэма о море" есть сцена уборки селянами хат, что вот-вот исчезнут под волнами днепровского водохранилища - очередной "стройки Коммунизма, светлого будущего всего человечества"…
Справляясь с противоречиями бытия, жрецы-правители Аратты сумели напротяжении четырёх тысячелетий - меж концами VII-III тыс. до н. э. - сохранять общинный, доклассовый уклад в своей первейшей в мире державе. Аратта и вообще государственность такого, дорабовладельческого, типа открыта Ю. А. Шиловым лишь недавно. Поэтому она, а значит истоки цивилизации вцелом, были неведомы основателям теории исторического материализма. И они - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин - считали, что государственность-цивилизация стоит на классовой разобщенности общества, эксплуатации народных масс тиранической властью, губительных войнах. Открытие общинной ('коммунистической', по-французски) державы Аратты, к тому же древнейшей в мире, качественно изменяет понимание основы цивилизации. Она воистину стоит на свободе, братстве и равенстве, что является естественным, нормальным состоянием общества. Тогда как рабовладельческая и последующие классовые формации - лишь полуестественные, икаженные человеческим волюнтаризмом надстройки данной основы. Впрочем, такой период в историческом развитии необходим - и он уже, в основном, пройден. Осталось лишь мягко перевести его конец-в-начало нового витка развития цивилизации; не дать тому концу перейти во всеиспепеляющую агонию… Очерченные вопросы означены в предисловии к "Пращурам" и будут подытожены в их послесловии.


2. Расцвет Аратты

Возникнув около 6200 г. до н. э., держава Аратта раскинулась вначале ближе к малоазийскому Шу-эден-на-Ки-дуг'у (современному Чатал-Гуюку), нежели к приднепровскому Шу-Нун'у (Каменной Могиле). Её ранняя история связана с археологическими культурами Подунавья: Кереш, Старчево, Боян, Кукутени. В дальнейшем центр Аратты начал продвигаться ближе к Днепру, и это движени да расцвет известны археологам как формирование культуры Триполье (по названию села возле Киева, где раскопками В. В. Хвойка в 1893 г. была открыта и названа им трипольская археологическая культура).
Начало продвижения датируется ныне около 5400 г. до н. э. и определяется (по В. Н. Даниленко), как дальнейшее розвитие буго-днестровской культуры (возникшей, по Ю. А. Шилову, вследствие рассмотренной выше экспедиции жрецов-правителей 6200+97 г. до н. э.). "Буго-днестровцы" разведали и обжили земли, новые для выходцев из Шу-эден'а; за ними двинулись "кукутеньцы-трипольцы".
Какие же причины вынудили Аратту смещать свой центр от Дуная к Днепру? Первопричина кроется не только в тяготении к авторитетнейшим жрецам-правителям Шу-Нун'а, способным разрешать неизбежные конфликты аборигенов с пришельцами. Важнее было, наверное, то, что между 5650-5000 годами до н. э. прервалось существование Шу-эден'а и других значительных поселений праиндоевропейцев Малой Азии - и оттуда пошла на Балканы новая волна переселенцев, известная археологам как культура Винча. Ясно, что она потеснила Аратту. А около 5550+20 г. до н. э. случилось такое землетрясение, что образовался Боспорский пролив, отмежевавший Европу от Азии. Эта катастрофа стимулировала, очевидно, переселения и прочие события первой державы.
Исследователи определяют три главных этапа в расцвете Аратты, которую доныне более принято (в 1893-1992 годах, меж открытиями её остатков и самоназвания) условно называть "трипольской археологической культурой" или Трипольем.
Итак, древнейшие поселения І этапа появились примерно в 5400 г. до н. э. (см. выше) на юго-востоке Трансильвании, в молдавском Прикарпатье и в левобережных долинах бассейна Дуная; в дальнейшем они распространились до Южного Буга. Насегодня археологи нашли уже более двухсот поселений раннего этапа Аратты; затем образуются тысячи.
С самого начала и далее преобладали прямоугольные наземные жилища площадью до 50-130 кв. м. Они состояли из деревянного каркаса, плетенных с лозы и промазанных глиной стен, горбылевого потолка да двускатной крыши, крытой соломой, камышом или дерном; отапливались жилища печами да открытыми очагами. Изнутри и снаружи дома обмазывались замесом из глины с половой, а затем белились и красились, а также расписывались (в те же красный, коричневый и другие цвета, как и керамика). Были отдельные сушилки для зерна, кладовые и погреба. Подобные строения доныне встречаются в глухих селах Украины и Молдавии. Особенностями же тех были разве что крестовидные и прочие алтари пред очагами, хозяйственные ямы да круглые оконца без стёкол. А наибольшим отличием стала, с конца І этапа, двухэтажность домов, имевших еще и полуподвал с мастерскими и проч.
Строения, числом до 20, располагались в ряд вдоль приречных обрывов и защищались также рвами да валами. Площадь поселений достигала 1 га. В домах обитали, по-видимому, трёхпоколенные семьи. Имелись и здания для общественных собраний. А вот отдельные храмы и дворцы неизвестны, равно как и прочие свидетельства классового расслоения общества. Что же касается признаков различного достатка семей того или иного дома, то их можно свести к естественным различиям дружности, трудолюбия, общественного разделения труда, поло-возрастной да общественной иерархии и т. д. людей.
Помимо отдельных жертвоприношений под семейными очагами, погребений рассмотренного и следующего этапов не обнаружено. Покойников, вероятно, сжигали и развеивали над полями да реками - как и теперь делают в Бгарате.
ІІ этап начался около 4600 г. до н. э. Территория, быт, хозяйство изменились мало, - разве что утвердилось пахотное (прирученными в Аратте быками) земледелие, которое долго потом оставалось самым развитым в мире. Значительно увеличились количество поселений да их площади - до 3-40 га. Уже по этому признаку можем говорить о городах Аратты. Тем более, если принять во внимание преобладающую двухэтажность жилищ и упорядоченность "градов и весей"; их планировка сменилась с рядовой на концентрическую. Характерными стают застройки тремя округлыми улицами с площадью посредине. Она служила для загона скота, народных собраний и проч. Рвы и валы исчезают, а защита (больше, наверное, от зверья, чем от врагов) осуществляется соединением внешних стен крайнего ряда домов.
Сочетание города, нескольких близлежащих сел и одного или более святилищ-обсерваторий (которые и в Украине, и в Индии доныне называются майданами) выказывает полисный тип государственности - как его называли пелазги да греки. До них шумеры его же называли уру, а последующие русичи - грады и веси. Что ни город - то и держава! Но, подобно Шумеру иль Греции, полисы-'защиты' или же уру Аратты тоже признавали родство и необходимость взаимовыручки между собою. Об этом свидетельствует близость культовых статуэток, керамики, орнаментов, архитектуры и проч. Однако независимость от суседей, по-видимому, преобладала. Такое этно-государственное объединение принято называть конфедеративным.
ІІІ этап начался где-то в 3500 г. до н. э., а закончился около 2750 (2250, согласно наиболее поздним датировкам) года до н. э. Полисы Аратты распространились до морского побережья современной Одесщины и лесов Припяти, до правобережья Днестра и левобережья Десны. А центр державы сосредоточился в почти замкнутом междуречье Южного Буга, Соба, Роси и Синюхи.
Тут, в нынешнем Тальновском районе Черкасской области, находились наибольшие города, а значит и полисы Аратты. Они были открыты на рубеже 50-60 годов ХХ в. лётчиком-геодезистом К. В. Шишкиным и археологом Н. М. Шмаглием. Николай Михайлович первым из коллег киевского ИА АН УССР отважился проверить и признать аэрофотоснимки невиданно "больших поселений первобытной эпохи". Шмаглий назвал их даже "протогородами", но городами - никак! ибо это потребовало пересмотра основ истмата и всемирной цивилизации тоже. Пред этим требованием сотрудники указанного Института стоят и теперь, не решаясь двинуться дальше.
Вспомним общепризнанный "протогород" или даже "первый на Земле город" Иерихон площадью 3 га. Площади же городов Аратты ("трипольской археологической культуры") возле нынешних сел Майданецкое да Тальянки достигли 300-450 га! Причём одно из них имело очертания остроконечного яйца, а другое - стопы. Эти фигуры отражают, наверное, мифы о Праяйце Мироздания и про След Вишну - которые доныне почитаются в Бгарате.
Тут необходимо коснуться керамики Аратты-"Триполья", достигшей наивысшего расцвета - как и указанные выше города - в начале ІІІ этапа. Посуду почти перестали украшать прочерченными орнаментами, а стали расписывать разноцветными красками. Помимо символов Луны и Солнца, времен года, дождя и света, др., харатерны также мифологические образы: Праматерь, танцовщицы, титаны, змеи, Телец, Псы, Небесные Олени. Подобным образом изменяются культовые статуэтки - женских, за немногими исключениями, божеств. Теперь это не всегда Праматерь с головою вселенской Прачерепахи (В. Н. Даниленко. Космогония первобытного общества. - К., 1997; М., 1999), ибо распространяются фигурки и с портретными лицами. Однако традиция черепашьего оформления носов остаётся (подвигая Л. Л. Зализняка, М. В. Поповича и прочих приверженцев "семитизации Триполья" на смехотворные выводы).
На человекоподобных статуэтках и сосудах нередко встречаются изображения деталей причёсок и одежды, сопоставимой с традиционными убранствами украинок, молдаванок, румынок. Однако есть и существенное отличие, отчасти сохраненное индусами обеих полов. Это - роспись или татуировка лиц. Подобные знаки, а также следы причёсок - среди которых интереснейшими являются "козачі оселедці" или "хохлы" - прослеживаются на черепах из курганов и могильников не только "усатовской культуры позднего Триполья" (по с. Усатово под Одессой). В северных областях Аратты проявился - извечный для неё, наверное - обряд сожжения покойников (теперь уж - с последующим захоронением останков на специальных кладбищах).
История ІІІ этапа Аратты междуречья Днестра и Днепра связана с месопотамским Шумером. В них одновременно возникают да исчезают большие города, крепнет и распадается государственность. На это обращают внимание даже те археологи, которые не признают "трипольскую культуру" державой Араттой, из которой выводил себя ранний Шумер… Рассмотрим факты их таинственной взаимосвязи.


3. Возникновение Шумера

Выше было отмечено, что около 5550+20 г. до н. э. (по заключению геологов В. Раена, В. Питмана, Б. Баларда) случилось такое землетрясение и проч., что образовался Боспорский пролив. Воды изолированного до того Чёрного моря наступили на пологое северное (и др.) побережье со скоростью примерно 2 км в день, продвинувшись до 300 км и поднявшись до 160 (!?) м; образовалось Азовское море. Ясно, что без переселения с затопленных земель - а это были наилучшие в мире почвы низовьев рек от Дуная до Кубани включительно - не обошлось тут никак. Это ли не общая причина одновременного разростания городов Аратты, возникновения Ариана, образования Орияны (усатовской культуры, контактной зоны двух первых образований) и появления Шумера в малопригодных для жизни болотах - сходных, однако, с ушедшей под воду землёй.
Мы уже знаем, что в летописи приазовского Шу-Нун'а упоминается Суд Воды и т. п., сопоставимый со "Всемирным Потопом". Имеются также свидетельства о переселении потерпевших в междуречье Тигра и Евфрата, про основания там городов-держав Шумера. Кифишин расшифровал тексты, свидетельствующие: в 5069 г. до н. э. в Поднепровье образовался "Дом Имдугуда" - противоположный "Дому Барагеси", учрежденному переселенцами отсюда в шумерскую Месопотамию.
Справедливости ради стоит отметить, что все вышеприведенные данные требуют дальнейших разработок и уточнений. Так, не все геологи датируют образование Боспора серединой VI тыс. до н. э. Более вероятной кажется теперь археологам середина IV тыс. до н. э., однако их собственные датировки этапов Аратты, возникновения Шумера и др. углубляются примерно на тысячелетие. Кроме того, известны катастрофы и последующих времён. Их датировки А. Г. Кифишиным, согласно архиву Шу-Нун, представляются нынче более надёжными (хотя и, по признанию самого Анатолия Георгиевича, "подозрительно точными").
В 2782 г. до н. э. святилище посетила делегация жрецов из самого северного города-державы Шумера, который назывался так само, как тогда и Каменная Могила: Шу-Нун, 'Закон Владычицы (сущего)'.
В 2535 г. до н. э. была завершена летопись Дома Имдугуда, 10 лет перед этим вёвшего тяжбу с Домом Барагеси. Однако это не помешало шумерам навестить северный Шу-Нун через 5, а потом еще через 13 лет. Во втором случае было оставлено письменное упоминание Бога или правителя Шару. Это же имя начертано на надгробии одного из жертвенных захоронений в кургане возле с. Надеждино (как и Каменная Могила - в Мелитопольском районе Запорожской обл.), что может служить подтверждением странствий между Шумером и Араттой. Еще более выразительным и древним является комплекс из двух погребений - шумерского и араттского - в основе кургана у Великой Александровки (райцентр Херсонской области)… Наличие таких связей было открыто В. Н. Даниленко в 50-е годы - когда трипольская археологическая культура не отождествлялась еще с Араттой, а вместо Шумера исследователи предпочитали говорить о его отдельных городах-государствах и прочих "цивилизациях Месопотамии".
То, что они стали государствами рабовладельческими - в отличие от общинной Аратты, - обусловилось, прежде всего, мелиоративной системой земледелия. В болотах и знойных долинах Востока иным быть оно не могло - и общества привязывали себя к земле каналами да арыками. А чтобы те строились, поддерживались в рабочем состаянии и защищались от распрей да войн, нужна была жёсткая власть - которая и приняла форму рабовладения. Аратта же могла обходиться без таковой, сберегая и совершенствуя общинный уклад. Ибо обширные площади наилучших в мире чорноземов будущей Украины, её умеренный климат и достаток влаги позволяли держаться переложной системы земледелия. А она не очень привязывала общества к обрабатываемым ими участкам да еще и позволяла снимать нарастающие противоречия путём расселений, даже без войн. Вольных земель было вдоволь!.. попервах; на ІІІ этапе расцвета Аратты стало земли нехватать. Тем более, что наилучшие из лучших черноземов поглотила морская пучина…
В 2316-2261 годах до н. э. Шумер и другие цивилизации Месопотамии были захвачены семитами (пращурами арабов) во главе с Саргоном І, основателем "Дома Аккада". Прослежено, что в ответ на его северную экспансию до Закавказья, оттуда к Днепру пришло племя хурритов. Заручившись здесь поддержкой арийских племён, в союзе с некоторыми из них хурриты двинулись обратно - что и отмечено в ближневосточных анналах как войны аккадцев ХХІІІ в. до н. э. с "народами Севера". Тем, однако, пришлось вернуться назад - и построить первую в Восточной Европе каменную крепость (над переправой у нынешнего приднепровского с. Михайловка Ново-Воронцовского р-на Херсонской обл.).
Возможно, что такие события подвигли жрецов-правителей приднепровской Аратты распустить её города и вернуться к предыдущему - догосударственному, но тоже ведь общинному - укладу, менее опасному относительно перехода его в рабовладельческий строй. То есть Аратта могла учесть негативный опыт розвития государственности произошедшего от неё Шумера - и отказаться от повторения его горького опыта. Механизм же для отказа содержался в араттском Спасительстве: периодическое самосожжение полисов нетрудно было сменить на их самороспуск… Как бы там ни было, однако прекращение обновлений "городов и весей" Аратты, её распад - совпали с появлением вышеуказанной крепости.
Те, кто вернулся назад из похода, принесли в район приднепровского Шу-Нун'а шумеро-аккадскую "Поэму о Гильгамеше". Два глиняных сосуда, украшенные изображениями её центрального епизода, найдено в катакомбных погребениях возле сёл Вознесенка и Васильевка (Ю. А. Шилов. Прародина ариев. - К., 1995).
В ХХVIII в. до н. э. царствующий жрец Гильгамеш был владыкой города-державы Урук, ссорившегося позже с Араттой. Та была не приднепровской, а другою - поближе к третьей, пенджабской. Из первой же, основной, вышли некогда предки царя. Среди их пращуров был, может, и тот, чьё имя Гильгамеш вышеупомянуто нами среди надписей Каменной Могилы VI-IV тыс. до н. э.
Мы уже знаем, что там много и других имен да сюжетов, присущих последующему Шумеру. Его происхождение из приднепровской Аратты представляется теперь несомненным. Проблема лишь в дальнейшем их изучении.

 

Date: 2016-02-19; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию