Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мать - королева семьи





Глава тридцать восьмая

ПОЛОЖЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТИ МАТЕРИ

Равная мужу. — Женщина должна занимать по­ложение, которое Бог первоначально определил для нее, — она равная мужу. Мир нуждается в матерях, которые не только так называются, но и являются тако­выми в полном смысле слова. Мы можем с увереннос­тью сказать, что определенные женские обязанности являются более священными, более святыми, чем обя­занности мужчины. Пусть женщина сознает святость своего дела и в силе и страхе Божьем исполняет свою жизненную миссию. Пусть она воспитывает своих детей, чтобы они приносили пользу в этом мире и стали бы членами семьи в лучшем мире1.

Жена и мать не должна жертвовать свои силы или же, напротив, позволять им бездействовать, всецело полагаясь на своего мужа. Ее индивидуальность не дол­жна теряться в нем. Она должна сознавать, что равна мужу, чтобы быть рядом с ним, оставаясь верной своему долгу, как и он — своему. Ее дело — воспитание детей — во всех отношениях является таким же воз­вышенным и благородным, как и всякое другое дело, к которому может быть призван человек, даже если он — президент страны2.

Королева семьи. — Царь, восседающий на своем престоле, занят не более важным делом, чем мать. Мать — королева своей семьи. В ее власти — формировать характеры своих детей для вышней, бессмертной жизни. Ангел не может просить для себя более высокой миссии; ибо, совершая это дело, она служит Богу. Пусть она сознает возвышенный характер своего труда, и это при­даст ей мужества. Пусть она поймет всю значимость своего дела и облечется во всеоружие Божье, чтобы противостать искушению сообразоваться с нормами ми­ра. Ее труд приносит свои плоды — и для этого време­ни, и для вечности3.

Мать — королева семьи, а дети — ее подданные. Она должна разумно управлять своим делом, сохраняя материнское достоинство. Ее влияние в семье должно быть первостепенным; ее слово — закон. Если она является христианкой, живущей под Божьим правле­нием, то она будет внушать уважение своим детям4.

Детей следует учить, чтобы они относились к матери не как к рабыне, которая должна прислуживать им, но как к королеве, которая поставлена руководить и управлять ими, говоря им правило на правило, запо­ведь на заповедь5.

Наглядное сравнение ценностей. — Мать редко оценивает по достоинству свой труд, зачастую считая его тяжелой и нудной домашней обязанностью. Она без конца выполняет одни и те же дела день за днем, неделя за неделей, не видя особых результатов. В конце дня она не может рассказать о тех многочисленных маленьких делах, которые успела сделать. Видя успехи своего мужа, она сознает, что не сделала ничего, дос­тойного упоминания.

Отец же, приходя домой, часто самодовольно и гордо перечисляет, что он успел за день. Его выступ­ление говорит о том, что теперь он ожидает такого же отчета от матери. А что она сделала, кроме того, что ухаживала за детьми, готовила пищу и приводила в порядок дом? Она не торговала; она не трудилась на ферме, не обрабатывала землю; она не работала в мас­терской — поэтому она, конечно, не сделала ничего, что могло бы ее утомить. Муж критикует, осуждает, повелевает, как будто он верховный правитель. И все это еще больше утомляет жену и мать, потому что она очень устала, исполняя свои обязанности в течение дня, но результатов не видит, и это поистине приводит ее в уныние.

Если бы завеса приподнялась и отец с матерью увидели, каким образом Бог видит работу, совершенную за день, и как Его безграничный взор сравнивает труд одного с делом другого, то они изумились бы этому небесному откровению. Отец научился бы оценивать свои труды более скромно, тогда как мать получила бы новое мужество и силы совершать свое дело с мудростью, настойчивостью и терпением. Теперь она знает цену своему труду. Тогда как отец имел дело с вещами, которые неизбежно погибнут и прейдут, мать трудилась, чтобы совершенствовать умы и характеры не только для этого времени, но и для вечности6.

Бог поручил ей дело. — Если бы каждая мать могла понять, как велик ее долг и ответственность и как велика будет награда за верность7.

Мать, которая с готовностью исполняет долг, воз­ложенный непосредственно на нее, будет сознавать, что жизнь дорога ей, потому что Бог поручил ей дело, которое она должна исполнить. В этом деле она не должна принижать свой ум и ослаблять свой интеллект8.

Бог поручил матери воспитывать детей в духе почитания Господа. Их нежные умы должны всегда получать свидетельство любви и страха Божьего. И когда они утвердятся в этом, их следует учить сознавать, что Бог наставляет их, что Его огорчают обман, неверность и грех. Таким образом умы детей могут прийти в такое соприкосновение с Богом, что в своих словах и делах они будут стремиться прославить Его; и впоследствии они не будут подобны трости на ветру, которая все время колеблется между желаниями и чувством долга9.

Привести к Иисусу — это еще не все, что тре­буется... Этих детей необходимо воспитывать и обучать, чтобы они стали учениками Христа, “да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в. чертогах”. Эта работа формирования, очищения и шлифовки яв­ляется делом матери. Характер ребенка необходимо раз­вивать. Мать должна выгравировать на скрижалях серд­ца уроки, которые останутся в вечности; и она опре­деленно вызовет неудовольствие Господа, если будет пренебрегать этим священным делом или позволит ко­му-либо вмешиваться в него... Мать-христианка имеет дело, порученное ей Богом, которым она не будет пре­небрегать, если тесно связана с Богом и исполнена Его Духом10.

Ее важное и благородное поручение. — Каждой матери доверены бесценные преимущества, бесконечно дорогие интересы. Простые обязанности, которые жен­щины склонны считать утомительным трудом, следует рассматривать как важное и благородное дело. Преи­мущество матери — благословлять мир своим влия­нием, поступая так, она обретет радость и в своем сердце. Она может сделать прямыми стези на пути к славным высотам. Но лишь тогда, когда мать будет стремиться в своей жизни следовать учению Христа, она может надеяться, что сумеет сформировать характеры своих детей по Божественному образцу11.

Из всех жизненных дел матери самым священным является ее долг по отношению к детям. Но как часто этот долг упускают из виду ради удовлетворения каких-то своих эгоистичных желаний! Родителям доверены зем­ные и вечные интересы их детей. Они должны удер­живать бразды правления и руководить своим домом так, чтобы Бог был почтен. Закон Божий должен стать ме­рилом, и любовь должна управлять ими во всех их делах12.

Нет более важного и святого дела. — Когда се­мейные мужчины уходят на работу, оставляя своих жен заботиться о детях, то жена и мать в полной мере исполняет всю большую и важную работу так, как ее делает муж и отец. И хотя он находится на миссионерском поле, она является миссионером в семье, и часто ее заботы, тревоги и бремя намного превосходят обязан­ности мужа и отца. Ее дело — серьезное и важное дело... Муж на открытом миссионерском поле может принимать почести от людей, тогда как домашняя тру­женица может и не получить земной похвалы за свой труд. Но если она трудится ради своей семьи, стараясь сформировать характеры детей по Божественному об­разцу, то ангел, ведущий запись, запишет ее имя среди величайших миссионеров мира. Бог видит все не так, как ограниченный человеческий взгляд13.

Мать — Божий посредник, призванный нести христианство в свою семью. Ома должна разъяснять библейскую религию, показывая, как ее влияние дол­жно управлять нами в наших повседневных обязанно­стях и развлечениях, научая своих детей, что они могут спастись только по благодати через веру, которая есть Божий дар. Привитое матерью понимание того. Кем является для них Христос, Его любовь. Его доброта и милость, явленные в великом плане искупления, будет оказывать освящающее, возвышающее влияние на дет­ские сердца14.

Воспитание детей составляет важную часть Божь­его плана, рассчитанного на то, чтобы проявить силу хрис­тианства. Торжественная обязанность, которая возлагается на родителей, призывает их так воспитывать своих детей, чтобы, когда дети выйдут из отчего дома в мир, они делали бы добро, а не зло тем, с кем будут общаться15.

Соработник служителя. — Служитель имеет свой фронт работ, а мать — свой. Она должна хранить слова Христа и учить им своих детей. С ранних лет их жизни она должна обучать их выдержке и самоотречению, приучать к чистоплотности и порядку. Мать может так воспитывать своих детей, что они с открытыми, чуткими сердцами придут слушать слова слуг Божьих. Господу нужны такие матери, которые во всех аспектах семейной жизни будут использовать свои, данные Богом таланты и готовить своих детей для жизни в небесной семье.

Верно исполняемая домашняя работа является гораздо большим вкладом в дело Божье, чем проповедь слова. Как и учителя в школе, отцы и матери должны сознавать, что они являются воспитателями своих де­тей16.

Сфера полезности матери-христианки не должна ограничиваться ее домашней жизнью. Благотворное влияние, которое мать оказывает в семейном кругу, она может и должна с большей пользой проявлять в среде своих соседей и в церкви Божьей. Дом — это не тюрьма для посвященной жены и матери17.

Она имеет жизненную миссию. — Пусть женщина сознает святость своего дела и в силе и страхе Божьем исполняет свою жизненную миссию. Пусть она вос­питывает своих детей, чтобы они приносили пользу в этом мире и готовились для жизни в лучшем мире. Мы обращаемся к матерям-христианкам. Мы умоляем вас, сознавайте свою ответственность, возложенную на вас как на матерей, и живите, не угождая себе, но прославляя Бога. Христос не угождал Себе, но принял образ раба18.

Мир полон разлагающего влияния. Мода и обы­чаи имеют сильную власть над молодежью. Если мать забывает о своем долге наставлять, руководить и сдер­живать своих детей, то они естественным образом вос­примут зло и отвратятся от добра. Пусть каждая мать почаще приходит к своему Спасителю с молитвой: “На­учи нас, как нам управлять детьми и обращаться с ними?” Пусть она примет во внимание наставление, которое Бог дал в Своем слове, и получит мудрость, в которой нуждается19.

Созидая Божественное подобие. — Есть Бог сущий на небесах, и свет и слава от Его престола поко­ятся на верной матери, когда она старается научить своих детей противостоять влиянию зла. Никакое другое дело не может сравниться с ее делом по своей важности. Она не призвана, подобно художнику, писать красивую картину на холсте или, подобно скульптору, высекать прекрасную скульптуру из мрамора. Она не призвана, подобно писателю, выражать превосходную мысль силой слова или, подобно музыканту, воплощать прекрасное чувство в мелодии. Ее задача — созидать с Божьей помощью подобие Божества в человеческой душе.

Мать, которая дорожит этим поручением, сочтет бесценным предоставленные ей возможности. Она будет ревностно стараться показать своим детям высочайший идеал в собственном характере, используя лучшие ме­тоды воспитания. Ревностно, терпеливо, смело она будет стараться усовершенствовать свои способности, чтобы правильно использовать высочайшие силы ума для вос­питания детей. Каждый свой шаг она будет соизмерять с правилом: “Что говорит Бог?” Она будет прилежно изучать Его слово. Она будет постоянно взирать на Хрис­та, чтобы ее повседневный опыт, состоящий из скром­ных обязанностей и забот, мог подлинно стать отраже­нием этой истинной Жизни20.

Имя верной матери записано в книгу неувядаемой славы. — Самоотречение и крест — это наш удел. Примем ли мы его? Никто из нас не должен рассчи­тывать на то, что, когда мы встретимся с последними великими испытаниями, в нас сразу же проявится жер­твенный, патриотический дух, раз в этом возникает необ­ходимость. Нет, поистине этот дух должен стать нашим повседневным опытом и проникать в умы и сердца наших детей посредством наставлений и примеров. Ма­тери Израиля не могут сами воевать, но они могут вы­растить воинов, которые облекутся во всеоружие Божье и будут мужественно сражаться за Господа21.

Матери, судьбы ваших детей в значительной мере зависят от вас. Если вы пренебрегаете своим долгом, то они могут оказаться в рядах врага и сделаться его посредниками, чтобы губить души; но с помощью благочестивых примеров и верного обучения вы можете привести их ко Христу и сделать орудиями в Его руках, чтобы спасать многие души22.

Ее дело (дело матери-христианки), верно испол­ненное, будет увековечено. Приверженцы моды никогда не увидят и не поймут неувядаемой красоты дела матери-христианки и будут насмехаться над ее старо­модными предметами обихода и ее простым, не украшенным платьем; тогда как Величие неба запишет имя этой верной матери в книгу неувядаемой славы23.

Бесценные мгновения. — Вся жизнь Моисея, который исполнил свою великую миссию будучи вож­дем Израиля, свидетельствует о важности дела матери-христианки. Нет другого такого дела, которое могло бы сравниться с этим... Родители должны наставлять и воспитывать своих детей с ранних лет и до конца жизни, чтобы они могли стать христианами. Они до­верены нашему попечению, чтобы мы воспитали их не как наследников престола земной империи, но как царей Бога, чтобы царствовать на протяжении беско­нечных веков.

Пусть каждая мать поймет, что ее мгновения бес­ценны, что ее дело будет испытано в торжественный день, когда каждый должен будет дать отчет. Тогда откроется, что причина многих неудач и преступлений людей — невежество и нерадивость тех, чьим долгом было направлять стопы детей на правильный путь. Тогда откроется, что многие, благословившие мир светом гениев, истиной и святостью, своими принци­пами, влиянием и успехом обязаны молящейся матери-христианке24.

1. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 77.

2. Тихооканский журнал о здоровье, июнь 1890.

3. Знамения времени, 16 марта 1891.

4. Советы учителям, родителям и студентам, с. Ill.

5. Письмо 272. 1903.

6. Знамения времени, 13 сентября 1877.

7. Знамения времени, 11 октября 1910.

8. Тихоокеанский журнал о здоровье, июнь 1890.

9. Доброе здоровье, январь 18SO.

10. Доброе здоровье, январь 1880.

11. Патриархи и пророки, с. 572.

12. Знамения времени, 16 марта 1891.

13. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 594.

14. Речью энд Геральд. 15 сентября 1891.

15. Рукопись 49. 1901.

16. Рукопись 32. 1899.

17. Тихоокеанский журнал о здоровье, июнь 1890.

18. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 565.

19. Патриархи и пророки, с. 572, 573.

20. Служение исцеления, с. 377, 378.

21. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 135.

22. Знамения времени, II марта 1886.

23. Знамения времени, 13 сентября 1877.

24. Патриархи и пророки, с. 244.

 

 

Глава тридцать девятая

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ

Влияние матери простирается в вечность. — Поле деятельности матери может быть скромным, но ее влияние, объединенное с влиянием отца, так же неизбывно, как и вечность. Кроме Божьей силы, сила матери к добру — это самая великая сила, известная на земле1.

Влияние матери — это непрекращающееся влия­ние, и если оно всегда верно, то характеры ее детей будут свидетельствовать об ее убежденности и мораль­ном достоинстве. Ее улыбка и одобрение могут стать вдохновляющей силой. Она может наполнить светом сердце своего ребенка благодаря слову любви, ободряю­щей улыбке...

Если ее влияние приводит к истине и доброде­тели, если ею управляет Божественная мудрость, то ее жизнь станет силой, приводящей ко Христу! Ее влияние будет простираться во времени в вечность. Какая окры­ляющая мысль — взгляды, слова и дела матери при­носят плод вечности, спасение многих от гибели явится результатом ее влияния!2

Мать лишь отчасти осознает, что ее влияние в благоразумном воспитании детей достигает такой силы, что простирается через превратности этой жизни в бу­дущую, вечную жизнь. Чтобы создать характер по не­бесному Образцу, требуется большой, добросовестный, серьезный, настойчивый труд; но он будет оплачен, потому что Бог вознаграждает любой целенаправлен­ный труд ради спасения душ3.

Какова мать, таковы и дети. — Нежнейшие зем­ные узы объединяют мать и ребенка. Ребенок с большей готовностью воспринимает жизнь и пример матери, не­жели отца, потому что их соединяют более крепкие чувства и нежные узы единства4.

Мысли и чувства матери будут иметь могущес­твенное влияние на наследие, которое она передаст детям. Если она сосредотачивается лишь на своих мыс­лях, если она потворствует эгоизму, если она сварлива и требовательна, то это отразится и на характере ее ребенка. Так, многие принимают, словно по наследству, почти непреодолимые склонности ко злу. Враг души понимает это гораздо лучше многих родителей. Он вводит мать в искушение, зная, что если она не будет противостоять ему, то он через нее сможет повлиять на ее ребенка. Единственная надежда матери — в Боге. Она может прибегнуть к Нему за силой и благодатью; и ее усилия не будут тщетны5.

Мать-христианка всегда будет неустанно бодрство­вать, чтобы заметить опасности, подстерегающие ее де­тей. Она будет хранить свою душу в чистоте и святости; она будет соизмерять свой нрав и свои принципы со словом Божьим и будет верно исполнять свой долг, находясь выше всех незначительных искушений, кото­рые всегда будут осаждать ее6.

Благотворное влияние терпеливой матери. — Много раз в день раздается крик: “Мама, мама”, донося­щийся то от одного, то от другого встревоженного ребенка. В ответ на эти призывы мать должна успевать повсюду, заботясь об их нуждах. Один из них оказался в трудности и нужде, и мудрая мать должна выручать его из затру­днительного положения. Другой так доволен каким-то своим изобретением, что хочет, чтобы и мать увидела его, думая, что она будет рада так же, как и он. Слово одобрения принесет в сердце свет не на один час. Мать может щедро изливать на своих дорогих детей драгоцен­ный свет и радость. Она настолько тесно может соеди­нить этих дорогих малышей со своим сердцем, что ее присутствие будет для них самым солнечным общением в мире.

Но часто терпение матери испытывается много­численными маленькими неприятностями, которые, по-видимому, едва ли достойны внимания. Шаловливые руки и беспокойные ноги создают великое множество работы и трудностей для матери. Она должна твердо сохранять самообладание, иначе с ее языка могут слететь раздражительные слова. Часто она едва не срывается, но безмолвная молитва к ее сострадательному Искупи­телю успокаивает ее нервы, и она становится способна сохранять самообладание, спокойствие и чувство соб­ственного достоинства. Она говорит ровным голосом, но ей стоит усилий сдерживать грубые слова и подав­лять гнев, который, если его проявлять, может унич­тожить плоды ее влияния, и потребуется время, чтобы восстановить их.

Дети воспринимают все остро, и они отличают терпеливый, любящий тон от раздражительного, рез­кого приказания, которое уничтожает любовь и при­вязанность в детских сердцах. Истинная мать-христиан­ка не будет отделять от себя детей своей раздражи­тельностью, недостатком понимания и любви7.

Формировать умы и характеры. — Особенная ответственность лежит на матери. Женщина, давшая ребенку жизнь и вскормившая его своей грудью, оказы­вает на него также умственное и духовное влияние, формируя характер и мышление ребенка. Иохаведа, мать-еврейка, была сильна в вере, “не устрашилась цар­ского повеления” и родила Моисея, избавителя Израиля. Анна, женщина молитвы и самопожертвования, испол­ненная небесного вдохновения, родила Самуила, ре­бенка, которого наставляло Небо, неподкупного судью, основателя священных школ Израиля. Елисавета, род­ственница по крови и духу Марии из Назарета, была матерью вестника Спасителя8.

Долг мира матерям. — День Божий откроет, сколь­ко мир должен благочестивым матерям, которые были стойкими защитницами истины и реформы, — людям, которые были готовы взяться за любое дело, которые стояли непоколебимо среди испытаний и искушений; людям, которые предпочли высокие и святые интересы истины и славу Божью мирским почестям и жизни для себя9.

Матери, поймите, что ваше влияние и пример от­ражаются на характере и участи ваших детей, и, принимая по внимание вашу ответственность, развивайте в себе уравновешенный, чистый характер, отражающий лишь истинное, доброе и прекрасное10.

1. Доброе здоровье, март 1880.

2. Знамения времени, 16 марта 1891.

3. Доброе здоровье, июль Й80.

4. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 536.

5. Знамения времени, 13 сентября 1910.

6. Письмо 69, 1896.

7. Знамения времени, 13 сентября 7877.

8. Служение исцеления, с. 372.

9. Знамения времени, И октября 1910.

10. Знамения времени, 9 сентября 1886.

 

 

Глава сороковая

НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИНСКОМ ТРУДЕ

Мать склонна думать, что ее труд не является важным. — Труд матери часто представляется ей мало­важным служением. Эта работа редко оценивается по достоинству. Другие мало что знают о ее многочис­ленных заботах и обязанностях. Ее время занято ис­полнением маленьких обязанностей, требующих терпе­ливых усилий, самообладания, такта, мудрости и жер­твенной любви; и все же она не может похвастаться большими достижениями. Она всего лишь поддержи­вает нормальный порядок в доме. Часто усталая и расте­рянная, она старается говорить с детьми ласково, пы­таясь чем-то занять их, сделать счастливыми и напра­вить их маленькие ножки на правильный путь. Она считает, что не делает ничего особенного. Но это не так. Небесные ангелы наблюдают за измученной матерью, замечая те бремена, которые она носит день за днем. Ее имя может не упоминаться в мире, но оно записано у Агнца в книге жизни1.

Истинная жена и мать... будет исполнять свои обязанности с достоинством и радостно, не считая унизительным делать своими руками все, что нужно делать в хорошо организованном доме2.

Считается менее важным в сравнении с мис­сионерским служением. — Какое это важное дело! И все же мы слышим, как матери мечтают о миссионер­ской работе! Если бы они могли поехать в далекие страны, то думали бы, что делают что-то стоящее, находясь там. Но, принимаясь за свои повседневные обязан­ности, связанные с домашней жизнью, и исполняя их, они считают, что делают утомительную, неблагодарную работу3.

Матери, вздыхающие о миссионерском поле, име­ют такое же право благовествовать рядом, в своем собственном семейном кругу... Разве души ее собствен­ных детей не так же ценны, как души язычников? С какой заботой и нежностью она должна наблюдать за их растущими умами и направлять их мысли к Богу! Кто еще может сделать это так, как любящая, богобояз­ненная мать?4

Есть такие, которые считают, что если они не принимают непосредственного участия в активной ре­лигиозной работе, то не смогут исполнить волю Божью; но это ошибка. Каждый может работать для Господа; какой это чудесный труд — делать дом приятным мес­том и все устраивать в нем так, как должно быть! Если сердце получающего отдано Богу, то самые скромные способности сделают семейную жизнь такой, как хочет Бог. Яркий, сияющий свет будет "плодом беззаветного служения Богу. Добросовестно учитывая то, что они слышат, воспитывая своих детей в любви Божьей и боязни согрешить против Него, мужчины и женщины могут так же успешно служить Богу, как и служитель за кафедрой5.

Женщины, которые с готовностью делают то, что должны делать, которые ободряют мужей, помогая им нести их бремя, и воспитывают своих детей для Бога, являются миссионерами в самом высоком смысле этого слова6.

Религиозная деятельность не должна заменять собой заботу о семье. — Если вы пренебрегаете своими обязанностями жены и матери и протягиваете свои руки к Господу, чтобы принять от Него другую работу, то будьте уверены, что Он не будет противоречить Самому Себе; Он указывает вам на ваш долг в семье, который вы должны исполнять. Если вы считаете, что какая-то другая работа более важна и свята, нежели та, которая доверена вам, то вы заблуждаетесь. Верно трудясь для тех, кто находится рядом с вами в вашем доме, вы совер­шенствуетесь, чтобы работать для Христа на более ши­роком поле. Но будьте уверены, что те, кто не радеет о своем семейном долге, не готовы трудиться для других7.

Господь не призывает вас, чтобы вы оставили без внимания свой дом, своего мужа и детей. Он никогда не поступает таким образом и никогда не желает этого... Не допускайте и мысли, что Бог поручил вам дело, которое требует разделения с вашим дорогим малым стадом. Не допускайте, чтобы они развивались, общаясь с непристойными людьми, и ожесточали свои сердца про­тив матери. Как правило, это уводит их на неверный путь; вы затрудняете для ваших детей возможность стать такими, какими их хочет видеть Бог, чтобы они могли наконец оказаться на небе. Бог заботится о них; так должны поступать и вы, если считаете себя Его детьми8.

Ранние годы их жизни являются временем, когда нужно трудиться, бодрствовать, молиться и поощрять всякую хорошую склонность. Эта работа должна про­должаться без перерыва. Вам могут советовать посещать собрания матерей и кружки шитья, чтобы вы могли делать миссионерскую работу; но если с вашими детьми не будет верного и разумного наставника, то вы должны ответить, что Господь поручил вам другую работу, ко­торой вы никоим образом не должны пренебрегать. Уделяя слишком много времени какой-то другой работе, вы не сможете при этом успевать воспитывать своих малышей и делать их такими, какими их хочет видеть Бог. Как соработники Христа вы должны приводить их к Нему дисциплинированными и воспитанными9.

Скверный характер дурно воспитанного ребенка часто указывает на мать. Она не должна браться за работу в церкви, если это вынудит ее относиться к своим детям без должного внимания. Лучшая работа, которой может заняться мать, — наблюдать за тем, что­бы ни одна мелочь не была упущена в воспитании ее детей...

Никаким другим путем мать не может помочь церкви больше, чем если она посвятит свое время тем, которых она должна наставлять и воспитывать10.

Напрасны стремления к более широким мис­сионерским полям. — Некоторые матери страстно желают заняться миссионерской работой, в то же время упуская из виду самые простые обязанности. Дети остав­лены без внимания, дом не является радостным и счас­тливым местом для семьи, часто слышится ворчание и сетование, и молодежь вырастает, сознавая, что дом — это самое непривлекательное место. Поэтому они с нетер­пением ждут того времени, когда смогут покинуть его, и с большим желанием бросаются в этот огромный мир, не защищенные домашним влиянием и ласковым советом близких людей.

Родители, которые должны были завоевать эти юные сердца и направить их на верный путь, упускают данные им Богом возможности, не различают своих важнейших жизненных обязанностей и напрасно стремятся к работе на широком миссионерском поле11.

1. Советы учителям, родителям и студентам, с. 144.

2. Знамения времени, 9 сентября 1886.

3. Репью энд Геральд, 9 июля 1901.

4. Рукопись 43, 1900.

5. Рукопись 32. 1899.

6. Свидетельства для церкви, т. 2. с. 466.

7. Ревью энд Геральд, 15 сентября 1891.

8. Письмо 28,1890.

9. Рукопись 32, 1899.

10. Рукопись 75. 1901.

11. Санитарная реформа, октябрь 1876.

 

 

Глава сорок первая

НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРИМЕРЫ МАТЕРИНСТВА

Воображаемая мученица. — Многие семьи становятся весьма несчастными из-за скверного ропота хозяйки, которая с неприязнью отворачивается от простых домашних обязанностей своей скромной семейной жизни. Она считает неприятными свои заботы и обязанности, и то, что можно было бы сделать с радостью, с удовольствием и интересом, а также с пользой для себя, становится тяжелым и нудным. Она смотрит на рабство своей жизни с отвращением и воображает себя мученицей.

Справедливо, что домашняя жизнь не всегда идет гладко. Многое в течение дня испытывает наше терпе­ние и требует сил. Но хотя мать не отвечает за обстоя­тельства, которые она не в силах изменить, бесполезно отрицать, что именно отношение к обстоятельствам характеризует жену и мать в ее жизненном труде. Ма­тери достойны осуждения, если позволяют обстоя­тельствам управлять своими принципами и низвергать их, когда устают и, изменяя своему высокому долгу, забывают о своих обязанностях.

Жена и мать, достойно преодолевающая труднос­ти, от которых у других опускаются руки из-за нехватки терпения и стойкости, чтобы упорно продолжать свое дело, не только становится сильной сама, но ее опыт в преодолении искушений и препятствий делает ее способной умело помогать другим посредством слов и примеров. У многих людей, хорошо делающих свое дело при благоприятных обстоятельствах, по-видимому, из­меняется характер, когда подступают несчастья и ис­пытания; он портится пропорционально тому, сколько выпадает на их долю неприятностей. Бог не желает, чтобы мы становились жертвами обстоятельств1.

Грех — воспитывать в себе чувство недоволь­ства. — Очень многие мужья и дети, которые не на­ходят дома ничего привлекательного, которые постоянно выслушивают бранные слова и ропот, начинают искать покоя и радости вне дома, в магазинах, торгующих спиртным, или в других запретных местах. Жена и мать, занятая своими домашними заботами, зачастую становится невнимательной и скупой на маленькие лю­безности, которые делают дом приятным местом для мужа и детей, даже если она старается не говорить о своих личных неприятностях и трудностях в их присут­ствии. Пока она занята приготовлением пищи или шитьем, муж и дети приходят и уходят, как посторон­ние люди.

Бывает, что хозяйка дома, аккуратно исполняю­щая свои обязанности, постоянно сетует, считая себя обреченной на рабство, преувеличивает свои заботы, уве­ренная, что высшее предназначение женщины в совсем в другом. Напрасно она стремится к иной жизни, лелеет греховное недовольство и делает свой дом неприятным местом для мужа и детей2.

Занятая мирскими причудами. — Сатана готовит заманчивые приманки для родителей и детей. Он знает, что если применит свою обольщающую силу к матерям, то добьется многого. Пути мира полны обмана, мошен­ничества и страданий, но враг представляет их прив­лекательными; и если дети и молодежь не будут над­лежащим образом подготовлены и воспитаны, то непре­менно собьются с пути. Тем, кто не имеет твердых прин­ципов, будет трудно противостоять искушениям3.

Принимая ненужные бремена. — Многие матери тратят свое время на исполнение ненужных мелочей. Они посвящают все свое внимание и чувства времен­ному и преходящему и не остановятся, чтобы пораз­мыслить над тем, что вечно и нетленно. Сколько мате­рей оставляют без внимания своих детей, и малыши вырастают грубыми, невежественными и бескультур­ными!4

Когда родители, в особенности матери, имеют истинное чувство ответственности за важную работу, порученную им Богом, то они не будут столько времени тратить на дела своих ближних, которых должны бы оставить в покое. Они не будут ходить из дома в дом ради мирских сплетен и обсуждать недостатки, ошибки и проблемы своих соседей. Они будут чувствовать такую великую ответственность за своих детей, что не смогут найти времени, чтобы заниматься осуждением своих ближних5.

Если женщина ищет у Бога силу и утешение и в страхе Господнем старается исполнять свои каждоднев­ные обязанности, то она приобретет уважение и доверие своего мужа и увидит, что ее дети вырастут честными людьми, имея нравственную силу поступать справед­ливо. Но матери, пренебрегающие нынешними возмож­ностями и допускающие, чтобы их обязанности испол­няли другие, придут к выводу, что их ответственность остается той же самой, и они с горечью пожнут то, что сеяли с беспечностью и нерадением. В этой жизни нет случайностей; урожай будет таким, каким было посеян­ное семя6.

1. Знамения времени, 29 ноября 1877.

2. Знамения времени. 29 ноября 1877.

3. Ревью энд Геральд, 27 июня 1899.

4. Знамения времени, 22 июля 1889.

5. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 466.

6. Знамения времени, 4 апреля 1911.

 

 

Глава сорок вторая

ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ И ЕЕ ВНЕШНИЙ ВИД

Здоровьем матери необходимо дорожить. — Силы матери нужно заботливо хранить. Вместо того чтобы растрачивать ее драгоценные силы на утомительный труд, нужно сократить ее заботы. Часто муж и отец незнаком с физическими законами, соблюдать которые необходимо ради благополучия семьи. Поглощенный добыванием средств к существованию или занятый приобретением богатства, придавленный заботами и трудностями, он допускает, чтобы жена и мать несла бремя, которое истощает ее силы в наиболее критичес­кий период, что приводит к слабости и болезни 1.

В интересах семьи оберегать мать от всех излиш­них обязанностей и использовать все средства, имею­щиеся в ее распоряжении, для сохранения жизни, здо­ровья и сил, дарованных ей Богом; потому что ей будет нужно энергично применять все свои способности, что­бы исполнить свое великое дело. Часть своего времени она должна заниматься физическими упражнениями, чтобы укрепить здоровье для домашней работы, совер­шая ее бодро и тщательно, становясь светом и благо­словением для семьи2.

Матери должны поддерживать санитарную ре­форму. — Воля Божья ясно изложена в отношении матерей; Он хочет, чтобы они с помощью наставлений и примеров отстаивали санитарную реформу. Они дол­жны твердо придерживаться принципа: ни в коем слу­чае не нарушать физических законов, которые Бог установил для всего сущего. Отстаивая истинные цели с неизменной честностью, матери получат моральную силу и благодать от неба, чтобы их свет сиял в мире, отражаясь на их верном пути и в благородных харак­терах детей3.

Проявлять сдержанность в питании. — Мать дол­жна в совершенстве владеть собой, и чтобы добиться этого, она должна принимать все меры предосторож­ности против любого физического и умственного рас­стройства. Ее жизнь должна проходить в согласии с Божьими законами и законами здоровья. Поскольку питание существенно влияет на ум и характер, то она должна быть очень внимательной, принимая в пищу то, что насыщает, а не возбуждает, чтобы ее нервы были спокойны и характер уравновешен. Тогда ей легче будет сохранять терпение, имея дело с разнообразными склон­ностями своих детей, и твердо, но нежно удерживать бразды правления4.

Излучать свет при всех обстоятельствах. — Мать может и должна много работать над тем, чтобы нау­читься владеть своими нервами и рассудком в минуты депрессии; даже когда больна, она может, если только приучает себя к этому, быть приятной, веселой и пе­реносить больше шума, чем ей бы хотелось. Она не должна заставлять детей созерцать ее немощи, ей нельзя омрачать молодые, впечатлительные умы своим угне­тенным духом, вынуждая их думать, что дом — это могила, а комната матери — самое мрачное место на свете. Разум и эмоции подчиняются нам благодаря уси­лию воли. Сила воли во многих случаях оказывается надежным средством для успокоения нервов. Не допус­кайте, чтобы ваши дети видели вас насупленной5.

Принимайте во внимание мнение мужа и де­тей. — Сестры, собираясь на работу, не одевайтесь так, чтобы выглядеть, как пугало. Мужу и детям будет приятнее видеть вас в подобающей, хорошо сшитой одежде, чем если бы вы своим видом напоминали каких-то пришельцев и странников. Некоторые жены и матери, по-видимому, считают, что не имеет значения, как они выглядят, когда работают дома, где их видят только мужья и дети, и одеваются с особым вкусом, чтобы показаться на глаза тем, кто не имеет на них особых притязаний. Разве мнение и любовь мужа и детей не должны оцениваться выше, чем точка зрения незнакомых людей или общих друзей? Мнение мужа и детей должно быть более важно каждой жене и ма­тери, чем мнение всех остальных людей6.

Носите одежду, которая вам к лицу. Этим вы приобретете большее уважение своих детей. Следите за тем, чтобы и они одевались соответствующим обра­зом. Не позволяйте им привыкать выглядеть неоп­рятно7.

Не будьте в рабстве у общественного мнения. — Слишком часто матери проявляют болезненное беспо­койство о том, что другие могут подумать об их при­вычках, одежде и взглядах. Разве это не печально, что многие люди чаще озабочены тем, что думают о них соседи, чем размышлением о своем долге перед Богом? Мы слишком часто жертвуем истиной, чтобы быть в согласии с обычаем и избегать насмешек...

Мать не может находиться в рабстве у общест­венного мнения, потому что должна воспитывать своих детей для нынешней и грядущей жизни. В одежде матери не должно быть излишних украшений, рассчи­танных на то, чтобы удивить окружающих8.

Приучайте детей к опрятности и чистоте. — Если матери позволяют себе носить дома неопрятную одежду, то тем самым учат своих детей быть такими же неакку­ратными. Многие матери считают, что для дома подой­дет любая одежда, даже если она будет грязной и изношенной. Но скоро они теряют свое влияние в семье. Дети сравнивают неприглядную одежду своей матери с одеждой тех, кто всегда одевается опрятно, и их ува­жение к ней ослабевает.

Матери, старайтесь выглядеть привлекательно, насколько это возможно, но не с помощью искусных украшений, а одеваясь в чистую, хорошо сшитую одеж­ду. Так вы будете постоянно приучать своих детей к опрятности и чистоте. Любовь и уважение детей долж­ны быть высшей ценностью для каждой матери. Все, что они видят на ней, должно учить чистоплотности и порядку и должно ассоциироваться в их умах с чис­тотой. Даже у самых маленьких детей есть чувство гар­монии, понятие о соответствии вещей; и как же им можно привить потребность в чистоте и святости, когда они каждый день видят неряшливую одежду и неуб­ранные комнаты? Как можно пригласить в такое жи­лище небесных гостей, чей дом находится там, где все чисто и свято?9

Порядок и чистота — это закон неба; и для того, чтобы находиться в соответствии с этими Божьими требованиями, мы должны выглядеть опрятно и прив­лекательно10.

 

1. Служение исцеления, с. 373.

2. Тихоокеанский журнал о здоровье, июнь 1890.

3. Доброе здоровье, февраль 1880.

4. Тихоокеанский журнал о здоровье, май 1890.

5. Свидетельства для церкви, т. I, с. 387.

6. Там же, с. 464,465.

7. Письмо 47а, 1902.

8. Ревью энд Геральд, 31 марта 1891.

9. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 143, 144.

10. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 142, 143.

 

 

Глава сорок третья

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ НА РЕБЕНКА В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

Женщина должна готовиться стать матерью. — Женщине нужно запастись большим терпением, чтобы приготовиться к материнству. Бог определил, чтобы она была приготовлена для этого труда. Дело матери становится священным благодаря ее связи со Христом. Это превыше всякого понимания. Обязанность жен­щины свята. Присутствие Иисуса необходимо в доме, и тогда служение матери, совершаемое с любовью, может превратить дом в Вефиль. Муж и жена должны сотру­дничать друг с другом. Каким был бы мир, если бы все матери принесли себя на алтарь Божий и посвятили свое потомство Богу — как до рождения своих детей, так и после.1

Важность предродового влияния. — Многие родители считают, что предродовое влияние непро­должительное и потому незначительное; однако небо по-другому смотрит на это. Весть, посланная через ан­гела Божьего и дважды провозглашенная самым тор­жественным образом, показывает, что этот вопрос зас­луживает самого внимательного исследования.

В словах, обращенных к матери-еврейке (жене Маноя), Бог говорит ко всем матерям во все века. “Пусть... соблюдает все, что я приказал ей”, — сказал ангел. Благополучие ребенка будет зависеть от привычек ма­тери. Ее склонности и страсти должны управляться принципом. Есть нечто, чего она должна избегать, чему должна противиться, если хочет исполнить Божье наме­рение, касающееся рождения ее ребенка2.

Мир полон силков, готовых уловить молодых. Многих привлекает эгоистичная жизнь и чувственные удовольствия. Они не могут различить скрытых опас­ностей и ужасного конца пути, который кажется им счастливым. Потворствуя аппетиту и страстям, они рас­трачивают свои силы, и миллионы гибнут для этого мира и для мира грядущего. Родители должны пом­нить, что их детям предстоит встретиться со многими искушениями. Еще до рождения ребенка нужно делать то, что поможет ему успешно сражаться со злом3.

Если до рождения ребенка мать потворствовала своим желаниям, если она была эгоистична, раздра­жительна, требовательна, то эти ее черты отразятся и в характере ребенка. Так многие дети как по наследству получают почти непреодолимое влечение ко злу.

Но если мать неуклонно придерживается верных принципов, если она воздержанна и имеет дух жертвен­ности, если она добра, нежна и бескорыстна, то она может передать своему ребенку эти же самые драго­ценные свойства характера4.

Сущность предродового ухода. — Бытует широко распространенная ошибка, что период жизни женщины, предшествующий рождению ребенка, ничем не отли­чается от всех остальных. В этот важный момент необхо­димо облегчить труд матери. В ее организме происходят большие перемены. Ребенок в утробе требует большого количества питательных веществ, и поэтому необходи­мо, чтобы в кровь матери поступало гораздо больше питательных веществ. Если будущая мать не будет в обилии принимать питательную еду, то не сможет под­держивать свои физические силы, и ее потомство будет нежизнеспособным.*

Ее одежда также требует внимания. Необходимо позаботиться о том, чтобы защитить тело от прохлады. Плохо, если ей приходится тратить силы на то, чтобы

 

* Для дальнейшего изучения этого вопроса см.: “Советы по диете и питанию”, раздел: “Питание во время беременности”. обеспечить себя подходящей одеждой. Если мать не будет получать в достатке здоровую питательную пищу, то количество и качество ее крови будет неудовлетво­рительным. Ее кровообращение ухудшится, и этот недостаток унаследуют и дети. Нельзя допустить, чтобы ребенок питался за счет здоровья матери, ей необходима пища, которая могла бы обогатить материнскую кровь, и питать два организма. Благополучие матери и ребенка в значительной степени зависит от хорошей, теплой одежды и питательной еды5.

Нужно с большим вниманием отнестись к тому, чтобы сделать окружение матери приятным и радост­ным. На мужа и отца возложена особая ответственность делать все, что в его силах, чтобы облегчить бремя жены и матери. Он должен по мере возможности по­могать ей в ее положении. Ему следует быть привет­ливым, вежливым, добрым, нежным и особенно вни­мательным ко всем ее нуждам. Женщине в период вынашивания ребенка требуется несравненно большая забота окружающих, чем животным в хлеву6.

Один лишь аппетит не является безопасным руководством. — Понятие о том, что женщинам в их особом положении можно позволить есть все, что только им захочется, ошибочно и основано на обычае, а не на здравом смысле. Аппетит женщины в этом положении может быть изменчивым, прерывистым и трудно удовлетворимым, и обычай позволяет ей есть все, что угод­но, не задумываясь о том, может ли такая еда напитать ее тело и обеспечить развитие ее ребенка. Еда должна быть питательной, но не возбуждающей... Если когда-нибудь и возникает нужда в простом питании и особой заботе о качестве употребляемой пищи, то как раз в этот важный период.

Женщины, руководствующиеся принципом и хо­рошо осведомленные, не будут отказываться от простой пищи в этот период, как и в другое время. Они поймут, что у них наступает другая жизнь, и будут внимательно относиться ко всем своим привычкам, и особенно к питанию. Они не должны есть непитательную возбуж­дающую пищу только потому, что она хороша на вкус. Найдется много советчиков, готовых убедить их делать то, что с точки зрения здравого смысла они не должны делать. Больные дети рождаются по причине того, что родители потворствовали аппетиту...

Если в желудок попадает такое количество еды, что пищеварительные органы вынуждены работать с чрезмерной нагрузкой, чтобы все переварить и освобо­дить организм от раздражающих веществ, то мать пос­тупает несправедливо по отношению к себе и создает предпосылки для возникновения болезни у ее потом­ства- Если она предпочитает есть все, что ей нравится и как нравится, не считаясь с последствиями, то будет наказана, но не одна. Невинное дитя может пострадать из-за ее неблагоразумия7.

Необходимо сохранять самообладание и выдерж­ку. — Физические нужды матери ни в коем случае не­льзя оставлять без внимания. От нее зависят две жиз­ни; ее желания нужно внимательна учитывать и ее нуж­ды щедро восполнять. Но в это время она прежде всего должна избегать того, что может ослабить ее физические и умственные силы, касается ли это питания или любого другого вопроса. Сам Бог возложил на нее весьма серьезную обязанность сохранять самообладание8.

Основа правильного характера будущего человека утверждается в матери прежде рождения ребенка бла­годаря строгому воздержанию... К этому уроку не стоит относиться с безразличием9.

Радостное и спокойное расположение духа. — Каждая женщина, которая готовится стать матерью, независимо от обстоятельств должна постоянно сохра­нять радостное, спокойное расположение духа, зная, что за все свои усилия в этом направлении она будет щедро вознаграждена физическим здоровьем и спокой­ным уравновешенным характером своего ребенка. Но это еще не все. Она может выработать в себе привычку сохранять оптимистический взгляд на жизнь и таким образом поддерживать радостное состояние ума, напол­няя счастливым духом свою семью и тех, с кем она общается. Ее физическое здоровье значительно улучши­тся, источники жизни получат силу, кровь не будет циркулировать медленно, как если бы она поддалась унынию и мрачному настроению. Ее умственные и моральные силы укрепятся благодаря бодрости духа. Сила воли сможет противостоять впечатлениям ума и в значительной степени успокоит нервы. За детьми, лишенными жизненной силы, которую они должны унаследовать от своих родителей, должен быть орга­низован наилучший уход. Особое внимание, уделенное законам жизни, значительно улучшит положение вещей10.

Сохраняйте мир и доверие. — Та, которая соби­рается стать матерью, должна хранить себя в любви Божьей. Мир должен наполнять ее ум; она должна покоиться в любви Иисуса, живя по слову Христа. Ей следует помнить, что мать — это соработница Бога11.

 

1. Рукопись 43, 1900.

2. Служение исцеления, с. 372.

3. Там же. с. 371.

4. Там же, с. 372, 373.

5. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 381,382.

6. Там же. с. 383,

7. Там же, с. 382. 383.

8. Служение исцеления, с. 373.

9. Доброе здоровье, февраль 1880.

10. Торжественный призыв, с. 123, 124.

11. Знамения времени, 9 апреля 1896.

 

 

Глава сорок четвертая

ЗАБОТА О МАЛЕНЬКИХ ДЕТЯХ

Правильное поведение кормящей матери. — Лучшей пищей младенца является та пища, которую дает ему природа. И эту возможность не следует без надобности отвергать. Бессердечно со стороны матери ради удобства быта освобождать себя от нежной обя­занности кормить своего малыша1.

Период, когда младенец получает питание от ма­тери, является очень важным. Многим матерям, кор­мящим своих детей, позволено перегружать себя рабо­той и потворствовать своим пристрастиям в еде; это приносит серьезный вред грудному ребенку не только потому, что он получает возбуждающие вещества с мо­локом матери, но и потому, что его кровь портится из-за нездоровой пищи матери, которая лихорадит весь ее организм, оказывая влияние на темперамент ребенка. На младенца также оказывает воздействие состояние матери. Если она несчастлива, легко возбудима, раздра­жительна, вспыльчива, то питание, которое младенец получает от матери, будет возбуждать его, часто вызы­вая колики, спазмы, а в некоторых случаях может стать причиной судорог и припадков.

Характер ребенка в большей или в меньшей сте­пени зависит от питания, которое он получает от матери. Как важно поэтому, чтобы мать, кормя своего младенца, старалась быть радостной и сохраняла при этом полный контроль над собой. Такой образ действий способствует тому, что пища для ребенка останется неповрежденной, а спокойное, выдержанное поведение матери, когда она общается с ребенком, будет оказывать доброе влияние на формирование его ума. Если он нервный и легко возбудим, то осторожные, неторопливые манеры матери будут оказывать успокаивающее, исправляющее влия­ние, и здоровье младенца значительно улучшится2.

Чем спокойнее и проще будет жизнь ребенка, тем благоприятнее это скажется на его физическом и умственном развитии. Мать всегда должна стараться быть тихой, спокойной и выдержанной3.

Пища не заменяет внимания. — Неправильное обращение с грудными детьми весьма пагубно для них. Когда они становятся капризными, то их, как правило, кормят, чтобы успокоить, тогда как в большинстве слу­чаев истинная причина их раздражительности кроется в том, что они получили слишком много пищи, вред­ной для них из-за дурных привычек матери. Дополни­тельная пища только осложняет дело, поскольку же­лудок уже перегружен.

Детей, как правило, уже с колыбели учат потвор­ствовать аппетиту и внушают им, что они живут, чтобы есть. Мать преимущественно влияет на формирование характеров своих детей в ранние годы. Она может учить их обуздывать свой аппетит или может учить потвор­ствовать аппетиту, чтобы они стали обжорами. Мать часто строит планы, намереваясь выполнить определенное количество работы в течение дня, и когда дети отвле­кают ее, то она, вместо того, чтобы утешить и развлечь малышей в их маленьких горестях, дает им что-нибудь поесть, желая таким образом успокоить, и добивается своей цели на короткое время, но в целом усугубляет положение вещей. Желудки детей переполнены пищей, и они, естественно, не хотят есть. Все, что требовалось, это немного материнского внимания. Но она считает, что ее время слишком дорого, чтобы тратить его на развлечение детей. Возможно, изящное оформление дома ради похвалы посетителей и приготовление изысканной еды имеет для нее большее значение, чем счастье и здоровье ее детей4.

Пища должна быть здоровой и аппетитной, но простой. — Пища должна быть простой, чтобы ее приготовление не занимало все время матери. Верно то, что нужно позаботиться, чтобы на столе появилась здоровая, полезная, аппетитно приготовленная пища. Не думайте, что любая еда, которую вы можете выста­вить на стол, будет достаточно хороша для детей. Но следует тратить меньше времени на приготовление блюд для стола, чтобы угождать извращенному вкусу, и боль­ше времени уделять образованию и воспитанию детей5.

Приготовление приданого для младенца. — Приготавливая гардероб для младенца, следует отдавать предпочтение удобству, комфорту и здоровью перед модой и желанием вызвать восхищение. Мать не дол­жна тратить время на вышивание и отделку, чтобы сде­лать красивой одежду малыша, обременяя себя ненуж­ным трудом и жертвуя своим здоровьем и здоровьем ребенка. Она не должна склоняться над шитьем, тре­бующим большого напряжения зрения и нервов, тогда как она чрезвычайно нуждается в отдыхе и не требующих больших усилий упражнениях. Она должна понимать, что обязана беречь свои силы, чтобы справляться с проблемами, выпадающими на ее долю6.

Обеспечьте чистоту, тепло, свежий воздух. — Детям требуется тепло, но серьезная ошибка, столь часто совершаемая, заключается в том, что их содержат в пе­регретых комнатах, в значительной мере лишая свежего воздуха-Ребенка следует оберегать от всякого влияния, которое может ослабить его организм и принести ему вред. Особое внимание следует уделять тому, чтобы сделать все вокруг него приятным и чистым. Может возникнуть необходимость защищать малышей от неожиданных или слишком больших колебаний тем­пературы, но также надо позаботиться и о том, чтобы во время сна или бодрствования, днем или ночью, они дышали чистым, укрепляющим организм воздухом7.

Забота о больных детях. — Во многих случаях причиной детских болезней является неправильный уход. Нерегулярное питание, несоответствующая одеж­да, недостаток здоровых упражнений для правильного кровообращения и свежего воздуха для очищения крови могут привести к неприятностям. Пусть родители как можно скорее определят причину болезни и затем устранят неправильное положение вещей.

Все родители могут научиться тому, как заботить­ся о детях во время болезни, как предотвратить и лечить заболевание. Особенно хорошо мать должна знать, что делать в том случае, когда болезнь приходит в ее семью. Она должна знать, как ухаживать за больным ребенком. Любовь и понимание должны подготовить ее к служению, которое нельзя доверить незнакомым людям8.

1. Служение исцеления, с. 383.

2. Советы по диете и питанию, с. 228.

3. Служение исцеления, с. 381.

4. Торжественный призыв, с.125. 126.

5. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 141.

6. Служение исцеления, с. 381, 382.

7. Там же, с. 381.

8. Там же, с. 385.

 

 

Глава сорок пятая

ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ — ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Возможности хорошо воспитанного ребенка. — Бог видит все возможности в скромной доле человека. Он сознает, что хорошо воспитанный ребенок будет силой к добру в мире. Он наблюдает с беспокойным интересом, будут ли родители выполнять Его план или же своей неуместной добротой перечеркнут Его намерения, допуская, чтобы их ребенок погиб для ны­нешней и вечной жизни. Преобразование этого беспо­мощного и с виду никчемного создания в личность, которая станет благословением для мира и честью для Бога, — великая и важная работа. Родители не должны допускать, чтобы что-то мешало им исполнять свой долг по отношению к детям!.

Труд для Бога и для страны. — Тот, кто соблюдает Закон Божий, смотрит на своих детей с непередаваемым чувством надежды и страха, желая знать, какое участие они будут принимать в великом конфликте, в который вот-вот будут вовлечены. Беспокойная мать спрашивает себя: “Какую позицию они займут? Что я могу сделать, чтобы приготовить их достойно исполнить свою обя­занность и стать участниками вечной славы?” Великая ответственность лежит на вас, матери. Хотя вы можете не состоять в национальном совете... вы можете делать великую работу для Бога и своей страны. Вы можете воспитывать своих детей. Вы можете помогать им совершенствовать свои характеры, чтобы они противи­лись злому влиянию, но побуждали бы других поступать справедливо. Своими молитвами, исполненными веры, вы можете влиять на Божественную руку, которая правит миром2.

Дети и молодежь должны получать наставления. Детей необходимо воспитывать для полезных дел. Их нужно учить делать то, что необходимо для домашней жизни, и родители должны исполнять эти обязанности по возможности наиболее приятным образом, наставляя и ободряя детей добрыми словами3.

Многие пренебрегают домашним воспитанием. — Несмотря на впечатляющие достижения в области обра­зования, нынешнее воспитание детей находится в жалком состоянии. Домашним воспитанием пренебре­гают. Родители, особенно матери, не понимают своей обязанности. У них нет ни терпения, чтобы наставлять детей, ни благоразумия, чтобы управлять теми, кто до­верен их попечению4.

Слишком очевидно, что матери не исполняют сво­их обязанностей и не верны своему материнскому долгу. Бог не требует от нас ничего, что мы не могли бы исполнить благодаря Его силе, ничего, что не служило бы для нашего личного блага и для блага наших детей5.

Матери должны искать Божественную помощь. — Если бы матери осознали всю важность своей миссии, то они проводили бы больше времени в тайной мо­литве, представляя своих детей Иисусу, моля Его о благословениях для них и прося мудрости, чтобы пра­вильно исполнять свои священные обязанности. Пусть мать использует любую возможность, чтобы формиро­вать привычки и склонности своих детей. Пусть она вни­мательно наблюдает за развитием их характеров, сдер­живая те черты, которые излишни, и поощряя те, ко­торых недостает. Пусть она сделает свою жизнь чистым и благородным примером для своих дорогих питомцев.

Мать должна приступать к возложенной на нее работе с мужеством и энергией, неизменно полагаясь на Божественную помощь во всех своих усилиях. Она не должна успокаиваться, пока не заметит в своих детях постепенного непрекращающегося нравственного роста, пока их жизненной целью не станет нечто большее, чем просто стремление к удовольствиям 6.

Невозможно оценить силу влияния молящейся матери. Она призывает Бога на всех своих путях. Она берет своих детей к престолу благодати и представляет их Иисусу, испрашивая у Него благословения для них. Эти молитвы влияют на детей подобно “источнику жизни”. Вознесенные с верой, они становятся помощью и силой матери-христианки. Пренебрегать обязанностью молиться с нашими детьми — значит утратить одно из самых великих благословений, находящихся в нашем распоряжении и потерять самую надежную помощь среди суеты, забот и тягот повседневной жизни7.

Невозможно переоценить силу молитвы матери. Та, которая преклоняет колена рядом с сыном и дочерью и с молитвой ведет их через все превратности детства, через опасности юности, не узнает вплоть до суда, какое влияние оказали ее молитвы на жизнь детей. Если мать связана верой с Сыном Божьим, то ее любящая рука может уберечь сына от искушения, сдержать дочь от потворства греху. Когда страсти сражаются за господ­ство в детских сердцах, то сила любви, сдерживающее, ревностное, непреклонное влияние матери может сох­ранить душу на правильном пути8.

Когда мешают гости. — Вы должны уделять вре­мя разговору и молитве со своими детьми и не должны позволять, чтобы что-то нарушало это время общения с Богом и с вашими детьми. Вы можете сказать своим гостям: “Бог поручил мне дело, и у меня нет времени для сплетен”. Вы должны сознавать, что совершаете дело для вечности. Ваш самый первый долг — это ва­ши дети9.

Выше всех гостей, выше всех соображений долж­ны быть ваши дети... Труд, который вы совершаете для своего ребенка в его ранние годы, не позволит вам быть небрежными. В его жизни нет такого периода, когда можно забыть о правилах10.

Не отправляйте их из дома ради того, чтобы при­нять гостей, но учите их вести себя тихо и быть веж­ливыми в присутствии посторонних11.

Матери должны быть образцом доброты и благо­родства. — Матери, со вниманием относитесь к каждому мгновению жизни — все они драгоценны. Помните, что ваши дети идут вперед и незаметно могут оказаться вне вашего влияния, отвергнув домашнее обучение и воспитание. Вы можете стать для них образцом доброты, чистоты и благородства. Соединяйте свои интересы с их интересами12.

Если вы неудачливы во всем другом, будьте вни­мательны и активны здесь. Если ваши дети становятся благодаря домашнему воспитанию чистыми и доброде­тельными, пусть они занимают даже самое низкое и скромное место в великом Божьем плане, несущем благо миру, все же вашу жизнь уже нельзя назвать неудачной и вам нет причины испытывать угрызения совести13.

Дети — это зеркало матери, в котором она может видеть собственные склонности и манеры. Как внима­тельна она должна быть к своей речи и своему поведе­нию в присутствии маленьких наблюдательных уче­ников! Те черты характера, которые мать желает видеть в них, она прежде должна развить в себе14.

Более высокая цель, чем просто быть не хуже дру­гих. — Матерью не должно управлять мнение мира; она не должна трудиться для того, чтобы просто быть не хуже других. Она должна решить для себя, в чем состоит великий результат и цель жизни, и на основа­нии более высоких представлений приложить все свои усилия, чтобы добиться этого результата. Она может из-за нехватки времени оставить без внимания многие дела в своем доме — это обойдется без серьезных последствий, но она не может безнаказанно пренебре­гать надлежащим воспитанием своих детей. Их несовершенные характеры изобличат ее нерадивость. Пороки детей, которые она не пытается исправить, гру­бые, резкие манеры, непочтительность и непослушание, склонность к праздности и невнимательность принесут ей бесчестие и наполнят горечью ее жизнь. Матери, судьба ваших детей в значительной степени зависит от вас. Если вы не исполняете свой долг, то они могут оказаться в рядах сатаны и стать его посредниками, чтобы губить души других. С другой стороны, ваше верное воспитание и благочестивый пример могут привести их ко Христу, и они, в свою очередь, будут оказывать влияние на других; так ваше содействие может спасти многие души15.

Поощряйте добро; сдерживайте зло. — Родители должны сотрудничать с Богом, воспитывая своих детей в Его любви и страхе. Они не могут вызвать у Него больше неудовольствия, чем если относятся без вни­мания к правильному воспитанию своих детей... Они должны внимательно контролировать слова и дела своих детей, чтобы враг не приобрел над ними влияния. А он этого страстно желает, чтобы расстроить Божьи планы. Доброжелательно, заинтересованно, нежно роди­тели должны работать со своими детьми, поощряя все хорошее и сдерживая всякое зло, которое проявляется в характерах их детей16.

Радость от хорошо сделанной работы. — Дети — это наследие Господа, и мы ответственны перед Ним за управление Его достоянием. Воспитание и обучение детей для того, чтобы сделать из них христиан, является высочайшим служением, которым родители только могут воздать хвалу Богу. Это дело требует упорного труда — бессменно прилежных и настойчивых усилий. Пренебрегая этим долгом, мы показываем, что являемся неверными управителями...

Пусть родители с любовью, верой и молитвой трудятся для своих семей, пока во всей полноте радости не смогут прийти к Богу и сказать: “Вот я и дети, которых дал мне Господь”17.

 

1. Знамения времени, 25 сентября 1901.

2. Ревью энд Геральд, 23 апреля 1889.

3. Рукопись 12, 1898.

4. Знамения времени. 11 марта 18S6.

5. Знамения времени, 9 февраля 1882.

6. Знамения времени, 25 мая 1882.

7. Доброе здоровье, июль 1880. ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-12-12; view: 398; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию