Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Правовые системы общего права 3 page





Так, еще Моисей "знал, насколько бесполезно писать законы для людей, чьи сердца не исполнены знанием Бога и Его деяний" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Book 1. Preface.

 

Продолжая, он отмечал: "Все законодатели древности... мудро понимали, что люди никогда не будут покорно исполнять нормы поведения, если в них будет больше от человека, чем от Бога" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Book 1. Chapter 1.

 

В христианском мире право должно было основываться на началах Евангелия. По убеждению Дж. Милтона, все, что не соответствует Евангелию, является не более чем "имитацией права" <1>. "Евангелие - это цель и исполнение закона" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Book 1. Chapter 5.

<2> Там же. Book 1. Chapter 3.

 

С той же страстью Дж. Милтон защищал свободу слова и прессы. В речи "Ареопагитика", изданной в разгар революции <1>, он призывал членов парламента Англии руководствоваться не прежними устаревшими доктринами, а самой жизнью:

--------------------------------

<1> 1644 г. Поводом к изданию речи послужило решение парламента о введении предварительной цензуры книг, готовящихся к изданию.

 

"Подумайте о том, в какой нации вы живете и кем вы управляете; это не нация медлительных и скучных людей, а нация людей стремительных, искренних, обладающих острым умом, склонных к созиданию, стремящихся к живым рассуждениям" <1>.

--------------------------------

<1> Milton J. Areopagitica.

 

Продолжая, он писал: "Взгляните теперь на этот огромный город, город-убежище, город свободы, лелеемый и окруженный Его заботой. В кузнице войны не больше наковален и молотов, кующих орудия вооруженной Справедливости для защиты осажденной Истины, чем есть в этом городе перьев и голов, занимающихся при свете ламп, размышляющих, ищущих, обдумывающих новые понятия и мысли, которые они могли бы дать приближающемуся Преобразованию вместе с клятвой верности; другие с такой же быстротой читают, испытывают все вещи, уступают силе разума и убеждения. Чего еще можно потребовать от нации, которая так стремится искать истину? Что еще, кроме мудрых и верных работников, не хватает такой благодарной и плодотворной почве, чтобы произвести народ, богатый знанием, - нацию пророков, мудрецов и достойных людей" <1>.

--------------------------------

<1> Milton J. Areopagitica.

 

Ссылки на то, что свобода слова может быть использована для развращения нации, он решительно отвергал. Никто не мог насильно сделать других людей праведными и добродетельными. "Для чистого человека все вещи являются чистыми, не только еда и питье, но и все виды знания, как о добром, так и злом; знание не может загрязнить, если воля и сознание не являются грязными" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

В памфлете "Срок полномочий королей и правителей" <1> всю историю становления государства и права Дж. Милтон вложил в четкие формулы, которые в дальнейшем были положены в основу многих естественно-правовых учений:

--------------------------------

<1> Во многих источниках название работы "The Tenure of Kings and Magistrates" переводится как "Полномочия королей и правителей", что не вполне точно передает название и основное содержание памфлета. В английском юридическом языке основное значение термина "tenure" - срок полномочий. Так было в XVII в. Так осталось и в наши дни.

 

"Ни один человек, знающий то, что должен знать, не может быть настолько глуп, чтобы отрицать, что все люди согласно законам природы рождены свободными, что они являются образом и подобием Господа Бога и что им даровано право властвовать над всем животным миром; поэтому они рождены властвовать, а не подчиняться; и так они жили. Но едва ли не сразу после грехопадения Адама люди стали совершать зло и насилие; тогда, поняв, что такое положение дел неизбежно приведет к их полному уничтожению, они согласились по общему договору воздерживаться от причинения друг другу вреда, а также совместно защищать друг друга от тех, кто будет нарушать либо препятствовать такому соглашению. Так появились города, селения и государства. И поскольку не в каждом из людей вера была достаточно крепкой, они решили учредить власти, которые могли бы удерживать при помощи силы и наказания тех, кто нарушал мир и принадлежащие всем права. Эти власти и силы самозащиты и самосохранения изначально и естественным образом исходили от каждого из людей и были в каждом из них" <1>.


--------------------------------

<1> The Tenure of Kings and Magistrates // <http:www.dartmouth.edu>.

 

Он убеждал: тот же порядок существует и сейчас. "Законы созданы волей либо с согласия всех, чтобы определить и ограничить власть тех, кого они избрали для управления собой... Точно так же, как правители поставлены над людьми, так же законы установлены над правителями" <1>.

