Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности методов педагогического исследования





I. Метод работы с научной информацией: поиск информации; обработка полученной информации; систематизация и хранение научной информации.

Составление библиографии – создание перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.

Реферирование – краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике.

Конспектирование – выделение главных идей и положений изучаемой работы.

Аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи.

Цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

II. Теоретические методы (интерпретация, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоре­тические методы предполагают глубокий анализ фактов, рас­крытие существенных закономерностей, образование мыс­ленных моделей, использование гипотез и др.

Интерпретация – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовалась в знание. Интерпретируя те или иные объекты, явления, исследователь выявляет различные аспекты полученной о них информации, оценивает её возможности в решении задач исследования, выдвигает предположения о причинах явления, о возможных мотивах участников педагогической ситуации и т.д.

Анализ – в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения).

Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Он предполагает оформление полученной информации в виде схем, таблиц, кластеров.

Аналогия – соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между объектами, явлениями и процессами, дающее основание для переноса информации, полученной при исследовании одного объекта – модели, на другой.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий).

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы.

III. Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта.

Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанных на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователей явлений или процессов.

Методы опроса. Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путём заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения исследователя с опрашиваемым. В результате выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия.

Диагностическая беседа – это метод, основанный на прямом и относительно свободном общении с испытуемым. Беседа проводится с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Интервью – разновидность беседы, в ходе которой исследователь строго придерживается заранее заготовленных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. Ответы, полученные на такие вопросы, легче классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки.

Анкетирование – форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке.

Тест – это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.


Педагогический эксперимент предполагает опытное моделирование педагогического явления (процесса) и условий его протекания, активное воздействие исследователя на педагогическое явление, измерение результатов педагогического взаимодействия. В организации педагогического эксперимента обязательными являются следующие этапы:

– теоретическо-проектипровочный (формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез, разработка методики исследования – его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

– констатирующий (выявление актуального уровня развития изучаемого свойства (навыка, умения, качества и др.); обучающий (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция);

– этап подведения итогов (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций).

Изучение педагогического опыта как метод психолого-педагогического исследования имеет теоретическое и практическое значение. Опытная работа состоит в том, что педагог эмпирически (путём проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет и адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приёмы работы (пособия, рекомендации и пр.) либо целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя.







Date: 2016-02-19; view: 1272; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию