Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разновидности методов педагогического исследования
I. Метод работы с научной информацией: поиск информации; обработка полученной информации; систематизация и хранение научной информации. Составление библиографии – создание перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой. Реферирование – краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике. Конспектирование – выделение главных идей и положений изучаемой работы. Аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи. Цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике. II. Теоретические методы (интерпретация, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др. Интерпретация – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовалась в знание. Интерпретируя те или иные объекты, явления, исследователь выявляет различные аспекты полученной о них информации, оценивает её возможности в решении задач исследования, выдвигает предположения о причинах явления, о возможных мотивах участников педагогической ситуации и т.д. Анализ – в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан. Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Он предполагает оформление полученной информации в виде схем, таблиц, кластеров. Аналогия – соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между объектами, явлениями и процессами, дающее основание для переноса информации, полученной при исследовании одного объекта – модели, на другой. Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. III. Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта. Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанных на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователей явлений или процессов. Методы опроса. Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путём заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения исследователя с опрашиваемым. В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия. Диагностическая беседа – это метод, основанный на прямом и относительно свободном общении с испытуемым. Беседа проводится с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения. Интервью – разновидность беседы, в ходе которой исследователь строго придерживается заранее заготовленных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. Ответы, полученные на такие вопросы, легче классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки. Анкетирование – форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке. Тест – это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Педагогический эксперимент предполагает опытное моделирование педагогического явления (процесса) и условий его протекания, активное воздействие исследователя на педагогическое явление, измерение результатов педагогического взаимодействия. В организации педагогического эксперимента обязательными являются следующие этапы: – теоретическо-проектипровочный (формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез, разработка методики исследования – его плана, программы, методов обработки полученных результатов); – констатирующий (выявление актуального уровня развития изучаемого свойства (навыка, умения, качества и др.); обучающий (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); – этап подведения итогов (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций). Изучение педагогического опыта как метод психолого-педагогического исследования имеет теоретическое и практическое значение. Опытная работа состоит в том, что педагог эмпирически (путём проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет и адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приёмы работы (пособия, рекомендации и пр.) либо целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя. Date: 2016-02-19; view: 1272; Нарушение авторских прав |