--------------------------------

<1> The Tenure of Kings and Magistrates // <http:www.dartmouth.edu>.

 

Если правитель нарушил закон, он должен понести за это заслуженную кару. "Надо учить беззаконных монархов, а также тех, кто обожает их, что не смертный человек и не монаршая воля, а справедливость является единственно истинным правителем и верховным владыкой всей земли" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

6 ноября 1649 г. он публикует работу под названием "Разрушитель икон". Этим названием он хотел выразить многое: стремление к новой жизни; желание разрушить не только ореол святости вокруг имени Карла I, но и те предрассудки, которые господствовали в сознании многих.

"Люди, поверившие тому, что утверждает король, доказывают, что они по своей природе рабы и ничем не отличаются от животных; они не достойны той свободы, о которой они кричали и шумели; напротив, они заслуживают того, чтобы их вновь вернули в прежнее состояние рабства, как шумных и драчливых животных, которые вырвались из-под пожизненного гнета и не знают, как распорядиться той свободой, за которую они сражались; и все это происходит под воздействием прекрасно звучащих слов и обещаний давно ненавидящего их врага, готового нанести им удар и вновь приучить их к столь желанному, умиротворяющему и наиболее подходящему для них норманнскому крепостничеству" <1>.

--------------------------------

<1> Eikonoklastes. Chapter 27 // <http:www.dartmouth.edu>.

 

Развивая доказательства, он писал: "Все законы, Бога и человека, создаются для всех и не делают исключений для кого бы то ни было, и, если короли пытаются поставить себя над законом, который, собственно, и дает им право править для общего блага, они должны быть по закону призваны к порядку" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Chapter 28.

 

Таким было веление справедливости, которая "сама является силой, царством, властью и правлением на все века" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Chapter 28.

 

Эти идеи были развиты и в последующих работах, таких, как "Защита народа Англии" (24 февраля 1651 г.) и "Вторая защита народа Англии" (30 мая 1654 г.).

К тому времени революция в Англии пошла на спад. В стране утвердилась диктатура О. Кромвеля, которая немногим отличалась от деспотического правления Карла I. Парламент страны был разогнан; суды поставлены под контроль правительства, а народ лишен многих прав и свобод, завоеванных в борьбе с королевской властью. Для многих диктатура Кромвеля казалась незыблемой. Но только не для слепого Дж. Милтона, который внутренним взором видел трещины в ее фундаменте и ощущал начало ее конца. Поэтому в работе "Вторая защита народа Англии" так много грустных размышлений о судьбах страны.


Он упрекал правительство в недостаточной заботе об обществе и в неумении управлять государством. Оно так и не освоило "искусство мира". Мир и свобода для него остались одним из состояний войны. Такой мир, предупреждал Дж. Милтон, "принесет еще больше страданий, а то, что представляется свободой, в будущем обернется самым худшим рабством" <1>.

--------------------------------

<1> The Second Defence of the People of England // <http://www.constitution.org/Milton/second_defence.htm>.

 

Как и в любом плохо устроенном государстве, в республиканской Англии стремительно росло число законов. "В республике, - писал он, - всегда много людей, которые имеют такую же страсть к написанию множества законов, как некоторые стихоплеты к составлению множества стихов, и, поскольку качество законов, как правило, ухудшается по мере роста их числа, следует для предотвращения зла либо направления по пути добра принимать ровно столько новых законов, сколько отменяется тех старых законов, которые не действуют должным образом" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Столь же сурово он обвинял народ Англии за то, что он не мог расстаться с узами рабства и доказывал, что свободу необходимо терпеливо взращивать и лелеять с помощью "благочестия, справедливости, умеренности и неизвращенной добродетели". Только на таких нравственных началах она может глубоко укорениться в сознании и в сердцах людей" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Перелом в его сознании наступил после реставрации королевской власти. Революция, казнь монарха, гражданская война - значение этих событий уже не казалось ему столь очевидным, как раньше. Более того, он все более убеждал себя в том, что им не было оправдания, поскольку они нарушили естественный порядок вещей.

Все чаще в его сознании возникали библейские картины восстания падших ангелов. Между этой немыслимо далекой историей и недавней английской революцией было много общего: цели восстания, чувства и страсти его участников, горькая судьба после падения - судьба без радости и надежд. Земля и Ад - "единый материк" <1>. В этом он больше не сомневался.

--------------------------------

<1> Милтон Дж. Потерянный рай. Книга 10 // Потерянный рай. Возвращенный рай. Другие поэтические произведения. М., 2006. С. 290.

 

Так рождался замысел нового, главного труда его жизни - поэмы "Потерянный рай".


 

§ 4. Статутное право и революционные волны законотворчества

в истории английского права

 

После нормандского завоевания в истории Британии было несколько волн законодательных реформ, которые корректировали нормы общего права и нередко меняли основы действовавшего правопорядка. Собственно, в этом изначально и заключалась роль статутного права.

Первая волна реформ была осуществлена Вильгельмом Завоевателем, который, как было отмечено выше, перестроил систему управления и изменил многие общественные институты Англии.

Несколько десятилетий спустя политику преобразований продолжил Генрих I (1100 - 1135 гг.). Первым же актом - Хартией свобод 1100 г. - он провозгласил политику твердого следования законам:

"Я устанавливаю твердый мир во всем королевстве и приказываю, чтобы он поддерживался отныне.

Я восстанавливаю законы короля Эдуарда <1> с теми поправками, которые были внесены моим отцом <2> по совету его баронов...

--------------------------------

<1> Англосаксонского короля Эдуарда Исповедника (1042 - 1066 гг.).

<2> Вильгельмом Завоевателем.

 

Если кто-либо после смерти короля Уильяма, моего брата, присвоил что-либо из того, что принадлежит мне или другим лицам, он должен незамедлительно все вернуть без уплаты штрафа; но, если кто-либо оставит себе чужое и это будет обнаружено, он будет подвергнут тяжкому штрафу" <1>.

--------------------------------

<1> Charter of Liberties // <http://www.britannia.com/history/docs/charter.html>.

 

Следующий этап правовых реформ наступил в правление Генриха II, родоначальника новой династии Плантагенетов.

В ряду принятых им актов особое значение имели Великая и Кларендонская ассизы, преобразовавшие судебную систему и учредившие мировых судей и суд присяжных.

Столь же масштабной должна была стать и церковная реформа. Ее основные контуры были закреплены в Кларендонской конституции 1164 г. Этот акт установил жесткие ограничения для духовенства. В частности, королевским судам было предоставлено право проверять ведение дел в церковных судах. Архиепископам, епископам и другим духовным лицам запрещалось покидать территорию королевства без согласия короля. А если такое согласие было получено, они должны были принести присягу в том, что, находясь за границей, в пути либо вернувшись обратно, они не будут причинять вред либо ущерб королевству и королю <1>. Но завершить церковную реформу Генрих II не сумел. Убийство в декабре 1170 г. его главного оппонента - архиепископа Кентерберийского Т. Бекета - так ужаснуло его, что он предпочел отказаться от проведения реформы. Более того, он даровал духовенству новые, большие, чем прежде, права.

--------------------------------

<1> Constitutions of Clarendon. 1164 // <http://avalon.law.yale.edu/medieval/constcla.asp>.

 

Следующая волна законодательных реформ была осуществлена вопреки воле короля. Под давлением мятежных баронов король Иоанн даровал подданным Великую хартию вольностей 1215 г. Этот акт представляет интерес не только с точки зрения истории развития, но и действующего права англосаксонского мира. Поэтому приведем значительный его фрагмент:

"Дали мы перед Богом свое согласие и настоящей Хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенно... чтобы ни мы, ни наши чиновники не захватывали ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости должника достаточно для оплаты долга... чтобы ни один свободный человек не был арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, подвергнут нападению нашему либо по приказу нашему иначе, как по законному приговору равных с ним лиц и по закону страны... чтобы за мзду никто не добивался права и справедливости и никому не отказывали в них и не затягивали в их признании... чтобы все купцы имели право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию... покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинные и справедливые, обычаем установленные пошлины... чтобы судьи, констебли, шерифы и бейлифы назначались лишь из тех лиц, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять" <1>.

--------------------------------

<1> Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв. М., 1957. С. 15 - 22.

 

Через полвека курс законодательных реформ был продолжен Эдуардом I (1272 - 1307 гг.). За 35 лет своего царствования он принял 31 крупный законодательный акт, многие из которых оставили заметный след в истории английского права. Чтобы обосновать это суждение и дать общее представление о направлениях реформ, приведу несколько цитат:

"I. Король желает и приказывает, чтобы мир святой церкви и всей страны хорошо поддерживался и охранялся во всех местах. И чтобы одинаковое право принадлежало всем, как богатым, так и бедным, не взирая на лица...

V. И так как выборы должны быть свободными, король запрещает под угрозой тяжкого наказания, чтобы кто-либо из знатных людей или кто-нибудь другой силой оружия или коварства мешал бы кому-либо осуществить свободные выборы...

VIII. И ничего не следует брать за правильное ведение судебного дела (par beau pleyder), как это уже было раньше запрещено в царствование короля Генриха, отца теперешнего короля" (Первый Вестминстерский статут 1275 г.).

"Ввиду того что изо дня в день растет количество грабежей, убийств, поджогов и случаев воровства, а (обвинительные) присяжные не желают изобличать своими показаниями преступников... наш господин король для уничтожения засилья преступников установил... чтобы во всех собраниях графств и сотен, на рынках, ярмарках, а также во всех других местах, где бывают сборища народа, было бы торжественно объявлено, что впредь никто не может рассчитывать на оправдание по причине его неведения (о совершенном преступлении) и что отныне каждое графство должно так хорошо охраняться, чтобы немедленно после совершения подобных грабежей и преступлений начиналось бы преследование (виновных) по свежим следам из деревни в деревню, из одной местности в другую" (Винчестерский статут 1285 г.).

Одной из основных целей законодательных реформ было искоренение недостатков управления и судопроизводства. Но эта цель так и осталась неосуществленной, о чем свидетельствует один из наиболее ярких законодательных актов средневековой Англии - Ордонанс о судьях, изданный королем Эдуардом III в 1346 г. Текст этого акта не только интересен, но и поучителен. Он развенчивает многие мифы, связанные с историей английского права. Поэтому приведем его лишь с небольшими сокращениями:

"Из многочисленных жалоб, поступающих к нам, мы узнали, что закон нашей страны, который согласно нашей коронационной клятве мы обязаны поддерживать, плохо соблюдается и его осуществление часто нарушается благодаря корыстной поддержке и защите одной из тяжущихся сторон как в судах, так и вообще в стране, осуществляемой разными способами. Поэтому, движимые в этом деле совестью и желая быть угодными Богу, облегчить и успокоить наших подданных, а также свою совесть, и для того, чтобы обеспечить выполнение нашей вышеупомянутой (коронационной) клятвы, мы с согласия магнатов и других мудрых людей из нашего совета постановили следующее:

Статья I. Мы приказываем, чтобы наши судьи отныне обеспечивали осуществление закона и прав всем нашим подданным, в равной мере богатым и бедным, независимо от личности, и не нарушали бы права из-за каких-либо писем или распоряжений, полученных ими от нас, или от кого-либо другого, или на каком-либо ином основании.

И, если подобные письма, приказы, распоряжения, нарушающие закон, препятствующие его осуществлению или осуществлению прав тяжущихся, поступят к судьям или к другим лицам, имеющим отношение к законам согласно обычаям королевства, судьи и другие вышеупомянутые лица должны разбирать дело и вести судебные заседания и процесс так, как если бы они не получали никаких писем, приказов или распоряжений. И они обязаны уведомить нас и наш совет о подобных распоряжениях, которые противоречат законам. И желая, чтобы наши судьи осуществляли равное право в отношении всех людей, не обнаруживая никакого пристрастия, мы постановили и приказали, чтобы судьи приносили присягу в том, что отныне и в течение того времени, пока они будут исполнять должность судьи, они не будут принимать ни денежного вознаграждения, ни одежды ни от кого, кроме нас самих, и что они никоим образом не будут принимать от людей, дела которых должны рассматривать, никаких подарков или взяток, ни сами лично, ни через других, ни открыто, ни тайно, за исключением только пищи или напитков незначительной стоимости... И в связи с этим мы повысили жалованье этих наших судей, насколько это необходимо, чтобы удовлетворить их.

Статья II. То же самое мы постановили в отношении баронов Казначейства. И мы открыто потребовали от них в нашем присутствии, чтобы они в соответствии с разумом осуществляли право в отношении всех наших подданных, как больших, так и малых.

