Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О сущности и смысле болезни
Попытки постижения сущности болезней человека и их преодоления – постоянная задача не только медицины, но и христианского богословия. Тем не менее общность задачи[19] не предполагает одинаковых подходов к ее решению. Медицина и христианское вероучение – два различных способа решения одной задачи. Сохранить понимание единства основной задачи христианства и врачевания чрезвычайно важно и для каждого человека, будь то врач или пациент, и для культуры в целом. Утрата понимания этого единства порождает патологию смысла действий человека. Призывы к отказу от медицинского лечения – это симптом патологии смысла существования у верующего человека. Понимание врачами своей работы вне контекста христианского богословия и антропологии – это симптом патологии смысла медицинской деятельности. Определение сущности заболевания, то есть выявление закономерностей его возникновения, течения и исхода, – основная проблема современной теоретической и практической медицины. Проникновение на молекулярный уровень «организации» болезни открывает все новые возможности для диагностики и терапии патологических процессов. Однако углубляясь в клинико-анатомическую и генетическую сущность многочисленных заболеваний отдельных органов и функций, нельзя сбрасывать со счета понимание организма как единой целостной системы и человека как личности, живущей в «метафизической среде» смыслов, знаков и значений, социальных связей и нравственных отношений. Без знания закономерностей духовно-нравственной организации жизни личности врач утрачивает способность видеть перспективу течения и лечения патологического процесса. В течение многих лет обучения в вузе, последующих форм повышения квалификации врач постоянно включен в систему государственного образования, позволяющую совершенствовать понимание сущности той или иной патологии, форм, методов, средств ее лечения. Но знание, раскрывающее проблему смысла болезни, знание богословское по своей сути, остается, к сожалению, вне учебных программ. Тем не менее не только пациенты, но и многие врачи ставят перед собой вопросы о смысле болезни: «За что?», «Почему?», «Что это означает?» Особенно часто они возникают, когда болезнь внезапно поражает практически здоровых людей, ведущих здоровый образ жизни, или когда неизлечимо заболевают дети, или когда, казалось бы, испытанные, эффективные медицинские средства оказываются бессильными и человек умирает. Как говорят, в своих попытках дать ответы на эти вопросы «медицина бессильна». И это не случайно, так как это – вопросы смыслозначимого (семантического), богословского уровня. Христианское богословие – одна из древних и «строгих», в смысле логической точности, наук. Не в последнюю очередь появление первых университетов в Европе в XI-XII веках было связано с потребностями освоения и развития богословия. Но, как и любая другая наука, богословие, транслируя свои принципы и достигая массового сознания, не в состоянии избежать профанации (лат. profanus – непосвященный, непросвещенный, темный). Самыми распространенными формами упрощенного смысла болезни, как среди пациентов, так и среди врачей, является понимание болезни исключительно только как Божией кары и наказания, которое в свою очередь воспринимается исключительно в юридическом контексте действий «преступление – наказание». Взгляд на болезнь, возникающую как наказание и кара человеку за преступления и беззакония, действительно присутствует в Ветхом Завете. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня... Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего... ибо беззакония мои превысили голову мою... смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 37, 2,4, 5, 6). Но помимо данного конкретного, ситуационного смысла «ран» в Ветхом Завете, болезнь имеет ряд других значений, раскрытие которых принципиально и важно для спасения и исцеления человека. Среди них: – болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества[20]; – болезнь как испытание в верности Богу; – болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни; – болезнь как искупительная жертва. В Новом Завете перечисленные смыслы не «нарушаются», но «исполняются», наполняясь новым откровением. Date: 2016-02-19; view: 460; Нарушение авторских прав |