Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Правовая система Венгрии 5 page





Значительные изменения внесены в правила об усыновлении, согласно которым предоставлена возможность в отдельных случаях разрешать усыновление без согласия родителя, который не выполняет своих обязанностей в отношении ребенка.

Следующим этапом изменения норм семейного права был Закон 1986 г., основной целью принятия которого считалось укрепление института брака, защита интересов детей. При сохранении действующего порядка заключения брака Закон 1986 года установил единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет, а также правило, по которому срок между подачей заявления о вступлении в брак и его регистрацией не должен быть меньше трех месяцев (с 1990 г. этот срок составляет один месяц).

Существенно изменились нормы об имущественных отношениях супругов, в частности введен договорный режим имущества, в соответствии с которым как вступающие в брак, так и супруги могут заключить письменный договор, устанавливающий законный режим их совместной или раздельной собственности. Кроме того, в Закон 1952 г. был включен новый раздел, регулирующий порядок пользования жильем супругами, в силу которого вступающим в брак или супругам предоставлена возможность договориться о том, кто будет пользоваться совместной квартирой в случае развода. Законом 1986 г. были введены важные нормы, касающиеся детей. Так, Закон предусмотрел обязанность отдельно проживающего родителя общаться с ребенком, а родителя, воспитывающего ребенка, - обеспечивать возможность этого свободного общения.

Дальнейшее реформирование законодательства о семейном праве в конце XX и начале XXI в. было обусловлено не только коренными изменениями, произошедшими в стране, но и общими тенденциями в международно-правовом регулировании вопросов, касающихся брака и семьи, а также принятием международных конвенций, участником которых стала и Венгрия. Основные изменения, внесенные в Закон 1952 г. в этот период, касались усыновления как предпочтительной формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. В частности, был изменен прежний шестимесячный срок со дня рождения ребенка, по истечении которого могло быть дано согласие на усыновление. По новому правилу такое согласие возможно еще до рождения ребенка или сразу же после появления ребенка на свет. При этом мать должна быть предупреждена о том, что она может отозвать данное ею согласие на усыновление до достижения ребенком возраста двух недель.

Введением новых положений о лишении родительских прав была усилена ответственность родителей за ребенка. В качестве оснований для лишения родительских прав назывались: отказ родителя от сотрудничества с лицами, на воспитании которых находится ребенок; отсутствие у родителя стремления изменить свое поведение и других условий с тем, чтобы ребенок мог быть возвращен ему на воспитание.

Претерпели изменение правила установления и прекращения опеки над несовершеннолетними, лишенными родительского попечительства. Так, определено, что опекуном несовершеннолетнего может быть назначено лицо: у которого ребенок помещен на основании решения суда; у которого орган опеки временно поместил ребенка; которое с согласия органа опеки взяло ребенка на воспитание в семью.

В качестве требований, предъявляемых к лицам, которые не могут быть опекунами, определены следующие: не может быть опекуном лицо, родительский надзор которого приостановлен из-за передачи его ребенка на временное или постоянное воспитание, а также лицо, ребенка которого орган опеки признал усыновленным.

В интересах ребенка были расширены и упрощены основания и условия освобождения лиц от опеки. Так, основанием для освобождения опекуна от его обязанностей признано злоупотребление им своими правами или ненадлежащее исполнение опекунских обязанностей, а также совершение действий, вследствие которых опекун становится недостойным выполнять функции опекуна.

Одной из последних новелл в области семейного права является введение нотариального порядка расторжения брака. Если ранее расторжение брака было возможно только в суде, то по новым правилам брак может быть расторгнут у нотариуса при условии, что супруги достигли взаимного согласия и у них нет общих несовершеннолетних детей и детей, правомочных на получение содержания.

Трудовое право Венгрии сложилось в середине XX в. и подверглось реформированию в 1990-х гг. в результате смены общественного строя, осуществления экономических и политических преобразований.

Первым источником трудового права страны был Кодекс о труде 1951 г. Созданный в период централизованного директивного управления, Кодекс отражал идеологию и практику существовавшей в то время общественной системы. При этом считается, что Кодекс 1951 г. знаменовал собой возникновение венгерского трудового права.

Переход страны на новую систему управления народным хозяйством обусловил принятие в 1967 г. нового Кодекса о труде, который на законодательном уровне закрепил самостоятельность предприятий в ведении их хозяйственной деятельности; ввел систему коллективных договоров; значительно расширил права профсоюзов, работников, женщин и несовершеннолетних.

Действовавший до 2012 г. Кодекс был принят в 1992 г. Он считался одним из первых новых кодексов, появившихся в странах постсоветского периода.

Характерной особенностью Кодекса 1992 г. было отсутствие в нем декларативных положений, свойственных социалистическим кодексам. Небольшой по объему Кодекс регулировал не все вопросы трудовых отношений, но был дополнен рядом специальных законов о труде, в числе которых - законы об охране труда, о занятости, об оказании содействия в трудоустройстве, о забастовках. В целом Кодекс оценивался как европейский тип трудового права, которому свойственно признание роли капитала, частной собственности, преимуществ предпринимателей, равно как и роли труда, профсоюзов, трудовых коллективов.

В настоящее время положения правового регулирования труда содержатся в Основном Законе Венгрии и во вступившем в силу с июля 2012 г. Кодексе законов о труде.

В соответствии с Основным Законом каждому предоставляется право свободного выбора рода деятельности и занятий, а также право ведения предпринимательской деятельности. При этом указывается на стремление страны к созданию условий для того, чтобы каждому работоспособному человеку, желающему трудиться, была предоставлена работа и каждому работнику обеспечивались условия труда, сохраняющие его здоровье, безопасность и достоинство.

В структурном отношении новый Кодекс законов о труде (далее - КЗоТ) состоит из пяти частей. В первой части "Общие положения" определяются цель закона и его действие, а также общие требования к поведению работодателей и работников. В качестве таких требований называются соблюдение принципов доброго намерения и добросовестности при осуществлении прав и исполнении обязанностей, осуществление деятельности на основе взаимности, без нарушения прав и законных интересов другой стороны.

В этой же части регулируется порядок заключения соглашений между работодателем и работником, случаи недействительности таких соглашений и возможности отказа от них.

Вторая часть "Трудовое отношение" в качестве субъектов трудового отношения называет работодателя - юридическое лицо, которое нанимает работника на основании трудового договора, и работника - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, выполняющее работу по трудовому договору. Здесь же определяются условия возникновения, изменения и расторжения трудовых отношений, порядок осуществления трудовой деятельности и материальная ответственность сторон за причиненный ущерб.

Трудовые отношения устанавливаются на основании письменного трудового договора, условия которого вырабатываются соглашением сторон. При этом условия трудового договора не должны противоречить коллективному договору.

Изменение условий трудового договора допускается только по взаимному согласию сторон. В исключительных случаях работнику может быть вменено в обязанность выполнение трудовых функций, не входящих в круг его обязанностей, или работа вне постоянного места трудовой деятельности. При этом не может быть нарушено право работника на получение заработной платы, соответствующей его первоначальному кругу обязанностей.

КЗоТ предусматривает возможность прекращения и расторжения трудового договора. Основаниями для прекращения трудового договора являются смерть работника, прекращение деятельности работодателя без правопреемника, истечение установленного срока. Трудовой договор расторгается по взаимному соглашению сторон, с истечением срока предупреждения об увольнении, в период испытательного срока.

Нормы о порядке осуществления трудовой деятельности регулируют меры труда, которыми закрепляются продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и сроки предоставления отпусков, заработная плата. В случае причинения вреда работником бремя доказывания его вины лежит на работодателе, который может получить возмещение за счет заработка работника. При причинении вреда здоровью работника работодатель, как правило, несет ответственность независимо от вины и освобождается от ответственности, только если докажет, что вред причинен в связи с форс-мажором или по вине потерпевшего.

Третья часть называется "Отношения, связанные с трудом", в ней предусматривается система партнерских отношений между работниками, работодателями и представляющими их интересы организациями. В рамках этих отношений как работникам, так и работодателям предоставлено закрепленное в Основном Законе Венгрии право создания совместных организаций по представительству интересов без каких-либо ограничений, а также право вступления в действующие организации такого характера.

Участниками партнерских отношений являются профсоюзы, производственный совет и работодатели. Под профсоюзом понимается самоуправляемая общественная организация, созданная физическими лицами для достижения целей, определенных в уставе. Профсоюзам предоставлено право на получение у работодателя информации по вопросам, затрагивающим интересы работников, на обжалование незаконных действий или упущений работодателей. Профсоюз выступает стороной при заключении коллективного договора, в котором определяются конкретные условия труда и система его оплаты.

Формой осуществления партнерских отношений работниками считается их участие в управлении производством через избранных ими производственный совет или поверенного. Производственный совет избирается на пять лет. Численный состав производственного совета зависит от числа работников на предприятии. Производственный совет решает вопросы об использовании выделенных по коллективному договору средств на социальные нужды. Согласие производственного совета требуется в связи с планируемыми работодателем мероприятиями, которые касаются большого числа работников, а также в связи с планируемыми мероприятиями по обучению работников.

В этой же части излагаются нормы о коллективном договоре, который заключается между работодателем или членом представляющей его интересы организации, с одной стороны, и профсоюзом, с другой стороны. Коллективный договор регулирует права и обязанности, возникающие в связи с трудовыми отношениями; в нем могут быть предусмотрены правила поведения сторон при заключении, исполнении и ликвидации трудового договора, при осуществлении урегулированных в нем прав и исполнении обязанностей.

Четвертая часть "Трудовые споры" содержит нормы о спорах по трудовым делам и коллективных трудовых спорах. Споры по трудовым делам рассматриваются судом, в который с исковым заявлением обращаются работодатель и работник, если оспариваются трудовые правоотношения либо охраняемые законом интересы, а также профсоюзом, производственным советом - в случае нарушения охраняемого законом интереса, коллективного договора или производственного соглашения.

Коллективные трудовые споры, возникающие между работодателем и производственным советом или профсоюзом, рассматривает конфликтная комиссия, которая состоит из равного количества представителей работодателя и производственного совета или профсоюза и независимого председателя. Председатель проводит регулярные консультации с представителями сторон, фиксирует позиции сторон и результаты достигнутых соглашений.

В пятой части "Заключительные положения" дается понятие применяемых в законе терминов, таких, как молодой работник, ребенок, родитель и ряд других. Здесь же определяется дата вступления нового КЗоТа в силу.

Гражданское процессуальное право. Отраслью права, устанавливающей порядок разбирательства и разрешения судами гражданских дел, а также порядок исполнения решений судов, является гражданское процессуальное право. Систематизированным законодательным актом, регулирующим порядок рассмотрения судами гражданских дел, является Гражданско-процессуальный кодекс 1952 г. в редакции 2000 г. (далее - ГПК).

Следует отметить, что в истории венгерского гражданского процессуального права ГПК 1952 г. был третьим принятым в стране Гражданско-процессуальным кодексом. До него действовали Положение о гражданском судопроизводстве 1868 г. и ГПК 1911 г. Основные нормы гражданского судопроизводства, предусмотренные в Положении 1868 г. и ГПК 1911 г., излагаются в коллективной работе венгерских авторов "История венгерского государства и права" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Csizmadia A., Kovacs K., Asztalos Z. Magyar allam - es jogtortenet. Budapest, 1978. O. 301.

 

В структурном отношении Положение 1868 г. состояло из девяти частей, в которых кроме процессуальных норм регулировался порядок исполнения судебных решений. Предусматривался устный и письменный порядок рассмотрения дел. Устный процесс применялся окружными судами для вынесения решений по делам "средней важности". Письменный процесс проходил без непосредственного судебного разбирательства, а судебное решение выносилось только на основании письменных материалов дела.

ГПК 1911 г. подразделялся на пять частей: компетенция и подсудность судов, стороны процесса, суд первой инстанции, обжалование, особое производство. В качестве основных принципов гражданского процесса, урегулированных в ГПК 1911 г., называются принципы: разграничения полномочий, судебного разбирательства и расследования, устности, гласности и непосредственности, свободной оценки доказательств и свободы процессуального действия. В соответствии с положениями ГПК 1911 г. суд выносил судебные решения, руководствуясь только показаниями сторон во время судебного разбирательства. Письменные материалы считались средствами подготовки и доказательства.

Действующий в настоящее время ГПК 1952 г. существенно отличается от своей первоначальной редакции. За время, прошедшее после принятия Кодекса, произошли значительные изменения в экономической и общественной жизни страны, ставшей на путь развития капиталистических общественных отношений, что, естественно, отразилось и на ГПК 1952 г.

Последняя редакция ГПК была опубликована в 2000 г., но и после этого в Кодекс вносилось значительное количество изменений и дополнений, в том числе и в 2011 - 2012 гг.

ГПК состоит из восьми разделов, каждый из которых регулирует определенные положения о процессуальных нормах. Так, в первом разделе излагаются общие положения, устанавливающие цель ГПК - обеспечение справедливого разрешения правовых споров. Достижению поставленной цели способствуют положения, определяющие задачи суда и прокурора в гражданском процессе, обеспечивающие возможность возбуждения гражданского дела только на основании заявления, гласность судопроизводства и право пользования родным языком. В этом же разделе содержатся нормы о рассматривающих дела судах, их компетенции и подсудности, о сторонах и других участниках гражданского процесса, о возможности представительства и о правилах несения судебных расходов.

Второй раздел ГПК посвящен также процедуре рассмотрения дел в суде первой инстанции от предъявления иска до вынесения решения по первой инстанции. Согласно ГПК суд: проверяет исковое заявление на его соответствие установленным требованиям; готовит на его основе судебное разбирательство; заслушивает стороны, свидетелей, экспертов; запрашивает необходимые документы и назначает рассмотрение дела в суде, которое завершается вынесением решения.

В третьем разделе ГПК рассматривается порядок обжалования, возобновления дела и протеста в порядке надзора. В данном случае в одном разделе объединены такие институты права, как обжалование и возобновление дела, являющиеся способами исправления ошибочных решений, а также институт надзора, осуществляемого в целях обеспечения, восстановления законности, когда вынесенные судом решения являются необоснованными, нарушающими закон.

Четвертый раздел ГПК образует нормы об особых производствах, регулирующие процессуальные действия и отношения, характерные для таких видов производств, как дела по брачным спорам, об установлении отцовства, о родительском надзоре, об установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними. В этом же разделе содержатся нормы о производстве по платежным приказам, о делах по искам, предъявляемым к органам государственного управления, а также о правилах производства в связи с опубликованием исправлений в прессе, о неконституционных нормах и ведении соответствующего производства. Кроме того, специальная глава данного раздела посвящена судам по трудовым делам, которые в качестве судов первой инстанции рассматривают дела по требованиям, вытекающим из трудовых отношений или из правоотношений, являющихся по своему характеру трудовыми отношениями.

Пятый раздел ГПК устанавливает правила рассмотрения дел особой важности, которыми считаются дела, возбуждаемые в целях удовлетворения путем иска требований на сумму больше 400 млн. форинтов. Дело рассматривается трибуналом при обязательном обеспечении правового представительства.

В шестом разделе определены процессуальные правила разрешения дел при цене иска до 1 млн. форинтов, разбирательство которых отнесено к компетенции местных судов.

Седьмой раздел назван "Гражданские дела, имеющие отношение к электронной связи", положения которого будут действовать с 2013 г.

Восьмой раздел содержит заключительные положения и нормы о вступлении ГПК в силу.

Судебная система Венгрии представляет собой совокупность всех судов страны, имеющих общие задачи и связанных между собой отношениями по отправлению правосудия.

Важнейшими нормативными актами о структуре судебной системы являются Основной Закон страны и Закон 2011 г. об организации и управлении судами. Задачей судов является вынесение решений по уголовным делам, правовым спорам в области частного права и иным определенным в законе делам.

В стране действует многоуровневая судебная организация. Входящие в ее состав суды защищают законные интересы физических и юридических лиц, организаций, не наделенных правом юридического лица.

Судьи провозглашаются независимыми, подчиняющимися только закону. Они не могут быть членами партий и участвовать в политической деятельности. Профессиональных судей назначает и освобождает от должности Президент страны.

Осуществление правосудия в Венгрии обеспечивает: Курия, апелляционный суд, трибунал, районный суд и суд по административным и трудовым делам.

Районный суд и суд по административным и трудовым делам являются судами первой инстанции, не наделенными правом юридического лица и действующими под руководством председателей. К компетенции суда по административным и трудовым делам относится пересмотр в судебном порядке решений органов административной власти; рассмотрение дел, касающихся трудовых отношений.

Трибуналы в качестве судов первой инстанции выносят решения по делам, отнесенным к их компетенции законом, а в качестве судов второй инстанции разбирают жалобы на решения, вынесенные районными судами. Трибуналы пользуются правом юридического лица.

Апелляционные суды рассматривают жалобы, поданные в связи с решениями, которые вынесены районными судами и трибуналами. Апелляционные суды наделены правом юридического лица.

Высшим органом судебной системы страны является имеющая право юридического лица Курия, которая обеспечивает единство применения права судами, принимает единообразные решения, определяющие основные направления деятельности всех судов и являющиеся обязательными для них.

Руководство деятельностью Курии осуществляет председатель, который избирается Государственным собранием. Курия рассматривает жалобы на решения, вынесенные трибуналами и апелляционными судами; выносит решения по иным делам, отнесенным к ее компетенции.

Центральное руководство судами обеспечивается Общегосударственным управлением судами и Общегосударственным советом судей. Общегосударственное управление судами является самостоятельно хозяйствующим центральным бюджетным органом, возглавляемым председателем, которого избирает Государственное собрание на неопределенный срок.

Председатель Общегосударственного управления судами обеспечивает решение центральных задач по руководству судами, соблюдая конституционный принцип независимости судей. Кроме того, к компетенции председателя Общегосударственного управления судами относится разработка и внесение предложений о статье судебных расходов в центральном бюджете страны, осуществление надзора за деятельностью председателей апелляционных судов и трибуналов по руководству этими судами.

Общегосударственный Совет судей является надзорной ассоциацией центрального управления судами (далее - ассоциация), действующей в составе председателя Курии и 14 судей. Условия деятельности ассоциации обеспечивает Общегосударственное управление судами. В задачу ассоциации входит:

- контроль за деятельностью по центральному управлению, осуществляемой председателем Общегосударственного управления судами;

- внесение инициативных предложений о разработке нормативных актов, касающихся судов; Общегосударственного управления судами регламентов и рекомендаций.

Кроме того, ассоциация контролирует хозяйственную деятельность судов, дает заключение о предложенных судебных расходах в бюджете страны и представленных отчетах об исполнении бюджета.

В стране действует Конституционный суд, нормы о котором содержатся в Основном Законе и в Законе 2011 г. о Конституционном суде.

Конституционный суд называется высшим органом по защите Основного Закона. В состав Конституционного суда входит 14 судей, которых, как и председателя суда, избирают депутаты Государственного собрания большинством в 2/3 голосов на 12-летний срок. Судьей может быть избран достигший 45-летнего возраста венгерский гражданин, имеющий юридическое образование и опыт научной юридической деятельности, например в качестве преподавателя университета или доктора Академии наук.

Члены Конституционного суда не могут состоять в партиях и заниматься политической деятельностью. Предельный возраст для полномочий в качестве судьи Конституционного суда - 70 лет.