Статья IV. Далее мы приказали и твердо настаиваем на том, чтобы под страхом наказания никто из членов нашего дома или наших приближенных, а также ни прелаты, ни эрлы, ни бароны, ни другие большие и малые люди, какого бы они ни были сословия или состояния, не принимали участия в каких-либо тяжбах, не касающихся их лично, с тем, чтобы поддерживать в них одну сторону тайно или открыто, за подарки или посулы, ради дружбы или покровительства, из-за недоверия и ненависти, или по какой-либо другой причине, так как это нарушает закон и затрудняет его действие. Но каждый человек имеет полное право искать и защищать свое право в наших и других судах в соответствии с законом...

Статья V. Затем нам стало известно, что многие лица поддерживают в корыстных целях одну из тяжущихся сторон в судебных процессах и (в свою очередь) пользуются поддержкой (своих) лордов, что еще более поощряет их к нарушениям законов. Благодаря такой поддержке многие люди в графствах разорялись, права многих нарушались или осуществление их откладывалось, а некоторые невинные люди обвинялись, осуждались или притеснялись другим способом... Поэтому мы приказали и приказываем... чтобы в назначенный день такие лица явились перед нами лично или перед теми членами нашего совета, которых мы для этого уполномочили. Их дела должны быть тщательно расследованы, а им следует приказать, чтобы впредь они воздерживались от оказания подобной поддержки или помощи одной из тяжущихся сторон, которую они ранее осуществляли в этой стране к ущербу нашего народа.

Статья VI. Далее мы желаем и приказываем, чтобы судьи, назначенные для рассмотрения ассиз, имели бы также полномочия для проведения во время (ассизных) сессий расследований... по поводу тех взяток, незаконных вознаграждений и других доходов, которые... должностные лица берут с населения за исполнение своих обязанностей и по поводу всего того, что непосредственно относится к их должности. Расследование должно вестись также по поводу того, что они составляют комиссии присяжных из лиц, пользующихся дурной славой и подозреваемых в злоупотреблениях; а также относительно лиц, поддерживающих тяжущиеся стороны, взяточников, присяжных, которые берут с тяжущихся взятки и вознаграждения, благодаря чему в нарушение всех законов населению ежедневно наносятся тяжелые убытки и ущерб и нарушается общее право.

И все те, кто будет уличен в подобных злоупотреблениях, должны быть наказаны в соответствии с разумом и законом как по жалобам, возбужденным нами, так и по частным жалобам. И мы обязали наших канцлера и казначея выслушивать жалобы на подобные злоупотребления от всех тех, кто пожелает пожаловаться и заботиться о скорейшем пресечении этих злоупотреблений.

Поэтому мы Вам приказываем широко опубликовать вышеизложенные статьи и постановления в нашем городе (или в том месте, которое Вы сочтете наиболее удобным в Вашем округе), чтобы те, кто испытывает вышеперечисленные тяготы, могли добиваться их пресечения согласно вышеуказанному Ордонансу; и чтобы наш народ мог знать наши намерения и желания в этом отношении и наше стремление к тому, чтобы право оказывалось всем нашим подданным - как бедным, так и богатым; и чтобы нарушители (законов) обуздывались бы и подвергались наказанию" <1>.

--------------------------------

<1> Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада // <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XIV/Postanovlenija_o_sudach/text.phtm>.

 

Следующая волна преобразований права началась в эпоху Реформации. Ее первым актом стал Акт о верховенстве, изданный королем Генрихом VIII в 1534 г. с целью расторгнуть узы католической церкви. Его принятие было обосновано необходимостью "усилить достоинство Христианской религии в Английском королевстве, подавить и искоренить все ошибки, ереси и другие ненормальные явления и злоупотребления". А средством решения этой задачи стало провозглашение короля (и его наследников) "единственным верховным главой на земле Церкви Англии, именуемой Англиканской Церковью". Королю передавались не только указанный титул, но и "все звания и знаки отличия, преимущества, юрисдикции, привилегии, власть, иммунитеты, доходы и предметы, принадлежащие и имеющие отношение к званию верховного главы указанной Церкви" <1>.

--------------------------------

<1> <http://www.britainexpress.com/History/tudor/supremacy-henry-text.htm>

 

Аналогичный Акт о верховенстве был принят в 1558 г. королевой Елизаветой I, и он до сих пор остается в силе <1>.

--------------------------------

<1> См.: <http://www.statutelaw.gov.uk/content.aspx?activeTextDocId=1518143>.

 

Самые яркие страницы английского статутного права были написаны во время Английской революции 1640 - 1660 гг., что подтверждают даже названия актов, отражавших не только ход яростной борьбы, но и новые начала права: "Петиция о корне и ветвях" от 11 декабря 1640 г., "Великая Ремонстрация и сопровождающая ее Петиция Палаты общин" от 1 декабря 1641 г., "Девятнадцать предложений, посланных двумя палатами парламента королю в Йорке" от 3 июня 1642 г., "Торжественный союз и соглашение" от 25 сентября 1643 г., "Соглашение народа Англии и местностей, в нее входящих, для утверждения прочного мира, основанного на общем праве, свободе и общей для всех безопасности" от 15 января 1649 г., "Акт об объявлении Англии общим достоянием (Commonwealth)" от 19 мая 1649 г., "Орудие управления" от 16 декабря 1653 г. и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: The Constitutional Documents of the Puritan Revolution. 1625 - 1660. Selected and Edited by S.R. Gardiner. Oxford, 1906.

 

Изменились содержание, форма, стиль изложения законодательных норм. Они стали образными, яркими и вместе с тем властными. Так проявляла себя поэзия новой, впервые пробужденной стихии, когда творцом истории стал сам народ.

Особой страстью отличались акты 1649 г., самого драматичного в истории английской революции.

Одним из первых его актов (4 января) стало объявление Палаты общин верховной властью в Англии:

"Общины Англии, заседающие в Парламенте:

1. Объявляют, что народ, живущий по заветам Бога, является источником всей власти.

2. И также объявляют, что общины Англии, заседающие в парламенте, избранные и представляющие народ, являются высшей властью в государстве" <1>.

--------------------------------

<1> The Constitutional Documents of the Puritan Revolution. 1625 - 1660. Op. cit.; Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII - XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы; Сост. Н.Н. Блохин. М., 1957. С. 71.

 

С этого момента законодательные акты отличает особая, невиданная до тех пор сила вдохновения. Палата общин не только вершит судьбы королевства, она несет ответственность за каждый свой шаг перед собственным народом и Богом. По этой причине в ее актах так много строк посвящено обоснованию принятых решений. Поэтому в их текстах закреплено так много общих принципов, устремленных в будущее, и так много норм, обращенных не только к разуму, но и к чувствам.

Примером тому может служить Акт об уничтожении должности (office) короля от 17 марта 1649 г.:

"Принимая во внимание следующее, установленное и доказанное опытом, а именно:

что должность короля в этой стране и Ирландии и принадлежность королевских полномочий какому-либо одному лицу бесполезны, тягостны и опасны для свободы, общественной безопасности и публичного интереса народа;

и что в отношении большей части этого народа королевские полномочия и прерогативы были использованы для притеснения, разорения и обращения в рабство подданных;

и что каждое лицо, обладающее такими полномочиями, стремится обычно и в силу естественного порядка вещей посягнуть на законную свободу и вольности народа и старается поставить свою волю и власть выше законов, чтобы можно было поработить для себя указанные выше королевства;

постановляется и объявляется настоящим парламентом и его властью, что должность короля этого государства отныне не должна принадлежать какому-либо одному лицу и что никакое лицо не должно и не может иметь либо притязать на трон, титул, сан, власть или полномочия короля или принца Уэльского указанных выше королевств и владений или какой-либо их части, вне зависимости от того, что было ранее установлено законами, статутами, традициями или обычаями..." <1>.

--------------------------------

<1> The Constitutional Documents of the Puritan Revolution. 1625 - 1660. P. 384 - 386; Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII - XIX вв. С. 75, 76.

 

После казни короля Карла I (30 января 1649 г.) перед Англией открылось новое будущее, основные черты которого закрепил Акт об объявлении Англии общим достоянием от 19 мая 1649 г.:

"Провозглашено и установлено настоящим парламентом и его властью, что народ Англии и всех принадлежащих ему владений и территорий становится и будет в будущем общим достоянием и свободным государством, так как это установлено, совершено и подтверждено настоящим Актом, и что отныне он будет управляться как общее достояние и свободное государство верховной властью этой нации - представителями народа в парламенте, а также теми назначенными ими и подчиненными им должностными лицами и министрами, во благо народа и без какого-либо короля и Палаты лордов" <1>.







Date: 2016-02-19; view: 588; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию