Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12 Качество, стандартизация и сетификация продукции
1. Качество продукции 2. Стандартизация продукции 3. Сетификация продукции
1. Качество продукции Термин качество продукции имеет несколько различных определений, например: В стандарте ГОСТ 15467-79: совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. В стандарте ИСО 8402—86: «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». В стандарте ГОСТ Р ISO 9000-2005: «Качество — это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям». В учебнике Огвоздина В. Ю.: Качество продукции — это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей. Фундаментальное определение качества как философской категории, данное Гегелем в его Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…». «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…»[5]. Иначе говоря, качество — это присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того объекта, которому они принадлежали. Так, например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики (качество). В соответствии с одним из основных положений терминоведения об образовании и определении терминов, определение термина в прикладном значении (качество продукции), исходя из иерархической связи между понятиями, не должно противоречить фундаментальному определению качества как категории. Например, в словаре Вебстера термин качество определен следующим образом: Качество: * особенные и существенные свойства: «природа» вещи; * неотъемлемая черта: «свойство» вещи (прочность как качество стали). В нарушение указанного положения науки терминологии приведенные в определения термина качество в прикладном значении не соответствуют фундаментальному, так как качество в них определяется не только как совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, но и как удовлетворение потребностей (соответствие требованиям). А как указывали авторы упомянутых источников по терминологии (Д. С. Лотте и Г. П. Мельников), такое несоответствие неизбежно приведёт к путанице, что и случилось в данном случае с термином «качество продукции». Дело в том, что в науке уже есть понятие, которое означает способность товара или услуги соответствовать предъявляемым требованиям (удовлетворять потребности): * в экономике это понятие названо термином полезность (англ. utility); * в политической экономии это понятие названо потребительной стоимостью, которая также определена как полезность; * в энциклопедическом словаре Вебстера качество, подходящее для применения, также определено как полезность. Качество продукции — это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей.
2. Стандартизация продукции Стандартизация — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов; также деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Целями стандартизации являются: * повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; * обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); * содействие соблюдению требований технических регламентов; * создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Стандартизацию проводят органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов. 3. Сетификация продукции Сертифика́ция (лат. sertifico — удостоверяю) — подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата. Объектами сертификации являются: * продукция; * работы (услуги); * системы менеджмента; * персонал. Сертификация продукции — процедура подтверждения качества, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Правила сертификации продукции регламентируются: 1. Закон Республики Казахстан «О сертификации» от 16 июля 1999 года № 434-I; 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2000г. № 1787 «О контроле соответствия продукции в Республике Казахстан». 3. «Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации» утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2000г. № 1787. 4. Государственный Стандарт Республики Казахстан СТ РК 3.4 — 94 (издание). 5. Государственный Стандарт Республики Казахстан СТ РК 3.9 — 97 (издание). 6. «Инструкция о порядке допуска к приемочным испытаниям, выдачи разрешений на серийный выпуск и применение новых образцов отечественной, а также импортной продукции повышенной опасности, эксплуатируемой в отраслях промышленности, поднадзорных органам Государственной инспекции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждена Приказом Председателя Агентства по чрезвычайным ситуациям от 29 ноября 1999г. №256. Литература: 1. Фатхутдинов Р.А. Организация производства [Текст]: учебник / Р. А. Фатхутдинов, 2010. - 544 с. 2. Тайкулакова Г.С. Экономика и организация производства [Текст]: учебник / Г. С. Тайкулакова, 2012. - 477 с. 3. Переверзев М.П. Организация производства на промышленных предприятиях [Текст]: учебное пособие / М. П. Переверзев, 2010. - 332 с. 4.Указ Президента РК, имеющий силу закона от 13 февраля 1991 года «О предприятиях в Республике Казахстан». 5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. Курс лекции. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 280 с. – (Высшее образование). 6. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012 Date: 2016-02-19; view: 431; Нарушение авторских прав |