В компетенцию Конституционного суда входит проверка одобренных, но неопубликованных законов. На основании инициативы, проявленной судьей, Конституционным судом оценивается соответствие Основному Закону нормативного акта, применяемого по конкретному делу. Кроме того, Конституционный суд рассматривает с точки зрения соответствия Основному Закону конституционно-правовые жалобы на применение нормы закона по конкретному делу или на судебное решение. На основании проявленной правительством или 1/4 депутатов Государственного собрания инициативы Конституционный суд проверяет конституционность нормативных актов. Конституционный суд наделен также полномочиями по исследованию нормативных актов с точки зрения их соответствия международному договору.

Нормы о прокуратуре содержатся в Основном Законе и в Законе 2011 г. о прокуратуре, который отменил Закон о прокуратуре, действовавший с 1972 г.

В соответствии с новым Законом прокуратура является органом по преследованию уголовно наказуемых и иных правонарушающих деяний, упущений, а также по предупреждению противоправных деяний. Она независимая самостоятельная организация, подчиняющаяся только закону.

В пределах своей компетенции прокуратура:

- следит за законностью следствия;

- представляет общественное обвинение в судебном процессе;

- выступает инициатором возбуждения производства в гражданских делах, в установленных случаях пользуется правом обжалования;

- осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний;

- решает иные задачи, определенные законом.

Организацией прокуроров руководит избираемый Государственным собранием на девятилетний срок Генеральный прокурор, который в свою очередь назначает прокуроров. Генеральный прокурор ежегодно отчитывается перед избравшим его органом власти.

Система органов прокуратуры состоит из Генеральной прокуратуры, главной прокуратуры второй инстанции, главной прокуратуры и районных прокуратур.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор, который принимает участие с правом совещательного голоса в заседаниях Государственного собрания и Курии. В рамках своей компетенции Генеральный прокурор осуществляет надзор за исполнением законов следственными органами, опротестовывает противозаконные решения, вынесенные в ходе производства по уголовному делу, может требовать для проверки материалы, находящиеся у следственного ведомства, дает заключение о проектах нормативных актов, выполняет иные действия, определенные законом.

Прокуроры в своей деятельности подчиняются Генеральному прокурору и могут получать указания только от Генерального или вышестоящего прокурора. Законодательство предусматривает следующую подчиненность нижестоящих прокуратуре вышестоящим: Генеральная прокуратура осуществляет руководство главной прокуратурой второй инстанции и главной прокуратурой, а главная прокуратура - районными прокуратурами.

Права и обязанности, касающиеся деятельности прокурора, могут устанавливаться только законом. Каждому органу вменяется в обязанность обеспечение беспрепятственного осуществления прокурорами прав, определенных для них нормой закона. В свою очередь прокуроры и работники прокуратуры должны соблюдать Основной Закон страны и нормы Закона при выполнении возложенных на них обязанностей.

В заключение следует отметить, что Венгрия переживает непростой с точки зрения трансформации общественного устройства период.

Прошедшие в стране в 2010 г. выборы в Государственное собрание, в результате которых парламентское большинство получила партия Фидес (Венгерский гражданский союз), можно рассматривать как поворотный пункт в истории Венгрии. Действительно, за период с конца 2010 г. до середины 2012 г. в стране существенно обновилось законодательство. В частности, принят новый Основной Закон, неоднозначно оцененный Европейским союзом; вступил в силу новый Кодекс законов о труде, в котором, по мнению общественности, усматривается ограничение личных прав работника; действует Закон о средствах массовой информации, предусматривающий введение контроля над прессой.

В конце 2011 г. приняты законы о судебной системе, о прокуратуре, Конституционном суде, которые, по заключению Венецианской комиссии, ставят под угрозу независимость судебной системы и справедливое правосудие.

Серьезную озабоченность у стран Европы вызывает ограничение самостоятельности Венгерского национального банка, который по новым правилам стал органом, подчиненным Правительству, т.е. правящей партии.

Сложившаяся ситуация в Венгрии может, по мнению Европейского сообщества, привести к изоляции Венгрии, к удалению ее из Европейского союза.

 

Date: 2016-02-19; view: 1565; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию