Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение объекта и предмета исследования





Объект исследования – это избранная для изучения сфера исследования, в которой обнаруживается проблема исследования.

Наряду с объектом выделяется предмет исследования. Предмет исследования – это один из аспектов изучаемого объекта исследования. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Другими словами, объект – это поле научных поисков, а предмет – точка в этом поле.

В учебном исследовании, к которому относится и курсовая работа по методике, объект и предмет определяются на основе анализа формулировки темы. В ходе анализа темы необходимо выявить в ней более широкое понятии (это объект) и более узкое понятие (предмет).

Конкретизируем сказанное на примерах.

Таблица 2.

Тема курсовой работы Объект исследования Предмет исследования
Формирование графического навыка у детей с речевыми нарушениями на основе поэлементно-целостного метода Процесс формирования графического навыка детей, имеющих речевые нарушения Методика использования поэлементно-целостного метода в системе обучения элементарному письму детей с речевыми нарушениями
Формирование словообразовательных умений у детей с общими нарушениями речи на основе использования приема моделирования Процесс работы над формированием словообразовательных умений у детей с общими нарушениями речи Методика использования приема моделирования в системе работы по формированию словообразовательных навыков у детей с общими нарушениями речи
Диагностика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения Процесс формирования и развития математических представлений старших дошкольников, имеющих речевые нарушения Диагностическая работа по выявлению нарушений счетных навыков (дискалькулии) у старших дошкольников с речевыми нарушениями
Использование приема сравнения в процессе обучения младших школьников с ОНР решению простых текстовых задач Процесс обучения младших школьников с ОНР решению простых текстовых задач Методика обучения детей, имеющими ОНР, решению простых текстовых задач посредством использования приема сравнения

Вопросы и задания.

1. Чем отличаются объект и предмет исследования?

2. Выделите и сформулируйте объект и предмет исследования по выбранной Вами теме.

ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следующий шаг исследовательской работы связан с определение цели и задач данной работы.

Цель исследования ориентирована на его конечный результат, задачи конкретизируют цель и раскрывают этапность работы над исследуемой проблемой. Цель, как правило, бывает одна, тогда как задач для достижения данной цели – несколько.

В исследованиях по специальной методике, как уже отмечалось ранее, цели могут быть различными:

– раскрыть систему работы по формированию или развитию того или иного умения, дополнить и уточнить её… (в работах первого типа);

– уточнить / разработать и апробировать на практике диагностическую методику, выявить наличие тех или иных нарушений…(в работах второго типа).

Для достижения цели исследования необходимо грамотно спланировать ход исследования, то есть определить конкретные задачи.

Поскольку любое исследование начинается с понимания сущности исследуемого предмета, различных подходов к его интерпретации современными учеными, то одна из задач исследования в рамках курсовой работы должна быть направлена на выявление сущности понятий об исследуемом предмете.

Выполнение курсовой работы в своей проектной части может предполагать разработку методической системы, которая, направлена на совершенствование тех или иных умений, способов действий, качеств личности и т.п. Понятно, что такое проектирование должно опираться на данные об уровне сформированности у детей тех или иных качеств. Поэтому одна из задач методического исследования в рамках курсовой работы предполагает проектирование инструмента диагностики. В рамках выполнения курсовой работы возможно выполнение и другой задачи: апробации предлагаемой диагностической методики и выявление с её помощью уровня сформированности исследуемого умения.

Другие задачи методические исследования посвящены методическим аспектам: выявлению научных основ проектируемой методики, анализу методического опыта, конструирование собственных методических средств.

Итак, обобщим сказанное. В исследовании по методике, как правило, решаются следующие задачи:

– изучить психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по теме исследования;


– раскрыть его ключевые понятия;

– разработать и описать методы диагностики уровня сформированности исследуемого умения;

– апробировать на практике предлагаемую диагностическую методику (при выполнении курсовой работы диагностического типа);

– охарактеризовать научные основы методической работы по коррекции / профилактике / развитию / формированию исследуемого умения;

– систематизировать и описать уже имеющуюся методику работы, выявить её недостающие звенья;

– спроектировать собственные задания / фрагменты уроков / технологические карты уроков, уточняющие, дополняющие существующую методику.

Конкретизируем сказанное на примерах.

Таблица 1.

Тема курсовой работы Цель работы Задачи работы
Формирование графического навыка у детей с речевыми нарушениями на основе поэлементно-целостного метода раскрыть систему работы по формированию графического навыка у детей с речевыми нарушениями на основе применения поэлементно-целостного метода, уточнить и дополнить её собственными разработками. · изучить психолого-дидактическую, логопедическую и методическую литературу по теме курсовой работы; · раскрыть понятия: графический навык, поэлементно-целостный метод; · выявить особенности формирования графического навыка у детей с речевыми нарушениями; · разработать и описать методы диагностики уровня сформированности графического навыка у детей данной группы; · раскрыть имеющийся опыт применения поэлементно-целостного метода; · разработать собственные дидактические материалы по обучению графическому навыку детей с речевыми нарушениями на основе данного метода; · сделать выводы и обобщения
Развитие словообразовательных умений у детей с общими нарушениями речи на основе использования приема моделирования определить систему работы использования приёма моделирования для развития словообразовательных умений у детей с ОНР · изучить лингвистическую, психологическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по теме курсовой работы; · раскрыть понятия: словообразовательные умения, прием моделирования; · выявить основы работы по развитию словообразовательных навыков у детей данной группы; · охарактеризовать имеющуюся систему работы по развитию словообразовательных навыков у детей с речевыми нарушениями, включая методику диагностики; · определить место приема моделирования в данной системе; · спроектировать методику работы по применению приема моделирования для развития словообразовательных навыков у детей с речевыми нарушениями; · сделать выводы и обобщения.
Диагностика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения Разработать и апробировать систему диагностики нарушений счетных навыков у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения · изучить психолого-педагогическую, методическую и логопедическую литературу по теме исследования; · раскрыть сущность понятия дискалькулии, причины и механизмы ее возникновения, виды дискалькулий; · разработать альбом по диагностике дискалькулии для старших дошкольников, имеющих речевые нарушения; · апробировать предлагаемую диагностику в ходе логопедической практики в ДОУ и провести анализ полученных результатов.
Использование приема сравнения в процессе обучения младших школьников с ОНР решению простых текстовых задач Определить систему работы по использованию приёма сравнения в процессе обучения младших школьников с ОНР решению простых текстовых задач · изучить психолого-педагогическую, методическую, математическую и логопедическую литературу по теме исследования; · раскрыть содержание, структуру и функции мыслительного приема сравнения, установить его роль и место в процессе обучения решению задач; · проанализировать задачный материал различных школьных учебников математики на предмет наличия заданий, направленных на формирование приема сравнения; · разработать методику применения данного приёма в процессе обучения детей с ОНР решению простых текстовых задач.

Вопросы и задания.


1. Как взаимосвязаны цель и выбранная тема курсового исследования?

2. Как соотносятся цель и задачи курсового проекта?

3. Сформулируйте цель вашего исследования по выбранной теме. Выделите основные задачи курсового проекта.







Date: 2016-02-19; view: 634; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию