Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СЛОВО К СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ
В 70-е годы XX века студенческая молодежь зачитывалась романом «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Вам желаю его прочитать. В романе речь шла об археологах как «бесполезных» для общества людях и об археологии как о весьма сомнительной в практическом отношении науке (имеется в виду отсутствие ее эффективности). Именно сегодня как никогда критерий экономической и финансовой эффективности разделил людей на «полезных» и «бесполезных», а профессии и науки – на «нужные» и «ненужные». На основании этого критерия, вслед за археологией, историей, филологией, к «факультету ненужных вещей» можно отнести также и этику, включая и этику медицинскую. Правильно ли это? Правильно! Почему? Потому что к «нужным вещам» относятся прежде всего знания, удовлетворяющие насущные потребности людей в пище, жилище, одежде, информации. А также знания, освобождающие от физической боли, и технологии, помогающие удовлетворять растущие потребности. Кто же будет оспаривать нужность этих знаний? Мы, по крайней мере, не будем. Этика вообще и биомедицинская этика в частности вышеперечисленные потребности не обслуживает. Этика, как дисциплина, непосредственно относится именно к «факультету ненужных вещей». Почему? Потому что у нее другие задачи. Она призвана прежде всего формировать способности. Речь идет прежде всего о способности человека к нравственному самосовершенствованию, включая совершенствование своего отношения к другому человеку. И не просто к человеку, приятному во всех отношениях, а к человеку, болезнь которого часто лишает его приятных качеств. И это очень трудная работа. Подчас легче три дня и три ночи (у кого больше или меньше) просидеть за учебником «нужной» физики, сдать экзамен и благополучно об этом забыть. Знание или незнание физики не может изменить судьбы человека ни в этой жизни, ни в вечности. А незнание этики (или профессиональной медицинской этики для врача) может погубить человека, искалечить его судьбу. Постичь же «ненужную» метафизику человеческих отношений весьма трудно. Не удастся и благополучно забыть этику после получения зачета. Она будет напоминать о себе каждой обидой, каждым неосторожным словом, каждой потерей, каждой слезой твоей или ближнего твоего. Кто-то из студентов справедливо сказал: «В идеале врач должен быть сострадательным, но на практике это сложно». Наша задача – помочь сделать этот идеал твоей «практической» способностью, и не только естественной, но и желанной. Но мы никогда не сможем выполнить свою задачу без одного необходимого условия. Это условие – твое свободное и осознанное желание достижения этого идеала, это твое осмысленное и последовательное стремление к совершенствованию. Религия, наша Православная Церковь, труд многих поколений врачей сохранили для тебя сокровища знания о том, как этого можно достичь. Но никто не сможет заставить тебя принять эти сокровища, если ты сам этого не захочешь. Выбор за тобой. И последнее. О совести. Некоторые студенты полагают: у нас есть совесть, зачем нам знания о совести (то есть этика)? Действительно, многие полагаются на совесть как на единственно правильный внутренний регулятор поведения (к чему внешние знания?). Кто спорит, совесть – это уникальная человеческая способность, которую можно развить, и тогда она действительно благодатный помощник в делах человеческих. Но совесть, как любую другую способность (например видеть, слышать), к сожалению, можно очень просто потерять. И достичь этого достаточно просто: надо всего-навсего лишить себя возможности совершенствовать нравственные чувства и получать этическое знание, припадая к подлинно неиссякаемому источнику – Святому Писанию и Преданию. И в этом случае, опять же, выбор за тобой...
Date: 2016-02-19; view: 420; Нарушение авторских прав |