Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор методов и выполнение исследования





Выполнение исследования по специальной методике опирается на известные в науке исследовательские методы: теоретические (анализ, синтез, моделирование, работа с научной литературой и др.) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.).

В ходе методического исследования широко применим метод педагогического проектирования: подбор или разработка исследователем системы собственных заданий, направленных на диагностику уровня сформированности тех или иных умений, имеющихся нарушений, на формирование и развитие исследуемого умения, написание конспектов, фрагментов логопедических занятий, технологических карт уроков и т.д. (Более подробная характеристика основных методов педагогического исследования представлена в приложении В.)

На начальных этапах выполнения исследования важна работа с информационными источниками. Так, для решения первой задачи курсовой работы (см. выше) необходимо провести отбор соответствующей литературы: психолого-педагогической, логопедической, литературы по предмету (русскому языку, математике) и др. При необходимости провести обзор школьных учебников и методических пособий к ним, других видов дидактического материала.

Результатом этой работы должна стать картотека круга источников, к которым следует обратиться при выполнении исследования.

Использование методов работы с информацией на подготовительном этапе выполнения курсовой работы способствует выявлению теоретических основ по выбранной проблеме исследования, раскрывает современной состояние изучаемого объекта исследования, а также обоснованию актуальности выбранной темы курсовой работы.

Как выбрать литературные источники?

Можно начать с оценки тех источников, которые приведены в «Ориентировочном списке литературы для написания курсовой работы». Дальнейший процесс знакомства с литературными источниками осуществляется на основе продвижения по так называемым «библиографических тропам».[1] Это означает, что при работе над любым источником необходимо просматривать ссылки, предметные указатели, списки использованной литературы.

В настоящее время источником литературы по проблеме является Интернет. Однако при его использовании следует помнить, что «интернет не имеет контролёров».[2]

В каком направлении вести поиск в литературных источниках?

Направление поиска определяется поставленными задачами.

Одна из задач исследования, как указывалось ранее, направлена выделение ключевых понятий выбранной темы.

Пример 1. Так, при осмыслении формулировки темы «Формирование первоначального навыка письма у детей с тяжелыми нарушениями речи на основе поэлементно-целостного метода» выделяются два ключевых понятия: элементарный навык письма и поэлементно-целостный метод.

Пример 2. В формулировке «Использование приема сравнения в процессе обучения младших школьников с ОНР решению простых текстовых задач» выделяются такие понятия, как: методический прием сравнения, дети с ОНР, понятие текстовой арифметической задачи, простые текстовые задачи.

Раскрытие ключевого понятия предполагает ответы на вопросы: что представляет собой рассматриваемое явление? Какие существуют научные подходы к его интерпретации? Какой из подходов будет положен в основу курсовой работы?

Поскольку работа с ключевыми понятиями связана с раскрытием их содержания, то в первую очередь следует обратиться к справочной литературе. Однако этого недостаточно. Необходимо проанализировать и научные работы по исследуемой теме: монографии, статьи. Они помогут уточнить и расширить представления об исследуемых явлениях, обнаружить имеющиеся точки зрения на их природу, разные подходы к интерпретации данных явлений.

Одна из задач методического исследования (планируемая в обязательном порядке) предполагает осмысление теоретических основ решения методической проблемы. Осмысление теоретических основ предполагает аналитическую работу с трудами по математике, лингвистике, литературоведению, психологии, педагогике, логопедии. В ходе этого исследования выявляются научные основы эффективной методической работы: условия, принципы, факторы, формы, методы и т.п. Для раскрытия психологических, психолингвистических и логопедических основ проектируемой методики необходимо привлекать научные труды по общей, специальной, учебной психологии, психолингвистике, дефектологии, логопедии. (Ориентиром могут служить литературные источники, указанные в подразделах «Психология, психолингвистика», «Логопедия» из раздела «Основная литература»).


На следующем этапе исследования студенту предстоит осмыслить имеющийся методический опыт в данной образовательной области: выявить существующие диагностические и обучающие системы.

При выполнении работ первого типа необходимо раскрыть элементы всей системы работы. При решении этой задачи студенту предстоит ответить на вопросы: какие дидактические задачи нужно решать для развития или формирования данных умений, на каком содержании, какими методами и организационными формами, при наличии каких пособий, наглядного материала и т. п.? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо познакомиться с научными трудами методистов (монографии, научные статьи), проанализировать и обобщить педагогический опыт, черпая его из педагогической периодики, школьных учебных программ и школьных учебников по русскому языку / литературному чтению/ математике для обычной и специальной школы, дидактических пособий, образцовых технологических карт и конспектов занятий.

При выполнении работ второго типа важно сосредоточиться лишь на имеющемся опыте проведения диагностики.

 

Результаты работы на данном этапе станут основой для определения содержания работы на следующем этапе. Он, как правило, носит проектировочный характер.

При выполнении курсовой работы первого типа студент может разработать оригинальные методические средства[3], диагностические и тестовые работы, проявив творческий подход.

В работах первого типа экспериментальная апробация собственной методики на логопедической практике является желательной, но не обязательной. При выполнении работ второго типа экспериментальная апробация разработанных диагностических материалов обязательна.

Заключительным этапом исследования является обобщение проведенного исследования, формулирование вывода по проделанной работе.

Вопросы и задания.

1. Составьте список литературных источников по теме вашего исследования.

2. Выделите ключевые понятия, которые необходимо будет раскрыть в вашей работе.

3. Какие вопросы из смежных дисциплин необходимо будет рассмотреть в ходе вашего исследования.







Date: 2016-02-19; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию