Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис середины жизни
Кризис середины жизни Э. Эриксон называл десятилетием роковой черты. Основные причины кризиса: - изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни. Основные проблемы этого периода: убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности; осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Результаты успешного разрешения кризиса (по Э. Эриксону): формирование генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае появляется застой, которому соответствуют чувство опустошения, регрессия, потакание как собственным желаниям и удовольствиям [22]. Эмоциональные переживания в период кризиса характеризуются депрессивным фоном: стойкое снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации, отсутствие радости от того объективно хорошего, что реально имеется в жизни человека, эмоциональная усталость от всего; снижение интереса ко всем событиям, апатия, скука от жизни; отсутствие или снижение энергии; сожаления по поводу собственной никчемности, беспомощности; устремленность в прошлое, желание вернуться в молодость, прожить жизнь еще раз, не повторяя сделанных ошибок; будущее воспринимается более коротким и менее наполненным значимыми событиями, чем прошлое; субъективное восприятие законченности жизни, близости ее конца, тревога в отношении своего будущего, иногда настолько сильная, что люди перестают строить планы на будущее, думают только о настоящем; раздражительность, конфликтность в семье, переживание по поводу своей нужности. Факторы, усугубляющие кризис: резкие изменения здоровья, экономические, политические события, смена условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Успешному преодолению кризисов взрослости способствуют: эмоциональная гибкость; способность к эмоциональной отдаче по отношению к детям, родителям, другим людям; пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности; построение новой структуры жизни. Успешное преодоление кризисов способствует обобщению жизненного опыта, привнесению его в работу и передачи молодым людям. Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от обновления оказывают следующее негативное влияние на личность: замедление возможностей в развитии человека, отставание от жизни, снижение профессионализма и т.д. 9.Личностные новообразования периодов ранней и средней взрослости Формирование характеристик зрелой личности (осознание ответственности и стремление к ней, потребность в заботе о других, способность к активному участию в жизни общества, способность к конструктивномк решению жизненных проблем и др. (М.В. Гамезо, А.В. Петровский, Г. Олпорт, Э. Эриксон). Основное новообразование— достижение личностной зрелости. Основные характеристики зрелого человека с точки зрения разных ученых: - широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии (К. С. Холл и Г. Линдсей) [54]. - мудрость, мягкость и снисходительность, самосознание (Б. Ливехуд) [1]. Тема 17. Психическое развитие личности в период поздней взрослости. 1. Общая характеристика периода: социальная ситуация развития, задачи развития, ведущая деятельность 2. Развитие познавательных процессов и личности 3. Межличностные отношения 1. Общая характеристика периода: социальная ситуация развития, задачи развития, ведущая деятельность. Возрастные границы данного периода жизни условны, поскольку скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов: восприятия собственного возраста самим человеком; биологических изменений; социально-культурных условий; качественного изменения социальной ситуации. Период поздней взрослость разбивается на четыре десятилетия: предстарческий период (60 — 69 лет), старческий (70—79 лет), позднестарческий (80—89 лет), дряхлость (90—99 лет). Роль старости в системе жизненного цикла человека (по М. В. Ермолаевой): только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь данного человека как целое, ее смысл и ценность для предшествующих и последующих поколений [64]. Специфические задачи развития личности в данный период: - Адаптация к меняющимся аспектам жизни - снижению физических сил и здоровья, выходу на пенсию и снижению уровня дохода, смерти супруга; выполнение социальных и гражданских обязанностей; организация удовлетворительного физического проживания (Р. Хейвингхерст). - Возрастание духовной зрелостичеловека, под которой понимается устремленность человека ко все более полному разрешению своей жизненной задачи. - Разрешение психосоциального конфликта «целостность против отчаяния» (по Э.Эриксону), убеждение в ценности прожитой жизни. Факторами удовлетворенности прожитой жизнью, по мнению Э. Эриксона, являются: принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания жизненного пути других; ощущение «вселенского» единства с людьми разных времен и народов, когда каждый из встреченных людей кажется родным и чем-то близким. Факторы неудовлетворенности прожитой жизнью: отношение к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок; недостаток или отсутствие целостности; чувство безысходности, отчаянии от невозможности что-либо изменить; негативное отношение к себе самому, недовольство социальными институтами или отдельными людьми. - Достижение мудрости как высшего уровня развития личности, для которого характерны «тщательно обдуманные суждения и глубокое всеобъемлющее понимание». - Осознание необходимости работы по завершению того, что может быть завершено. Понимание границ возможного и принятие несовершенства как самого себя, так и окружающего мира (В. И. Слободчиков). - Расширение и углубление сферы и глубины внутренней активности, связанное со снижением внешней активности человека. Как писал К. Дюркхайм, «смысл старости, как и ее достоинства, не привязан больше к действию, направленному наружу, в мир... Плодом зрелой человечности является благословение излучения, которое без всякого действия исходит от человека...» [65]. - Осуществление внутренней работы в системе жизнь — смерть. По И. Б. Новику, старение выступает связующим механизмом жизни и смерти [66]. Переживание присутствия близкой смерти носит глубоко личный характер, порождает чувство одиночества, обострения страха смерти, что проявляется либо в категорическом избегании темы смерти, либо в постоянном обращении к ней. Важнейшая задача старости — выполнение тех жизненных «заданий» (семейных или социальных функций), которые не выполнялись или недостаточно хорошо выполнялись в течение предыдущей жизни. Социальная ситуация развития в период поздней взрослости – переживание кризиса разобществления (Б, Ньюгартен, Дж. Розен). Выбор между социальной и индивидуальной жизнью (сохранение себя как личности или как индивида). Ведущая деятельность человека в период поздней взрослости – особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути (А.Г. Лидерс).
2. Развитие познавательных процессов и личности Особенности познавательного развития: - формирование компенсаторных, приспособительных психологических механизмов; - снижение интеллектуальной активности личности; - внутрииндивидная асинхронность инволюции отдельных психических процессов; - формирование мудрости как системы экспертных знаний. Date: 2016-02-19; view: 932; Нарушение авторских прав |